методическая разработка урока
методическая разработка по истории (5 класс)

Таджимов Евгений Глебович

                            

                       Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме

                                         «Ранние цивилизации Древней Индии»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                    средняя общеобразовательная школа № 12

                       Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме

                                         «Ранние цивилизации Древней Индии»

 

                                                                                         Автор материала Таджимов Е.Г,

                                                                                         учитель истории и обществознания

                                                                                         МОУ СОШ №12 г.Подольск

                                                                 

                                                                                      2017

                                         Методическая разработка урока истории

                        для 5 класса по теме: «Ранние цивилизации Древней Индии»

                                                               Пояснительная записка

Целевая аудитория: 5 класс.

Актуальность темы: многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой для всех. Культурное наследие, оставленное нам древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства, и религиозные верования.

Учебная программа разработана на основе авторской программы В.И. Уколовой. История древнего мира. М.ВАКО, 2014 г.

Выходные данные учебника: В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.

Цели и задачи урока в контексте ФГОС

Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, природой, занятиями, городами, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

Задачи:

  • выяснить местоположение Древней Индии,
  • сформировать понятия «джунгли», «дравиды», «индуизм»;
  • развивать восприятие, внимание, творческое мышление, расширение кругозора;
  • развить умения работать с текстом, картой, умения анализировать исторический материал, самостоятельно делать выводы, готовить сообщения;
  • развивать интерес к истории;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • воспитание внимания и умения слушать, создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Планируемые результаты

Предметные:

 -  выяснить местоположение Древней Индии;

- узнать об основных занятиях населения Древней Индии;

- познакомиться с традиционными верованиями;

- узнать значение понятий «джунгли», «дравиды», «индуизм»;

-уметь показывать на карте местоположение Древней Индии.

Личностные: 

- оценивать свои и чужие поступки;

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов;

-воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов. 

Метапредметные: 

- организовать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- развивать способность к самооценке на основе выработанных критериев;

- искать и выделять необходимую информацию;

- анализировать, сравнивать;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе (договариваться друг с другом).

Используемые педагогические технологии: игровые технологии, технологии разноуровневого обучения, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения.

Формы и методы диагностики УУД: наблюдение, тест, самооценка, беседа, обсуждение, подведение итогов.

Методы и приемы обучения: проблемный, наглядный, исследовательский, игровой.

Материально-техническое обеспечение урока: карта «Индия в древности», компьютер, проектор, колонки, раздаточный материал, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты

Организация класса

Приветствие. Создание благоприятной обстановки для дальнейшей работы. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Мотивация   учебной деятельности

Учитель входит с чемоданом, играет музыка. Он задаёт проблемные вопросы, используя прием «черный ящик» и предлагает совершить путешествие по Древней Индии.

 Отвечают на вопросы, делают выводы.

 

 

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

 Способность к сотрудничеству и коммуникации

Постановка учебной задачи

Постановка темы урока. Постановка цели и задач урока совместно с учащимися.

Тема урока: «Ранние цивилизации Древней Индии»

Формулируют, тему, цель, задачи урока. Высказывают свои предложения.

Умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи

Практическое изучение нового материала и фиксирование затруднений

Создаёт проблемную ситуацию, активизируют имеющиеся знания.

Организует поисковую работу по картографическому материалу.

Выдает разноуровневые задания: парная, индивидуальная, групповая.

Проводит беседу по результатам работы

Работа в парах, индивидуальная, парная и групповая.

Сравнение полученных результатов работы с эталоном

Делают выводы

Приложение №1

Приложение №2

Умение работать с разными источниками

Способность к сотрудничеству и коммуникации

Способность оценивать свою работу

Первичная проверка понимания

Организует работу с текстом учебника для поиска решения задач

Способствует развитию умения  применять новые знания

Делают предположения

Работают с учебником

Отвечают на вопросы

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Управление своей

деятельностью; контроль и коррекция;

инициативность и

самостоятельность

Закрепление знаний

Организует проверочную работу с предложениями.

Организует оценивание работ по критериям.

Делает выводы по результатам работы

Возвращаются к решению проблемного вопроса «Почему Древнею Индию называли волшебной страной?»

 

 

 

 

 

Выполняют работу

Учатся выделять и объяснять существенные признаки объектов и явлений

Осуществляют взаимопроверку

Проводят самооценку

 Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5

Приложение №6

Умение работать с разными источниками географической информации

Владение элементарными практическими умениями

 (Картографическая грамотность)

Преобразование

и применение

нового знания

Умение взаимодействовать с людьми

Умение осуществлять самооценку на основе заданных критериев

Информация по домашнему заданию

По результатам выполнения самостоятельной работы дается домашняя работа.

Задания разного уровня сложности (на выбор).

Базовый уровень:

§22, ответить на вопросы

Повышенный уровень:

составить кроссворд из 6 слов по теме «Древняя Индия» или

провести мини-исследование: «Почему и в нашей стране, в середине прошлого века люди собирали фигурки белых слонов»

Выбирают уровень домашнего задания

Формирование речевой деятельности

Способность к самоорганизации саморегуляции и рефлексии

Подведение итогов и рефлексия

Организует беседу по примерным вопросам:

Какая была тема урока?

- Цели? Задачи?

- Достигли ли мы цели?

- Задачи решили?

- Что вы узнали?

- Что понравилось?

- Что было сложным?

-Что вы унесете сегодня с собой в чемодане?

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Осознавание  самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Приложение 1

        

Приложение 2

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

«Между морем Аравийским

И Бенгальским заливом

Омывается на полуострове Индостан Индийским

Материк тот океаном.

С севера его границей

Горы служат Гималаи

Две реки текут широких

Инд и Ганг их называют.

Здесь Лианы прорастают,

И деревья-великаны

Свои ветви раскидали,

Здесь тропические фрукты

На верхушках пальм созрели

Вот в таких опасных джунглях

Бродят звери-людоеды:

Это тигры, леопарды,

Львы с косматой головою.

На деревьях висят змеи,

И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки,

Яд выплескивают кобры.

А еще есть добрый слон,

Он приручен и смирен,

Тяжести привык возить

И в сраженье победит,

Если боевой тот слон,

Если не обожествлен.

Но с любовью и заботой

Относились к корове.

Ее мясом не питались

И божественной кормилицей

С почитанием называли.

Мы чуть-чуть переместились,

Где теперь мы очутились?

Что за люди здесь живут?

И танцуют и поют.»

Напишите ответы на вопросы.

- Как называется полуостров, на котором расположена Индия? Ответ:___________________

- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга? Ответ:________

- Какие горы отделяют Индию от других стран? Ответ: ______________________

- А как называется река, протекающая в восточной части полуострова? ___________

- В западной части полуострова Индостан течет река давшая название стране. Назовите ее. Ответ: ___________

Приложение 3

Прочитайте задачу (она представлена у вас на этом листе) и пункт «Первые города-государства» (стр. 58-59)

Задача:

«Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.»

- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенные слова.

И сегодня на юге Индии живут потомки древнейших жителей Индии. Называют их_________.

Древнейшими городами-государствами в Индии были ____________и ____________.

В центре городов возвышалась _________________.

Улицы были______________ и ____________. В некоторых домах был ____________.

Расскажите нам о городах Древней Индии.

Приложение 4

Прочитайте пункт «Природа и население»  и заполните схему

Основные занятия

Прочитайте сценку, распределите роли и сыграйте.  А затем расскажите  об основных занятиях населения в Древней Индии.

Рассказчик: Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

1 путешественник: Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Рассказчик: Клеопатра воскликнула:

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Рассказчик: Взмолился путешественник.

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

Рассказчик: Царица помиловала путешественника и сказала.

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной стране.

Рассказчик: Тогда заговорил второй путешественник:

2 путешественник: Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

Приложение 5

Текст для игры

Рассказчик: 

Это произошло во дворце египетской царицы Клеопатры. Она узнала, что несколько путешественников вернулись из загадочной Индии и пригласила их рассказать об этой стране.

Рассказчик: 

Клеопатра воскликнула.

Рассказчик: 

Взмолился путешественник.

Рассказчик: 

Царица помиловала путешественника и сказала.

Рассказчик: 

Тогда заговорил второй путешественник.

_____________________________________________________________________

1 путешественник:

 Если бы вы только знали, какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Я видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

1 путешественник: Помилуй меня! Это правда!

_____________________________________________________________________

Клеопатра: Ты лжешь! Такого не может быть! Эй, стража, казнить его!

Клеопатра: Расскажите мне еще о том, что же выращивают в этой удивительной    стране.

_____________________________________________________________________

2 путешественник: 

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, которые я привез. А еще там есть очень большие животные с длинными хоботами и ушами. Они перевозят тяжести, таскают бревна.

Приложение 6

Прочитайте факты и напишите выводы, которые можно сделать на основе этих фактов

Боги Индии

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод: __________________________________________________________________________

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: __________________________________________________________________________

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой  совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: __________________________________________________________________________

Пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: __________________________________________________________________________

Задание. Прочитать четвертый раздел учебника «Индуизм» (стр. 59).

- Как называлась религия древних индийцев?__________________

- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого? 

Бог

Предназначение

 - Какого бога помимо трех главных выделяли и любили индийцы?  _______

 Древние индийцы верили в жизнь души после смерти? _______________________________________________

Приложение 7

Обведите ответ, который считаете правильным

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. Да / Нет

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. Да / Нет

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. Да / Нет

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. Да / Нет

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. Да / Нет

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле.            Да / Нет

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными Да / Нет

8. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Да / Нет

Библиография

Основная литература

  1. В. И. Уколова. История. Древний мир. 5 класс. М.: Просвещение, 2014.
  2. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. — М., 2002.
  3. В. И. Уколова Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. — М., 2004.

Интернет-источники

      1. http://ancient.gerodot.ru- Древний мир


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...