рабочая программа ИЗО 7 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Жук Елена Николаевна

7 класс ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_7_klass.doc263.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

                   

            МБОУ Климовская средняя общеобразовательная школа № 1

 

         

                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                    Директор школы

                                                                                                                      Н. М. Веретёхина

         Приказ№ 59 от 30.08.12

Рабочая программа

  по изобразительному

искусству

для  обучающихся  7   класса

на 2012/2013 учебный год

                                                                                               

                                                                                          Учитель: Жук Е.Н.

                                                                                             

                                                                               

 

     РАССМОТРЕНА          СОГЛАСОВАНО    

 

на заседании   ШМО                         Зам. директора по УВР                                      

протокол №1 от 27.08.12        И.Н. Позднякова

руководитель ШМО        28.08.12

Е.В. Чернявская                                    

 

                                 Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе:

- Федерального  компонента  Государственного  стандарта  основного общего образования  по  изобразительному  искусству (утверждён приказом    Министерства  образования   и   науки  РФ от 05 марта 2004 г.  №1089, источник:  Сборник нормативных документов/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2005);

 - Примерной   программы  основного общего образования по изобразительному искусству (приложение к письму   Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», источник: сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде);

- Авторской программы Неменского Б.М.,  Горяевой Н. А., Неменской Л. А. и др.  Изобразительное искусство и художественный  труд,  источник: Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный  труд.  С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010;

- Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 N 1312);

-  Базисного  учебного   плана     общеобразовательных  учреждений Брянской области  на 2012-2013 учебный год (приказ  департамента  общего и профессионального образования  Брянской  области  от 23 марта 2012 г  № 552;

 -Учебного плана МБОУ Климовской СОШ№1 на 2012-2013 уч.год (приказ от 30.08.2012г. №58)

-   Годового календарного учебного графика     МБОУ Климовская СОШ№1  на 2012-2013 учебный год (приказ    от  31.08.2012 г  № 64);

  Цель программы: формирование  у обучающихся  художественного  способа  познания мира,  системы  знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

        Задачи программы:

1. развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

2. воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

3. освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

4. овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

5. формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

                       Место учебного предмета в учебном плане

    На изучение изобразительного искусства  в основной  школе  (V-VII класс)  отводится  105 часов: 1 ч в  неделю  в  каждом  классе,  что полностью соответствует  используемой авторской рабочей программе.

Изменения  и  дополнения, внесённые  в  авторскую  программу  Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный  труд»: в связи с  изучением  модуля  «Изобразительное искусство» в  рамках регионального курса «Брянский  край»  из  темы «Место и роль картины в искусстве XX века»  исключено  изучение  творчества   братьев  С. и А. Ткачевых.   Также  в  отличие от уроков  в  5 и 6 классах  при  изучении   тем курса  региональный  компонент  не  рассматривается.

Требования к уровню подготовки обучающихся  VII класса  по изобразительному искусству

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений   видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);—  о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека,  понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

 - о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

-  о роли художественной иллюстрации;

-о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX—XX столетий.

Учащиеся должны уметь:

- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры     человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учётом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги;

- отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

- научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образно го видения окружающей ежедневной жизни,  формирующие чу кость и активность восприятия реальности;

-  получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции. По выбранной теме и поиски способа ее выражений;

-  получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Развитие общеучебных  умений, навыков  и способов  деятельности на уроках ИЗО

          Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Изобразительное искусство» на этапе основного общего образования являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

        Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку.

Формы и методы организации и проведения занятий, межпредметные связи

Осуществляя педагогическую деятельность,  применяют особые методы художественно- эстетического воспитания:

-метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);-метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);

-метод диалогичности (позволяет  учащимся общаться с произведением искусства, вступить с ним в диалог);

-метод сравнений (для  активизации мышления);

-метод «открытий» (творческая деятельность  порождает новую  идею);

-метод педагогического ограничения (творческая свобода не беспредельная, а целенаправленная);

-метод  привлечения жизненного опыта детей;

-метод индивидуальной и коллективно-поисковой деятельности детей (стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из возможных);

-визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);

-словесный метод;

-наглядный метод.

 Формы работы:

-коллективно - творческая деятельность;

-индивидуально практическая деятельность;

-игровые формы работы.

  В современном образовании огромное место занимают межпредметные связи, позволяющие учащемуся сформировать  для себя единую картину познаваемого мира и собственное эмоционально-ценностное отношение к нему. Особенно проблема межпредметных связей, а в перспективе- и  интегрированного образования- характерна для преподавания ИЗО, которые по определению не может не опираться на разделы курсов литературы, музыки , прочих гуманитарных и даже естественных дисциплин.

Формы контроля и возможные варианты проведения.

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая- в форме теста.

Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов.

По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке изобразительного искусства подразделяются на: устные, письменные, тесты, наглядные, проблемно- поисковые и др..

Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения искусства они дополняют друг друга. Каждый  методвключает в себя совокупность приёмов контроля.

Формы контроля:  

  1. По количественному составу обучающихся:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная;

- классно- обобщающая проверки.

2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

- письменная;

- устная;

- домашняя самостоятельная практическая работа.

3. По технологии проведения:

- графическая;

- тестированная.

       -викторины

       -отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

    4. По интенсивности проверки:

- зачёт;

- уплотненный опрос;

- комбинированный опрос.

    5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная;

- самостоятельная работа по заданию;

- самостоятельные практические исследования.

Виды контроля на уроках ИЗО:

Вводный (предварительный)- диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы.

Предпосылка  для успешного планирования учебным процессом;

Промежуточный - выявление глубины, объёма и качества восприятия материала. Определение имеющихся проблем в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Итоговый- выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачёта, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и , как следствие активизируют учебный процесс.

 Также  с  учётом  специфики  предмета  используются  следующие   критерии оценки знаний и умений обучающихся по  изобразительному  искусству:

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.

                                  Содержание программы   учебного курса

     Виды и приемы художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в VII классе:  

– изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

– декоративная и конструктивная работа;

– восприятие явлений действительности и произведений искусства;

– обсуждение работ, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

– изучение художественного наследия;

– подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

– прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Планирование занятий предполагает выполнение следующих этапов познания:

 -восприятие учебного материала;

- осмысление;

- усвоение;

- применение усвоенного в практической деятельности.

      Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

     Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений.

 I четверть  «Изображение фигуры человека и образ человека»     ( 8 ч)

Тема.   Изображение фигуры человека в истории искусства

         Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур,  коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства).

Материалы: альбомные листы и графические материалы; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.

 Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека

        Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схемы движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека; изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.

Тема.   Лепка фигуры человека

       Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Материалы: пластилин или глина,  проволока для каркаса.

Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры

       Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.

Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная акварель (по выбору).

Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

      Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

      Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

      Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов* человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

 Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.

                      II четверть   «Поэзия повседневности» (8 ч)

Тема.  Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.

       Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы: гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.

Зрительный ряд: фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.

Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри их.

         Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

        Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.  

        Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А.Ватто. Общество в парке; А.Венецианов. На жатве; П.Федотов. Сватовство майора; О.Ренуар. Качели; Э.Дега. Балетный класс; В. Перов. Тройка, Чаепитие в Мытищах; Н. Ярошенко. Всюду жизнь; Б.Кустодиев. В трактире.

Тема.  Сюжет и содержание в картине

      Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А.Пластов. Ужин трактористов; 3. Серебрякова. Крестьяне; И.Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; А.Ватто. Общество в парке; В.Борисов-Мусатов. Прогулка на закате; и др.

Тема.   Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве

        Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям — необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (Или по выбору  учащихся   жизнь в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т. д. Сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после, подготовительных зарисовок;

2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице — по возможности с натуры, по памяти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киоска», «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина».

Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбору), бумага.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников XX века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, О. Верейского, Ю. Пименова, А. Дейнеки, Д. Жилин-ского, В. Попкова и др.

Тема.   Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

     Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: по выбору учащихся.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П.Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Перова и других передвижников, произведения местных художников.

 Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

       Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник — это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т. е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто, О. Ренуара.

 III четверть «Великие темы жизни»   (11 ч)

Тема. Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

       Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи— фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика.

         Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

         Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.

Тема.  Тематическая картина в русском искусстве XIX века

         Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина — философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

         Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения — за учителем).

Зрительный ряд: К.Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин; М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.

Тема.   Процесс работы над тематической картиной

        Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы — поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды — сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.

Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответ­ствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, под­готовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).

Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.

Тема.   Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.

Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору обучающихся.

Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.

Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А.Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое семейство; А.Иванов. Явление Христа народу; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г.Доре. Гравюры к Библии.

Тема.   Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Ме­мориалы.

Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. Mapтос. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину (Москва); Н.Андреев. Памятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. By чети ч. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.

Тема.  Место и роль картины в искусстве XX века

        Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П.Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р.Гуттузо; Ири и Тосико Map у к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобрази­тельном искусстве.

     Трагические темы в искусстве середины века.

     Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

     Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

     Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины,  В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).

    Беседа и дискуссия о современном искусстве.

     IV четверть  «Реальность жизни и художественный образ» (8 ч)

Тема.  Искусство иллюстрации. Слово и изображение

    Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

    Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

    Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

    Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и по­мещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.

Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

       Конструктивное начало — организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реально сти в пространстве картины. Построение произведения как цело го. Зрительная и смысловая организация пространства картины

      Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.

      Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

       Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.

Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

       Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

       Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

         Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

          Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства — звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

        Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

        Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

          Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.

Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

       Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индиви­дуальность художника.

        Великие художники в истории искусства и их произведения.

        Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.

Тема.  Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

        Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

       Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

        Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

        Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

Учебно-тематический план

Учебный период

Тема  учебного периода

Количество часов

1

I четверть

«Изображение фигуры человека и образ человека»

8

2

II четверть

 «Поэзия повседневности»

8

3

III четверть

«Великие темы жизни»

11

4

IV четверть

 «Реальность жизни и художественный образ»

8

                                               Итого:

35

Календарно-тематическое  планирование  уроков изобразительного    

                            искусства  в  VII  классе (35 уроков)

№ п/п

№ уро-ка

Дата проведенных уроков

Наименование раздела, тема урока

Элементы содержания уроков


  I четверть  «Изображение фигуры человека и образ человека»   ( 8 ч)

1

1

Изображение фигуры человека в истории искусства.  

Вводный контроль

Знакомство с  изображением  фигуры человека в истории искусства.  Зарисовка изображений фигуры человека     характерных для разных древних культур   

2

2

Пропорции  и строение фигуры человека

Выполнение схемы разнообразных движений фигуры человека Конструирование подвижной модели фигуры человека.

3

3

Великие скульпторы.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры

Знакомство с творчеством известных скульпторов. Защита информационных  проектов. Лепка фигуры человека в движении из пластилина

4

4

Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.

Лепка фигуры человека в движении из пластилина с использованием проволочного каркаса на сюжетной  основе  (по выбору  учащихся: балет, цирк, спорт и т.д.)

5

5

Набросок фигуры человека с натуры

Наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях.

6

6

Красота движений человека

Рисунок на тему: урок физкультуры в школе, на улице, занятия в  секции и на тренировках. Эскиз, выбор композиции, рисунок.

7

7

Понимание красоты человека в европейском искусстве

Развитие умения  выявлять и анализировать  внутренний мир человека в зависимости от его внешнего облика.   Защита  информационных проектов

8

8

Понимание красоты человека в  русском искусстве

Защита  информационных проектов.  Участие в дискуссии.  Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

             II четверть   «Поэзия повседневности»  (8)

9

1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Анализ  бытовых  тем  и их поэтического  воплощения  в искусстве Китая и Японии.

Творческая работа: рисование ветки сакуры.

10

2

Тематическая картина. Бытовой и исторический  жанры

Развитие  навыков анализа  произведений искусства. Знакомство с художественными направлениями  в русском и европейском  искусстве   18- 19 в.в.Работа над проектом «Творчество русских художников»

11

3

Творчество художников-передвижников

Знакомство с историей создания Товарищества передвижников. Художник – выразитель мыслей, чувств, идей своего времени. Творчество Крамского, И. Репина, В. Перова, Пукирева.

Презентация проектов по творчеству русских мастеров бытового жанра

12


4

Сюжет и содержание в картине

Выполнение композиционных набросков, различных по сюжету, но на одну тему.

13

5

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

Выполнение композиционных рисунков по теме: «Жизнь моей семьи».

14

6

Жизнь в моём городе в прошлых веках

Выполнение композиционных рисунков по теме:  «Жизнь моего села»

15

7

Тема  праздника в бытовом  жанре.

Создание эскиза на тему: «Быт-это не только будни, но и праздники»

16

8

Карнавал в изобразительном искусстве. Тестирование по темам «Изображение фигуры человека и образ человека» и  «Поэзия повседневности»

Промежуточный контроль.

Защита художественно - творческих проектов. Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.   

      III четверть

 «Великие темы жизни»   (11 ч)           

 

17

1

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Знакомство с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета: мифологическая картина, картина на библейские темы , батальная картина.

18

2

Тематические картины в русском искусстве 19 века

Знакомство с историческими, батальными жанрами

Образ могучего вольнолюбивого народа, его судьба и национальный характер, драматический героизм, жизнелюбие и многоликие оттенки переживаний людей в творчестве В. Сурикова

19

3

Процесс работы над тематической картиной

Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов).  

20

4

Процесс работы над тематической картиной

Выполнить этюды и зарисовки – сбор натурного материала

21

5

Процесс работы над тематической картиной

.   Исполнение выбранной исторической композиции.

22

6

Библейские темы в изобразительном искусстве

Ознакомление с русской иконописью, особенностью перспективы, композициями на библейские темы.

Создание композиции на библейские темы.

23

7

Библейские темы в изобразительном искусстве

Создание композиции на библейские темы.

24

8

Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в исторической памяти народа и народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

25

9

Монументальная скульптура и образ истории народа

Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию

26

10

  Место и роль картины в искусстве

XX века

Познакомиться с творчеством выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя). Искусство плаката. Роль плаката.

27

11

Место и роль картины в искусстве

XX века

Выражение в рисунках своих переживаний.

Обобщение и систематизация  знаний  и умений  обучающихся  по  теме  четверти.

  IV четверть    «Реальность жизни и художественный образ» (8 ч)

28

1

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Знакомство с творчеством известных иллюстраторов  книг.

 

29

2

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению

30

3

Зрительские умения и их значение для современного человека

Глубокий и системный анализ какого-либо произведения ИЗО

31

4

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

Знакомство с  направлениями и стилями в искусстве.

32

5

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве

Анализ произведений изобразительного искусства с точки зрения их принадлежности к определённому направлению и стилю.

33

6

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Анализ творческой деятельности, творческая индивидуальность художника  ( по выбору учителя)

34

7

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Ознакомление с хранилищами мирового искусства. Третьяковская галерея в Москве. Эрмитаж и Русский музей в Петербурге. Лувр в Париже. Метрополитен в Нью-Йорке. , др.

35

8

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Итоговая контрольная работа по теме курса «Искусство в жизни человека»

Итоговый контроль.

Участие в беседе о роли музеев ИЗО в культуре. Художественно-творческие проекты, их защита.

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества и знаний учащихся.

           

 Перечень учебного и компьютерного оборудования для   оснащения   учебного  процесса  по   изобразительному  искусству  в  VII  классе

(в  соответствии с  письмом Рособразования от 01.04.2005 N 03-417 "О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений")

        Для отражения количественных показателей    используется следующая система символических обозначений:

 Д - демонстрационный экземпляр (1 экз.),

 К - полный комплект (наполняемость  класса - ___человек),

 Ф - комплект для фронтальной работы ( 1 экз. на двух учащихся),

 П - комплект, необходимый для практической работы в группах (2-4 человека)

     

N

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области "Искусство" - Сборник нормативных документов/ Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.-М.: Дрофа, 2005

Д

1.2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству -  сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия  в  распечатанном виде)

Д

1.3.

Авторская   программа:

Неменский Б.М.,  Горяева Н. А., Неменская Л. А. и др. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный  труд.  С краткими методическими рекомендациями. 1-9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.

Д

1.4.

Учебно-методические комплекты к программе по  ИЗО, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства:

УМК  под  редакцией   Неменского   Б. М.    

К

1.5.

Учебник    по изобразительному искусству:

Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Архитектура и дизайн  в жизни человека. 7-8 класс /Под ред. Неменского Б.М.  – М.: Просвещение, 2010

К

1.6

Альбомы по искусству

Д

1.7

Книги о художниках и художественных музеях

Д

1.8.

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

1.9

Словарь искусствоведческих терминов

П

1.10.

Портреты русских и зарубежных художников

Д

1.11.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

1.12.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

1.13.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

2. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ

(в том числе в электронном (цифровом) виде)


2.1.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

2.2.

Видеофильмы:
- по памятникам архитектуры
- по художественным музеям
- по видам изобразительного искусства
- по творчеству отдельных художников
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному искусству
- по художественным технологиям

Д

2.3.

Слайды (диапозитивы):
- по видам изобразительных
( пластических) искусств
- по жанрам изобразительных
искусств
- по памятникам архитектуры
России и мира
- по стилям и направлениям в
искусстве
- по народным промыслам
- по декоративно-прикладному
искусству
- по творчеству художников

Д

3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

3.1.

Мольберты

К

3.2.

Краски акварельные

К

3.3.

Краски гуашевые

К

3.4

Бумага А3, А4

К

3.5

Бумага цветная

К

3.6

Фломастеры

К

3.7

Восковые мелки

К

3.8

Кисти беличьи N 5, 10, 20

К

3.9

Кисти щетина N 3, 10, 13

К

3.10

Емкости для воды

К

3.11

Пластилин / глина

К

3.12

Клей

Ф

3.13

Ножницы

К

3.14

Подставки для натуры

П

3.15

Муляжи фруктов (комплект)

Д

3.16.

Муляжи овощей (комплект)

Д

3.17.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

3.18

Гипсовые геометрические тела

Д

3.19

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П

3.20

Драпировки

П


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...