разработка урока
методическая разработка по истории (10 класс)

Эрдыниев Дмитрий Степанович

разработка открытого урока по истории России в 10 классе на тему "Человек и война: единство фронта и тыла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14» г.Улан-Удэ

Открытый урок

по истории России в 10 классе

««Человек и война: единство фронта и тыла»

Подготовил: учитель истории и обществознания Эрдыниев Дмитрий Степанович

Когда земля от крови стыла,

Когда горел наш общий дом,

Победу труженики тыла

Ковали праведным трудом.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: урок-исследование - беседа

Цель: создание условий для формирования представлений о трудовых и фронтовых подвигах советских людей во время Великой Отечественной войны; воспитание чувства гордости за свою Родину, за народ.

Задачи:

Образовательные:

раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в Великой Отечественной войне;

-способствовать осмыслению учащимися таких духовно – нравственных категорий, как уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь;

- познакомить учащихся с деятельностью советского фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны на примере краеведческого материала.

Развивающие:

- продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме;

- развитие навыков работы с документами;

- развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного;

-развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии.

Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

Достижение предметных планируемых результатов:

- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к великой Победе;

-умение проводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов советских людей во имя свободы и независимости России.

Достижение метапредметных планируемых результатов:

- умение находить, сопоставлять и оценивать информацию, полученную из различных источников;

- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе.

Достижение личностных планируемых результатов:

-формирование патриотизма как духовно – нравственной категории, осмысления Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;

-воспитание чувства гордости за свою Родину, народ, вынесший на своих плечах всю тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;

-воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Дидактические средства: История России 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень : учебник / В.Р.Мединский, А.В. Торкунов. – Москва: Просвещение, 2023г.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Формы работы обучающихся:

- беседа;

- индивидуальная работа;

- работа в группах с различными источниками.

Урок включает следующие этапы:

1. Организационный момент.

2. Этап мотивации и актуализации знаний к учебной деятельности. (Определение цели и задач урока, создание проблемной ситуации, версии учащихся).

3. Работа над новой темой, открытие нового знания. (Осмысление задания, поиск информации, необходимой для выполнения задания, обоснование своей позиции, запись данной информации в требуемой форме).

5. Первичное закрепление. (Выражение решения, применение нового знания. Обобщение, вывод по проблеме).

6. Рефлексия. (Обратная связь, оценивание результатов работы обучающихся и самооценка обучающихся).

7. Домашнее задание.

План (Слайд 2)

1. Перестройка экономики

2. Повседневность военного времени

3. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Ход урока.

#1054;рганизационный момент. (Приветствие)

Добрый день, ребята! Cегодня нам с вами предстоит провести вполне обычный урок истории.

Вы рассаживаетесь по группам, каждая группа получает свой пакет информационного материала, с которым будет работать в течении урока.

По итогам работы лидер группы отвечает на поставленные вопросы (или может дать слово одному из группы), и заполняет лист самооценки.

По окончании урока вы выбираете один цвет фишки (которые у вас на столе)и кладёте на учительский стол. Это будет вашей оценкой урока.

Жёлтый - разочарован

Зеленый - понравился

Синий - воздержался

2. Этап мотивации к учебной деятельности.

- Прочтите внимательно высказывание крупнейшего русского философа Василия Осиповича Ключевского. «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа». – Слайд 3

Как вы понимаете данное высказывание?

Примерные ответы учеников. Солдаты воюют, защищая Родину, участвуют в боевых действиях, а гражданское мирное население дают армии продовольствие, одежду, снаряды, боевую технику, моральную поддержку

-Ребята, с какими словами ассоциируется у вас слово «война»?

(Мужество, стойкость, отвага, подвиг, доблесть).

Учитель. -А что такое подвиг?

(Героический самоотверженный поступок)

- Где совершали подвиги советские люди во время Великой Отечественной войне? (На фронте, в тылу).

- Значит, подвиги бывают фронтовые и трудовые. Кто совершал подвиги? (Человек.)

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Человек и война: единство фронта и тыла» (Запись в тетради).

- В одном стихотворении говорится:

Страха не боялись

И фашистских штыков.

Сквозь огонь, смерть мчались

На разгром всех врагов.

В поле брани теряя,

Сотни тысяч друзей,

О победе мечтая,

Воевали вы все.

- О чем это стихотворение?

(О подвиге воинов на фронте ради победы).

- С другой стороны, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков сказал:

«Тыл-это половина Победы, даже больше». (Слайд 4)

- Что можете сказать по этому факту?

(Огромная была роль тыла в Великой Отечественной войне)

-Что вас удивило? Какое противоречие вы увидели?

( С одной стороны, мы видим важную роль фронта в войне, а с другой – огромный вклад внесли в победу труженики тыла).

- Какой, ребята, возникает вопрос?

(Каково соотношение тыла и фронта в Великой Отечественной войне?

Кто обеспечил победу-фронт или тыл?)

- Ребята, как решить нам эту проблему? Какие есть у вас предположения? (Высказываются разные версии).

Учитель. Итак, у нас появилось несколько гипотез. Как можно их проверить? Мы поработаем сегодня на уроке с учебником, с различными документами, найдем факты, подтверждающие или опровергающие наши версии, и в конце урока решим эту проблему.

Актуализация. Видеоролик – Ансамбль Александрова «Вставай страна огромная!» - Слайд 5

- Работа с текстом : (2мин) - Текст речи В. М. Молотова.

Из выступления по радио заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова ( Слайд 6 )

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш советский народ теперь должен быть сплочён и един, каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашего советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Вопросы:

1. В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему советскому народу?

2. Какой призыв к гражданам и гражданкам Советского Союза звучит в этой речи?

Запись в тетради:

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!» (Слайд 7)

Перестройка экономики на военный лад (Слайд 8)

24 июня 1941 года- создан Совет по эвакуации.

30 июня 1941 - государственный Комитет Обороны, который осуществлял в стране всю полноту власти и возглавил перестройку экономики на военный лад.

29 июня 1941 года - Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) партийным и советским организациям прифронтовых областей - сформирован лозунг «Всё для фронта, всё для победы».

Основные задачи: (Слайд 9)

Перераспределить материальные, финансовые и трудовые ресурсы страны для обеспечения нужд фронта.

Переключить на военное производство практически все гражданские отрасли промышленности.

Поддержать сельскохозяйственное производство на уровне, минимально достаточном для снабжения армии и тыла.

Перестроить работу транспорта для бесперебойного обслуживания военных нужд.

Всеобщая мобилизация (Слайд 10)

перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции

мобилизация и перестройка работы транспорта

мобилизация продовольственных ресурсов для снабжения армии и городов

мобилизация всех средств на нужды войны

Чрезвычайные меры (Слайд 11)

1. Эвакуация на восток промышленности - организованное перемещение населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

2. Введение обязательных сверхурочных работ, 11- часового рабочего дня, отмена отпусков

3. Трудовая мобилизация приравнена к военной

4. Прикрепление работников к предприятиям

5. Ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины

6. Движение скоростников ( за выполнение 2-3 норм) и за овладение смежными профессиями

К концу 1942 года удалось превзойти утраченные военные мощности и бесперебойно снабжать армию.

Но для этого нужна инфраструктура, которую необходимо было создать в глубоком тылу.

Запись в тетради:

Тыл - территория позади фронта, за боевой линией

Бронь - освобождение от призыва в армию, льгота, даваемая высшим должностным лицам, а также выдающимся деятелям науки, культуры и искусства, а также гарантия сохранения определенного имущества, например, жилья, со стороны государства.

ТРУДОВОЙ ГЕРОИЗМ НАРОДА

Помощь населения фронту: (Слайд 12)

Передача личных денежных накоплений в фонд обороны.

Расширение донорства.

Сбор тёплых вещей для армии.

Самоотверженный труд рабочих.

Увеличение количества подростков и женщин, занятых в промышленности (до 60%) и в сельском хозяйстве (до 70%). (Слайд 13, 14)

За годы войны в Фонд обороны поступило более 118 млрд рублей. Общим вкладом в Победу становились не только заработанные деньги — более 5,5 млн граждан Советского Союза стали донорами крови.

Труженики села- фронту! (Слайды 15, 16, 17)

Не менее самоотверженно трудились и работники сельского хозяйства. За рычагами тракторов, штурвалами комбайнов и рулями автомобилей мужчин заменяли женщины. Благодаря их героическому труду бойцы на фронте не испытывали серьёзных трудностей со снабжением. Соревнование между женскими тракторными бригадами охватило более 150 тыс. трактористок. За 1941–1944 гг. совхозы и колхозы дали стране 4,5 млрд пудов зерна. Для сравнения: за годы Первой мировой войны в России было заготовлено лишь 1,4 млрд пудов.

-Работа с текстом – (3 мин) Из сообщения в газете «Правда» от 18 марта 1943 г. об итогах всесоюзного социалистического соревнования трактористок и женских тракторных бригад (Слайд 18)

«По инициативе передовых трактористок Ставропольского края в стране широко развернулось социалистическое соревнование женских тракторных бригад и женщин-трактористок. ЦК ВЛКСМ, Народный комиссариат земледелия СССР и Народный комиссариат совхозов СССР подвели итоги соревнования за 1942 г.

В социалистическом соревновании участвовало 3486 женских тракторных бригад и 145 128 женщин-трактористок. Десятки тысяч женщин — водителей машин показали образцы высокой производительности труда. В Коми АССР 16 МТС. Здесь работают 48 женских тракторных бригад. Все они выполнили план на 117% и сэкономили 44 тонны горючего. Отмечена также хорошая работа трактористок Московской, Калининской, Горьковской, Тульской областей и Чувашской АССР…

Первенство в соревновании женских тракторных бригад завоевала бригада Дарьи Гармаш из Рыбновской МТС Рязанской области. Эта бригада выполнила план тракторных работ на 256%, выработала на каждый условный трактор 1084 гектара и сэкономила 6148 килограммов горючего. Бригаде Дарьи Гармаш присуждены переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомзема СССР.

Первенство в соревновании женских тракторных бригад совхозов завоевала бригада Веры Беспаловой из хлопкосовхоза № 3 имени Ленина Азербайджанской ССР. Эта бригада выполнила годовой план тракторных работ на 211% и сэкономила 3927 килограммов горючего. Бригаде Веры Беспаловой присуждены переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомсовхозов СССР».

Задание:

Определите ключевые экономические показатели, приведённые в документе, по результатам которых можно утверждать о помощи тыла фронту.

В стране развернулось движение за создание Народного фонда обороны. Ежемесячно рабочие отчисляли в него однодневный заработок, колхозники вносили сельхозпродукты, пионеры собирали металлолом. Трудящиеся по своей инициативе собирали средства на покупку боевой техники. (Слайд 19) Так, саратовская пасечница А. С. Селиванова на деньги, вырученные от реализации своей доли продуктов, смогла купить стране три боевых самолёта. (Слайд 20, 21) Всесоюзную известность приобрела М. В. Октябрьская, после гибели мужа потратившая все личные средства на покупку танка, на котором сама успешно воевала, была ранена и скончалась от ран. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Не отставали в помощи фронту и Георгиевцы – вот документы…..

- многие труженики тыла после войны были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Попытайтесь определить для себя, что такое доблестный труд.

-Именно в эти страшные годы в СССР родился новый гимн

Прослушивание гимна СССР от 1944 г. (Слайд 22)

- Как слова нового гимна способствовали росту самосознания советского народа? (ответы учащихся).

- Да в 1944 г. накануне Нового года по советскому радио прозвучал новый Государственный гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. И. Эль-Регистана). Он заменил прежний революционный гимн «Интернационал». Сам факт появления гимна, его текст и музыкальный строй выражали патриотизм, объединение народов многонационального государства вокруг русского народа под руководством И. В. Сталина, уверенность в непобедимости армии, в грядущей победе в войне и славном будущем.

Вопросы для закрепления на слайдах.

#1063;то можно сказать о настроении и моральном духе мирных граждан СССР в годы войны?

(подавляющее большинство граждан СССР были полны решимости победить врага, они верили в победу и отдавали все свои силы этой борьбе.)

2. Какие периоды выделяются в развитии военной экономики страны?

(В первые месяцы войны резкий спад производства и героические усилия по демонтажу и эвакуации предприятий и населения, затем – к концу 1942 года – стабилизация, превзошли уровень 1941 года, с 1943 года – превзошли Германию по количеству и качеству вооружения.)

3. Кого мы можем назвать труженики тыла?

(Вся тяжесть в эти грозные годы легла на плечи женщин и детей, стариков. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись нашей истории)

4. Что стало источником Победы?

(Источник победы – высокий моральный дух и патриотизм советских людей)

Вопросы на раздаточном материале с начала урока на партах.

Учитель: Ребята, пришло время ответить на проблемный вопрос: Каково соотношение фронта и тыла в Великой Отечественной войне? Фронт или тыл обеспечил победу в Великой Отечественной войне?

Как мы можем ответить на вопрос? Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями.

(ответы учащихся).

Учитель: мы выполнили задачи урока. Мы убедились, что в годы Великой Отечественной войны наш народ сплотился во имя единой цели – победы над врагом. Труженики тыла, жители оккупированных территорий проявили чудеса стойкости, самоотверженности и героизма.

Учитель: В своих высказываниях вы доказывали и доказали, что победу в войне одержал простой человек. Велика роль в Победе и фронта, и тыла. Великая Отечественная война была народной. Народ сумел перенести все её тяжести, совершал героические подвиги во имя победы и победил. «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом» -сказал Г. К. Жуков. В преддверии 79-й годовщины Великой Победы мы должны помнить стойкость, мужество воинов на фронте и самоотверженный труд, подвиг женщин, мужчин и детей в тылу. И тыл, и фронт были едины и все делали для победы.

Домашнее задание:

Для всех: написать эссе на тему «Вклад моей семьи в Победу: трудовой и боевой подвиги»

Рефлексия

Спасибо за внимание! (слайд 23)

Источники:

1. Статья Александра Падерина (ведущий научный сотрудник Института военной истории МО РФ, кандидат исторических наук, профессор РАЕН, полковник в отставке).

2. «Великая Отечественная война». Вопросы и ответы. М, 1985., с.181, 288.

3. Коробкин Л.И. История России. Великая Отечественная война 1941-1945гг. Учебное пособие. СПб: СМИО Пресс, 2002, с. 37-40.

Приложение:

1. Текст речи В. М. Молотова. (Слайд 6)

Из выступления по радио заместителя Председателя Совета Народных Комиссаров Союза СССР и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В.М. Молотова

Граждане и гражданки Советского Союза!

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах…

Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством…

Правительство Советского Союза выражает твёрдую уверенность в том, что всё население нашей страны, все рабочие, крестьяне и интеллигенция, мужчины и женщины отнесутся с должным уважением к своим обязанностям, к своему труду... Весь наш советский народ теперь должен быть сплочён и един, каждый из нас теперь должен требовать от себя и от других дисциплины, организованности, самоотверженности, достойной настоящего советского патриота, чтобы обеспечить все нужды Красной Армии, флота и авиации, чтобы обеспечить победу над фашистской Германией…

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, ещё теснее сплотить свои ряды вокруг нашего советского правительства, вокруг нашего великого вождя тов. Сталина.

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

Вопросы:

1. В чем выражает уверенность правительство Советского Союза, обращаясь ко всему советскому народу?

2. Какой призыв к гражданам и гражданкам Советского Союза звучит в этой речи?

2. Из сообщения в газете «Правда» от 18 марта 1943 г. об итогах всесоюзного социалистического соревнования трактористок и женских тракторных бригад (СЛАЙД 18)

«По инициативе передовых трактористок Ставропольского края в стране широко развернулось социалистическое соревнование женских тракторных бригад и женщин-трактористок. ЦК ВЛКСМ, Народный комиссариат земледелия СССР и Народный комиссариат совхозов СССР подвели итоги соревнования за 1942 г.

В социалистическом соревновании участвовало 3486 женских тракторных бригад и 145 128 женщин-трактористок. Десятки тысяч женщин — водителей машин показали образцы высокой производительности труда. В Коми АССР 16 МТС. Здесь работают 48 женских тракторных бригад. Все они выполнили план на 117% и сэкономили 44 тонны горючего. Отмечена также хорошая работа трактористок Московской, Калининской, Горьковской, Тульской областей и Чувашской АССР…

Первенство в соревновании женских тракторных бригад завоевала бригада Дарьи Гармаш из Рыбновской МТС Рязанской области. Эта бригада выполнила план тракторных работ на 256%, выработала на каждый условный трактор 1084 гектара и сэкономила 6148 килограммов горючего. Бригаде Дарьи Гармаш присуждены переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомзема СССР.

Первенство в соревновании женских тракторных бригад совхозов завоевала бригада Веры Беспаловой из хлопкосовхоза № 3 имени Ленина Азербайджанской ССР. Эта бригада выполнила годовой план тракторных работ на 211% и сэкономила 3927 килограммов горючего. Бригаде Веры Беспаловой присуждены переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и первая премия Наркомсовхозов СССР».

Задание:

Определите ключевые экономические показатели, приведённые в документе, по результатам которых можно утверждать о помощи тыла фронту.

3. Ответить на вопросы:

#1063;то можно сказать о настроении и моральном духе мирных граждан СССР в годы войны?

2. Какие периоды выделяются в развитии военной экономики страны?

3. Кого мы можем назвать труженики тыла?

4. Что стало источником Победы?

4. Рост производства в СССР крупной военной техники в годы великой Отечественной войны (тыс. штук)

Год

Производство боевых самолетов

Производство танков

1942

21, 7

24, 4

1943

34,9

20,0

1944

40,9

29

Массовый трудовой героизм советских людей - также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т. д. И старались произвести продукции как можно больше и как можно лучшего качества.

Патриотический порыв охватил старшее и среднее поколение советских людей, молодежь и подростков. Все стремились внести свой посильный вклад в общее дело скорейшего разгрома врага. На фабриках и заводах, на колхозных и совхозных полях, в научных институтах и лабораториях люди работали так, что, казалось, нет предела человеческим возможностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...