рабочая программа история 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) на тему

Сойма Елена Александровна

рабочая программа по истории 5 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_5_klass.docx86.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНА                                                           ПРИНЯТА                                                          УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического совета школы            на заседании                                              приказом директора

протокол заседания                                            педагогического совета                                   МБОУ Донская СОШ

от 24.08.2018г.№1                                              протокол заседания от 28.08.2018г. №1        ______ А.В.Естремский

                                                                                                                                                       от 30.08.2018г. № 135

РАБОЧАЯ          ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ

для 5 класса

на 2018-2019 учебный год

уровень общего образования

Учитель: Сойма Елена Александровна

х. Гундоровский


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Данная рабочая программа составлена   и утверждена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», с основной образовательной программой основного общего ФГОС на 2018-2019 учебный год, с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории.

Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы  основного общего образования по истории», М.: Просвещение, 2014 и Программно-методических материалов: «Всеобщая история. Рабочие программы». Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы, А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко, 2014, рассчитанной на 70 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении учебного плана на 2018/19учебный год» от 30.08.2018 года №136, годовым календарным графиком МБОУ Донской СОШ на 2018/19 учебный год, утверждённым приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении годового календарного графика на 2018/19  учебный год» от 30.08.2018 года № 133 и расписанием уроков, утвержденным приказом по МБОУ Донской СОШ «Об утверждении расписания уроков 1-11 классов на 2018/19 учебный         год»    от 30.08.2018 года №134.

 Программа будет реализована за счет  объединения уроков: «Поэма Гомера «Илиада» и  «Поэма Гомера «Одиссея»» на 1 час; Повторение по курсу «История Древнего мира» и «Признаки цивилизации Греции и Рима» на 1 час.

Цели и задачи изучения курса «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

-  воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Для реализации поставленных целей и задач выбран учебник«Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс», А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, М.: Просвещение, 2013, входящий в Федеральный перечень учебников на 2018/19 учебный год.

Контрольно-измерительные материалы взяты из пособия «Проверочные и контрольные работы «История Древнего мира»», Е.А. Крючкова, М: Просвещение 2015.

Методическое пособие «Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс». – М.: ВАКО, 2015.

При реализации данной программы будут использованы технологии

обучения:

  • технология работы с текстом;
  • - игровые технологии;
  • ИКТ-технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технология обучение в сотрудничестве;
  • технология проблемного обучения;
  • технология проектной деятельности.

формы уроков: 

  • урок изучения нового материала;
  • урок – лекция;
  • -урок – беседа;
  • урок с использованием учебного кинофильма;
  • урок  практических  работ;
  • комбинированный урок;
  • урок-экскурсия;
  • урок контроля знаний.

Согласно уставу МБОУ Донской СОШ  и Положению «Об организации и проведении текущего контроля, промежуточной аттестации, ликвидации академической задолженности, переводе учащихся, повторном обучении, выставлении четвертных(полугодовых), годовых оценок и переводе учащихся №4-4» выбраны виды и формы контроля текущего, промежуточного, итогового контроля:

  • устные (пересказ материала учебника;  описательный рассказ с опорой на наглядный образ,  рассказ от имени очевидца событий, изложение фактического материала по составленному  плану, задания на сравнение и сопоставление, вопросы на проверку  усвоения  основных понятий, дат, событий изученной темы);
  • письменные (контрольные работы, тесты);
  • практические (работа с документами,  составление таблиц, планов);
  • индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников);
  • фронтальные (работа над понятиями, датами, фактическим материалом);
  • групповые (работа над творческими заданиями,  решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, работа с документами);
  • нетрадиционные (составление и отгадывание кроссвордов, составление тестов, подготовка презентаций);
  • с применением ИКТ (с применением электронных учебных заданий).

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей  истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями  и памятниками культуры крупнейших цивилизаций   Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем  мире и специфическом историческом  источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить  и  показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира,  анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах  Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные  результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и  коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории,  видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов,  вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать  её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения,  планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

-  представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем  мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

        

        

3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (2 ч.)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории.

Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Раздел I. Жизнь первобытных людей.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч.)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч.)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Раздел 2. Древний Восток.

Тема 3. Древний Египет(8 ч.)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 4. Западная Азия в древности (7 ч.)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

Тема 5. Индия и Китай в древности (5 ч.)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Раздел  3. Древняя Греция.

Тема 6. Древнейшая Греция (4 ч.)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч.)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии(5 ч.)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского  полиса:  граждане,  переселенцы,  рабы.   Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

 Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч.)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Раздел  4. Древний Рим

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч.)

Местоположение   и   природные   особенности   Италии.   Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение   в  правах  патрициев  и   плебеев.   Отмена  долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Тема 11. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья(3ч.)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 12. Гражданские войны в Риме (4ч.)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против  Цезаря.  Убийство   Цезаря   в  сенате.   Понятия   «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч.)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 14. Падение Западной Римской империи (5 ч.)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новыйзахват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Особенности цивилизации Греции и Рима. Вклад народов древности в мировую культуру.


  1. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока в теме

Тема урока

Дата

план.

Дата

факт.

Основные виды учебной деятельности

Примечание

Ведение  (2ч)

1

1

Что изучает история. Источники знаний о прошлом

5.09

Раскрывать значение понятий: история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

2

2

Счет лет в истории.

 «Лента времени»

7.09

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет лет.

Осмыслять различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Уметь определять историческое время по «ленте времени»

Тема1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

3

1

Древнейшие люди

12.09

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.

Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

С помощью рисунка изображать собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

4

2

Родовые общины охотников и собирателей

14.09

Исследовать с помощью исторической карты и мультимедиа ресурсов географию расселения первобытных людей.

Называть и характеризовать новые изобретения человека для охоты, новые способы охоты.

Выделять признаки родовой общины.

5

3

Возникновение искусства и религиозных верований

   19.09

Рассказывать о наскальной живописи, версии ее происхождения. Объяснять, как ученые разгадывают загадки древних художников.

Работать с текстом учебника по заданиям  учителя в малых группах.

Характеризовать верования первобытных людей.

Тема2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

6

1

Возникновение земледелия и скотоводства

21.09

Исследовать география первичных районов земледелия по исторической карте.

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Выделять и комментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

Обозначать последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общины.

Схематически изображать и объяснять систему управления родовой общиной и племенем.        Характеризовать религиозные верования древнего человека.        

7

2

Появление неравенства и знати

26.09

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, мотыжное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.

Находить на карте, где впервые предположительно появилась металлургия.

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.

Характеризовать изменение отношений в общине с выделением в ней знати.

8

3

Контрольная работа №1 по теме «Жизнь первобытных людей»

28.09

Систематизировать  и активизировать изученный за четверть материал.

Тема3. Древний Египет (8 ч)

9

1

Государство на берегах Нила

3.10

Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку (по выбору).

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Устанавливать причинно-следственные связи между природными условиями и занятиями древних египтян.

10

2

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

5.10

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия, самостоятельно формулировать их.

Оценивать достижения культуры.

11

3

Жизнь египетского вельможи

10.10

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе, ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

4

Военные походы фараонов

12.10

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

13

5

Религия древних египтян

17.10

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятием древних египтян.

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценировки на уроке по теме параграфа.        

14

6

Искусство Древнего Египта

19.10

Искать в Интернете информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме  (совместно с родителями)

Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

15

7

Письменность и знания древних египтян

24.10

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

8

Повторительно-обобщающий  урок по теме «Древний Египет»

26.10

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи т простого земледельца.

Тема 4. Западная Азия в древности (7 ч)

17

1

Древнее Двуречье

7.11

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Комментировать письменность Двуречья и выделять ее особенные признаки.

18

2

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

9.11

Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть.

Составлять кроссворд по теме урока.

Характеризовать свод законов Хаммурапи.

Объяснять, почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

19

3

Финикийскиемореплаватели

14.11

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

20

4

Библейскиесказания

16.11

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен.

Объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами. Проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Объяснять, почему Библия – наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

21

5

Древнееврейское царство

21.11

Решать развивающие и проблемные задачи с использованием мультимедиа-, видео-, и аудиоресурсов.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида).

Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи.

22

6

Ассирийская держава

23.11

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлургии, военном деле.

 Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят».

Определять причины падения Ассирийской державы.

23

7

Персидская держава «царя царей»

28.11

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы.

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию).

Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Тема 5. Индия и Китай в древности (5 ч)

24

1

Природа и люди Древней Индии

30.11

Рассказывать о местоположении Индии, особенностях ее ландшафта и климата.

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии.  Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему.

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру.

25

2

Индийские касты

5.12

Составлять простой план пунктов параграфа по выбору.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана.

 Доказывать, что брахманы – хранители знаний.

Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма.

Подготовить сообщение о жизни Будды.

 Перечислять достижения древних индийцев.

26

3

Чему учил китайский мудрец Конфуций

7.12

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая.

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

27

4

Первый властелин единого Китая

12.12

Рассказывать об отношениях Китая с соседями.

Объяснять причины возведения Великой Китайской стены.

Выделять своеобразие древней китайской цивилизации, проявившееся в ее достижениях. Составлять кроссворды по тематике урока.

28

5

Контрольная работа №2 по теме «Древний Восток»

14.12

Систематизировать  и активизировать изученный материал по теме.

Тема 6. ДревнейшаяГреция (4 ч)

29

1

Греки и критяне

19.12

Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря.

Называть отличительные признаки Критской культуры.

Работать с картой, заданиями рабочей тетради.

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст.

30

2

Микены и Троя

21.12

Показывать на карте местоположение Микен.

Выделять отличия между микенской и критской культурами.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям.

 На ленте времени обозначать падение Вавилона, объединение ЦиньШихуаном Китая, Троянскую войну.

Определить, какое событие произошло раньше других и , на сколько по сравнению с другими.

31

3

Поэма Гомера «Илиада».  Поэма Гомера «Одиссея»

26.12

Рассказывать легенду о жизни Гомера, раскрывать кратко суть поэмы Гомера «Илиада».

Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Самостоятельно выполнять задания рабочей тетради по теме урока.

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку.

Выделять основные вехи пути Одиссея домой.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.

Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно.

32

4

Религия древних греков

28.12

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла.

Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков.

 Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка».

Тема 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)

33

1

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

9.01

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятие ее населения.

Выделять признаки греческого полиса.

Характеризовать греческий демос, общество в целом.

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

34

2

Зарождение демократии в Афинах

11.01

Показать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы народа.

Сравнивать законы Драконта и Солона.

Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Давать оценку поступкам Солона, его противникам и единомышленникам.

35

3

Древняя Спарта

16.01

Показать на карте и рассказать о местоположении Спарты. Характеризовать основные группы населения и их положение.

Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев.

36

4

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

18.01

Объяснять причины греческой колонизации, ее географию.

Выделять общее, что связывало греческие колонии.

Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд греков.

37

5

Олимпийские игры в древности

23.01

Составлять развернутый план одной части параграфа.

Составлять «паспорт понятий» отдельного пункта параграфа.

Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.

38

6

Победа греков над персами в Марафонской битве.

25.01

Выделять и обозначать причины, цели, силы сторон в сражении. Рассказывать о подвиге юноши, сообщившем грекам о победе в Марафоне. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о Марафонской битве.

39

7

Нашествие персидских войск на Элладу

        30.01

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне.

 Группировать факторы, благодаря которым маленький народ победил огромную военную державу, инсценировать события одного из сражений. Использовать информацию  видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа:

-о создании военного флота;

-о Фермопильском сражении;

      -о Саламинской битве.

Тема 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

(5 ч)

40

1

В гаванях афинского порта Пирей

1.02

Сравнивать военную и торговую гавани.

Оценивать, насколько возможной была покупка раба для каждого грека. Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах.

Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о гаванях.

41

2

В городе богини Афины

6.02

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях. Составлять план виртуальной экскурсии по Акрополю.

Создавать короткую презентацию в PowerPoint об одном из храмов Акрополя совместно с родителями или старшеклассниками.

Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока).

42

3

В афинских школах и гимнасиях

8.02

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.

Последовательно рассказывать о каждой из школ.

Объяснять назначение каждой из школ.

Пояснять, почему греки придавали большое значение умению доступно излагать мысли.

Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям.

43

4

В афинском театре

13.02

Объяснять причины особой любви греков к представлениям.

Называть отличительные признаки комедии и трагедии.

Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

 Оценивать роль современного театра для общества.

44

5

Афинская демократия при Перикле

15.02

Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Поиск информации в Интернете об единомышленниках, друзьях Перикла. Группировать информацию о демократических преобразованиях во время руководства полисом Перикла.

Тема 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

45

1

Города Эллады подчиняются Македонии

20.02

Показывать на карте и объяснять местонахождение Македонии. Характеризовать политические методы Филиппа Македонского. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Объяснять причины потери независимости Греции.

Разъяснять причины, по которым Демосфен не был услышан в Греции.

46

2

Поход Александра Македонского на Восток

22.02

Используя карту и ее легенду, рассказывать о военных событиях, походах А.Македонского на Восток.

Характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам А.Македонского.

Оценивать поступки А.Македонского, его противников.

47

3

В Александрии Египетской

27.02

Называть причины распада державы А.Македонского.

 Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

 Рассказывать об Александрии – центре эллинистического мира. Сравнивать Александрию и Афины.

48

4

Контрольная работа № 3 по теме «ДревняяГреция»

1.03

Систематизировать и активизировать изученный материал теме

Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Раздел Древний Рим (21 ч)

49

1

Древнейший Рим

6.03

Сравнивать природные условия Греции и Рима.

Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции.

Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме.

50

2

Завоевание Римом Италии

13.03

Исследовать по карте,  мультимедиаресурсам территории, завоеванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины ее возникновения. Выделять причины побед римского  войска, в том числе над Пирром. Сравнивать территориальные приобретения Рима во II-III вв. до

51

3

Устройство Римской республики

       15.03

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.

Выделять и называть преимущества легиона в отношении фаланги. Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента.

Тема11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

52

1

Вторая война Рима с Карфагеном

20.03

Называть причины карфагенских войн.

Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне.

Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала.

Характеризовать цели, поступки Ганнибала.

Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами.

53

2

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

22.03

Работать с картой в процессе изучения событий, обеспечивающих господство Рима в Средиземноморье.

 Охарактеризовать способы подчинения государств власти Рима. Рассказывать о падении Македонского царства и его значении для эллинистического мира, для Рима.

Составлять простой план параграфа.

54

3

Рабство в Древнем Риме

3.04

Давать определение понятию рабство, рассказывать о положении рабов. Объяснять причины широкого распространения рабства во всех сферах жизни римлян. Уметь работать в малых группах, составляют рассказ от имени рабов, выполнявших разные виды работ.

Тема 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)

55

1

Земельный закон братьев Гракхов

       5.04

Устанавливать причины гражданских войн в Риме.

Называть причины, которые заставили Т.Гракха выступить в защиту бедняков.

Работать в малых группах, систематизируя информацию.

 Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире.

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных римлян.

56

2

Восстание Спартака

     10.04

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

 Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

 Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы»; «Красс против Спартака».

57

3

Единовластие Цезаря

12.04

Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю.Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Ю.Цезаря.

58

4

Установление империи

17.04

Определять причины поражения сторонников республики.

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Сопоставлять действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.

Объяснять причины завершения гражданских войн в Риме. Характеризовать правление Октавиана Августа.

Рассказывать о судьбах знаменитых греков.

Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

59

1

Соседи Римской империи

19.04

Показывать на карте территорию расселения народов, попавших под власть империи.

Комментировать иллюстрации на страницах учебника.

Составлять задания, вопросы, обмениваться ими.

Рассказывать о племенах – соседях Римской империи и их взаимоотношениях.

60

2

 В Риме при императоре Нероне.

24.04

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в I в. н.э.

Осуществлять отбор аргументов в пользу версии о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.

61

3

Первые христиане и их учение

26.04

Рассказывать об условиях появления христианского учения.

Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

62

4

Расцвет Римской империи во II в

8.05

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Характеризовать период правления императора Траяна.

Рассказывать о достижениях империи во втором веке.

Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ. Доказывать, что римляне строили на века.

Сравнивать новизну в строительном деле Рима и современность.

63

5

«Вечный город» и его жители

15.05

Инсценировать виртуальную экскурсию по Риму (с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий).

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим».

Составить рассказ от лица простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора, об одном дне в Риме.

Тема14.  Падение Западной Римской империи (5 ч)

64

1

Римская империя при Константине.

17.05

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи. Сравнивать положение на границах империи в первом веке и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи .

Комментировать последствия утверждения христианства  государственной религией.

Составлять рассказ о Риме с опорой на иллюстрации к параграфу.

65

2

Взятие Рима варварами

22.05

Обозначать причины раздела империи на две части.

Рассказывать об исторических деятелях и их поступках.

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др. с позиций общечеловеческих ценностей.

Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую империю.

66

3

Повторение по курсу «История Древнего мира»

Признаки цивилизации Греции и Рима

24.05

Научатся: определять термины, изученные в разделе «Древний Рим»; уметь называть главные события римской истории, главные достижения Римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории.

Показывать на карте этапы расширении границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты.

67

4

Итоговая контрольная работа по курсу «История Древнего мира»

29.05

Систематизировать и активизировать изученный за учебный год материал.

68

5

Итоговый урок

31.05

Проанализировать результаты работы класса, отдельных учащихся за прошедший учебный год. Развивать рефлексивные умения, способности к самооценке. Наметить перспективы работы в следующем учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...