Технологическая карта внеурочного мероприятия на тему "История праздника Иван Купала"
план-конспект занятия по истории (6 класс)

История языческого праздника для школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеклассного мероприятия «История праздника Иван Купала»

Учебный предмет

Внеклассное мероприятие

Класс

6

Учитель

Горшкова Я.А.

Тема мероприятия

«История праздника Иван Купала»

Форма мероприятия

Круглый стол

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Познакомить учащихся с историей праздника Иван Купала и приобщить к русской народной культуре

Задачи урока

Образовательная: познакомить учащихся с историей Древней Руси, в частности с языческой культурой и традицией;

Развивающая: формировать умение анализировать материал, делать выводы на основе исторических источниках, уметь работать с документами и дополнительной информацией;

Воспитательная: воспитывать чувство уважительного отношения к своей стране и культуре своей страны, чувство сопричастности к жизни своего национального общества.

Планируемые результаты

Метапредметные:

- умение организации своей деятельности в ходе решения конкретной проблемы;

- способность делать анализ поставленной проблемы;

- умение воспроизвести информацию, которая необходима для решения поставленной задачи или проблемы;

- приобрести навык установления причинно-следственных связей;

- способность участвовать в коллективной работе при решении конкретных задач;

- уметь отстаивать свою точку зрения и высказывать личное мнение при коллективе;

- способность слушать и анализировать другие точки зрения.

Предметные:

 -поиск информации из исторического источника и дополнительной литературы;

- умение построения определенной системы и анализ приобретенных знаний;

-способность объяснять исторические события с точки зрения современных исследований;

- умение давать характеристику событиям и фактам прошлого.

Личностные:

-способность оценить свою деятельность в ходе решения поставленной проблемы;

- умение характеризовать и анализировать высказывания и позицию сверстников;

- построение своего собственного поведения в соответствие с эмоциональным состоянием сверстников;

-умение формирования собственного интереса к проблеме.

Основные понятие

Иван Купала, язычество, православие, принятие христианства

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Регулятивные: умение учеников слушать учителя и организовывать свою дальнейшую деятельность в соответствие с заданной проблемой.

Приветствие учащихся и подготовка к проведению мероприятия.

Приветствие учителя

Обозначение темы мероприятия. Постановка проблемы

Личностные: ученики приводят примеры из своего жизненного опыта; Коммуникативные: высказывание собственного мнения по теме мероприятия, умение общаться со сверстниками.

Ярило – солнце! Нам тепло пошли,

Чтоб мир в лучах твоих купался!

Огонь купальский! порчу отведи,

Чтоб пел народ и жизнью наслаждался.

Вода речная! Предскажи судьбу,

Русальную неделю проводив.

Верни, Иван, здоровье, красоту,

Травой целебной хворых исцелив.

Девушки да юноши

В хоровод встают

Пляски до полуночи,

В этот день ведут.

Да после полуночи

Разведут костер,

Чрез него играючи

Прыгают на спор.

Дети, как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на нашем мероприятии? (учащиеся высказывают свое мнение).

Верно, темой нашего круглого стола является «История праздника Иван Купала».

Нам важно сегодня выяснить: Языческий ли это праздник или православный?

Дети внимательно слушают учителя, высказывают свое мнение по поводу темы круглого стола. Пытаются сами назвать тему, учитель помогает им.

Основная часть. Поиск ответов по поставленной проблеме

Личностные: применение новой информации в личном опыте;

Познавательные: умение получать и делать анализ полученной информации;

Регулятивные: способность организовать свою деятельность;

Коммуникативные: умение работать в коллективе и слушать мнения своих сверстников.

 

Праздник Иван Купала имеет очень богатую историю. Свои корнями он уходит в глубокую древность. Изначально это был языческий праздник и отмечался в ночь с 23 на 24 июня. Это был день летнего солнцестояния. В эту ночь было принято проводить большое количество ритуалов и обрядов, которые были связаны с огнем и водой.

Однако после крещения Руси в 988 году, этот праздник был приурочен ко дню Иоана Крестителя и стал отмечаться 7 июля.

Для того, чтобы нам более полно погрузиться в историю праздника, мы выслушаем доклады, которые были заданы к круглому столу.

Учитель задает наводящие вопросы и помогает ученикам.

Дети внимательно слушают вступительное слово учителя и готовятся к выступлению с докладами.

Первый докладчик выступает с темой «Языческие традиции Купальской ночи»

Ему задаются вопросы, и разворачивается беседа.

Второй докладчик выступает с темой «Православные традиции праздника Иван Купала».

Дети задают вопросы и беседуют по теме.

Подведение итогов

Регулятивные: контроль, исправление, выделение и усвоение полученных знаний;

Коммуникативные: умение общаться со сверстниками и учителем, формирование способностей задавать вопросы;

Познавательные: умение формулировать выводы по полученным знаниям.

 

Итак, сегодня мы с вами познакомились с историей такого замечательного праздника, как Иван Купала. В самом начале круглого стола был поставлен вопрос: Иван Купала: языческий праздник или православный?

Выскажите свое мнение по этому поводу.

Давайте подытожим все вышесказанное:

Иван Купала –  день летнего солнцестояния, отмечавшийся 24 июня. Целью купальской ночи было очищение души и тела от злых духов. Символами очищения были огонь и вода, поэтому чаще всего праздновали у водоемов. В ночь праздника принято было купаться в реках и озерах, так как вода была наполнена магическими свойствами и способствовала очищению тела. Разводились большие костры, через которые люди прыгали, очищая тем самым свою душу. Травы и цветы также наполнялись волшебными свойствами. Девушки плели из них венки и пускали в воду, таким способом можно было найти себе пару. Травы также засушивали и хранили в доме.

С принятием христианства Иван Купала был приурочен ко дню Иоана Крестителя, который отмечался 7 июля.  Поначалу Церковь запрещала все языческие обряды, так как священнослужители считали, что это бесовские занятия.

Можно сказать, что этот праздник своеобразный синтез языческой культуры и православной традиции.

В современном мире очень любят этот праздник, поскольку в нем присутствует очень много ярких и красивых обрядов.

Учащиеся высказывают свое мнение по поводу поставленной проблемы и анализируют выводы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного мероприятия по формированию нравственной жизненной позиции в 7 классе. Тема: Смысл жизни, какой «я»

Дать обучающимся первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию; способствовать воспита...

Технологическая карта внеурочного мероприятия "День Байкала"

Экоурок, посвященный удивительному природному объекту.  Занятие погрузит школьников в мир легендарного озера и научит его беречь....

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Слава Отечества", 6 класс

Техническая карта внеурочного мероприятия "Слава Отечества"...

Технологическая карта внеурочного мероприятия "Война в одной песне"

Мероприятие предназначено для обучающихся 8 классов. Цель- развитие хорового навыка и паториотическое воспитание подростков....

Технологическая карта внеурочного мероприятия по географии Викторина "Знатоки географии"

Цель мероприятияСоздать условия для расширения кругозора учащихся по предмету география. Задачи мероприятия Продолжить формирование общеучебных навыков работы с картой.Развивать память, логическо...

Технологическая карта внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»

Разработка урока по профилактике правонарушений и преступлений для обучающихся 5 классов....