Технологическая карта урока истории по теме «Начало Реформации в Европе»
рабочая программа по истории (7 класс) на тему

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Данный урок направлен на формирование у обучающихся представления о истории Реформации в Европе, мировоззрении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Корнелюк Жанна Вячеславовна

Предмет

Всеобщая история   История Нового времени

Класс

7

Номер урока

Урочная/не-урочная форма

Урок- открытие новых знаний; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа

Тема

«Начало Реформации в Европе»

Цель

Начать формирование у обучающихся представления о истории Реформации в Европе, мировоззрении.

Задачи

Образовательные:

- проанализировать причины, ход и итоги Реформации;

- охарактеризовать основные события;

- дать оценку действиям участников Реформации.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

-  развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

-  овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, представления)

Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения учения Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе

Умения:

- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

-  выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные:

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Германии;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деят-сти, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с

учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок.

Образователь-ная технология

Технология развития критического мышления средствами чтения и письма (ТРКМЧП), лабораторная работа

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И. и др. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О Сороко-Цюпы. 5 – 9 классы: пособие для учителей ОУ – М., «Просвещение», 2012 г.  

 Юдовская А. Я. , Баранов П. А. , Ванюшкина Л. М. «  Всеобщая история. История нового времени 1500 1800 7 класс»М.., Просвещение 2013г.

«Истории Средних веков. Хрестоматия ч. 2 М., Просвещение 1988г.

Ресурсы (оснащение)

Настенная карта «Реформация и Контрреформация в Европе .»

проектор, экран, презентация

Раздаточный материал:

- отрывки из исторического источника: Г. Сакс « О виттенбергском соловье», У. фон Гуттен «Вадиск, или Римская триада», Эразм Ротердамский «Похвальное слово глупости» ;

-  заготовки для выполнения задания в классе ;

- заготовки для выполнения задания на  стадии рефлексии

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма орг-ции деят-сти уч-ся

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Знания, умения, представ-ления

Формируемые УУД

Формируемые основы:

- проектной/ исследоват. деят-сти;

- работы с текстом;

- ИКТ-компетентности

П

Р

К

Л

Фронтальная

Какую эпоху мы сейчас изучаем? Как называется этот период в истории?

Какие важные изменения происходили в мире в изучаемый период? Посмотрим друг на друга, улыбнёмся  начнём нашу работу, а в конце урока себя оценим.

 

Мы погружаемся в эпоху начала Нового времени в Западной Европе. Это эпоха Великих географических открытий, Возрождения, гуманизма……….

 

Подведение к изучению новой темы.

Фронтальная

Групповая

Напомнить учащимся правилах работы в группе и о выборе лидера, который будет озвучивать решения Работаем чётко. слаженно, как только закончите дайте сигнал.

Фронтальная

 «Сегодня урок я хочу начать с изучения картинки  16 в. Высвечивается в презентации, и рассматриваем в учебнике стр 99. Что это? Вы знаете зачем рисовали карикатуры?» Художник-карикатурист должен уметь очень быстро откликаться на происходящие события. Поэтому карикатура обычно представляет собой линейный чёрно-белый рисунок, который легко воспроизвести в печати.

Такие картинки стали популярны в 16 в в связи с изобретением печатного станка.   Кого автор изобразил на ней? В виде кого?

Такая карикатура была бы возможна в 14,15 вв? Почему?

Значит в 16 веке общество изменилось?

Почему так изображены? Давайте попробуем разобраться почему так относятся к священнослужителям? Помогут нам тексты с которыми вы поработаете в группах и докажите, используя цитаты, что деятельность католической церкви вызывала у общества протест. Подтвердите или опровергните рисунок художника.

Обращаем внимание на понятия. которые вам не знакомы.

Работаем с толковым словарём Даля

Работа с презентацией. объясняющей  понятие индульгенции

Попробуем сформулировать тему урока.  Как называются изменения, происходящие в обществе?

Процесс получил название Реформация.

Если мы говорим об общественном явлении , что нам важно выяснить?

Задача вывешивается на доске : «Понять причины религиозной революции, её последствия.». Попробуем составить план.

Как вы думаете церковь смирится с потерей авторитета?

Тогда следующая проблема…. Каким образом католическая церковь сможет вернуть своё влияние?(вывешиваем на доске)

Ученики отвечают: карикатура, чтобы высмеивать пороки общества. ,……

В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое.

Ученики отвечают: Священнослужителей

Ослов, свиней

Нет Церковь играла важную роль в жизни общества. Определяло сознание. мировоззрение,……

Учащиеся анализируют тексты

Индульгенция- в католической церкви грамота о прощении грехов

Работа с понятием

(глоссарий)

реформы

Работа с понятием (глоссарий)

Причины Реформации, участники( слои общества, государства)                                            , ход. итоги. значение

нет

Объяснение

Метапредметные связи

Работа с понятиями

Умение строить высказыва-ние

Умение строить высказыва-ние, доказывать свою позицию опираясь на текст

Устанавливать причинно-следствен-ные связи,  логическое рассужде-ние

Умение формули-ровать изучаемую тему

Устойчи-вый познава-тельный интерес и становле-ние смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

                                                                                                               

Находить в

тексте требуемую

 информацию: пробегать текст

глазами, определять его основные элементы, сопоставлять

формы выражения

информации в

 запросе и в

самом тексте,

устанавливать,

являются ли

 они тождественными или синонимическими,

 находить

необходимую

 единицу информации в тексте;

 делать выводы

из сформулированных посылок;  связывать информацию,

обнаруженную в

 тексте, со

знаниями из

 других источников

Изучение нового материала. Открытие нового знания.

групповая

Весь  сложный процесс Реформации начался в Германии. Почему именно с Германии? потому что она была раздробленной и не было сильной центральной власти, способной защитить своих подданных от притеснений церкви

Что же ждало общество от тех изменений к которым сами стремились?  Какие категории населения вы могли бы назвать? Как вы думаете требования от ожидания Реформации у всех будут общими или нет? Почему они вступили в Реформацию? Изучим текст учебника стр  100-101. Работаем в группах, у каждой своё задание. Заранее составлены заготовки  в которые учащиеся должны вписать общие надежды на реформацию  князей, крестьян, горожан. А также отдельные требования каждой категории населения.

Проверим вашу работу….

Мы ответили на 2 пункта плана

Князья горожане, крестьяне

Заполняют таблицу

Проверка таблицы по презентации

Поиск информации в тексте,

Устанавливать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

Умение работать в паре со сверстни-ком

Задавать вопросы, необходимые для организа-ции собст-венной дея-тельности

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Устойчивый познавательный интерес и становление смысло-образу-ющей функции познавательного мотива

Умение находить

 ответы на вопросы

Ставить перед

собой цель чтения,

 направляя внимание

 на полезную в

 данный момент

информацию

   фронтальная

Все слои общества выражают недоверие церкви. Нужен лидер, который выскажет чаяния общества. Идейным вдохновителем масс в Германии был Мартин Лютер.

Фильм  о Мартине Лютере и его идеях( 2 фрагмента)

После 1 фрагмента  можно предложить ученикам  рассуждать на тему гражданской позиции "Какими качествами должен обладать человек, который, в период безраздельного господства католической церкви, выступал против политики Римского папы? Какая судьба могла ожидать его в эпоху разгула инквизиции?".

 

Ученики проводят дискуссию, делают выводы.

 2 фрагмент фильма. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Как основная масса крестьянского населения ответит на судебное разбирательство над Мартином Лютером?

Города и деревни заволновались. население изгоняло католических священников и закрывало церкви.  В 1524-1525 г в германии вспыхнула Крестьянская война. Их борьба закончилась поражением. Лютер выступление народа не поддержал и назвал их «разбойничьими шайками» Почему»

Работа с понятием

(глоссарий)

Учащиеся могут  сделать вывод о разных целях населения в реформации.

Работа с понятием

Работа с картой как источником информа-ции.

Устанавли-вать причинно-следствен-ные связи, строить логическое рассужде-ние

диалог

После разгрома Крестьянской войны началась княжеская или умеренная Реформация. Князья захватывали монастырские земли. Часть же князей напуганная Крестьянской войной сохранила верность католицизму. К чему приведёт ситуация?. В 1529г император Карл v подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства, присвоении церковного имущества. Тогда сторонники

Лютера объявили ему протест. так родилось слово протестант. И в Германии начались религиозные войны. Как вы думаете почему Карл пытался защитить католическую церковь? А кат церковь поддерживала Карла 5 , пыталась вернуть своё влияние?

Германия была ввергнута в противостояние.

Предполагаемый ответ: борьба начнётся и против светских владык. перестанут платить налоги, церковную десятину

Работа с понятием

фронтальная

Реформация продолжалась. Карл v вернулся в Германию из походов против Франции начал воевать с протестанскими князьями, разбил их. Боясь потерять власть протестанские и католические князья объединились и разбили Карла v . В 1555г. он заключил в Аугсбурге религиозный мир.

Фрагмент 3

Глава церкви-князь. протестанские проповедники-пасторы находятся на государственной службе; пышные обряды отменили. церковь стала дешёвой. Чтобы ответить на следующий пункт нашего плана – итоги Реформации

исследуем карту: какие земли приняли католичество. какие остались лютеранскими.

Как вы думаете такой мир укрепит государство? Почему?

Проверим ваш вывод из учебника стр 106

Ответы: северные и северо – восточные земли Германии приняли лютеранство, а юг остался католическим.

Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии. что затормозило процесс создания единого национального государства.

Работа с картой как источником информации.

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (ТРКМЧП)

Парная

Ученики получают задания по вариантам

Взаимопроверка с высвечиванием правильных ответов на доске

Работа с хроноло-гией

Оказы-вать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимопомощь

фронтальная

«На какие вопросы не нашли на уроке ответ? Что бы ещё хотели узнать? »

Предположительно: как церковь продолжала бороться с Реформацией, как проходила Реформация в других странах?

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

Смысло-образова-ние

 

Самооценка

Выберете вариант вопроса и письменно на него ответьте

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

У меня получилось …

Мне хотелось бы узнать

Листы ответов сдают учителю.

Самоконт-роль, самооценка

Адекват-но использовать речь для планиро-вания и регуля-ции своей деятель-ности

Оценка учителя

Домашнее задание

§ 11

На выбор каждой группе задание: Вопрос 4, 1 (Подумайте) стр 106

        Сообщения:

Учение Жана Кальвина;  

 Игнатий Лойола – создатель ордена иезуитов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков".

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков" (5 класс)...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

Технологическая карта урока истории на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс

Пояснительная записка к уроку. На изучение раздела  IV «Древняя Греция » отведено 17 часов  в соответствии с планированием. Данный урок  стоит пятнадцатым, на его изучение отведен 1 час...

Технологическая карта урока истории по теме Петр1

Технологическая карта урока используется на уроке истории в 7 классе...

Технологическая карта урока истории на тему В афинских школах и Гимнасиях

Учебный предмет: историяКласс: 5Автор учебника: А.А. Вигаскин, Г.И. Годер, И.С. СвеницкаяТема урока: « В афинских школах и гимнасиях»   Цель  урока: показать значимость древнегрече...

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...