История: конструкт или "математика"
методическая разработка по истории (10 класс)

Чудецкий Александр Николаевич

Разработка открытого мероприятия по обсуждению смысла и внутреннего содержания исторической науки для 10-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧУДЕЦКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ

ГБОУ СОШ №338 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА БАЗЕ

ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ №10 ИМЕНИ Н.НОСОВА НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Тема мероприятия

ИСТОРИЯ: КОНСТРУКТ ИЛИ «МАТЕМАТИКА»

Актуальность мероприятия

Неформальное объединение школьников, интересующихся историей и обществознанием и объединившихся вокруг учителя соответствующих предметов, регулярно собирается после уроков для обсуждения интересующих детей вопросов истории, просмотра исторического кино, анализа исторических артефактов. Обсуждение личности Ивана IV Грозного, соответствующего фильма С.Эйзенштейна, проведение параллелей с И.Сталиным, а также анализ разных точек зрения на эти вопросы истории натолкнул учащихся на мысль о субъективности истории. Школьников заинтересовало: действительно ли те события прошлого, личности имели место быть, а не были придуманы кем-либо в политических целях? Кто формирует наше видение истории? Как отбираются единичные исторические факты из их множества, попадающие в учебники истории?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы решили организовать открытую дискуссию на тему природы исторической науки и исторических фактов.

Цель мероприятия

Способствовать развитию интереса школьников к изучению истории и обществознания

Образовательные задачи мероприятия

Актуализировать имеющиеся знания в области истории

Создать условия для знакомства участников с методологией изучения истории.

Пробудить интерес к роли личности в истории и роли личности в изучении истории

Мотивировать участников к дальнейшему изучению исторической науки

Воспитательные задачи мероприятия

Создать условия для воспитания культуры общения в группе

Подготовить базу для развития критического и аналитического мышления учащихся

Способствовать развитию навыков публичного выступления как перед школьниками, так и перед посторонними лицами

Личностно значимая проблема

На протяжении многих лет школьники изучают историю. Однако в школьные учебники попадают далеко не все события, имевшие место в прошлом. Более того, некоторые события преподносятся с заранее заданной оценкой. Какую же историю мы изучаем: имевшую место в реальном прошлом или тщательно сконструированную историками?

Планируемые результаты (описаны применительно к школьному курсу предмета «история»)

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в групповых и фронтальных  видах деятельности.

Получат возможность научиться: извлекать информацию из презентации; формулировать определения научных терминов; определять понятия; устанавливать связи между общественными явлениями, делать выводы.

Познавательные: обучающиеся устанавливают связи между различными направлениями исторической мысли. Получают  информацию об основах истории исторической науки. Выдвигают собственные суждения, организовывают сотрудничество и совместную деятельность с модератором дискуссии, другими участниками и работают в группе. Происходит формирование умений обобщать факты и понятия.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей.

Регулятивные: принимают и сохраняют задачу мероприятия;  учитывают выделенные ориентиры действия; овладеют приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Проявляют заинтересованность в изучении истории; выражают положительное отношение к процессу познания; задают вопросы модератору дискуссии, себе и друг другу. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МЕРОПРИЯТИЯ

Этапы мероприятия

Деятельность учителя-модератора

Деятельность участников мероприятия

Формы рабооты

Универсальные учебные действия (УУД)

Мотивация к деятельности

1. Создаёт условия для возникновения у участников мероприятия внутренней потребности включения в деятельность.

Предлагает сравнить отношение к деятельности И.В.Сталина в разные периоды истории России. Обращает внимание, что официальная оценка деятельности зависит от личности историка и менялась в ходе истории.

Демонстрирует, что  преподнесение истории репрессий 1930-х гг. возможно различными способами.

2.Создает условия для формулирования цели мероприятия участниками

3.Поясняет участникам метафоричность использования терминов «математика» (как отражение объективных фактов истории) и «конструкт» (как отражение особенностей интерпретации истории)

1. Участники выслушивают учителя-модератора, обмениваются репликами внутри своей группы.

 Предлагают свои суждения и дополнения по данному вопросу

2.Предлагают цель мероприятия: разобраться с особенностями изучения исторической науки.

Фронтальная

работа

Личностные: ориентированы на участие в обсуждении особенностей исторической науки

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: формулируют цели мероприятия после предварительного обсуждения

Актуализация

знаний

Специфика темы мероприятия позволяет совместить мотивационную часть и актуализацию имеющихся знаний: во время выше описанной части мероприятия школьники и сторонние присутствующие высказывают собственные суждения и дополнения

Изучение и обсуждение

нового

материала

1. Обращает внимание на многообразие подходов к определению понятия «история». Предлагает участникам предложить собственные варианты определения данного термина.

2. Объединяет различные подходы к определению понятия «история» в смысловые группы на маркерной доске

Предлагают собственные варианты определения понятия «история»

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к фронтальным формам работы

Познавательные: самостоятельно формулируют ответы на вопросы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии с окружающими для решения познавательных задач, ставят вопросы, ведут дискуссию

1. Обращает внимание на три смысловые группы в понимании понятия «история»:

а)история как процесс

б)история как область знаний

в)история как школьный предмет

Предлагает участникам мероприятия дополнить перечень.

2. Поясняет участникам мероприятия, что под «математикой» в исторической науке часто принято метафорически понимать объективную реальность, имевшую место в прошлом. В случае отношения к истории как к математике следует принять, что историк как субъект познания просто отражает реальность на страницах своих книг, статей, лекций

3. Дает учащимся понимание, что конструктивисты настаивают на сконструированности прошлого исследователями. В данном случае историк не выступает в роли зеркала прошлого, а выступает в роли интерпретатора со своими убеждениями, идеалами, интересами. Кроме того, определенную роль оказывают источники финансирования научных работ историка.

1. Предлагают дополнения, выслушивают учителя-модератора, вносят свои реплики

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: совместно и с помощью учителя-модератора обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории. Коммуникативные: вносят свои предложения решения познавательной задачи, выслушивают друг друга и модератора дискуссии

1. Предлагает участникам мероприятия обсудить данную проблему и выслушать точки зрения друг друга: история – это конструкт или «математика»?

Совместно с представителями библиотеки выступает в роли модератора дискуссии внутри групп

2. Предлагает участникам групп выбрать представителя от группы, который представит результаты работы внутри команды

3.Создает условия для презентации результатов работы представителем группы

1. Делятся на группы (примерно по 10 человек). По методу круга обмениваются собственными суждениями. Либо приходят к общему мнению, либо соглашаются с наличием внутри группы нескольких точек зрения.

2. Выбирают одного-двух представителей от группы

3.Представители от групп поочередно презентуют результаты работы своей команды. Задают друг другу вопросы.

Групповые формы работы

Личностные: проявляют интерес к поставленной проблеме

Регулятивные: в группах формулируют общие ответы и приходят к выводам

Познавательные: извлекают информацию из совместного обсуждения; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории; самостоятельно формулируют вопросы и ответы.

Коммуникативные: обсуждают проблему в группах; выделяют главное; презентуют результаты работы перед аудиторией; при необходимости используют наглядные формы демонстрации информации на маркерной доске

Демонстрирует «математичекую» и «конструктивистскую» сущность на двух примерах.

Указывает, что ведение войны СССР против Германии в 1941-1945 гг. и прекращение существования СССР в 1991 – факты, отражающие прошлую реальность. В то же время использование различных лингвистических приемов, эпитетов и метафор позволяет окрасить то или иное событие в разные цвета, а как следствие сконструировать отношение реципиентов информации к данным событиям.

Выслушивают учителя-модератора, обмениваются репликами внутри группы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя-модератора; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории.

Обращает внимание учащихся на существование двух противоположных методологических школ.

1. Позитивистская школа. Основатель – Огюст Конт. В основе позитивизма лежит понимание истории в качестве естественного процесса, а как следствие, по мнению позитивистов, историю следует изучать естественнонаучными методами

2. Концепция «наук о духе». Основатель – Вильгельм Дильтей. В основе «наук о духе» лежит понимание истории как особой области знаний с особой методологией изучения. Ее представители настаивают, что изучение истории возможно лишь посредством ее субъективной интерпретации со стороны исследователя.

Выслушивают учителя-модератора, обмениваются репликами внутри группы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя-модератора; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории.

1. Предлагает участникам мероприятия обсудить в группах: как следует изучать историю? По методологии позитивистов? По методологии «наук о духе»? Иным образом?

Совместно с представителями библиотеки выступает в роли модератора дискуссии внутри групп

2. Через несколько минут дискуссии предлагает двум участниками от каждой группы перейти в группу напротив, чтобы создать повод для дискуссии. Дает дополнительное время для обсуждения.

3.Предлагает участникам групп выбрать представителя от группы, который представит результаты работы команды

4.Создает условия для презентации результатов работы представителем группы

1. По методу круга обмениваются собственными суждениями. Либо приходят к общему мнению, либо соглашаются с наличием внутри группы нескольких точек зрения.

2. Обмениваются участниками группы

3. Выбирают одного-двух представителей от группы

4.Представители от групп поочередно презентуют результаты работы своей команды. Задают друг другу вопросы.

Групповые формы  работы

Личностные: проявляют интерес к поставленной проблеме

Регулятивные: в группах формулируют общие ответы и приходят к выводам

Познавательные: извлекают информацию из совместного обсуждения; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории; самостоятельно формулируют вопросы и ответы.

Коммуникативные: обсуждают проблему в группах; выделяют главное; презентуют результаты работы перед аудиторией; при необходимости используют наглядные формы демонстрации информации на маркерной доске

Обращает внимание учащихся, что представители позитивизма и иные исследователи относящиеся к истории как к «математике» не сомневаются по вопросу целей изучения истории. В их представлении история обладает собственными закономерностями, выявление которых и является задачей исследователя.

В то же время, если относится к истории как к конструкту, то цели изучения истории становятся более расплывчатыми: зачем нам изучать чье-то субъективное видение прошлого?

Выслушивают учителя-модератора, обмениваются репликами внутри группы

Фронтальная работы

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем-модератором обнаруживают и формулируют выводы

Познавательные: извлекают необходимую информацию из ответов одноклассников; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории; самостоятельно формулируют ответы.

1. Предлагает участникам мероприятия обсудить в группах: для чего изучать историю, если воспринимать ее как чужой «проект-фантазию»?

Совместно с представителями библиотеки выступает в роли модератора дискуссии внутри групп

2. Через несколько минут дискуссии предлагает двум участниками от каждой группы перейти в группу напротив, чтобы создать повод для дискуссии. Дает дополнительное время для обсуждения.

3.Предлагает участникам групп выбрать представителя от группы, который представит результаты работы команды

4.Создает условия для презентации результатов работы представителем группы

1. По методу круга обмениваются собственными суждениями. Либо приходят к общему мнению, либо соглашаются с наличием внутри группы нескольких точек зрения.

2. Обмениваются участниками группы

3. Выбирают одного-двух представителей от группы

4.Представители от групп поочередно презентуют результаты работы своей команды. Задают друг другу вопросы.

Групповые формы  работы

Личностные: проявляют интерес к поставленной проблеме

Регулятивные: в группах формулируют общие ответы и приходят к выводам

Познавательные: извлекают информацию из совместного обсуждения; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории; самостоятельно формулируют вопросы и ответы.

Коммуникативные: обсуждают проблему в группах; выделяют главное; презентуют результаты работы перед аудиторией; при необходимости используют наглядные формы демонстрации информации на маркерной доске

Подводит итог. Еще раз напоминает о двух подходах к методологии изучения истории. Высказывает собственное суждение и свое представление о целях изучения истории. Отмечает, что многообразие мнений позволяет тщательнее изучить прошлое и настоящее общества.

Благодарит всех за дискуссию. Приглашает на чаепитие. Предлагает оставить отзыв в книге отзывов библиотеки.

Выслушивают учителя-модератора, обмениваются репликами внутри группы

Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя-модератора; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об истории.

VI. Рефлексия

В условиях открытого неформального мероприятия рефлексия и первичное закрепление знаний совмещены и проходят в форме чаепития. Участники мероприятия обмениваются впечатлениями, высказывают свои пожелания, ведут дискуссию с другими людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Аналитическая записка

Данное мероприятие проведено на базе детской библиотеки №10 имени Н.Носова Невского района под руководством учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №338 Чудецкого Александра Николаевича при помощи сотрудников библиотеки и лично заместителя директора библиотеки Сиголовой Светланы Геннадьевны. Участники мероприятия -  учащиеся 9-11 классов школы и читатели библиотеки. Дискуссия оказалась оживленной. Большое количество посетителей позволило сформировать три группы участников, внутри которых были организованы дискуссии. Ряд учащихся предлагали свои оригинальные версии решения тех или иных познавательных задач.

Проведение мероприятия позволило сделать следующие выводы:

а)проведение дискуссии в рамках открытого мероприятия в неформальных условиях позволяет раскрыться некоторым учащимся. В частности, один из обучающихся 10 класса, не демонстрирующий на уроках высокую активность, показал на мероприятии свои хорошо развитые способности выступать перед публикой, анализировать информацию, выдвигать и защищать свою точку зрения.

б)общение с более старшей посторонней аудиторией позволяет сформировать внутреннюю потребность обучающихся к изучению истории. Общаясь со старшими посторонними людьми, объясняющими необходимость освоения исторической науки, школьники убеждаются в пользе данной учебной и научной дисциплине. Уважение к старшим способствует этому.

в)отмечено, что школьники часто воспринимают историю как историю войн. В этой связи, чаще всего в качестве задачи изучения истории они называли «не повторять ошибки прошлого». Это заставляет задуматься о манере преподнесения исторической информации. На наш взгляд, необходимо усилить работу по позитивному восприятию истории России и мира школьниками города.

Информация о проведенном мероприятии на сайте Невской центральной библиотечной системы - http://nevcbs.spb.ru/sobytiya/nashi-meropriyatiya/2876-zagadki-istorii-v-detskoj-biblioteke-10-im-n-nosova

К документу прикреплена презентация с фотографиями хода дискуссии.

Литература

Конт О. Общий обзор позитивизма. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2012.

Малинов А. В. Философия и методология истории в России. – СПб.: Интерсоцис, 2015. - 380 с.

Смоленский Н. И. Теория и методология истории. – М.: Академия, 2012. – 270.

Троицкий М. М. Наука о духе : общие свойства и законы человеческого духа. – М.: URSS ЛИБРОКОМ, 2012.

Интернет источники

  1. Всероссийский Интернет – педсовет http://pedsovet.org/
  2. Учительский портал http://www.uchportal.ru/
  3. Курс «Философия» от СПбГПУ на портале «Открытое образование» https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbstu+PHYLOS+fall_2016/info
  4. Курс «Культурология» от НИУ ВШЭ на портале «Открытое образование» https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:hse+CULT+fall_2016/info


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История: конструкт или “ математика ” ? © Учитель истории и обществознания ГБОУ «СОШ №338» Чудецкий Александр Николаевич . 2016

Слайд 3

История как область знаний «Математика» Отражение реальности

Слайд 4

История как область знаний «Конструкт» Проектирование прошлого Финансирование

Слайд 5

Историческая теория (учебники, школа, университет, книги) КОНСТРУКТ “ МАТЕМАТИКА ”

Слайд 6

Ученые говорят... “ МАТЕМАТИКА ” - позитивизм 1941-1945 – Великая Отечественная война 1991 – прекращение существования ( распад / развал ) СССР “ КОНСТРУКТ ” – концепция «наук о духе»

Слайд 7

Ученые говорят... ПОЗИТИВИЗМ История – естественный процесс ( “ математика ”) Методология Как естественные науки Огюст Конт

Слайд 8

Ученые говорят... КОНЦЕПЦИЯ «НАУК О ДУХЕ» История - особая область знаний Методология Познание только «сквозь фантазию» человека Вильгельм Дильтей

Слайд 9

Как изучать историю? По методологии позитивистов? По методологии «наук о духе»? Иным образом?

Слайд 10

Зачет изучать историю? “ МАТЕМАТИКА ”

Слайд 11

Зачет изучать историю? КОНСТРУКТ

Слайд 12

В заключение...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Конструкт внеурочного занятия

Конструкт внеурочного занятия   Внеурочное занятие: классный час   Дата проведения: II четверть   Форма проведения: театрализованная игра   Класс: 5   Тема: В царств...

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Конструкт урока английского языка в 2 классе с учетом требований ФГОС по теме "Merry Christmas!"

Урок составлен по УМК "Millie" (Азарова С.И.) для 2 класса. В данной разработке представлены этапы урока с учетом системно-деятельностного подхода, в соответствии с требованиями нового стандарта начал...

Конструкт внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра по теме: Теория электролитической диссоциации"

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса.Цель:  создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД  ...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...