Рабочая программа ИЗО 5 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Аладьина Алла Ивановна

Рабочая программа ИЗО 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_5_klass_novaya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Настоящая программа по изобразительному искусству для 5 класса создана на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

-программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010.,

- с учетом рекомендаций инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Цель программы: духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, человеческой культуры.

 При реализации цели программы перед учащимися стоят следующие задачи:

- получить ясные представления о системе взаимодействия с жизнью;

-знакомиться с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства,

-изучать классическое и народное искусство разных стран и эпох.

 Изменения внесенные в программу: за счет уменьшения темы «Народный праздничный костюм»  на 1 час, введен 1 час на краеведческую тему «Экскурсия в этнографический уголок ДК с.Насоново».

Раздел « Декор- человек, общество, время» уменьшен на 2часа, за счет этого увеличен на 2 часа раздел «Декоративное искусство в современном мире».

Используемый учебно- методический комплект:

УМК Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 6- е издание,М.: Просвещение,2010г.

Н.А. Горяева,О.В.Островская; под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. 9-е изд.- М.: Просвещение,2010-192 с.

     Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа»  на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 ч. в год (1 час в неделю), в том числе обобщающих уроков по теме - 4.

  Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);

- семантическое значение традиционных образов. Мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);

-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.                        

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Древние корни народного искусства.

8

Связь времен в народном искусстве

8

Декор- человек, общество, время

10

Декоративное искусство в современном мире.

9

Всего

35

                                    Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

 Сроки прохождения

Примечания

По плану

Фактич.

I четверть. Тема четверти: «Древние корни народного искусства» (8 часов).

1.

Древние образы в народном искусстве

1 час

- Воспитание любви к русскому народному искусству.

-Изучение органичного единства крестьянского жилища и природы, слияния конструкции с декором.

-Знакомство с народными мастерами: гончары, резчики, строители, плотники и др. Использование народными мастерами природных материалов.

2.

Входной контроль.

Декор русской избы

1 час

-Воспитание любви и уважения к русскому народному искусству.

-Знакомство с конструкцией и декором крестьянской избы. Символика формы и цвета. Цветовой декор дома.

-Представление о мироздании. Древние образы: конь, птица, солярные знаки и др.

3

Внутренний мир русской избы

1 час

4.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

-

1час

Воспитание уважения к народному искусству. Своеобразие ДПИ.

-Знакомство с символикой образов в декоре крестьянской избы. Связь утилитарного назначения и декора предметов быта (прялка, ковш, солонка, туесок). Ограничение палитры росписи, резьба по дереву.

-Народная вышивка: полотенца, подзоры, передники и т.д. Традиционные цвета.

5.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

 

1 час

-Воспитание бережного отношения к народному искусству.

-Знакомство с интерьером народного жилища, символикой образов народного декора.

-Изучение построения перспективы внутреннего пространства  с точками схода.

6-7.

Народный праздничный костюм.

Экскурсия в этнографический уголок ДК с.Насоново

-. 

1 час

1 час

-Воспитание бережного отношения к русскому национальному костюму, его возрождения.

-Знакомство с народным костюмом как символом мироздания. Символика орнамента и цвета в народной одежде. Структура костюма, его многообразие.

-Изучение многообразия костюма: головной убор-образ неба, вышивка подолов - пашня, концы пояса – подземный мир.

8.

Народные праздничные обряды.

Обобщающий урок по теме: «Древние корни народного искусства»

1 час

-Обобщение изученного материала за первую четверть.

-Знакомство с народными праздничными гуляниями (масленица, праздник урожая, коляда и т.д.)

-Оформление выставки работ за первую четверть.

II четверть. Тема четверти: « Связь времен в народном искусстве» (8 часов).

1-2.

Древние образы в современных народных игрушках.

 

2 часа

-Дать понятие о древних  образах в народном искусстве (конь, всадник).

-Познакомить с промыслом глиняной игрушки (Дымково, Романово, Филимоново и др.)

-Изучить приемы  лепки и росписи игрушки по народным мотивам.

3

(12)

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

.

1час

-Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству.

-Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах  народных промыслов.

-Познакомить с такими народными промыслами как: Гжель.

4 -5

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

2 часа

-Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству.

-Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах  народных промыслов.

-Познакомить с такими народными промыслами как: Городец.

6-7

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

2часа

-Знакомство с творчеством народных мастеров. Воспитание уважения к их мастерству.

-Расширение знаний о народных промыслах и их возрождении. Единство формы и декора в предметах  народных промыслов.

-Познакомить с такими народными промыслами как: Жостово.

8

Роль народных художественных промыслов в современной жизни Обобщающий урок по теме четверти « Связь времен в народном искусстве»

.

1 час

Обобщение знаний за II четверть.

-Развитие вкуса, использование предметов народных промыслов в украшении интерьеров, костюмов.

-Знакомство с искусством кружева (Вологодские, Елецкие), платки.

III четверть. Тема четверти: «Декор- человек, общество, время» (10 часов).

1.

Зачем людям украшения

1 час

Дать первоначальные сведения о принадлежности декора одежды разным социальным группам в разные исторические периоды.

-Познакомиться коротко с декоративным искусством Древнего Египта, Древней Греции, Средневековой Европы.

-Рассмотреть предметы декоративно-прикладного искусства: мебель, одежда, украшения, аксессуары

2-4.

Декор и положение человека в обществе.

-.

3 часа

-Познакомить с прикладным искусством древних народов. Символика украшений, знаки, цвет.

-Дать понятие единству стиля архитектуры и одежды. Одежда и ее декор.

-Рассмотреть различные украшения Древних Египтян, Древнегреческие вазы их формы, назначение, декор

5-7

Одежда говорит о человеке. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

3часа

Расширение знаний о декоративном искусстве средневековой Европы. Стилевое единство формы и декора одежды, предметов быта, архитектуры.

-Знакомство с художественными стилями, цветами одежды в разные эпохи. Сословная одежда высших слоев общества, цеховая, крестьянская.

-Рассмотрение предметов окружения человека: кареты, мебель, посуда, подсвечники и др

8-9.

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

2 часа

Расширение знаний о декоративном искусстве народов мира.

-Знакомство с языком декоративного искусства, понятиями -  геральдика, герб, эмблематика, эмблема.

-Изучение символики цвета  в классической геральдике, разновидностей форм щитов, деления щитов.

10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время»

1 час

-Обобщение изученного материала за четверть.

-Выставка детских работ за третью четверть.

-Игра-викторина.

IV четверть. Тема четверти: «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов).

1-2.

Современное выставочное декоративное искусство.

Современная интерпретация древних образов декоративного искусства.

2 часа

-Знакомство с работами художников -  дизайнеров. Развитие творческого воображения.

-Использование декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров зданий.

-Современная интерпретация древних образов.

3-5.

 Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства.Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж.

3 часа

Воспитание бережного отношения к работам художников направленных на украшение интерьеров.

-Знакомство с понятием – витраж, историей его появления и применения, техникой исполнения витражей.

-Изучить способы изготовления витража в домашних условиях. Развитие навыков работы с бумагой.

6-7.

Декоративная работа для интерьера.

2 часа

-Воспитание бережного отношения к работам художников-дизайнеров.

-Знакомство с различными техниками и материалами, которые могут использоваться при оформлении и украшении интерьеров (мозаика из бумаги, бумажная пластика, рельефы и барельефы из пенопласта, картона, соленого теста).

-Развитие навыков работы в различных техниках.

8-9

Обобщающий урок  по теме « Декоративное искусство в современном мире».

Отчетная выставка работ за год.

2 часа

-Обобщение изученного материала за год.

-Оформление выставки детских работ выполненных за год.

 

                              Содержание программы учебного предмета

Древние корни народного искусства. (8 часов)

Древние образы в народном искусстве (1 час)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифоэпических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно - символический характер.

Импровизации на тему: «Древние образы».

Выполнение узоров на полотенцах, подзорах, росписях и резьбе по дереву.

Входной контроль.

Декор русской избы(1 час).

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Беседа с показом репродукций и фото.

Зарисовки фасадов русской избы

Внутренний мир русской избы (1 час)

Устройство внутреннего  пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол. Единство пользы и красоты.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда(1 час).

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Вырезание из картона форм различных предметов народного быта. Роспись орнаментом.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки(1 час)

Крестьянская вышивка- хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивке на полотенце.

Народный праздничный костюм (1 часа).

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах  России.

 Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Конструирование из бумаги предметов одежды. Украшение элементов костюма орнаментом.

Экскурсия в этнографический уголок ДК с.Насоново (1 час)

Народные праздничные обряды.(1 час).

Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике.

Выполнение эскиза праздничных народных гуляний «Ярмарка», «Посиделки», «Колядки» и т.д.

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

Древние образы в современных народных игрушках.  (2 часа).

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Лепка из пластилина народной игрушки. Роспись игрушек.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (1 час)

Из истории развития  гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи. Сочетание синего и белого, игра тонов.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. (2 часа)

Из истории развития Городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Птица и конь- главные герои городейкой росписи.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.(2часа)

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись- свободная кистевая живописная импровизация.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщающий урок по теме четверти « Связь времен в народном искусстве»  (1 час).

Итоговый урок в форме беседы, викторины с интересными заданиями, загадками. Выступления поисковых групп об истории возникновения того или иного промысла, задаются вопросы о символике языка в народном искусстве.

Выставка выполненных за 2 четверть работ.

Декор- человек, общество, время (10 часов)

Зачем людям украшения Введение в проблематику четверти. (1 час).

Роль декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива, грамотное  использование в своей жизни предметов декоративного искусства.

Создание поисковых групп для сбора материала по декоративному искусству Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма.

Беседа с показом репродукций.

Декор и положение человека в обществе. (3 часа).

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества.

Изготовление из соленого теста макетов украшений (ожерелья, браслеты, подвески).

Изготовление из пластилина, с применением пластмассовых готовых форм, греческих ваз. Роспись формы

Одежда говорит о человеке. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.(3 часа)

Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, определенной страны; строгая регламентация одежды для людей разных сословий, например, эпоха средневековья, когда по внешнему виду (прежде всего, по одежде) легко определить и конкретное занятие человека, и его место в иерархической структуре общества. Закрепить эмоциональный интерес к стилевому единству декоративного искусства

О чем рассказывают гербы и эмблемы. (2 часа).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого  сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

 Части  классического герба, изобразительные формы. Взятые из жизни и мифологии,  их символическое значение, символика цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.  

Эскиз герба или эмблемы: «Эмблема класса», «Герб семьи», «Герб города», «Герб клуба».

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества(1 час).

Итоговая игра – викторина по теме четверти. Обращается внимание на чувство времени в декоративном искусстве. Работы детей выполненные в течении четверти, выступления поисковых групп с включением собранных поисковыми группами открыток, репродукций.

Выставка детских работ. Игра-викторина.

 Декоративное искусство в современном мире (9 часов)

Современное выставочное декоративное искусство. Современная интерпретация древних образов декоративного искусства.(2 часа)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен и т. д.). новое понимание красоты современными мастерами декоративно – прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа.

Наброски интерьеров школы по памяти. Эскиз панно для украшения интерьера школы.

Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства.Декоративная работа для украшения интерьера. Витраж.  (3 часа).

Обсуждение идеи художественного оформления интерьера школы декоративным панно обсуждение высказываемых предложений. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров.

Эскиз витража. Изготовление из бумаги витража (имитация).

Декоративная работа для интерьера (2 часа).

Реализация выбранного замысла в определенном материале. Технология работы с выбранными материалами. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Расчленение композиции на фрагменты. Монтаж декоративной работы.

Изготовление декоративной работы для украшения интерьера.

Обобщающий урок  по теме « Декоративное искусство в современном мире».

Отчетная выставка работ за год (2 часа).

Отчетная выставка работ учащихся за год.

Беседа. Оформление выставки детских работ.

                              Формы и средства контроля

             Входной контроль осуществляется путем письменных ответов на вопросы основных тем ,изученных в предыдущем классе.

 Контроль осуществляется на каждом уроке путем оценивания текущих работ учащихся. Теоретический материал оценивается по итогам проведения викторин, конкурсов, выставок творческих работ на уроках обобщения тем четверти. Текущий контроль осуществляется через следующие виды деятельности: изовикторины,  изокроссворды, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ, выполнение проектов и рефератов.

Форма контроля

Средство контроля

Обобщающий урок по теме:

«Древние корни народного искусства».

Выставка творческих работ

Обобщение темы четверти. « Связь времен в народном искусстве»

Выставка работ учащихся

Обобщающий урок по теме «Декор- человек, общество, время»

Викторина

Обобщающий урок  по теме

« Декоративное искусство в современном мире».

Выставка творческих работ

                       

                            Перечень учебно- методических средств обучения

Литература

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

Н.А. Горяева,О.В.Островская; под редакцией Б.М.Неменского. Изобразительное искусство. Декоративно- прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. 9-е изд.- М.: Просвещение,2010-192 с.

.О.В.Свиридова. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель»

 Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, 2000 г.

 Конышева Н.М. Лепка в начальных классах; 1985 г.

Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина; В.С. Горичева, М.И. Нагибина, 1998 г.

                            Компьютерные средства обучения:

Электронные пособия:

1. Мультимедийное приложение к урокам изобразительного искусства.

2. Звуковое оформление интегрированных занятию по музыке и изобразительному искусству.

3.  Собственные компьютерные презентации;

4. Электронное пособие «Картины русских художников»

5.  Электронное пособие «Кирилл и Мефодий»;

Оборудование

     Учебные столы.

  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства обучения

  • Диапроектор
  • Экран

Таблицы

  • Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Входной контроль.

Задание1.Вставить недостающее слово.
Сон и отдых позабыты

Песню пишет …….. ( композитор)

Танцевальный бал в разгаре,

Я кружусь по залу в паре

Этот танец нас пленил

Его Штраус сочинил.    ( вальс)

В нем 4 музыканта,

Виртуоза и таланта,

 Пропоют любой мотив.

 Как зовется коллектив?  ( квартет)

Задание 2  Выбери правильный ответ.

 На картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» изображены

А. Олени

Б. Аленушка

В. Медведи

Г. Зайцы

Этот материал для лепки является искусственной невысыхающей краской

А.Пластилин

Б.Глина

В.Воск

Г. Фарфор

Этот предмет удобен для рисования. Он имеет наклонную поверхность, к которой крепится материал, на котором рисуют.

А.Палитра

Б. Мольберт

В. Кульман

Холст изготавливают

А. из целлюлозы

Б. Из шерсти.

В.Из льняного полотна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...