Урок ФГОС "Строители пирамид"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Санников Анатолий Андреевич

Урок ФГОС "Строители пирамид"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_klass.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусство строителей пирамид.

Цели урока:

  1. Сформировать представление о памятниках культуры Древнего Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, находить связи с религиозным мировоззрением древних египтян, формулировать выводы по итогам изучения вопросов.
  2. Организовать проектную деятельность по решению проблемной ситуации на уроке.
  3. Научить формулировать личную позицию при решении поставленной проблемы.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

Создание проблемной ситуации

- раздаются учащимся памятки (приложение)

- демонстрируется изображение пирамид (макет, изображение, картина)

- учитель задает вопросы: знают ли учащиеся, что изображено? Для чего служили эти сооружения? Легко ли было в древности строить такие сооружения?

- после ответов учитель предлагает отметить первое противоречие: такое строительство требовало много сил и времени.

- предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 64 и сформулировать второе противоречие.

- обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему:

противоречие 1

Проблема

противоречие 2

тратили много сил и времени

как египтянам удавалось построить пирамиды?

строили для одного человека

- предлагает сформулировать цель на урок (к чему должны прийти в результате)

Ученики делают вывод о том, что строительство пирамид занимало

много времени и сил египтян

Ученики делают вывод о том, что пирамиды строились для одного человека – фараона для захоронения

Фиксируют главный вопрос урока в тетради.

Фиксируют цель урока в тетради.

Регулятивные УУД

- определять цель – проблему.

Познавательные УУД

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД

- самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

Выдвижение версий

- предлагает подумать, зачем решать такую проблему на уроке;

- предлагает выдвинуть свои версии на проблему.

Ученики высказывают мнения:

- интересно;

- узнаем новое;

- попытаемся понять почему учёные до сих пор неодназначно трактуют историю строительства пирамид.

Предполагаемые версии:

- верили, что фараон бог;

- инопланетяне строили;

- у египтян было много рабов для таких работ

Регулятивные УУД

- выдвигать версии.

Познавательные УУД

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД

- самостоятельно объяснять свою позицию

Актуализация

- учитель наводит учеников на рассуждение с чего нужно начинать при решении проблемы;

- что нужно узнать и что мы уже знаем?

- что такое культура, искусство, религия, фараон, вельможи, суд Осириса.

- просит посмотреть на новые термины: пирамиды, мастабы, архитектура, статуи

- предлагает сделать вывод о функции пирамид

Отвечают на вопросы в учебнике на с. 64 из рубрики «Вспоминаем то, что знаем»

Отвечают с помощью учителя, что означают новые слова

Делают вывод о том, что пирамиды служили в роли гробницы

Регулятивные УУД

- оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД

- устанавливать причинно-следственные связи.

- анализировать, обобщать, делать выводы

Личностные УУД

- самостоятельно давать и объяснять понятия.

Планирование поиска решения проблемы

- предлагает подумать о шагах (плане) в достижении поставленной цели: 1. Источники. 2. Какие пирамиды есть. 3. Из чего строили, и кто строил. 4. Значение пирамид.

 

Совместно с учителем формулируют план

Регулятивные УУД

- планировать деятельность.

Поиск решения проблемы

- предлагает подумать о источниках, на которые можно опиратся в решении проблемы: письменные (Геродот) и памятники материальной культуры (пирамиды)

- предлагает сделать вывод о ценности информации от этих источников.

- предлагает посмотреть иллюстрации в учебнике стр.66-67 для выяснения вопроса: какие пирамиды сегодня известны;

- предлагает чтение учебника стр. 66-67 для выяснения о материале пирамид, способах строительства;

- предлагает сравнить пирамиды фараонов и гробницы вельмож;

- предлагает сформулировать вывод по проблеме урока.

Ученики отмечают виды источников и что они могут рассказать

Дети работают с текстом учебника,

высказывают

свои мнения.

Ученики могут сказать, что пирамида – это более величественное сооружение в отличие от гробницы. Пирамида олицетворяла собой образ священной горы, связывающий мир

небесный, земной и подземный.

Примерный вывод по проблеме:

– Египтяне тратили столько сил, так как считали фараона воплощением бога на земле.

– строительство осуществлялось силами египетского народа.

- данный этап можно назвать расцветом государства

Регулятивные УУД

- работать по плану.

- оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД

- находить достоверную информацию из разных источников.

- владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

- устанавливать причинно-следственные связи.

- анализировать, обобщать, делать выводы

Личностные УУД

- самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

Применение новых знаний

– Как вы думаете, насколько справедливой считали египтяне повинность работать на строительстве пирамиды?  

– Какими достижениями культуры древних египтян современные люди пользуются до сих пор?    

– Дайте разные объяснения поговорке «Все боятся времени, но время боится пирамид».  

Высказывают свои суждения.

Регулятивные УУД

- оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД

- самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

Домашнее задание

– Можете сделать презентацию по сегодняшнему уроку, подобрав соответствующие иллюстрации;

– Прочитайте § 10 и ответьте на вопросы в начале параграфа.

– Можете выполнить проект. На основе иллюстраций всей главы 2 создайте электронную презентацию «Памятники архитектуры и разных видов изобразительного искусства Древнего Египта».

                 


Приложение

  Тема: Искусство строителей пирамид (проект)

ПРОТИВОРЕЧИЕ 1                                        ПРОТИВОРЕЧИЕ 2

                                               ПРОБЛЕМА

ЦЕЛЬ:

Почему решили изучить этот вопрос?

1.

2.

ЧТО ХОЧУ ДОКАЗАТЬ? (гипотеза, версия, моё мнение)

1.

2.

ШАГИ НА ПУТИ К ЦЕЛИ

1.

ПОНЯТИЯ

ЗНАЕМ

НУЖНО УЗНАТЬ

Искусство

Религия

Фараон

Вельможи

Пирамиды

Мастаба

Архитектура

Статуи

Вывод (для чего строили, какое значение имели пирамиды для египтян)

2. Источники:

Геродот

Материальные памятники:

Вывод:

3. Из чего и как строили? (где ищем информацию?)

Пирамида (мастаба) Джосера (рисунок, фото, иллюстрация, схема)

Пирамида Хеопса (рисунок, фото, иллюстрация, схема)

Вывод: (какое мнение/ версию/ гипотезу доказали)

4. В чём значение/ роль пирамид? Почему строительство пирамид прекращается?

Вывод (как можно назвать этап в развитии государства?)

5. Общий вывод/ заключение

6. Творческое задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида», 11 класс.

Использование инновационных технологий, кейс технология....

Разработка урока "Моделирование пирамиды" геометрия 10 класс

Научить учащихся моделировать пирамиду в соответствии с условием геометрической задачи....

10класс урок - проект пирамиды

Почти пять тысячелетий тому назад египетский фараон и его гениальный зодчий решили воздвигнуть сооружение, какого еще не видывал свет – колоссальную гору из камня, построенную по строгому математическ...

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа. Тема урока: Неправильные пирамиды

Конспект урока по геометрии ( Атанасян Л.С. и другие, 10-11 класс) 2 часа.Тема урока: Неправильные пирамидыТип урока: урок решения ключевых задач.Учебная задача: выявление фактов по теме «Неправильные...

Урок "Мир пирамид" (5 класс)

Материалы к уроку по теме 5 класса "Мир пирамид"...

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"

Конспект урока по геометрии в 11 классе по теме : "Пирамида. Правильная пирамида"...

План-конспект урока "Усеченная пирамида"

Данный урок по геометрии предназначен для  учащихся 10 классов, которые начинают изучать тему "Усеченная пирамида"Цели урока:Обеспечить усвоение определения усеченной пирамиды, рассмотр...