разработка урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Праздничный женский  головной убор.Декоративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi_prazdnichnyy_zhenskiy_golovnoy_ubor.docx138.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           Декоративное рисование и художественный труд.                                                                                                                                                            Тема: Женский праздничный головной убор.                                                              Тип урока: урок овладения учащимися новыми знаниями 

Цели и задачи урока .                                                                                                                     Образовательная: познакомить учащихся с многообразием и особенностями женского головного убора.                                                                                                                                                                                                                                                                            Развивающая: развивать  творческую  фантазию, познавательную активность, художественный  вкус, творческое мышление.                                                                                                                                                                                        Воспитывающая: воспитывать  любовь  к Родине, ее истории, национальной культуре, к русскому народному творчеству.                                                                Педагогические технологии:  личностно – ориентированное развивающее обучение, педагогика сотрудничества, здоровье  сберегающие технологии.                                                                                                                                                                                                               Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.
Методические приемы:
- рассказ учителя,                                                                                                                -объяснительно - иллюстративные
- работа над новыми понятиями,
- творческие задания,
- практические упражнения
.


Оборудование, материалы:                                                                                                      Зрительный ряд: слайды, репродукции картин русских художников А.Аргунов «Портрет девушки в кокошнике», М. Врубель «Царевна Лебедь», В.Васнецов «Три царевны подземного царства»; рисунки по теме (работы учащихся). Музыкальный ряд: русские народные песни.

План урока.                                                                                                                                     1.Беседа. Историческая справка.  Женский головной убор.                                         2.Постановка художественной задачи.                                                                                            3.Прктическое выполнение задания.                                                                                                       4.Подведение итогов.

Ход урока.                                                                                                                                                Беседа. Женский головной убор. Сегодня мы поговорим о жизни крестьянской семьи в далеком прошлом. Какая жизнь была у простой крестьянской семьи?  (Ответы учащихся). Да, действительно, жизнь была нелегкой: работали с утра до поздней ночи, поэтому праздник для них был долгожданным, радостным событием, к нему готовились заранее. И вот праздник: вся семья надевает лучший праздничный наряд.                                      Образ русской женщины не мог считаться полным без головного убора. Головной убор играл огромную роль в женском костюме, по нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение: девушка на выданье, молодая женщина, женщина в возрасте.                                                         Самым распространенным головным убором был платок, но по  праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами, их называли – венцы, перевязи, кокошники, кичи.

У девушек головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга.                                                                                                                                               Девушка на Руси до замужества могла ходить с непокрытой головой, а волосы она заплетала в одну косу. Лоб девушки не закрывался челкой – считалось, если закрыть лоб, то она будет болеть. Конец косы украшал накосник, он мог быть любой формы: круглый, бантиком, полумесяцем.              Во  время свадебного обряда подружки с плачем расплетали девичью косу и переплетали на две височные косы, укладывали короной вокруг головы, а затем плотно закрывали повойником. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. По древнему обычаю замужняя женщина не показывалась на людях  «простоволосой».                                                             Молодые женщины, недавно вышедшие замуж, поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани, но, как правило, после рождения первого ребенка они надевали  кичкообразные головные уборы.                                           Кичка и сорока с позатыльней  - типичый головной убор замужней женщины. Основу кички делали из стеганного холста, а переднюю часть – из бересты или кожи. Сверху основы кички надевали сороку – чехол из дорогой тнани, а сзади прикрепляли позатыльник, от которого спускалась сетка, закрывающая часть спины. Носили и рогатую кичку – рога, торчащие  надо лбом служили оберегом.   Богатый большой платок – урбус – замужняя женщина надевала поверх  кичи или кокошника.                                                                                                                                Женские головные уборы нередко украшались изображениями солнца, звезд, деревьев, птиц, да и сами названия некоторых из них «птичьи»: кокошник – «кокош» - петух, кича или кичка  – утка, сорока, то есть головной убор нес символику неба. Свисающие нити жемчуга, височные украшения символизировали дождевые струи и капли росы.                                                                   Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчуг, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

Постановка художественной задачи.                                                                                                Выполнить эскиз праздничного женского головного убора. Выбираем технику: рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами.                                                                                                                                                        Практическое выполнение задания .  Работа над эскизами. Проводится индивидуальная работа, уточняются замысел и детали в зависимости от выбранной техники.                                                                                       Подведение итогов.   Выставка работ учащихся, анализ допущенных ошибок, выявление интересных творческих решений, диалог, беседа.                                                                                                                     

                   Литература.                                                                                                                                 1.Методика проведения уроков ИЗО «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Т.Б. Сапожникова, О.А. Коблова. М.,ПУ «Первое сентября»,2007.                                                                                                                            2.Декоративно –прикладное искусство в жизни человека. Н.А.Горяева, О.В.Островская. М. Просвещение.2003.                                                                                 3.История культуры народов мира. Загадка великой культуры. Россия Х –ХХв. М. Эскимо.,2005.                                                                                                                         4.История русской культуры. Книга для чтения. М.ООО Изд. «РОСМЭН», 2003.   5.Русская народная одежда. Автор и художник В. И Гордеева. М. Изобразительное искусство. 1974.                                                                                                         6.Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Н.Соснина, И. Шагина. СПБ. 2006.                                                                                                                                                    

Словарь.                                                                                                              «Венец», «коруна», «почелок», «ряска» -  тип праздничного девичьего убора с подкладками из фольги. Главное их различие в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие - прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером.                                                                                                                     КИЧКА (кика) - старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Отличительной приметой кички были... рога, торчавшие вверх надо лбом.                                                                                                                                                             Кичкообразный женский головной убор был многосоставным:                                                                                   Повойник (волосник, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания.                                                                                        Позатыльник (позатылень) надевался сзади кички.
«Низаный» бисерный позатылень являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки. Иногда с боков спускались дополнительные украшения в несколько сантиметров.
Начельник - передняя налобная часть сороки, прямоугольной формы, украшенная вышивкой и шелковыми лентами – «тесьмами». По нижнему краю подбит полоской ткани или шелковой лентой.                                                      Кичка (кика) - убор, придававший форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца. Так же как и сороки, кички имели позатыльни.                                                                                                                                    Сорока, покрывающая кичку. Сорока повторяла форму кички, но иногда скрывала её рогатость. Имела самые разные конфигурации - полумесяца, обращенного вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течении всей жизни. Чем женщина моложе - тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кички старейшей женщины рода.                                                                                                                                                                                              Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух, диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.                                                                                                                                                

Повязка. Повязка (налобник) - один из самых древних ленточных головных уборов (известен в X веке), полоска шёлковой, парчовой, бархатной или шерстяной ткани. Сначала - это просто кусок ткани, сложенный в несколько раз и завязанный на голове так, чтобы закрывать лоб или темя. Ленту украшали вышивкой. Более сложную конструкцию имеет повязка с нашитыми сверху бляхами или лентами. На лбу или темени она могла иметь основу-подкладку длиной около 50 см. Под косой её завязывали верёвочками, а вниз, спускали уже сузившееся продолжение повязки- ленты.  Повязки носили девицы из небогатых сословий, одевали по праздникам и даже на свадьбу, вместо венца. Замужние женщины также могли использовать повязки, но одевали их уже на покрытую голову.  

В.И. Суриков. Портрет Матвеевой. 1909. Акварель.

Венец и обруч                                                                                                                                        На Руси девицы всегда носили крепившиеся на затылке узкие металлические обручи.                                                                                                                                                К ним крепились височные кольца и другие украшения. Обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями) становился венцом.  Венец также мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

(Д.Левицкий.

Портрет Агафьи 1785 г.)

      Все височные украшения могли крепиться уже не только к волосам, но и к самому  венцу: сначала это височные кольца, а к XIV веку - подвески из бисера или драгоценных камней, которые получили название  рясы.
    Скорее всего, венец является продолжением
венка, одного из самых древних девичьих украшений на Руси. Цветы венка крепились на берестяном или железном ободке и также обильно украшались перьями, бусами, золотом и лентами разных цветов.
      В древности венок девицы носили на распущенные волосы. Здесь он  неотъемлемая часть любого обряда, в котором принимает участие незамужняя девушка (сбор трав, прыжки через костёр). После проведения любого ритуала венок "полагается сжечь или бросить его подальше: на дерево, крышу дома или другого строения"
                                                                                                     Однако чаще всего венец - это головной убор девушки, надеваемый ею на свадьбу или по праздникам. Как известно, главной красой девичьей на Руси была её коса, а потому в большинстве девичьих уборов макушка оставалась на голове открытой. Если девушка могла носить венец, она была незамужней. Отсюда венец - символ девичества. Выходя замуж, девица прощается со своим венцом или его   похищает жених (обычай).

Венец - очень древний головной убор. Само слово "венец" происходит от русского "венить"="заниматься жатвой". "Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу "на вено" (="на жатву"), за что и должен был заплатить родителям выкуп" [2], так как они своей помощницы лишались. Обряд венчания также происходил с использованием венков. Надев венки из цветов, жених и невеста ходят вокруг цветущего кустарника (обычно венчание происходило весной, когда особенно славился Руссами бог Ярило). Отсюда же пошла поговорка: "Вокруг куста венчаны".

М.В. Нестеров.

Смерть Александра Невского. 1900 г.

Повой и убрус

     Повойник (волосник; подубрусник) - это старинный головной убор замужней женщины, который был известен уже в X веке. Первоначально представлял собой полотенце, которым женщины полностью покрывали голову, а иногда шею и плечи. Поверх, на голове, для закрепления надевалась повязка или лента. Интересно, что для украшения женщины использовали сплетённые из шерсти косы, которые затем могли комбинироваться с височными украшениями.
    Несколько позже (XV-XVI века) под повойником уже понимают подобие шерстяной шапочки, напоминавшей чепец, стянутый на затылке верёвочками или закреплённый на голове шерстяной лентой. Под него полностью убирались волосы, а сверху ещё надевался убрус - вышитое полотняное, а у знатных женщин - шёлковое, белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

 

Кокошник и кика.     Впервые само название "кокошник" встречается в документах XVI века. Слово "кокошник" происходит от древнеславянского слова "кокош", означающего курицу-наседку или петуха.  Тем не менее уже в погребениях Новгорода, относящихся к X-XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.

К. Маковский.

Боярыня.

 Кокошники считаются головными уборами замужних богатых женщин, учёные полагают, что крестьянки того времени вместо них предпочитали носить убрусы и сороки.
     Существует множество кокошников. На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям. В Центральных районах России были треугольные, кокошники, напоминавшие полумесяц, на севере - однорогий конус (шишак), в южных - двурогий (
разные виды кокошников Твёрдая часть кокошника часто пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника могли украшать жемчугом, бисером и цветным стеклом в металлической оправе, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи. 
   Часто поверх кокошника одевали платок (завязывали у подбородка или закалывали).

    Н. Неврев. Бытовая    сцена 17 века.

Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб (см. рис. слева). Разновидностью кокошника можно считать кику (см. рис. справа), по форме напоминавшую птицу. Её название происходит от названия лебединого крика (кликать, кричать). Кика получила распространение около XV века, будучи тогда убором цариц. Её надевали поверх повойника. Главным её отличием от кокошника можно считать то, что она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом. Иногда имелись по бокам части, прикрывавшие уши. 

Сорока.  Сорока (кичка, рога) - один из самых древних русских головных уборов замужней женщины. По данным археологических раскопок сороку носили в XII веке и уже тогда она была широко распространена по всей территории России. Обычно сорока состояла из следующих частей: кичка, сорока, позатылник, налобник, платок. Кичка - круглая холщовая шапочка, на её передней, лобной, стороне прикрепляли твёрдую часть из луба (подкорье липы или вяза), деревянных дощечек, бересты или других материалов. Верхняя, возвышающаяся над шапочкой часть называлась кичкой (или "роги", "сдериха"). Они были самых разных форм: лопатообразной, полукруглой и в виде рогов. Рога - издавна символ плодородия, возможно, такой же смысл они несут в сороке.
    Сама сорока представляла собой вытканное длинное полотно которое крепилось на кичке и спускалось ниже на спину и плечи. Позатылник - ткань на твёрдой основе, уложенный сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник - расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок.

Неизвестный художник. Женщина с мальчиком у колодца.



                             



                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...