методическая разработка по теме "Холокост"
методическая разработка по истории (7 класс)

Порошина Марина Борисовна

Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности по теме «Холокост: память и предупреждение» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………..2
  2. Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности по теме «Холокост: память и предупреждение» …………………………4
  3. Ожидаемые результаты…………………………………………………….12

«Там, где сжигают книги, будут жечь людей» (Генрих Гейне, немецкий поэт).

Пояснительная записка

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с нравственным обучением учащегося и его индивидуальной исследовательской деятельностью, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов МБОУ СШ №95 г. Архангельска и других учреждений для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, применяемые при тьюторском сопровождении учащихся: технологии консультирования, активизирующие методики, исследовательские технологии, информационные технологии.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории исследовательской деятельности и духовно-нравственного развития учащихся, на основе изучения трагедии 20 века Холокоста, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории в духовно-нравственном развитии.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

1. Диагностико-мотивационный этап.

2. Проектировочный этап.

3. Реализационный этап.

4. Аналитический этап.


Программа тьюторского сопровождения исследовательской деятельности по теме «Холокост: память и предупреждение»

Тема занятия. Цели и задачи. Формирование УУД (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для  формирования универсальных учебных действий

Сроки

Достижения и самооценка                    

1

Выбор темы

Цель сформировать умение видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи –познавательные ууд

Умение формулировать проблему – познавательные, коммуникативные, личностные ууд

Умение находить аргументы, устанавливать причинно-следственные отношения –познавательные, коммуникативные, личностные ууд.

Тьютор задает вопрос-ситуацию:

представь себя в библиотеке, где находятся книги о Холокосте. Ты бродишь среди книг и вдруг видишь (дальше придумывается название книги в соответствии с первым интересом учащегося, например: Холокост как величайшая трагедия человечества). Ты берёшь её в руки, но вдруг замечаешь другую книгу (воплощение второго интереса, например: почему Холокост стал возможен?), однако домой унести можно только одну, за второй можно прийти потом, когда вернёшь первую. На какой из книг ты остановишься? Провоцируя тьюторанта самого предлагать тему и выдвигать тезисы по теме.

2-3

Составление плана работы.

Умение осуществлять выбор из предложенных альтернатив, формулировать предположения и гипотезы – личностные, познавательные, рефлексивные, коммуникативные ууд

Умение выделять главное –познавательные ууд

Умение вычленять общее и особенное (частное – общее) –познавательные ууд

Умение делать формулировки сжато и четко, не нарушая логику исследования – познавательные, личностные, коммуникативные ууд
Умение видеть цель как планируемый результат и пути его достижения – личностные, рефлексивные, познавательные ууд

Тьютор помогает в определении целей и задач работы, через проблемные вопросы по теме проектной деятельности: Нужны ли современному поколению знания о Холокосте? Можем ли мы стать равнодушными наблюдателями чужой трагедии?- Какие источники предпочтет тьюторант для анализа и исследования?  – Возможно, ли сравнить? -Если да, то какие можно выделить факты в изучении данной трагедии? - Чем они могли заинтересовать? – Как доказать, что межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами?

– Можно ли изучая историю Холокоста предотвратить возможные повторения уничтожения народов? если да, то, что особенно выделить в данной проблеме?  (проблема меняется в зависимости от выбранной темы в контексте «Холокост: память и предупреждение»).

4-5-6

Подбор источников информации.

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации - познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –Познавательные ууд

Умение сравнивать –познавательные ууд

Умение классифицировать –познавательные ууд

Умение обобщать и делать выводы –познавательные ууд

Совместная работа с ресурсной картой. Поиск ресурсов для самостоятельной работы тьюторанта:

- Крупнейшая цифровая библиотека свидетельств Холокоста iWitness https://newtonew.com/tech/iwitness-krupnejshaja-cifrovaja-biblioteka-svidetelstv-holokosta

-Портал интеллектуального центра научной библиотеки Им. Овсянкина. Холокост в художественной  литературе https://library.narfu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=233:kholokost-v-khudozhestvennoj-literature&catid=19&lang=ru&Itemid=523

- Книги онлайн: https://национальныепроекты.рф/projects/kultura?utm_source=Yandex_Search&utm_medium=CPC&utm_campaign=56246390&utm_term=онлайн%20книга&utm_content=kultura&yclid=652316667695628054 Альтман И. Международный конкурс «Память о Холокосте - путь к толерантности» // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

Альтман И.Мемориализация Холокоста в России :история, современность, перспективы // Неприкосновенный запас :дебаты о политике и культуре. – 2005. - N 2/3. - С. 252-263.

Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. – 1998. - N 5. - С. 191-199.

-Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа //Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.

Кислицын С. А. Геноцид - экстремистская форма государственной этнополитики тоталитарных и авторитарных режимов // Государственное и муниципальное управление : ученые записки СКАГС. – 2006. - N 1/2. - С. 88-106.

-школьная библиотека ;

-Библиотека № 10 имени Федора Абрамова округа Варавино-Фактория;

-Архангельская областная библиотека им. Н.А. Добролюбова

Ресурсная карта дополняется тьюторантом с учетом личного интереса.

7-8

Работа с источниками

Цель сформировать умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации –познавательные ууд

Умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –познавательные ууд

Анализ, выбранных источников. Тьютор составляет вопросы-визуализации для обсуждения темы по технологии «Образ и мысль» А. Хаузен, исключив оценивание:1. Кто, что описано в источнике? Объект?2. Когда? Время.3. Где? Пространство.4. Как описана суть источника? Образ действия.5. Зачем? Установление причинно-следственных связей. Тьютор после рассуждений тьюторанта, совместно с ним насыщает тезисный материал, и тьюторант составляет по методике «фишбоун» тезисный план исследовательской работы.
hello_html_7492cf67.png

9

Написание исследовательской работы:

Цель формирование умения слушать, уточнять, дополнять, развивать и структурировать услышанное – познаваетльные, коммуникативные ууд

Умение в устной и письменной форме воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Умение вносить элементы личного отношения, давать собственную оценку, цивилизованно отстаивать свою позицию – личностные, коммуникативные ууд. 

Индивидуальная работа, консультации с тьютором. Анализ проблемы Холокоста 20 века. Оформление исследовательской работы с использованием сравнительной таблицы, например:

Этимология слова Холокост, хронология

Причины и исторические факты по теме Холокост

Память о Холокосте

Холокост-систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма:1933-1945 гг.

-уничтожение 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира;

-этапы Холокоста;

-Места, связанные с убийствами;

-

«Праведники народов Мира» (помогавшие евреям спастись от Холокоста):

- Оскар Шиндлер

- Николас Уинтон

- Ирена Сендлер

- Сайде Арифова

- Николай Кузнецов. 

-Значение трагедии для человечества!

Дополняется с учетом интереса учащегося.

10

Работа с оформлением исследовательской работы

Умение в форме исследования воспроизводить услышанное, прочитанное – познавательные, коммуникативные

Титульный лист исследовательской работы

-Содержание исследовательской работы

1. Введение исследовательской работы.

(Актуальность исследовательского проекта

Проблема исследовательской работы

Цель исследовательской работы

Объект и предмет исследования

Задачи исследовательской работы

Гипотеза исследования

Методы исследовательской работы

Теоретическая значимость работы

Практическая значимость работы

 Историческая справка по проблеме исследования)

2. Основная часть исследовательской работы, проекта

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

3.Заключение (краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

4.Используемая литература.

5. Приложения.

11

Работа над ошибками.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий – регулятивные ууд 

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности личностные, рефлексивные ууд 

Совместная работа с тьютором (анализ исследовательской работы)

12

Подготовка к выступлению на конференции исследовательских и проектных работ.

Цель сформировать умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий –регулятивные ууд 

Проработка презентации и пробное выступление.

13

Рефлексия.

Цель сформировать умение анализировать свои достижения –личностные ууд

Совместная рефлексия защиты исследовательской работы. Планирование следующего этапа.


1

Ожидаемые результаты:

  1. Активизация деятельности учащегося в области нравственного воспитания;
  2. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  3. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  4. социализация, успешность в исследовательской деятельности;
  5. Развитие у учащихся навыков самостоятельной образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...