Рабочая программа ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме

Аладьина Алла Ивановна

Рабочая программа ИЗО 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_7_novaya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

      Настоящая программа по изобразительному искусству для 7 класса создана на основе

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,

-программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под руководством Б.М. Неменского, 6-е издание, М. Просвещение 2010.,

-инструктивно- методического письма «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»

Цель программы: – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

При реализации цели программы  решаются следующие задачи:

-дать учащимся первичные навыки изображения пропорций и фигуры человека с натуры и по представлению;

-научить владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей внешней среды.

             Изменения, внесенные в программу: за счет уменьшения темы «Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры» на 1 час, введен 1 час для проведения музейного урока на краеведческую тему «Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново».

Раздел  «Реальность жизни и художественный образ» увеличен на 2 часа, за счет уменьшения на столько же раздела «Великие темы жизни».

                Название учебно- методического комплекта:

УМК Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». 6- е издание,М.: Просвещение,2010г.

А.С. Питерских. Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского.Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека.7-8 класс.- 2-е изд. . М.: Просвещение,2009.175 с.Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд. В соответствии с федеральным базисным учебным планом, с учебным планом МОУ «Насоновская средняя общеобразовательная школа»  на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 7 классе отводится 35 ч. в год (1 час в неделю), в том числе обобщающих уроков по теме - 4.

  Формой проведения занятий по программе является урок.

           Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

2. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  7 класса.

Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе  работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.

Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать  в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека

8

Поэзия повседневности

8

Великие темы жизни

         10

Реальность жизни и художественный образ

9

Всего

         35

3. Календарно- тематическое планирование.

 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки похождения

 Примечание

Раздел 1.  Изображение фигуры человека(8 ч.)

                                                                                                                По плану  фактич.

1.

Изображение фигуры человека  в истории искусства

1ч.

 Подготовить сообщение

2-3.

Входной контроль.

Пропорции и строение фигуры человека

2ч.

Подобрать репродукции

4-5.

Лепка фигуры человека

2ч.

Подготовить сообщение

 

6-7.

Набросок фигуры человека с натуры

2ч.

Подобрать репродукции

8

Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве»

1ч.

Подготовить сообщение.

Составить кроссворд

Раздел 2.Поэзия повседневности(8 ч.)

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1ч.

Подобрать репродукции

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр» .

1ч.

Подготовить сообщение.

Подобрать иллюстрации

11

Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново».

1ч.

12

Сюжет и содержание в картине

1ч.

Подобрать репродукции

 

13

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1ч.

Подобрать иллюстрации

 

14-15

Жизнь в моем городе в прошлых веках

2ч.

Подобрать репродукции

16.

Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

1ч.

Раздел 3. Великие темы жизни(10ч)

17.

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1ч.

Подобрать репродукции

18-19.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

Подготовить сообщение.

Составить кроссворд  

20-21.

Процесс работы над тематической картиной

2ч.

Подобрать репродукции

22-23.

Библейские темы в изобразительном искусстве

2ч.

 

Подготовить сообщение.

Подобрать репродукции

24-25.

Монументальная скульптура и образ истории народа

2ч.

Подобрать иллюстрации

26.

Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века»

1ч.

Подобрать иллюстрации

Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ(9)

27.

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1ч.

Подготовить сообщение

 

28-29.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

2ч.

Подобрать иллюстрации

30.

Зрительские умения и их значение для современного человека

1ч.

Подготовить сообщение

31-32.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

2ч.

Составить кроссворд, ребусы

33-34.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

2ч.

Подготовить сообщение. Подобрать иллюстрации

35.

Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

1ч.

                                 

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1.  Изображение фигуры человека(8 ч.)

Изображение фигуры человека  в истории искусства(1 час)

Изображение человека в древних культурах Египта, Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерные для разных древних культур.

Материалы: кисти, гуашь, бумага.

Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», Мирон «Дискобол».

Входной контроль.

Пропорции и строение фигуры человека(2 часа)

   Конструкция фигуры человека и основные пропорции, постоянные для человека. Схемы движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека..

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд:  учебные рисунки фигуры человека, рисунки Леонардо да Винчи.

Лепка фигуры человека   (2 часа)

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Задание:   лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса.

Материалы: пластилин, глина, проволока.

Зрительный ряд:  скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О.Родена, В.Мухиной.

Набросок фигуры человека с натуры(2 часа)

 Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры, форма и складки одежды на фигуре человека.

Задание:  наброски с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях.

Материалы: карандаш, тушь, фломастеры, перо, черная акварель (по выбору).

Зрительный ряд:  зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.

Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве»(1 час)

 Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – понимание красоты человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

   Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа. Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.

Раздел 2.Поэзия повседневности(8ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов (1час)

 Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая, Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы:  гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд:  фрагменты древнеегипетских фризовых росписей, сюжеты древнегреческой вазописи, японская гравюра.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры(1час)

 Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства.

   Жанры в живописи, графике, скульптуре. Бытовой, исторический, мифологический жанры.

   Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни.

   Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд:  сцены крестьянской жизни в картинах П.Брейгеля; А.Венецианов «На жатве», П.Федотов «Сватовство майора», В.Перов «Тройка» Б.Кустодиев «В трактире».

Экскурсия в краеведческий музей с. Насоново».(1 час)

Сюжет и содержание в картине   (1час)

 Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание:  работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро в моем доме», «Прогулка в парке», и т.д.

Материалы:  гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд:   А.Пластов «Ужин трактористов», И.Левитан «Осенний день. Сокольники», К.Моне «Прогулка в парке», В.Борисов – Мусатов «Прогулка на закате».

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве(1час)

Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностей картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям – необходимое качество деятельности художника. Развитие способности быть наблюдательным.

Задание:  жизнь моей семьи: «Мама готовит ужин», «Поездка к бабушке», «Семейный вечер».

Материалы:  гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд:  работы А.Дейнеки, Д.Жилинского.

Жизнь в моем городе в прошлых веках(2часа)

 Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками.

Задание:   создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы:  гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд: Б.Кустодиев серия «Российские типажи», произведения художников – передвижников, произведения местных художников.

Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.

Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве» (1час)

 Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

Задание:  создание композиции в технике коллаж на тему праздника.

Материалы:  гуашь, акварель, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: произведения  А.Бенуа, Б.Кустодиева, М.Врубеля, Ф.Гойи, А.Ватто, О.Ренуара.

 

Раздел 3. Великие темы жизни(10)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох(1час)

Беседа: живопись монументальная (фрески) и станковая. Мозаика.

   Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Зрительный ряд: фрески Т.Мазаччо, С.Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д.Веласкеса, П.-П. Рубенса, Н. Пуссена, исторические произведения Э.Делакруа, Ф.Гойи.

Тематическая картина в русском искусстве XIX века(2 часа)

Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина – философское размышление. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

   Беседа о великих русских живописцах XIX столетия.

Зрительный ряд: К.Брюллов «Последний день Помпеи», А.Иванов «Явление Христа народу», В.Суриков «Боярыня Морозова», И.Репин «Бурлаки на Волге», И.Крамской «Христос в пустыне», М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею».

Процесс работы над тематической картиной(2 часа)

 Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурального материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация.

Задание:   выбор из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг, альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды. Например по теме «Подготовительные материалы к картинам  А.Пластова и др.».

Материалы:  карандаши, альбом, краски, кисти.

 Библейские темы в изобразительном искусстве(2 часа)

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Ф.Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание:  создание композиции на библейские темы «Святое семейство», «Поклонение волхвов» «Рождество», «Возвращение блудного сына».

Материалы:  гуашь, акварель, бумага.

Зрительный ряд:  1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы», А.Рублев «Троица», Ф.Грек фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, Дионисий «Спас в силах». 2) Леонардо да Винчи «Благовещение», «Тайная вечеря», Рафаэль «Сикстинская мадонна», Микеланджело «Страшный суд», Рембрандт «Возвращение блудного сына», «Святое семейство».

Монументальная скульптура и образ истории народа(2 часа)

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Задание: создание  проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Материалы:  пластилин (глина), стеки, дощечки.

Зрительный ряд:  Э.-Фальконе «Медный всадник» (Санкт-Петербург), И.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому» (Москва), С.Орлов «Памятник Юрию Долгорукому» (Москва), А.Опекушин «Памятник А.С.Пушкину» (Москва), Е.Вучетич «Воин – освободитель в Трептов - парке» (Берлин), В.Мухина «Рабочий и колхозница» (Москва).

Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века» (1час)

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М.Шагал, П.Пикассо). искусство протеста и борьбы, драматизм изобразительного искусства. Сюрреализм Сальвадора Дали. Искусство плаката.

   Беседа и дискуссия о современном искусстве.

Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ(9)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение(1час)

Слово и изображение. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения. Известные иллюстраторы книги.

Задание:  выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т.д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Н.Куприянова, Кукрыниксов, Д.Бисти, Г.Доре, О.Домье.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве(2 часа)

 Конструктивное начало – организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

   Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративное значение произведений изобразительного искусства.

Задание:  конструктивный анализ произведений изобразительного искусства

Зрительный ряд:  примеры знакомых произведений.

Зрительские умения и их значение для современного человека(1час)

 Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

   Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Задание:  более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (2 часа)

Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

   Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание:  анализ произведений  с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства(2 часа)

 Беседа: соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.

   Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание:  произведения, выбранные для беседы о художниках.

Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» (1час)

 Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт – Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

   Каждый музей имеет свою историю становления. Роль художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

5.Формы и средства контроля

Входной контроль осуществляется путем письменных ответов на вопросы основных тем ,изученных в предыдущем классе.

 Контроль осуществляется на каждом уроке путем оценивания текущих работ учащихся. Теоретический материал оценивается по итогам проведения викторин и конкурсов на уроках обобщения тем четверти.

Форма контроля

Средство контроля

Обобщающий урок по теме: «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве».

Творческое сочинение

Обобщающий урок по теме: «Праздник и карнавал в изобразительном искусстве»

Создание сценария праздника

Обобщающий урок по теме: «Место и роль картины в искусстве XX века»

Сообщения о творчестве художников 20 века

Обобщающий урок по теме «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»

Создание презентации об одном из крупнейших музеев мира.

                   

                           

6. Перечень учебно- методических средств обучения

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009.

А.С. Питерских. Г.Е.Гуров. под редакцией Б.М.Неменского.Изобразительное искусство.Дизайн и архитектура в жизни человека.7-8 класс.- 2-е изд. . М.: Просвещение,2009.175 с.

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .

Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 5-е издание, М. Просвещение 2009. – 144 с.

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - Волгоград: Учитель, 2006. -171 с.

                                              ОБОРУДОВАНИЕ

  • Учебные столы.
  • Доска (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи и тумбочки для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Диапроектор
  • Экран

Входной контроль

  1. Найди лишнее  слово.

Живопись, графика, скульптура, архитектура

Жостово, Дымково, Филимоново, Борисовка

Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Эрмитаж

Эстамп, иллюстрация, рисунок, картина

2.Прочти слова с перепутанными буквами

1. Виртаж     Витраж

2.Шуагь        Гуашь

3.Серкаф     Фреска

4.Морфа      Форма

5. Казарисов    Зарисовка

3.Кто из скульпторов является автором памятника Петру 1 в Санкт- Петербурге?

Ф.И. Шубин

Э. М. Фальконе

Микеланджело Буонарроти

 4 Назовите основной материал для письма В Древней Руси

 Папирус, глина, береста, песчаник

5.Какой храм находится на Красной площади в Москве?

( Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...