рабочая программа ИЗО 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Жук Елена Николаевна

5 класс ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_5_klass.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

            МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

 

         

                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                    Директор школы

                                                                                                                      Н. М. Веретёхина

         Приказ№ 59 от 30.08.12

Рабочая программа

  по изобразительному

искусству

для  обучающихся  V   класса

на 2012/2013 учебный год

                                                                                               

                                                                                          Учитель: Жук Е.Н.

                                                                                             

                                                                               

 

     РАССМОТРЕНА          СОГЛАСОВАНО    

 

на заседании   ШМО                         Зам. директора по УВР                                      

протокол №1 от 27.08.12        И.Н. Позднякова

руководитель ШМО        28.08.12

Е.В. Чернявская                                    

 

                                         Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса составлена на основе:

- Федерального  компонента  Государственного  стандарта  основного общего образования  по  изобразительному  искусству (утверждён приказом    Министерства  образования   и   науки  РФ от 05 марта 2004 г.  №1089, источник:  Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2005);

 - Примерной   программы  основного общего образования по изобразительному искусству (приложение к письму   Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде);

- Авторской программы Неменского Б.М.,  Горяевой Н. А., Неменской Л. А. и др.  Изобразительное искусство и художественный  труд,  источник: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный  труд.  С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);

-  Базисного  учебного   плана     общеобразовательных  учреждений Брянской области  на 2012-2013 учебный год (приказ  департамента  общего и профессионального образования  Брянской  области  от 23 марта 2012 г  № 552;

-Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)

-   Годового календарного учебного графика     МБОУ Климовская СОШ№1  на 2012-2013 учебный год (приказ    от  31.08.2012 г  № 64);

   Цель программы:  развитие личности ребенка  путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

        Задачи программы:

1. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

2. освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

3. овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

4. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение изобразительного искусства  в основной  школе  (V-VII класс)  отводится  105 часов: 1 ч в  неделю  в  каждом  классе,  что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

Изменения  и  дополнения, внесённые  в  авторскую  программу  Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный  труд»:   региональный  компонент  при  изучении   учебного курса  с  целью  приобщения  обучающихся  к  истории  и  культуре  родного  края (с пометкой  РК  в  календарно-тематическим планировании)

 

Требования к уровню подготовки обучающихся  V класса  по изобразительному искусству

   Обучающиеся должны знать:

-   истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов— варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

-  семантическое значение традиционных образов, мотивов  (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

-  несколько народных художественных промыслов России.

    Обучающиеся  должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках  обучающиеся   должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п)

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности на уроках ИЗО

          Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

        Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

 Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

 

 В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать  для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и  интегрированного образования- характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.

 

Формы контроля и возможные варианты проведения.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..

Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый  методвключает в себя совокупность приёмов контроля.

Формы контроля:  

  1. По количественному составу обучающихся:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная;

- классно- обобщающая проверки.

2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

- письменная;

- устная;

- домашняя самостоятельная практическая работа.

3. По технологии проведения:

- графическая;

- тестированная.

       -викторины

       -отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

        4. По интенсивности проверки:

- зачёт;

- уплотненный опрос;

- комбинированный опрос.

5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная;

- самостоятельная работа по заданию;

- самостоятельные практические исследования.

Виды контроля на уроках ИЗО:

Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.

Предпосылка  для успешного планирования учебным процессом;

Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.

 

 Также  с  учётом  специфики  предмета  используются  следующие   критерии оценки знаний и умений обучающихся по  изобразительному  искусству:

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     


Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала,














 основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

                            Содержание программы   учебного курса

     Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в  V классе:  

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:

 -восприятие учебного материала;

- осмысление;

- усвоение;

- применение усвоенного в практической деятельности.

      Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

     Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки из учебника и коллекций классических произведений.

 I четверть       «Древние корни народного искусства» ( 8 ч)

        Тема. Древние образы в народном искусстве

     Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки.

Материалы: цветные мелки, уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резьбе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лирические.

Тема. Декор русской избы

        Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: восковые мелки или уголь, сангина, тонированная бумага.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России.

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» — беседа с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, №2).

Тема. Внутренний мир русской избы

        Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, ПОЛ - земля, подпол - подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Выявление в работе символического значения элементов народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

        По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предметов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой светелке».

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда

        Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда— область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигурной посуды, вальки, рубеля (слайды, репродукции).

 Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном изложении.

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

  Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, восковые мелки, акварель или фломастеры.

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки (слайды).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

  Тема. Народный праздничный костюм

       Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Народный   костюм   Брянской области и народно-праздничные  обряды.

      Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием различных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном изложении.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

       Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

      Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный материал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

                      II четверть     «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Тема.  Древние образы в современных народных игрушках

        Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимо-новской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украшение ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие Кисти для росписи.

Зрительный ряд: наборы слайдов «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; диафильм «Волшебный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле­ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р.Щедрин. Озорные частушки.

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

      Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

       Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приемов письма.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

      Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

     Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: слайды, репродукции, таблицы с изображением жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жостовские подносы; изображение цветов.

Тема.  Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

     Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Народные  промыслы Брянской области и Климовского района

      Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

        К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

 III четверть    «Декор – человек, общество, время» (11 ч)

Тема.  Зачем людям украшения

      Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности»

     Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его социальная роль.

Тема. Декор и положение человека в обществе

    Эта  тема  раскрывается  на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древнеегипетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта.

Тема. Одежда говорит о человеке

      Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

       Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Задание: индивидуально-коллективная работа — создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).

Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

     Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

      В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Ознакомление с гербами и эмблемами Брянской области, Климовского района

Задание: создание проекта собственного герба или герба своей семьи, своей школы, класса, объединения с использованием декоративно-символического языка геральдики.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.

Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, набор слайдов «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.

Тема.  Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

       Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие задания, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюмов, или задания на развитие чувства стиля.

        На каникулах дети должны присмотреться к образцам современного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общественных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоративно-прикладного искусства.

     IV четверть:  «Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)        

Тема.  Современное выставочное искусство

       Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Народные художники Брянского  края и Климовского района

        Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: разработка эскизов коллективных панно и витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; фотографии с изображением декоративных панно, выполненных по мотивам народного искусства.

Тема.  Ты сам — мастер   декоративно-прикладного искусства.

    Создание декоративной работы в материале

     Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая композиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.

          В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству -   праздник «Украсим школу своими руками».

 

        Учебно-тематический план

Учебный период

Тема  учебного периода

Количество часов

1

I четверть

«Древние корни народного искусства»

8

2

II четверть

«Связь времен в народном искусстве»

8

3

III четверть

«Декор – человек, общество, время»

11

4

IV четверть

«Декоративное искусство в современном мире»

8

                                               Итого:

35

Календарно-тематическое  планирование  уроков изобразительного искусства  в  V классе (35 уроков)

 

№ п/п

№ уро-ка

Дата проведенных уроков

Наименование раздела, тема урока

Элементы содержания уроков


1 четверть     Древние корни народного искусства   (8)

1

1

Древние образы в народном искусстве.

Вводный контроль

Знакомство  с традиционными образами народного прикладного искусства. Зарисовка  традиционных  образов  народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.      

2

2

Декор русской избы

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, лобовая доска).

РК Знакомство с декором избы  Брянской области.

3

3

Внутренний мир русской избы

Выполнение коллективной  работы  «В русской избе»        

4

4

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка).

РК знакомство с  декором предметов  народного  быта  Брянской области.

5

5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Выполнение эскиза  узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

РК Знакомство с мотивами в орнаментах  вышивки Брянской области.

6

6

Народный праздничный костюм

Знакомство с историей возникновения народного костюма. Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов.

РК Знакомство с костюмом Брянской области

7

7

Народные праздничные обряды

Знакомство  с календарными народными праздниками.

Изготовление куклы Масленицы.

РК Знакомство  с  народно-праздничными обрядами Брянской области

8

8

 Народные праздничные обряды.

Завершение изготовления куклы Масленицы.  Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

 2 четверть     Связь времён в народном искусстве (8)  

9

1

Древние образы в современных народных игрушках

Знакомство  с историей развития и традициями народных промыслов.

РК Знакомство с народными промыслами Брянского края, Климовского района. Определение  направлений проектно-исследовательской деятельности

10

2

Древние образы в современных народных игрушках

Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

11

3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

12


4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи.

13

5

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие

Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью.

14

6

 Народные  промыслы Брянской области и Климовского района

Защита  исследовательских работ и информационных проектов по  народным промыслам Брянской области и Климовского района

15

7

Роль народных промыслов в современной жизни

Изготовление карандашницы  в технике, имитирующей просечную бересту

16

8

Связь времён в народном искусстве.

Тестирование по темам  «Древние корни народного искусства»  и «Связь времён в народном искусстве»

Промежуточный  контроль

Выполнение конкурсных заданий

(Соревновательная игра)

Оценивание учащихся по итогам тестирования.

РК Защита проектов «Промыслы Брянского края и Климовского района».   


          3 четверть    

Декор- человек, общество, время (11)

17

1

Зачем людям украшения

Знакомство с историей  использования  украшений  в  костюме человека, определение социальной роли украшений

18

2

Декор и положение человека в обществе

Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

19

3

Одежда говорит о человеке

Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай).  

20

4

 Декоративное искусство Западной Европы 17 века

Знакомство  с декоративно- прикладным искусством Западной Европы 17 века. Выполнение  эскиза  интерьера дворца.

21

5

Костюмы древних цивилизаций

Знакомство  с отдельными элементами и традициями выполнения костюмов древних цивилизаций.

22

6

Костюмы древних цивилизаций

Коллективная работа. Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

23

7

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Знакомство с историей возникновения эмблем и их значением в жизни человека.

РК Знакомство с эмблемами Родного края.

24

8

Герб и флаг  как  официальные символы

Выполнение композиции герба и флага

РК  Символы  Брянской области и Климовского района

25

9

О чём рассказывают гербы и эмблемы?

Разработка  проектов   собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

26

10

Гербы и эмблемы

рода, семьи, класса

Защита проектов   собственного герба или герба  своей семьи, класса (по выбору)

27

11

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

Соревновательная игра.  Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

      4 четверть    Декоративное искусство в современном мире (8)

28

1

Декоративное искусство в современном мире

Знакомство  с современным выставочным искусством (художественное  стекло, ковка, литьё, батик и т.д.)

29

2

Современное выставочное искусство

Продолжение знакомства  с современным выставочным искусством.

РК Выставочное искусство  Брянского  края и Климовского района

30

3

Народные корни и образно-символический язык  современного декоративного  искусства.

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.

РК Народные художники Брянского  края и Климовского района

31

4

Современное декоративное искусство. Витраж

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу

32

5

Декоративно – прикладное  искусство Брянской области и Климовского района.  

РК Знакомство творчеством с народных   художников   и мастеров    Брянского  края и Климовского района. Защита  исследовательских работ и проектов.

 

33

6

История и современность декоративной  мозаики.

Разработка эскизов мазаичного панно  по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией.  Создание декоративной работы из мозаики.

34

7

Ты сам- мастер декоративно – прикладного искусства.

Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу.  Создание декоративной работы из мозаики

35

8

 Роль декоративно-прикладного  искусства  в жизни человека. Итоговая контрольная работа по теме курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

Итоговый  контроль.   

Урок-праздник «Украсим школу своими руками» (обобщение  и систематизации знаний).

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества и знаний учащихся.

    

           

 

  Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  по   изобразительному  искусству  в  V  классе

(в  соответствии с  письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса - ___человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)

     

 

N

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области "Искусство" - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005

Д

1.2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству -  сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

Д

1.3.

Авторская   программа:

Неменский Б.М.,  Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный  труд.  С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Д

1.4.

Учебно-методические комплекты к программе по  ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства:

УМК  под  редакцией   Неменского   Б. М.    

К

1.5.

Учебник    по изобразительному искусству:

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс./Под ред. Неменского Б.М.  – М.: Просвещение, 2010

К

1.6.

Рабочая  тетрадь:

Горяева Н.А. Изобразительное искусство  5  класс. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь/ Под ред. Неменского. Б.М. – М.: Просвещение, 2012,

Д

2. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

(в том числе в электронном (цифровом) виде)


2.1.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

2.2.

Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям

Д

2.3.

Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников

Д

3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1.

Мольберты

К

3.2.

Краски акварельные

К

3.3.

Краски гуашевые

К

3.4.

Бумага А3, А4

К

3.5.

Бумага цветная

К

3.6

Фломастеры

К

3.7

Восковые мелки

К

3.8

Кисти беличьи N 5, 10, 20

К

3.9

Кисти щетина N 3, 10, 13

К

3.10

Емкости для воды

К

3.11

Пластилин / глина

К

3.12

Клей

Ф

3.13

Ножницы

К

3.14

Рамы для оформления работ

К

3.15

Подставки для натуры

П

3.16.

Муляжи фруктов (комплект)

Д

3.17

Муляжи овощей (комплект)

Д

3.18

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

3.19

Гипсовые геометрические тела

Д

3.20

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

3.21

Драпировки

П

3.22

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...