Рабочая программа по истории (9 класс).
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа по истории для 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_istorii_9_klass.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Апраксинская СОШ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «История»
(9 класс, базовый уровень)
на 2018-2019 учебный год
Составитель: Тулумбасова Л.М.,
учитель истории и обществознания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории составлена для обучающихся 9 класса и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, программе по истории.
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 года № 8212 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Программы по истории 9 класс (Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина);
Программа соответствует УМК Данилова А.А. История России XX- начало XXI века. 9 класс: учебник. — М.: Просвещение, 2014; Сороко- Цюпа О.С. Сороко- Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX – XXI века. М.: Просвещение, 2014 и обеспечена соответствующим учебно-методическим комплексом.
На изучение истории в 9 классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов в год.
В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами (морозные дни, карантин).
Общая характеристика учебного предмета
Примерная программа по истории на ступени основного общего образования составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.
В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.
Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.
История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Изучение истории в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- Основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории.
- Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
- Историческую обусловленность современных общественных процессов.
- Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки культуры.
- Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, эволюций.
- Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Россия и мир на рубеже 19 - начала 20 века.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: в начале XX в. Российская империя вслед за развитыми капиталистическими державами вступила в качественно новый этап своего развития – этап перехода к индустриальному обществу; особенности экономического развития Российской империи; основные противоречия российской политической системы; основные внешнеполитические приоритеты России в начале XX в.; раскрыть ход русско – японской войны, причины поражения России в войне с Японией; знать события первой российской революции и ее итоги; уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства; причины, по которым начинания Столыпина не нашли широкой социальной поддержки; знать термины и понятия по теме; знать причины, основные события и итоги первой мировой войны;
• уметь: понимать причинно – следственные связи, составлять хронологическую таблицу, работать с картой, доказывать свою точку зрения, делать сообщения, извлекать информацию из исторических источников, решать познавательные задачи, анализировать документы и делать выводы.
Тема 2. Россия в 1917-1927 гг. и мир после I Мировой войны.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20-30-е гг. XIXв.); особенности экономического кризиса; знать новые виды общественного движения в Европе. Фашизм; знать понятие «Восток», реформы и революции, пути модернизации; знать понятие «Гражданская война», причины, этапы войны, ключевые события; усвоить сущность политики военного коммунизма; знать причины перехода к нэпу, сущность нэпа (экономическую, политическую, социальную); знать предпосылки объединения социалистических республик, знать исходящие документы образования СССР, усвоить понятие «социализм»;
• уметь: показывать на карте границы государств по созданной системе мирного урегулирования в Европе (20-30-е гг. XIXв.); уметь соотнести события России с мировыми; уметь рассказать о важнейших событиях данного периода; уметь сравнивать гражданскую войну с другими гражданскими войнами; уметь сравнивать нэп с другими экономическими политиками; уметь давать оценку происходящим событиям в изученный период времени.
Тема 3. СССР и мир в 1928-1938 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: цели, задачи, особенности индустриализации, источники, методы и хронологию индустриализации; знать цели, задачи, методы, результаты коллективизации; знать этапы установления тоталитарной модели; знать важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе «большого скачка»; знать достижения культуры данного периода; знать понятия: полоса не признания и процесс признания СССР, Коминтерн и антифашистский фронт, система коллективной безопасности;
• уметь: делать оценку раскулачивания и политики к беднейшим и середняцким слоям; оценить итоги «нового» деревенского курса; оценить важнейшие достижения, сформировавшиеся в ходе «большого скачка» и «великого перелома» в деревне; понимать причинно – следственные связи, доказывать свою точку зрения, извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, сравнивать исторические явления.
Тема 4. Великая Отечественная война и Вторая Мировая война.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: причины, характер, основные периоды, итоги, последствия Великой Отечественной войны и Второй мировой войны; знать фактический и хронологический материал по данному периоду; владеть фактами великого подвига народа;
• уметь: анализировать изменения в международной обстановке; уметь соотнести события Великой Отечественной войны со Второй мировой войной; анализировать эти события, сравнивать с Первой мировой войной; уметь дать оценку роли СССР во Второй мировой войне; извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, работать с картой.
Тема 5. СССР и мир в 1945—1952 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: характер экономического ущерба и численность людских потерь; различные точки зрения в советском руководстве на перспективы развития экономики; особенности экономического восстановления, источники и ход послевоенного восстановления; знать сущность понятия «железный занавес»; знать предпосылки биполярности, противостояние общественно – политических систем;
• уметь: уметь критически подходить к программам послевоенного развития; уметь делать сравнение о роли государства в развитии культуры в 1920-1930-е и 1940-1950-е гг.; извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, работать с картой.
Тема 6. СССР в 1953—середине 60-х гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: знать решение XX съезда КПСС, знать краткое содержание новой программы КПСС; знать причины и содержание «холодной войны», знать успехи и противоречия политики мирного сосуществования;
• уметь: обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой, развивать умение работать с картой.
Тема 7. СССР и страны Западной Европы в середине 60-х—середине 80-х гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: понятия: «постиндустриальное общество», «трехволновая история человечества», «глобализация», «три центра мировой экономики», период стагнации, «развитой социализм», «золотой век партгосноменклатуры»; «доктрина Брежнева»; знать внешнеполитическую доктрину СССР в 60-е г.; знать горячие точки планеты и место в них СССР;
• уметь: уметь ориентироваться в смене курсов внешней политики; уметь критически подходить к программам развития, сравнивать с современностью; обобщать знания, делать выводы, доказывать свои суждения, работать с дополнительной литературой, развивать умение работать с картой.
Тема 8. Перестройка в СССР 1985—1991 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: знать исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической системы, этапы перестройки, сущность курса на «ускорение», противоречия и неудачи «ускорения»; знать причины завершения «холодной войны» и основные положения новой внешнеполитической доктрины;
• уметь: соотнести изменения с предыдущими преобразованиями, дать им оценку; извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы.
Тема 9. Новая Россия и мир. 1991—2006 гг.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть определенными знаниями и умениями по темам:
• знать: причины упадка коммунистических движений и рост влияния демократических и умеренного реформизма; понимать причины и сущность политических кризисов 1991 и 1993гг.; знать сущность экономических реформ 1992-1993гг., особенности рыночной и плановой экономики; знать особенности рынка в России; знать основные направления В.В. Путина; усвоить новое геополитическое положение России, ее место в мире; новый стиль международной политики; знать понятия: «концептуализм», «постмодернизм», «публицистика», «ностальгия», «элитная и массовая культура»;
• уметь: уметь разбираться в особенностях рыночной и плановой экономики; уметь сравнивать политические системы РСФСР и СССР; понимать причинно – следственные связи, извлекать информацию из исторических источников, анализировать документы и делать выводы, приводить аргументацию и доказывать, сравнивать исторические явления, по карте определять ход событий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Россия и мир на рубеже 19 - начала 20 века - 11 ч.
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Количественная и качественная (этническая) характеристика населения Российской империи. Особенности процесса модернизации в России начала XX в.
Политическое развитие России в начале XXв. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования.
Личность Николая II, его политические воззрения.
Либеральная (земская) программа политических преобразований. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский. Национальная и конфессиональная политика Николая П.
Экономическое развитие России в начале XX в. Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Иностранный капитал: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.
Кустарная Россия; удельный вес и производственные формы кустарного производства. Сельское хозяйство: оскудение центра. Сельская община. Аграрное перенаселение.
Социальная структура Российской империи начала XX в. Особенности социальной структуры российского общества начала XX в. Поместное дворянство, его экономическое положение и политическая роль в государстве. Характеристика русской буржуазии, ее неоднородность. Специфика русского «небуржуазного» массового сознания. Крестьянство: экономическая дифференциация, влияние общины, социальная психология. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. Социальная психология. Чиновничество. Духовенство. Интеллигенция.
Внешняя политика Николая П. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация политических партий.
Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов.
Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф.
Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны на внутриполитическую ситуацию.
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные революционные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных политических партий.
Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национального вопросов, социальный состав, численность. П. Н. Милюков. А. И. Гучков.
Традиционалистские (монархические) партии и организации: программные лозунги, социальный состав, численность. Черносотенное движение. В. М. Пуришкевич.
Итоги революции.
Реформы П. А. Столыпина. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной думы, ее аграрные проекты.
Правительственная программа П. А. Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги столыпинской аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина.
III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.
Россия в Первой мировой войне. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Создание двух военно-политических блоков в Европе. Обострение русско-германских противоречий. Начало Первой мировой войны, ее причины, цели и планы воюющих сторон. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.
Обострение внутриполитической ситуации. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в начале XX в. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Серебряный век русской поэзии. Декаданс. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», «Бубновый валет». Архитектура. Скульптура.
Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Рождение кинематографа.
Тема 2. Россия в 1917-1927 гг. Мир после 1 Мировой войны – 9ч.
От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II.
Приоритеты новой власти. Курс на продолжение войны. Демократизация русского общества. Социально-экономическая политика. Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля.
Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельские тезисы. Выработка новой стратегии и тактики РСДРП (б).
Апрельский кризис Временного правительства. Образование первого коалиционного правительства, его внутренняя и внешняя политика.
Июльские события в Петрограде. Переход РСДРП (б) на нелегальное положение.
Выступление генерала Корнилова и его последствия. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Формирование советской государственности. Отношение большевиков к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП (б) по вопросу о сепаратном мире. Брест-Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.
Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.
Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Создание региональных правительств. Уфимская директория.
«Мятеж» адмирала А. В. Колчака. Политическая и социально-экономическая программа колчаковского правительства. Эволюция тактической линии меньшевиков и эсеров во время Гражданской войны. Военные действия на Восточном фронте. Конец колчаковского режима.
Формирование Южного фронта. Антибольшевистское восстание на Дону. Всевеликое войско донское атамана П. Н. Краснова. Добровольческая армия генерала А. И. Деникина. Характер белогвардейской власти на юге. Политические декларации и социально-экономическая политика. Белый террор. Движение зеленых. Н. И. Махно. Программа и тактика махновского движения. Военные действия на Южном фронте. Разгром армии Деникина. Северный фронт. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Антибольшевистские выступления красноармейцев в фортах Красная Горка, Серая Лошадь, Обручев. Переход Красной Армии в контрнаступление. Падение Белого режима на севере.
Белый Крым. Социально-экономическая программа П. Н. Врангеля. Разгром Врангеля.
Гражданская война на национальных окраинах.
Война с Польшей, ее классово-политический смысл и итоги.
Окончание Гражданской войны. Причины победы красных.
«Малая гражданская война». Крестьянские выступления в 1920—1921 гг. Кронштадтское восстание.
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.
Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на нэп. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР.
Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. Усиление позиций И. В. Сталина.
Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне.
Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна.
Эволюция взглядов В. И. Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну.
Прорыв мировой изоляции советской страны. Генуэзская конференция. Рапалльский договор.
Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке.
Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия для внутреннего положения в стране.
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции».
Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции.
Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Синематограф. Начало партийного наступления на культуру.
Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.
Тема 3. СССР и мир в 1928-1938 гг. – 11 ч.
Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина.
Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома».
Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги.
Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.
Политическая система. Определение и основные черты политической системы.
Роль и место ВКП (б) в политической системе и жизни общества.
Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя.
Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.
Социальная система. Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества.
Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.
Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав.
Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции.
«Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики.
Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Внешняя политика. Новый курс советской дипломатии. Отход от прогерманской ориентации. Поиски союза с демократическими странами. Принятие СССР в Лигу Наций. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности.
Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании.
Мюнхенское соглашение и советская дипломатия. Дальневосточная политика СССР.
Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии.
От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма.
Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества.
Тема 4. Великая Отечественная война и Вторая Мировая война – 4 ч.
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора.
Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий.
Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой.
Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.
Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе. Создание антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция.
Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.
Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.
Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма. Открытие второго фронта.
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Крымская конференция. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы.
Тема 5. СССР и мир в 1945—1952 гг. – 5 ч.
Послевоенное восстановление хозяйства. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей.
Политическое развитие страны. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.
Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.
Внешняя политика. СССР в системе послевоенных международных отношений. Формирование двух военно-политических блоков государств. Начало «холодной войны». Роль Советского Союза в установлении коммунистических режимов в странах Восточной Европы и Азии. СССР в корейской войне.
Тема 6. СССР в 1953—середине 60-х гг. – 3 ч.
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство.
Развитие науки и образования. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш. И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г.
Духовная жизнь. Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. А. Вознесенский. А. Солженицын.
Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии.
Внешняя политика. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Карибский кризис.
1962 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира».
Тема 7. СССР и страны Западной Европы в середине 60-х—середине 80-х гг. – 5 ч.
Политическое развитие. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г.
Экономика «развитого социализма». Предпосылки и основные задачи реформирования экономики СССР. Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Реформа промышленности 1965 г.: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики.
Общественная жизнь. Развитие художественной культуры. Концепция «развитого социализма». Теория «обострения идеологической борьбы». Противоречия в развитии художественной культуры. Усиление идеологического контроля за средствами массовой информации, учреждениями культуры. Литература в борьбе с идеологией застоя. В. Аксенов. А. Солженицын. В. Максимов. В. Некрасов. В. Войнович. В. Гроссман. И. Бродский. Ф. Абрамов. В. Астафьев. В. Шукшин. В. Распутин. Ю. Трифонов. Советский театр. Г. Товстоногов. Ю. Любимов. А. Эфрос. М. Захаров. О. Ефремов. Г. Волчек. «Магнитофонная революция». В. Высоцкий. А. Галич. Ю. Визбор. Ю. Ким. Б. Окуджава. Движение диссидентов. Советская музыка. Г. Свиридов. А. Шнитке. Э. Денисов. Балет. М. Плисецкая. Н. Бессмертнова. А. Годунов. М. Барышников. Р. Нуреев. М. Лиепа. Оперное искусство. И. Архипова. Е. Образцова. Г. Вишневская. М. Биешу. Кинематограф. Г. Козинцев. С. Ростоцкий. С. Бондарчук. Л. Гайдай. Э. Рязанов. М. Хуциев.
Внешняя политика. Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Переход к политике разрядки международной напряженности в отношениях Восток-Запад. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.
Тема 8. Перестройка в СССР 1985—1991 гг. – 4ч.
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.
Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия.
Общественная жизнь. Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики.
Внешняя политика. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
Тема 9. Новая Россия и мир. 1991—2006 гг. – 15ч.
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.
Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг.
Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России.
Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.
Россия на пороге XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Итоговое повторение и обобщение.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Россия и мир на рубеже 19- начала 20 века. | 11 | 1 |
2 | Россия в 1917-1927 гг. и мир после 1 Мировой войны. | 9 | 1 |
3 | СССР и мир в 1928-1938 гг. | 10 | 1 |
4 | Великая Отечественная война и Вторая Мировая война. | 6 | 1 |
5 | СССР и мир в 1945—1952 гг. | 5 | |
6 | СССР в 1953—середине 60-х гг. | 3 | |
7 | СССР и страны Западной Европы в середине 60-х—середине 80-х гг. | 4 | |
8 | Перестройка в СССР 1985—1991 гг. | 4 | |
9 | Новая Россия и мир. 1991—2006 гг. | 15 | 1 |
10 | Итоговое повторение и обобщение. | 1 | |
ИТОГО | 68 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по истории,
9 класс
по учебникам: Данилов А. А., Косулина Л. История России. ХX начало XXI века Просвещение, 2014
Сороко-Цюпа О. С. Новейшая история зарубежных стран. ХХ — начало ХХ в.: учебник. — Просвещение, 2014
(в неделю 2 ч, всего - 68 ч)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
Плани-руемая 9 кл. | Факти-ческая 9 кл. | |||||
1 | Тема 1. Россия и мир на рубеже 19 - начала 20 века. | 11 | ||||
1.1 | Российская империя на рубеже веков и ее место в мире. Экономическое развитие России в начале ХХ вв. Социальная структура Российской империи начала | УИНМ | 1 | Работа с учебником, составить таблицу: «Социальная структура общества» | ||
1.2 | Индустриальное общество в начале ХХ века | К | 1 | Работа с учебником, работа по вопросам | ||
1.3 | Общественно-политические движения в начале ХХ века | УИНМ | 1 | Работа со словарем | ||
1.4 | Политическое развитие в начале ХХ века | К | 1 | Работа с учебником и словарем | ||
1.5 | Входная контрольная работа. Внешняя политика Николая II. Первая русская революция. | УИНМ | 1 | Ответить на вопросы в тетрадях, работа с картой | ||
1.6 | Реформы П. А. Столыпина. Обострение внутриполитической ситуации. | К | 1 | Работа с учебником, со словарем, по датам | ||
1.7 | Серебряный век русской культуры | К | 1 | Работа с учебником, со словарем, работа в рабочих тетрадях | ||
1.8 | Россия в Первой мировой войне | УИНМ | 1 | Работа с учебником, со словарем, по датам, работа по карте | ||
1.9 | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | К | 1 | Работа с учебником, со словарем, по датам, работа по карте | ||
1.10 | Первая мировая война 1914-1918гг. Версальско-Вашингтонская система. | К | 1 | Работа с учебником, со словарем, по датам, работа по карте | ||
1.11 | Урок повторения: «Россия в ожидании перемен» | УОИСЗ | 1 | Тест | ||
2 | Тема 2. Россия в 1917-1927 гг. Мир после 1 Мировой войны. | 9 | ||||
2.1 | Последствия войны: революции и распад империй. | УИНМ | 1 | Работа с учебником, с документа-ми | ||
2.2 | От Февраля к Октябрю | УИНМ | 1 | Работа с учебником, с документа-ми, работа по датам, работа по карте | ||
2.3 | Становление советской власти II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Эволюция экономической политики советской власти «научный коммунизм» | К | 1 | Работа по тетради, таблица | ||
2.4 | Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы Экономическая политика красных и белых. Экономический кризис начала 20-х годов. | К | 1 | Выборочное заполнение таблицы, работа с учебником | ||
2.5 | Новая экономическая политика. Развитие политического процесса в 20-е гг. Образование СССР | К | 1 | Работа с учебником, с документа-ми, работа по датам, работа по карте | ||
2.6 | Контрольная работа за I четверть. | УОИСЗ | 1 | Тест | ||
2.7 | Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. | УКИКЗ | 1 | Работа с учебником, работа по датам, работа по карте | ||
2.8 | Капиталистический мир в 1920-е гг. США и страны Европы. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам, работа по карте | ||
2.9 | Духовная жизнь. | К | 1 | Вопросы по теме | ||
3 | Тема 3. СССР и мир в 1928-1938 гг. | 10 | ||||
3.1 | Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода. | УИНМ | 1 | Вопросы и задания к данной теме | ||
3.2 | США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам | ||
3.3 | Экономическое развитие. Политическая система. | К | 1 | Работа с учебником и тетрадью | ||
3.4 | Внешняя политика | К | 1 | Работа по датам и карте | ||
3.5 | Демократические страны Европы в 1930 –е гг. Великобритания и Франция. | УИНМ | 1 | Работа с учебником, со словарем и тетрадью | ||
3.6 | Тоталитарные режимы в 1930-е гг.Италия, Германия, Испания | УИНМ | 1 | Работа с учебником, со словарем и тетрадью | ||
3.7 | Духовная жизнь. | УЗУН | 1 | Вопросы к теме | ||
3.8 | Восток в первой половине ХХ века. Латинская Америка в первой половине ХХ века. | УИНМ | 1 | Работа с учебником, со словарем и тетрадью | ||
3.9 | Культура и искусство первой половины ХХ века | К | 1 | Вопросы к теме | ||
3.10 | Урок повторения: «Накануне суровых испытаний». Контрольная работа за II четверть. | УОИСЗ | 1 | Тест | ||
4 | Тема 4. Великая Отечественная война и Вторая Мировая война. | 6 | ||||
4.1 | Вторая мировая война 1939-1945 гг. Начало второй мировой войны. Наступление агрессоров | УИНМ | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам, работа по карте | ||
4.2 | СССР накануне войны. Начало Великой Отечественной войны | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам, работа по карте | ||
4.3 | Тыл в годы войны | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам, работа по карте | ||
4.4 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. | К | 1 | Информа-ционно – аналитичес-кие сообщения, работа по датам, работа по карте | ||
4.5 | Завершающий период Великой Отечественной войны | К | 1 | Информа-ционно – аналитичес-кие сообщения, работа по датам, работа по карте | ||
4.6 | Урок повторения: «Итоги и уроки Великой войны». | УЗЗ | 1 | Тест | ||
5 | Тема 5. СССР и мир в 1945—1952 гг. | 5 | ||||
5.1 | Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны». | УИНМ | 1 | Работа по вопросам параграфа | ||
5.2 | Послевоенное восстановление хозяйства. | К | 1 | Работа по вопросам параграфа | ||
5.3 | Политическое развитие страны | К | 1 | Работа с учебником, с документа-ми | ||
5.4 | Идеология и культура | К | 1 | Вопросы к теме | ||
5.5 | Внешняя политика | К | 1 | Работа по датам, работа с картой | ||
6 | Тема 6. СССР в 1953—середине 60-х гг. | 3 | ||||
6.1 | Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Экономическое и социальное развитие | УИНМ | 1 | Фронталь-ная и индиви-дуальная работа | ||
6.2 | Развитие науки и образования. | УЗУН | 1 | Сообщения учащихся | ||
6.3 | Внешняя политика | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам | ||
7 | Тема 7. СССР и страны Западной Европы в середине 60-х—середине 80-х гг. | 4 | ||||
7.1 | Политическое развитие. Экономика «развитого социализма». | УИНМ | 1 | Работа с учебником, с документа-ми | ||
7.2 | Общественная жизнь. | К | 1 | Работа с учебником | ||
7.3 | Внешняя политика. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам, работа по карте | ||
7.4 | Особенности послевоенного восстановления стран Западной Европы. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам | ||
8 | Тема 8. Перестройка в СССР. 1985—1991 гг. | 4 | ||||
8.1 | Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева | УИНМ | 1 | Работа с учебником, краткое сообщение | ||
8.2 | Экономические реформы 1985-1991 гг. Контрольная работа. | К | 1 | Работа с тетрадью, тезисы | ||
8.3 | Общественная жизнь | К | 1 | Работа по вопросам параграфа | ||
8.4 | Внешняя политика. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам | ||
9 | Тема 9. Новая Россия и мир 1991—2006 гг. | 15 | ||||
9.1 | Российская экономика на пути к рынку | УИНМ | 1 | Составление сложного плана | ||
9.2 | Политическая жизнь. Декларация о государственном суверенитете России | К | 1 | Работа с учебником, с документами | ||
9.3 | Духовная жизнь России. | К | 1 | Сообщения | ||
9.4 | Национальная политика и межнациональные отношения. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г Геополитическое положение и внешняя политика России. Положение России в мире. | К | 1 | Работа с тетрадью, тезисы | ||
9.5 | Завершение эпохи индустриального общества. Кризисы 1970-1980 гг. Становление информационного общества. | К | 1 | Работа с учебником, с вопросами по теме | ||
9.6 | Политическое развитие стран Запада. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью | ||
9.7 | Гражданское общество. Социальное движение | К | 1 | Составление сложного плана | ||
9.8 | Страны мира и регионы во второй половине ХХ века. США, Великобритания, Франция, Италия Германия раскол и объединение. | УИНМ | 1 | Работа над мини - проектами | ||
9.9 | Преобразования и революции в странах Восточной Европы.1945-1999гг. | УИНМ | 1 | Работа с учебником, с вопросами по теме | ||
9.10 | Латинская Америка во второй половине ХХ века. Страны Азии и Африки в современном мире | К | 1 | Работа с учебником, с вопросами по теме | ||
9.11 | Основные этапы развития международных отношений. | К | 1 | Работа с учебником, тетрадью, работа по датам | ||
9.12 | Глобализация в конце ХХ - начале ХХI века. | К | 1 | Работа со словарем и тетрадью | ||
9.13 | Духовная культура периода новейшей истории | К | 1 | Сообщения | ||
9.14 | Россия на пороге ХХI века | К | 1 | Составление сложного плана | ||
9.15 | Урок повторения: «Новая Россия и мир 1991—2006 гг.» | УОИСЗ | 1 | Тест | ||
Итоговое повторение и обобщение по пройденному курсу. Контрольная работа за год. | УКПЗУН | 1 | Зачет | |||
ИТОГО | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...