Урок в 5 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Зинина Галина Юрьевна

"Древние образы в народных игрушках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока

Тема: Древние образы в современных народных игрушках.

(5 класс)

Цель: Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций, углублять эстетические впечатления от народного и декоративно-прикладного искусства страны.

 Развивать у детей творческое воображение, фантазию, умение понимать и ценить прекрасное.

МТО: образцы игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской) компьютерная  презентация ( слайды), таблица с образцами, росписями, изображения игрушек.

Музыкальный ряд ряд: коробейники, народные мелодии.

Методы ведения: рассказ, сопровождающийся демонстрацией слайдов, самостоятельная работа учащихся.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Изложение материала.

        а) Вступление

Сегодня на роке мы узнали о том, что язык орнамента является самым древним языком, возникшем задолго до появления письменности. Познакомимся с тайнами оборудования символики, которая помогает нам читать образы народного искусства.

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное:  народ создаёт вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно- прикладного искусства мы видим мудрость народа, характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его произведения о лучшей жизни. Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всё свою жизнь - это игрушечных дел мастера или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Если присмотреться к современным игрушкам – то заметишь, что в них живут те же образы это и горделивый конек, сказочная птица, женская фигурка.

- Какой смысл выражают данные образы, что они означали?

0тветы детей.

 Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшим орнаментом. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия- земля, волнистая - вода, вертикальная дождь, крестом изображали огонь и солнце. Из этих элементов и выстраивался узор. (Слайд)

 Шли века – крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Рассматривая игрушки разных промыслов, постараемся найти то, что отличает их друг от друга. Обратите внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны и расписывают их традиционным орнаментом.

Давайте поближе познакомимся с народной игрушкой и узнаем об особенностях их росписи.

Демонстрация слайда с дымковскими игрушками и рассказ о них.

Демонстрация слайда с филимоновскими игрушками и рассказ о них.

Демонстрация слайда с каргопольскими игрушками и рассказ о них.

3.Физминутка

4.Закрепление материала.

а) На столах у вас стоят вылепленные вами игрушки, рассмотрите их внимательно, каждой игрушке необходимо подобрать свой узор. Перед работой хочу пожелать вам. Чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Не раскрашивайте ее, а украсьте так, чтобы, глядя на нее, душа радовалась.

      б) Под звуки народной музыки учащиеся расписывают вылепленную игрушку.

  5.Итог урока.

а) Расписанные изделия выставляются на демонстрационный стол и учащиеся по желанию рассказывают о росписи своей игрушки, почему он выбрал тот или иной символ, что он обозначает, символизирует.

б) – Молодцы, ребята! По работам видно, что все очень старались, поэтому за ваши работы я присваиваю вам звание «народного мастера».

- Урок окончен, уберите свои рабочие места, всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...