Рабочая программа по истории для 5 класса
рабочая программа по истории (5 класс)

Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5kl_novyk_fgos.docx66.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Стеченская средняя общеобразовательная школа

Погарского района Брянской области

                                                                       УТВЕРЖДЕНО

                                                                       Приказом № _____ от «___»___ 2022  г.

                                                                      Врио директора____________С.А.Решетникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   истории

(предмет)

______5_______

(класс)

базовый

(уровень)

                                   Составитель:

                                     Цвилёва Анна Леонидовна              

                                                                        (ФИО полностью)

                               Учитель истории, первая кв/категория, высшее обр.  

                                                      (должность, кв/категория или разряд, образование)

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №____от________

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

____________О.М.Куттина

ПРИНЯТО

педагогическим Советом

Протокол №___от________

с. Стечна

2022 - 2023 учебный год

Примерная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учетом Примерной программы воспитания.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно своему назначению примерная рабочая программа является ориентиром для составления рабочих авторских программ: она дает представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «История»; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и структурирование его по разделам и темам курса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека.История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта.Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).

В основной школе ключевыми задачами являются:

        формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной само-идентификации в окружающем мире;

        овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

        воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

        развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

        формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» базовым учебным планом: в 5—9 классах по 2 учебных часа в неделю при 34 учебных неделях.

  1. Планируемые результаты освоения программы учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:

  1. в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
  2. в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
  3. в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

——в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;

——в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;

——в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;

——в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

——в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  2. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
  3. В сфере универсальных учебных познавательных действий:
  4. владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
  5. владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
  6. работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; вы-сказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
  7. В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
  8. общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  9. осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.

  1. В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
  2. владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
  3. владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
  4. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
  5. выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
  6. ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
  7. регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
  8. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  9. Во ФГОС ООО 2021 г. установлено, что предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать:
  10. 1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории родного края и истории России; определять современников исторических событий, явлений, процессов;
  11. 2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
  12. 3) овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач;
  13. 4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий;
  14. 5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов;
  15. 6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в.(Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать итоги и историческое значение событий;
  16. 7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи;
  17. 8) умение определять и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
  18. 9) умение различать основные типы исторических источников: письменные, вещественные, аудиовизуальные;
  19. 10) умение находить и критически анализировать для решения познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; соотносить извлеченную информацию с информацией из дру¬гих источников при изучении исторических событий, явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками;
  20. 11) умение читать и анализировать историческую карту/схему; характеризовать на основе исторической карты/схемы исторические события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на исторической карте/схеме, с информацией из других источников;
  21. 12) умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, диаграмм;
  22. 13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации в справочной литературе, Интернете для решения познавательных задач, оценивать полноту и достоверность информации;
  23. 14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России
  24.  
  25. (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.№ 287.С.87—88).
  26. Указанные положения ФГОС ООО развернуты и структурированы в программе в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым компонентам познавательной деятельности школьников при изучении истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения знаний в общении, социальной практике.
  27. Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
  28. целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли России в мировой истории;
  29. базовые знания об основных этапах и ключевых событиях отечественной и всемирной истории;
  30. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  31. умение работать: а) с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.), оценивая их информационные особенности и достоверность с применением метапредметного подхода; б) с историческими (аутентичными) письменными, изобразительными и вещественными источниками — извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; определять информационную ценность и значимость источника;
  32. способность представлять описание (устное или письменное) событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и мировой истории и их участников, основанное на знании исторических фактов, дат, понятий;
  33. владение приемами оценки значения исторических событий и деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
  34. способность применять исторические знания в школьном и внешкольном общении как основу диалога в поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры,
  35.  
  36. национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей современного российского общества;
  37. ——осознание необходимости сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
  38. ——умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов прошлого с важнейшими событиями ХХ — начала XXI в.
  39. Достижение последнего из указанных предметных результатов может быть обеспечено введением отдельного учебного модуля «Введение в Новейшую историю России»1, предваряющего систематическое изучение отечественной истории XX—XXI вв.в 10—11 классах. Изучение данного модуля призвано сформировать базу для овладения знаниями об основных этапах и ключевых событиях истории России Новейшего времени (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война 1941—1945 гг., распад СССР, сложные 1990 е гг., возрождение страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.).
  40. Названные результаты носят комплексный характер, в них органично сочетаются познавательно-исторические, мировоззренческие и метапредметные компоненты.
  41. Предметные результаты проявляются в освоенных учащимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в следующих основных группах:
  42. 1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
  43. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
  44. 3. Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках, атласах, на электронных носителях и т.д.): читать историческую карту с опорой на легенду; находить и показывать на исторической карте территории государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места значительных событий и др.
  45. 4. Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных источников)1: проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия; высказывать суждение об информационной (художественной) ценности источника.
  46. 5. Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т.п.
  47. 6. Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события, явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  48. 7. Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; объяснять, какие факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику исторической личности (по предложенному или самостоятельно составленному плану).
  49. 8. Применение исторических знаний и умений: опираться на исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении в школе и внешкольной жизни, как основу диалога в поликультур-ной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры.
  50. Приведенный перечень служит ориентиром: а) для планирования и организации познавательной деятельности школьников при изучении истории (в том числе — разработки системы познавательных задач); б) при измерении и оценке достигнутых учащимися результатов.
  51. 5 КЛАСС
  52. 1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  53. объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
  54. называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
  55. определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
  56. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  57. указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
  58. группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
  59. 3. Работа с исторической картой:
  60. находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
  61. устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
  62. 4. Работа с историческими источниками:
  63. называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
  64. различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
  65. 5. Историческое описание (реконструкция):
  66. характеризовать условия жизни людей в древности;
  67. рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
  68. рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических со¬бытиях);
  69. давать краткое описание памятников культуры эпохи перво¬бытности и древнейших цивилизаций.
  70. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
  71. раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
  72. сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
  73. иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
  74. объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
  75. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
  76. излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
  77. высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
  78. 8. Применение исторических знаний:
  79. раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
  80. выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.

  1. Содержание учебного предмета

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 ч)

Введение (2 ч).Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э.»).Историческая карта.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ (4 ч)

Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.

Разложение первобытнообщинных отношений На пороге цивилизации.

ДРЕВНИЙ МИР (62 ч)

Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.

Древний Восток (20 ч)

Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.

Древний Египет (7 ч)

Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы.

Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.

Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы .Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).Письменность (иероглифы, папирус).Открытие Ж.Ф.Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).

Древние цивилизации Месопотамии (4 ч)

Природные условия Месопотамии (Междуречья).Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.

Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.

Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.

Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.

Восточное Средиземноморье в древности (2 ч)

Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.

Персидская держава (2 ч)

Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов.

Древняя Индия (2 ч)

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).

Древний Китай (3 ч)

Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы.

Древняя Греция. Эллинизм (20 ч)

Древнейшая Греция (4 ч)

Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея».

Греческие полисы (10 ч)

Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона .Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание.

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.

Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады.

Культура Древней Греции (3 ч)

Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания).Общегреческие игры в Олимпии.

Македонские завоевания. Эллинизм (3 ч)

Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.

Древний Рим (20 ч)

Возникновение Римского государства (3 ч)

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Римские завоевания в Средиземноморье (3 ч)

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Поздняя Римская республика. Гражданские войны (5 ч)

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Расцвет и падение Римской империи (6 ч)

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима (3 ч)

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение (2 ч).Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

Контрольные работы

№п/п

Название темы

1

«Древний Египет»

2

«Древняя Греция. Эллинизм».

3

Контрольная работа  по курсу:

«История Древнего мира»

  1. Тематическое планирование с указанием  количества часов отводимых на освоение каждой темы учебного предмета.

п/п

Тема урока

Кол-

часов

ЭОР

Дата проведения

по плану

Фактич

1

 Введение        Что изучает наука история.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250/

Раздел I. Жизнь первобытных людей

7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники

3

2

Древнейшие люди.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/start/310298/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/start/253250/

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

3

5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329

6

Появление неравенства и знати.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329

7

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/start/253219/

Тема 3.  Счет лет в истории

1

8

Измерение времени по годам

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/start/310329

Раздел II. Древний Восток

20

Тема 4. Древний Египет

8

9

Государство на берегах Нила.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/start/310391/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/

11

Жизнь египетского вельможи.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/

12

Военные походы фараонов

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/start/310391/

13

Религия древних египтян.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/

14

Искусство Древнего Египта.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/start/310422/

15

Письменность и знания древних египтян.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/start/310360/

16

Контрольная работа  по теме «Древний Египет»

1

Тема 5. Западная Азия в древности

7

17

Древнее Двуречье.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/start/252227/

19

 Финикийские мореплаватели.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/start/310453/

20

Библейские сказания.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/start/253095/

21

Древнееврейское царство.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/start/310453/

22

Ассирийская держава.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/start/253095/

23

Персидская держава «царя царей».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7529/start/252754/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/start/252723/

Тема 6. Индия и Китай в древности

5

24

Природа и люди Древней Индии.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/

25

Индийские касты.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/start/253064/

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/

27

Первый властелин единого Китая.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/

28

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древние государства Передней Азии, Индии и Китая».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/start/310484/

Раздел III. Древняя Греция

21

Тема 7. Древнейшая Греция

5

29

Греки и критяне.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/start/252661/

30

Микены и Троя.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/

31

Поэма  Гомера «Илиада»

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/

32

Поэма  Гомера «Одиссея».

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/

33

Религия древних греков.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/

Тема 8.  Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7533/start/252661/

35

Зарождение демократии в Афинах

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/

36

Древняя Спарта.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7537/start/252940/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7539/start/252537/

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/start/288851/

38

Олимпийские игры в древности.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/start/310546/

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/start/310515/

Тема 9. Возвышение Афин в V в. До н.э. и расцвет демократии

5

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

42

В городе богини Афины

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

44

В афинском театре.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

45

Афинская демократия при Перикле

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

4

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/start/252909/

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/start/252878/

48

В Александрии Египетской.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7542/start/252847/

49

Контрольная работа по теме: «Древняя Греция. Эллинизм».

1

Раздел IV. Древнейший Рим

17

Тема 11. Рим от возникновения до установления господства над Италией

3

50

Древнейший Рим.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/

51

Завоевание Римом Италии.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7544/start/252816/

52

Устройство Римской республики.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/start/296170/

Тема 12. Рим-сильнейшая держава Средиземноморья

3

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/start/310608/

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/

55

Рабство в Древнем Риме.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/start/310670/

Тема 13. Гражданские войны в Риме

4

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/

57

Восстание Спартака.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/

/

58

Единовластие Цезаря.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639/

59

Установление империи.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/start/310639

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры

5

60

Соседи Римской империи.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/start/296232/

61

В Риме при императоре Нероне.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/

62

Первые христиане и их учение.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/

63

Расцвет Римской империи во II в. н. э.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/start/296232/

64

Вечный город и его жители.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/start/310701/

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

2

65

Римская империя при Константине.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7550/start/311469/

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/325120/

66

Взятие Рима варварами.

1

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/start/311500/

Итоговое повторение

4

67

Повторительно-обобщающий урок

«Признаки цивилизации Древней Греции»

1

https://edsoo.ru/constructor/2226700/#

68

Повторительно-обобщающий урок

 «Признаки цивилизации Древнего Рима»

1

https://edsoo.ru/constructor/2226700/#

69

Контрольная работа  по курсу:

«История Древнего мира»

1

70

Заключительный урок

Итоговое повторение по курсу «Древний мир».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...