технологическая карта урока истории для 5 класса урок 3
план-конспект урока по истории (5 класс)
технологическая карта урока истории для 5 класса урок 3
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока истории для 5 класса | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 3. ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ
Педагогические | Способствовать формированию представлений о биологической эволюции человека, об особенностях основных типов древнейших людей; создать условия для ознакомления с ролью орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний / вводная лекция с элементами беседы |
Планируемые результаты | Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого |
Личностные | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности |
Метапредметные результаты | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; готовность к сотрудничеству с соучениками, |
Основное | Первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. 2 млн лет назад – появление первого человека на Земле. Жизнь и занятия древнейших людей. Первые орудия труда. Роль труда в развитии человека. Освоение человеком огня, способы его добычи. Первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, каменное рубило, скребок, палка-копалка, дубина, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог, реконструкция |
Образовательные ресурсы | Учебник. Проверочные материалы. Учебные картины: «Человеческое стадо», «Главное отличие древнейших людей от животных», «Загон оленей». Аппликация (слайды) «Охота неандертальцев на сибирского козла». Атлас. Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма | |
характеристика | формируемые УУД | ||||
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? | Слушают учителя; получают проблемное задание | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, | Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян | Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил- люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа |
Использование орудий труда как главное отличие людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа | На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. – Что характеризует «человека умелого»? | Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией (слайдами), беседа | С помощью аппликации рассказывает – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство | Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа | Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) | Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа | Наблюдение |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест | Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение). Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3) | Рассказывают устно об условиях | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. – Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? | Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Беседа по вопросам, работа |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что вам понравилось больше всего – Что было самым ценным из услышанного? – Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
1-я группа. Представьте себе, что вы провели несколько часов с древнейшими людьми. Что вы увидели? Опишите ваши наблюдения в группах.
2-я группа. Древнейшие люди не были знакомы с медициной, но знали много животных и растений. Знали они и травы, которые мы называем лекарственными. Этими травами они лечились. Каким образом у древних людей появились знания о лекарственных травах?
3-я группа. Благодаря археологическим раскопкам ученым удалось воссоздать внешний облик древнего человека. Перечислите характерные внешние признаки древнего человека, которые бы сближали его с дикими животными.
4-я группа. В период первобытной истории на Земле обитало много диких животных, которыми могли питаться древние люди. Однако они часто голодали. Как вы объясните причины частого отсутствия пищи у древних людей?
5-я группа. Археологические раскопки, проведенные учеными на местах стоянок древних людей, показали, что первобытные люди жили не поодиночке, а группами. Подумайте, почему древние люди не могли жить поодиночке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати
Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила
Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов
Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян
Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи
Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта
Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...