Технологическая карта урока истории 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Лихалит Наталья Михайловна

В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? Почему бог солнца стал главным богом у древних египтян? Какие явления природы получили отражение в мифе об Осирисе? В чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx34.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат с. Виахту

___________________________________________________________________________

694448, Сахалинская область, Александровск-Сахалинский район, с. Виахту, ул. Почтовая, д. 4

Тел./факс: 8 (42434) 98-1-88; E-mail: asgo.mkoousshiv@sakhalin.gov.ru

Технологическая карта урока  «Религия Древних Египтян»

(5 класс)

(с использованием мультимедийных средств)

Выполнила: учитель истории

, первой квалификационной

категории, Лихалит Наталья Михайловна

с. Виахту

Педагогическая цель

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, формировать общие учебные навыки и умения, интерес к изучению религии Древнего Египта

Тип и вид урока

Усвоение знаний, навыков и умений / урок- открытия новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность  применять знания, умения  и приемы  исторического анализа для раскрытия сущности явлений и событий прошлого; объяснять и раскрывать  значение религиозных  образов египтян;  роль храмов в жизни египтян

Личностные
результаты

Осознанное , уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере; обрести  стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского народа

Метапредметные результаты

Самостоятельно организовывать взаимодействие в группе, формулировать собственную точку зрения; самостоятельно  формулировать  учебную проблему; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Боги и жрецы. Что рассказывали египтяне о своих богах.   Мифы древних египтян "Миф об Осирисе и Исиде", Египтяне о " Стране мертвых". Фараон реформатор Эхнатон. Обожествление  фараона. Храм, жрец, саркофаг, мумия.

Образовательные ресурсы

 Учебник; проектор;  мультимедийная презентация


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, работа с хронологией

Проверка домашнего задания.

Индивидуальные карточки для проверки домашнего задания.

Устные ответы уч-ся.

Работа с карточками.

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Рассказ,

хронология

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока,( слайд 1) предлагает сформулировать учебную задачу: Почему фараону было важно  иметь гробницу- пирамиду? Что общего между религией первобытных  людей и  древних египтян?( слайд 2)

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Боги и жрецы

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский.

Древние Египтяне верили , что людьми и природой управляют боги. Для  богов они строили жилища - храмы.( понятие храм- запись в тетради )(слайд 3)

Учитель рассказывает из чего строили  храмы  в глубокой древности. ( слайд 4)

При храмах находились жрецы-служители богов.( понятие жрецы - запись в тетради)( слайд 5)

Какую роль жрецы играли в  египетском обществе?  Работа с текстом. Составление   таблицы- схемы.( слайд 6)

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий. Сравнивают религиозные верования древних египтян и первобытных людей.

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Работа с текстом, беседа по вопросам

Что рассказывали египтяне о своих богах.  

Фронтальная. Объяснительно -иллюстративный. Рассказ учителя, работа с презентацией

Рассказывает, о древнеегипетских богах. Знакомит с описание богов.

 ( слайд 7-10). Учащиеся  работают с текстом  учебника ( п. 2 пар 10).  Заполнение таблицы в тетради.

Опираясь на данные таблицы учащиеся отвечают на вопрос: Что могло послужить  причиной возникновения религиозных верований у древних египтян?( физминутка слайд 11)

С помощью учителя ,  текста учебника, устанавливают причины появления религиозных верований.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Мифы древних египтян "Миф об Осирисе и Исиде"

Фронтальная. Словесный  Чтение.

Чтение мифа об Осирисе из учебника, беседа по его содержанию. Почему древние египтяне , изображая Осириса окрашивали его тело в зеленый цвет? Каким чаще всего изображали бога Осириса и почему?( слайд12)

Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком? В чем клялся умерший?

Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

Египтяне о " Стране мертвых".

Фронтальная.

Словесный. Работа с презентацией

Чтение. Рассказ учителя

Осирис вершит суд в царстве мертвых, и суд его справедлив. Также справедлив и суд фараона.( слайд 13).

Почему все стремились попасть в страну мертвых?  Чтение текста учебника (п. 4.пар 10).Аргументируйте свой ответ. Рассказ учителя.

Для  существования  в "стране мертвых" нужно тело и пища. Для чего бальзамировали тело? Понятие ( мумия - запись в тетради) (слайд 14).Куда помещали мумию после бальзамирования? Понятие ( саркофаг - запись в тетради) ( слайд 14).

Знакомятся с текстом. Анализируют текст.  записывают определения в тетрадь. Формулируют свой ответ.

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений, вдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения.

Беседа по вопросам

Фараон реформатор Эхнатон. Обожествление  фараона

Фронтальная.

Словесный.

Рассказ учителя.

Составление схемы.

Работа с документом.

Рассказ учителя. Почему древние египтяне обожествляли фараона. Называли его "сыном бога" и " великим богом". ( п .5 пар 10)Почему считалось честью, если фараон позволит поцеловать свою сандалию?  Какая  существует связь между религией и государственной властью? Какой была власть фараона в Древнем Египте?  Составление схемы в тетради.( слайд 15) Фараона Эхнатона считали  реформатором. Почему? Учитель предлагает прочитать  документ " Фараон Эхнатон и царица Нефертити".

Объясняют причины обожествления фараона. Находят в документе подтверждение реформаторской деятельности фараона.

 Регулятивные : учатся работать по предложенному учителем плану, классом находят  решение учебной задачи.

Познавательные: Осуществляют анализ документа, поиск и выделение необходимой информации, выполнение заданий  с использованием учебника.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

Беседа по вопросам

V. Контроль

знаний и способов действий

Фронтальная. словесный, проблемный. Беседа.

В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?

Почему бог солнца стал главным богом у древних египтян?

Какие явления природы получили отражение в мифе об Осирисе?

В чем заключалась роль  религии, жрецов  в Древнем Египте?

Раскрывают причины сходства  религиозных верований, роль религии в древнеегипетском обществе.  Характеризуют  причины обожествление фараонов.

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи , в уме.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои  мысли в соответствии с поставленными задачами.

Беседа по вопросам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

Работа с карточками. ( см приложение) Самооценка.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Дифференцированное задание :

1. Для сильных учеников - выполнить  задание в рубрике " Подумайте".

2. Для средних учеников - проанализировать таблицу составленную на уроке" боги Древнего Египта".

3. Для слабых учеников - выполнить задание в рубрике " Опишите".

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Письменный ответ в тетради.

Приложение

Цель урока

(все понятно)

+

(ничего не понял)

-

(интересно, хочу узнать подробнее)

?

              нарисуй лучики к солнышку настроение которого ближе тебе по настроению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...