урок истории в 10 классе "НЭП" технологическая карта урока
методическая разработка по истории (10 класс)

Виноградова Марина Петровна

Тема «НЭП»

1) Политика

2) Внутренняя, экономическая

3) Допускает частнопредпринимательскую деятельность, предоставляет возможности, имеет позитивные и негативные последствия

4) Советскую Россию делает богаче

5) Укрепление социальной базы власти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nep_10_kl_tehnol_karta.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Новая экономическая политика»

Предмет:история                Класс:10                Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УМК:учебник «История России (1914-1945 гг.)» (Авторы: В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. Базовый уровень).

Тема урока:«Новая экономическая политика»

Цель:охарактеризовать сущность НЭПа и его противоречия

Целеполагание для ученика:

СССР при НЭПе развивался по общемировому или особому пути?

Целеполагание для учителя (управленческие задачи):

- всесторонне охарактеризовать экономический и политический кризис начала 1920-х гг. и необходимость перехода к НЭПу;

- раскрыть сущность

- содействовать формированию мотивации познавательной активности школьников и интерес к курсу «История России (1914-1945 гг.)»;

- выявлять многообразие точек зрения по обсуждаемой теме;

- адекватно оценивать результаты деятельности учащихся, используя различные формы деятельности (индивидуальная, парная, групповая).

Планируемый результат:

Понять, насколькоэкономическая политика в годы НЭПа отличалась от «военного коммунизма».

Личностные:

Сформированность гражданской позиции выпускника как активного и сознательногочлена российского общества, способность аргументировать свою позицию относительно различных точек зрения по трудным и дискуссионным вопросам советской истории.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цели и составлять план деятельности; способность использовать различные ресурсы для достижения целей; умение ориентироваться в различных источниках политической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

Познавательные:  

Владение базовыми понятиями темы, умение выявлять причинно-следственные связи, способность применять полученные знания в повседневной жизни.

Опорные понятия, термины:новая экономическая политика, продналог

Новые понятия, термины:продналог, концессия, нэпман, кооперация, Госплан, пионерия, комсомол

Домашнее задание:учебник, §13-14 – читать

Образовательные ресурсы: учебник, мультимедийная презентация

Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Индивидуализация

1. Организационный этап      

(1 мин.)

Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих учащихся в журнале

Приветствуют учителя

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(4 мин.)

- Проблемная ситуация: сравните пути развития СССР в 1-м источнике со 2-м и 3-м.

Какое наблюдается противоречие? Как можно сформулировать вопрос?

1) «Оценки НЭПа частью русской интеллигенции».

2) «Рисунок из журнала «Красный перец», 1923 г. «Усовершенствованный трамплин».

3) «Из резолюции XIV съезда ВКП(б), 1925 г.».

Учитель предлагает учащимся сравнить документы: «Какое наблюдается противоречие? Какой проблемный вопрос вытекает из анализа текстов?»

Учитель в ходе обсуждения предложенной проблемной ситуации стремится подвести учащихся к мысли о важности того, чтобы понять, как СССР развивался при НЭПе: по общемировому и особому пути

Учащиеся отвечают на вопросы и вместе с учителем формулируют цели и задачи урока

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

(5мин.)

Работа с текстом «Из декрета Совета народных комиссаров (январь 1920 г.)»_Учебник, стр. 148:

- В рамках какой социально-экономической политики России был принят данный декрет? Каков итог реализации этой политики?

Учитель предлагает прочитать текст и ответить на вопросы к тексту.

Учащиеся читают текст и отвечают на вопросы к нему.

4. Открытие новых знаний.

(20 мин.)

1) При каких условиях в экономике и политике происходил переход к НЭПу?

- Видеоотрывок («Экономический и политический кризис начала 1920-х гг.», 1`18-7`20)

2) Найдите в тексте и назовите факты, свидетельствующие о наличии экономического и социального кризиса.

- Работа с текстом учебника: §13, п. 1 «Последствия Первой мировой войны и Российской революции»

Учитель организует с учащимися беседу по вопросам: просмотр видеоотрывка + фронтальная устная работа с текстом учебника

Учащиеся участвуют в беседе, отвечая на вопросы

3) Составьте таблицу «Выступления против Советской власти в начале 1920-х гг.» (письменная самостоятельная работа в парах)

- Крестьянские восстания

- Кронштадское восстание

Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по составлению таблицы  «Выступления против Советской власти в начале 1920-х гг.»

Учащиеся самостоятельно работают на карточках: оформляют таблицу

Отдельные учащиеся по желанию могут выполнять данное задание в своей рабочей тетради

4) Основные черты НЭПа.

а) Цель политики:

- Выведение страны из кризиса.

- Восстановление экономики.

- Укрепление социальной базы Советской власти.

б) Промышленность:

- Отмена Декрета о полной национализации промышленности.

- Переход части мелких и средних предприятий в частные руки.

- Допуск аренды крупных предприятий.

- Создание концессий.

- Хозяйственная самостоятельность предприятий (хозрасчёт и самоокупаемость).

в) Сельское хозяйство:

- Замена продразвёрстки продналогом.

- Разрешение аренды земли.

г) Товарно-денежные отношения:

- Денежная реформа Г. Сокольникова.

- Разрешение частной торговли.

- Отмена карточной системы

д) Управление народным хозяйством:

- Вместо главков создана система трестов и синдикатов, которые за результаты деятельности отвечали своим имуществом.

е) Трудовые отношения:

- Отмена принудительного труда и введение рынка рабочей силы.

- Ликвидация уравнительности в оплате труда.

- Отмена бесплатности государственных услуг.

Учитель организует  выполнениеиндивидуального задания и последующее его обсуждение

Учащиеся выполняют индивидуальное задание, затем участвуют в обсуждении

5. Первичное закрепление

(3 мин.)

- Задание «Работаем с понятиями»:

а) «Малая Гражданская война» (Учебник, стр. 157)

б) «Продналог» (учебник, стр. 164)

Учитель предлагает задание на первичное закрепление

Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемное задание) (6 мин.)

- Составьте «Сложный план по теме урока, используя»: новая экономическая политика (НЭП), продналог, концессия, нэпман, кооперация, Госплан, пионерия, комсомол и др.

Учитель делит класс на группы и организует работу в группах

Учащиеся работают в группах, представляют результаты работы

По желанию кто-то из учащихся может выполнить данное задание индивидуально

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин.)

1) учебник, §§13-14 – читать;

2) выполнить задание №7* в рубрике «Вопросы и задания» - стр. 164

Учитель даёт домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

8. Рефлексия деятельности

(4 мин.)

- Приём «Синквейн»_

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ МОЖЕТ СОДЕРЖАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИМЕРЫ:

Тема «НЭП»

1) Политика

2) Внутренняя, экономическая

3) Допускает частнопредпринимательскую деятельность, предоставляет возможности, имеет позитивные и негативные последствия

4) Советскую Россию делает богаче

5) Укрепление социальной базы власти

Учитель представляет приём «Синквейн» и предлагает подвести итоги по текущему уроку.

Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке

Учащиеся работают в парах над синквейном. Затем представляют результаты работы

Список использованных источников:

  1. История России (1914-1945 гг.). 10 класс. Учебник: базовый уровень/[Мединский В.Р., Торкунов А.В. и др.]. – М., 2023.

Интернет-источники:

  1. http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  2. http://window.edu.ru/ – единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  3. http://artclassic.edu.ru/ – коллекция Российского общеобразовательного портала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ И ЛИТВА

Технологическая карта уроков истории России Тема урока РУСЬ   И   ЛИТВА...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи

Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...