разработка урока
план-конспект урока по истории (5 класс)

Бутакова Любовь Юрьевна

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

 Показать особенности законов – их социальную направленность. На примере действия законов отработать понятия «закон».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ БУТАКОВА Л.Ю

КЛАСС: 5

ТЕМА: ВАВИЛОНСКИЙ ЦАРЬ ХАММУРАПИ И ЕГО ЗАКОНЫ

Педагогические
цели:

Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.

 Показать особенности законов – их социальную направленность. На примере действия законов отработать понятия «закон».

Тип и вид урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование

Планируемые
результаты
(предметные):

:Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные
результаты:

:Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде

Метапредметные
результаты:

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации

Основное содержание темы, понятия и термины

Образование Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли. Правление Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Появление законов Хаммурапи. Устройство вавилонского общества по законам Хаммурапи. Законы, ростовщик, раб-должник

Образовательные ресурсы

Учебник. Компьютер, мультимедийный проектор. Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия », карточки к опросу, контурные карты, атласы учащихся.  Схемы: «Вавилон – центр ремесла и торговли», «Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи».

Применяемые педагогические технологии: -Технология развивающего обучения; - Групповое обучение; - Игровое обучение. 

                                                                         
Организационная структура урока

Этапы урока

Формы,
методы, методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.слайд №1

- О чем нужно помнить на уроках истории?

« В истории знай точно даты и года.
И помни: ты без карты никуда!»

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя


 - Какую историю мы изучаем?
- Какое древнее государство мы уже изучили?
- Какую тему мы проходили на прошлом уроке? 
-  Почему так называется эта страна? 
Проверка домашнего задания выступление учеников «Письмо другу»

– Вы – историки-исследователи, предположите, что вам предстоит исследовать сегодня на уроке чем может прославиться человек?

 - А если он – царь? Почему имена одних правителей сохранила история, а других - нет?  (великий завоеватель, проводил реформы, заботился о народе, что-то построил и др.)
- Правильно. В древнем Междуречье был великий царь, управлял Вавилонским царством и звали его Хаммурапи. 

Поэтому тема нашего урока (слайд2) «Вавилонский Царь Хаммурапи и его законы»

(Запись темы в тетрадь.) 

-  А как вы , ребята, думаете, какие задачи мы для себя поставим, что вы должны узнать? ( Как правил царь и справедливые ли были его законы. И для чего нужны законы в государстве.)

Слушают учителя. Формулируют ответы на поставленные вопросы. Зачитывают письма о своем путешествии в страну Двуречье

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Образование

Вавилонского царства. Вавилон – центр ремесла и торговли

Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, работа
с картой, схемой, беседа

В ходе рассказа о возвышении Вавилона в Двуречье организует работу с картой. Предлагает, вспомнив природные условия, предположить, что покупали и продавали купцы в Вавилоне.

Организует работу со схемой слайд №3
Сравните свою работу с работой товарища и оцените себя.

Находят на карте Вавилон, описывают его местонахождение. Называют природные условия Вавилона, выдвигают предположения продаваемых и покупаемых

товаров

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Работа с картой, беседа по вопросам

Вавилонский царь Хаммурапи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрацией, беседа

Знакомит с царем Вавилона Хаммурапи и временем его правления.

Организует работу с текстом (п. 2 Посмотрите на каменный столб определите, что на нем изображено, что за записи сделаны и кем (слайд4) 
Физминутка Игра «Молчанка»

По вопросам учителя дети совершают необходимые действия
Покажите, как вы представляете: 
- высоту египетских пирамид 
- форму египетских пирамид 
- египетскую мумию 
- метание копья 
- пронести вельможу 
- выжимание сока из винограда
- полить огород при помощи шадуфа 
- подготовка глины для письма 
- попасть под дождь 
- убежать от дождя. 
- Спасибо, садитесь на свои места.
- Всегда ли жители Вавилонии прятались от дождя?

Под руководством учителя характеризуют вавилонского царя Хаммурапи. Проводят исследование делают выводы

Регулятивные: учатся работать
по предложенному учителем плану.

Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

Работа

с текстом, беседа по вопросам, план текста

Законы Хаммурапи

Фронтальная, групповая, коллективная. Словесный, исследовательский, практический. Работа с документом, таблицей, беседа

Формулирует задания для работы

с текстом § 14 (п. 3–5), в паре документами «Из законов Хаммурапи», «Из вавилонской таблички». Проводит беседу,) Что такое законы?
- Для чего они были нужны?
 - Зачем Хаммурапи ввел законы? 
Вот , что сказал Хаммурапи о своих законах( чтение цитаты) (слайд №5)

Цитата: «Я, Хаммурапи, вождь, поставленный богами, первейший из царей, покоривший евфратские селения, я вложил правду в уста страны и дал благоденствие народу». 

Как вы понимаете словосочетание « Благоденствие народу»

Проводят поиск необходимой ин-

формации в текстовых источниках (

Рассуждение ребят поэтому вопросу) 

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осуществляют анализ; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: высказывают свое мнение

Работа с документом, беседа по вопросам

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, «линией времени»,

иллюстрацией, беседа, работа с контурной картой


 
^ 6. Закрепление.
 - Ответьте на вопросы
- Понравились ли вам законы?
-  Справедливы ли эти законы?
 - Что же вы узнали о жизни людей и государства в целом? Игра- инсценировка «Судьи». - Будем работать вместе и представьте себе, что мы попали в Древнюю Вавилонию и стали свидетелями древнего суда в Вавилоне.

 - Я предлагаю вам стать судьями во времена царя Хаммурапи.

Вы должны, выслушав потерпевшего, назвать закон, пользуясь учебником, и объяснить, как будет улажено дело.

Ситуации потерпевших:(Учащиеся инсценируют заранее предложенные ситуации)

1. О, великий Хаммурапи! Просит тебя о помощи знатный человек Хирам. Крестьянин из соседней деревни украл моих овец.
2. О, великий Хаммурапи! Просит тебя купец Гордий из города Ашшура.
Крестьянин Нарх не отдает мне долг в 50 монет, говорит, что у него нет таких денег. 
3.О,великий Хаммурапи! Просит тебя жрец из храма, Идин похитил одеяние и головную повязку со статуи из храма.
4. О, великий Хаммурапи! Просят тебя жители деревни около города Ура. Наш сосед Эвмей затопил свое поле и наши поля. Урожай погиб! Мы будем голодать! 

- Оцените, ребята, правильно ли уладили дело судьи? Чем руководствовались судьи при решении ситуаций.

Дают ответы, делают выводы. Учащиеся инсценируют заранее предложенные ситуации

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Делают выводы

Работа с «линией времени», беседа по вопросам, контурная карта

V. Рефлексия

Фронтальная. Практический. Тест

Предлагает проанализировать свою

деятельность, работая с тестом: слайд №6

«?» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

«!» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«|» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» – не ответил

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений, на листке условно отмечают свои ответы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

Письменный тест

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.слайд№7

П.14 читать, отвечать на вопросы. Выполнить проект на тему :

Ода против жестокости (представьте, что вы попали на совет вельмож, которые обсуждают наказания за разные проступки и преступления, у вас появилась возможность выступить против жестоких законов, напишите оду

против жестокости).

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу

Творческая работа

                                                                           Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

§ 1. Если человек клятвенно обвинил человека, бросив на него обвинение

в убийстве, но не доказал его, то обвинитель его должен быть убит.

§ 2. Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не

доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве,

должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться;

если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом.

Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот,

кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто

погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя. § 3. Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и

слово, которое он сказал, не доказал, а это дело — дело о жизни, то человек

этот должен быть убит.

§ 14. Если человек украл малолетнего сына другого человека, то он

должен быть убит.

§ 229. Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал

непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот

строитель должен быть казнен.

Виды преступлений, названные в законах Хаммурапи

Государственные

Против царя, измена

Должностные

Взятка, изменение судебного режима

Религиозные

Чародейство, святотатство, колдовство

Воинские

Дезертирство, отказ от воинской повинности и присвоение имущества воина

Против семьи

Браки между родственниками, измена жены

Против личности

Ложное обвинение, умышленное и неумышленное убийство, оскорбление, лжесвидетельство

Против собственности

Кража, укрывательство и кража чужого раба, снятие с раба знака его рабства, повреждение или уничтожение чужого имущества, плохое качество работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...