Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
статья по истории

Гашин Виталий Владимирович

Представляю опыт работы по теме "Проектная деятельность на уроках истории и обществознания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания.

В условиях введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, опыт включения проектной деятельности в урочную и во внеурочную деятельности учащихся является особо актуальным.

В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов. Я в своей практической деятельности на уроках чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, исследовательские, информационные. Выбор типа проекта во многом зависит от возрастной группы учащихся и тематики урока (уроков).

С учащимися 5 класса, в рамках изучения истории Древнего мира, в течение учебного года занимались разработкой проекта «Я – Юный историк». На каждом уроке 10-15 минут я выделял для практической работы учащихся. Ребята на уроках занимались изготовлением примитивных орудий труда (во время экскурсии на природу ребята подбирали подходящие образцы, которые совместно с учителем рассматривались, проходило обсуждение и «практическое применение», затем подходящие образцы фотографировались, а в дальнейшем на уроке на персональных нетбуках ребята составляли проекты-презентации с описанием своего «орудия труда»). Кроме того, в рамках уроков истории Древнего мира учащиеся 5б класса из пластилина лепили «глиняную» керамику, которую затем раскрашивали; на пластилиновых «глиняных» табличках писали клинописью и рисовали иероглифы, писали друг другу письма; на листах ватмана, которые прикреплены к классной доске, изображали «наскальную» живопись и т.д. Кроме того, в качестве домашней работы учащиеся получали задания составить мини-проекты. Например, при изучении темы «Счет лет в истории» ребята составляли проект «Календари народов древности», составляли исторические задачи, которые ребята с удовольствие решали на уроках повторения и обобщения.

В следующем учебном году планирую продолжить работу в данном направлении с учащимися 6 класса. Планирую продолжить формирование умений и компетенций учащихся, связанных с проектной деятельностью. В рамках уроков истории и обществознания на 6 класс мною запланирован межпредметный долгосрочный исследовательский проект «Моя семья», который начнется с мини-проекта при изучении одноименной темы обществознания, ребятам будет предложено составить мини-проект по подготовленному шаблону. В дальнейшем с учащимися, которые будут заинтересованы в изучении истории своей семьи, работа будет продолжена и каждый ребенок концу учебного года выйдет на школьную научно-практическую конференцию со своим проектом.

При работе с учащимися старших классов 9, 11 классы формы и типы проектов усложняются, проекты приобретают большую конкретизацию (цели, задачи, используемые материалы, анализ и рефлексию) и сложность в видах практической деятельности.

В 11 классе, при изучении курса «Личность в истории России», ребята в течение года (курс рассчитан на 34 часа) составляли проект-презентацию «Правители Руси от Рюрика до Дмитрия Донского». Ребята разбились на группы, распределили материал между группами, дальше в составе группы готовили информацию по историческим личностям на урок, материал учащиеся представляли в виде слайда презентации, которые складывались в единый проект-презентацию. В дальнейшем данный материал будет полезен в качестве наглядного и информационного материала при изучении истории в младших классах.

Более подробно хочу остановиться на проекте, над которым мы работали совместно с учащимися социально-гуманитарной группы 10 класса. В 10 классе, в рамках изучения предмета «Обществознание» разработан и реализован практико-ориентированный (изучить проблему, найти пути решения и способствовать к применению в жизни села) проект «Спрос на товары и услуги в селе». Наше село – самый северный населенный пункт района, село находится в отдалении от других населенных пунктов района, у нас в селе на потребительском рынке не представлен такой экономический институт, как экономическая услуга. Поэтому мы решили помочь нашим предпринимателям, и выяснить в каких товарах и услугах нуждаются жители нашего села.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что полученная нами информация будет полезна не только для предпринимателей уже работающих, но и для людей, которые собираются заняться своим делом (в нашем селе практически отсутствует институт экономической услуги, как таковой, а потребности как мы выяснили, в экономических услугах у жителей села есть).  В рамках проекта ребята учились собирать, обобщать, анализировать информацию, делать выводы, предлагать свои пути решения (ребята изучали статистические данные, размещенные на официальном сайте села, беседовали с жителями села, предпринимателями, формулировали предложения). Итогом работы стали «Рекомендации предпринимателям села» и, возможно, улучшение в обеспечении необходимыми товарами жителей нашего села.

Работа над подобными проектами не только приобщает ребят к изучению истории и обществознания, но является в целом мотивирующим и стимулирующим моментом к учению в целом. Кроме того, ребята знают, что участие в проекте оценивается положительными отметками (не разовыми оценками, а отдельными оценками за работу над проектом, за содержание, за защиту проекта). Каждый ребенок при желании и при непосредственной помощи и участии учителя может выбрать для себя проект «по силам» и времени. Порой и «двоечник» для исправления или ликвидации академической задолженности может выполнить данную работу в форме проекта, задача учителя направить учащегося, показать ему «дорогу» к знаниям и умениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

презентация, способная  помочь воплотить проект...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблемам использования технологии проектной деятельности на урокахистории и обществознания...

Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания

В статье делается общий обзор проектной методики и примеры использования проектной методики на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...