Рабочая программа по истории в 6 классе
рабочая программа по истории (6 класс)

Киселева Кристина Юрьевна

Рабочая программа по истории в 6 классе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_a_istoriya.doc688 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Рабочая программа по истории в 6 классе разработана на основе:

- основной образовательной программы основного  общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 кл., , - М.: Просвещение, 2015г.

-рабочие программы «Всеобщая история 5- 9 кл.», предметная линия учебников А.А.Вигасина- О.С.Сорко-Цюпы, А.Я. Юдовская - М.: Просвещение, 2014г.

- История России. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева. – М.: Просвещение, 2017г.

- Всеобщая история, История Средних веков.6 класс Учеб. для общеобразоват. организаций/ Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе. М.: Просвещение, 2017г.

- локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

                                                               

1. Планируемые результаты

История Руси в период Средних веков.  Выпускник научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Истории России, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о

территории, об экономических и культурных центрах Руси в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
  • давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси, объяснять, в чём заключаются их художественные достоинства и значение.

2. Содержание учебного предмета «История России».

Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности – 4 часа.

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

            Праславяне. Восточные славяне в древности: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» об образовании Руси.

Знать/уметь: 

- объяснить понятия: союз племен, пашенное земледелие, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество;

-   критически анализировать источник исторической информации «Повесть временных лет» (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- показать на исторической карте территорию расселения славян и их соседей

Раздел 2. Русь в IX – начале XII вв. Древнерусское государство. 6 часов.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственностиОбразование Древнерусского государства. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и ВизантияВладимир I. Крещение Руси.

 Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Княжеские усобицыВладимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Раздел 3. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (16 часов)

Тема 1. Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) – 3 часа

Политическая раздробленность Руси. Удельный период: экономические и политические причины политической раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель: Владимиро-Суздальское, Киевское княжество, Галицко-Волынское княжество, Новгородская боярская республика.

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Тема 2. Культура Руси в домонгольские времена – 2 часа.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале  XIII ввФольклор. Славянская письменность. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Тема 3. Борьба с внешней агрессией в XIII в. – 5 часов.

             Чингиз-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия нашествия для дальнейшего развития страны.

Тема 4. Предпосылки образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV в.) – 5 часов.

Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого Литовского княжества.

Восстановление хозяйства на Руси. Формы землевладения и хозяйства. Вотчинное, монастырское, поместное, черносошное землевладение. Начало объединения русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Знать/уметь:

- объяснить понятия: государство, княжеская власть, дружина, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп. Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык. Поместье, помещик, служилые люди, ересь. Боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, Юрьев день, крестьяне владельческие, дворцовые, черносошные.

- показать на исторической карте территорию удельных княжеств, Золотой Орды, места крупных сражений;

- характеризовать исторических личностей Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского;

- понимать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

Раздел 4. Российское государство во второй половине XV – XVI вв. (15 часов).

Тема 1. Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. – 4 часа.

    Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Свержение ордынского ига. Василий III.  Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель. Многонациональный состав населения страны. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Тема 2. Русская культура второй половины XIII – XV вв. – 4 часа

Монгольское завоевание и русская культура. Куликовская битва и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Формирование культуры Российского государства. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, литературе. Летописание. «Задонщина». Теория «Москва – третий Рим». Феофан Грек. Книгопечатание. Иван Федоров. Московский Кремль.  Андрей Рублев.

Тема 3. Российское государство в XVI в. –6 часов.

              Развитие страны в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. Земские соборы. 

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавия. Сословно-представительная монархия.

Тема 4. Русская культура XVI в. – 2 часа.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой». 

Итоговое повторение и обобщение – 1 час.

3.1. Содержание учебного предмета «История Средних веков».

Введение. Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (9 ч)

Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч.)

      Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
      Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование
христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.
      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа.
Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

      Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

      Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византия и славянский мир (2 ч)

      Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская
иконопись.
      
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI – XI вв. (2 ч)

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
      Возникновение
Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» (1 ч.)

Раздел II. Расцвет Средневековья (10 ч.)

Тема 4. Феодальное общество (3 ч.)

      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории.
Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

      Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 5. Католическая церковь в XI – XIII вв. (2 ч.)

      Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
      Причины и начало
Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч.)

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского
парламента.
      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 7. Культура Западной Европы в XI – XIII вв. (2 ч.)

      Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.  

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)

Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч.)
Тема 8. Западная Европа в XIV – XV вв. (3 ч)

      Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

       Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

       Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч)

      Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

      Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. Вдали от Европы (3 ч.)
Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (2 ч)

      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.
      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

      Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»  

3. Календарно-тематическое планирование

ИСТОРИЯ РОССИИ – 41 ч.

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Примечание

план

факт

1

Введение. Наша Родина – Россия

1

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

3 – 4

Восточные славяне и их соседи

2

5 – 6

Образование первых государств

2

7

Становление Древнерусского государства

1

8 – 9

Правление князя Владимира. Крещение Руси

2

10

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

12

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

13

Культурное пространство Европы и культура Руси

1

14

Повседневная жизнь населения

1

15

Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XII в.»

1

16

Правление князей XII – начала XIII вв.

1

17

Политическая раздробленность на Руси

1

18

Владимиро-Суздальское княжество

1

19

Новгородская республика

1

20

Южные и юго-западные русские княжества

1

21

Монгольская империя и изменения политической карты мира

1

22

Батыево нашествие на Русь

1

23

Северо- Западная Русь между Востоком и Западом

1

24

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

1

25

Литовское государство и Русь

1

26 – 27

Усиление Московского княжества. Объединение русских земель вокруг Москвы.

2

28

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

29 – 30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII – XIV вв.

2

31 – 32

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

2

33

Московское княжество в первой половине XV в.

1

34 – 35

Распад Золотой Орды и его последствия

2

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

37

Русская православная церковь в XV – начале XVI вв.

1

38-39

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

2

40

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

41

Итоговое повторение

1

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ – 27 ч.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

(план)

Дата

проведения

(факт)

Примечание

Вводный урок. Живое Средневековье

1

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв.

1

Христианская церковь в раннее Средневековье

1

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв.

1

Англия в раннее Средневековье

1

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1

Культура Византии. Образование славянских государств

1

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

Культура стран халифата

1

Средневековая деревня и её обитатели

1

В рыцарском замке

1

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни

1

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Крестовые походы

1

Как происходило объединение Франции

1

Что англичане считают началом своих свобод

1

Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и Англии

1

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV вв.

1

Гуситское движение в Чехии

1

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Образование и философия. Средневековая литература.

1

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии

1

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...