Из опыта работы учителя ИЗО. Особенности уроков изобразительного искусства в 5-х классах
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Предлагаю статью, раскрывающую пути формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников через развитие художественно-творческих способностей. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 классов.

Цель: создание условий для формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya_izo.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя ИЗО. Особенности уроков изобразительного искусства в 5-х классах

Описание работы: Предлагаю статью, раскрывающую пути формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников через развитие художественно-творческих способностей. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 классов.

Цель: создание условий для формирования интереса к урокам ИЗО у пятиклассников.

Задачи:

- показать пути формирования интереса у пятиклассников к урокам ИЗО;

- развивать художественно-творческие способности школьников;

    Детское творчество – это самое интересное и незабываемое, так как дети в этом возрасте мыслят образами и чувствами. Именно через такое чувственное восприятие действительности и накапливается опыт творческой деятельности. Оценивая обучающегося, необходимо развивать у него уверенность в своих силах; любая неосторожная отрицательная оценка способна погасить интерес к художественной деятельности. Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое и оригинальное.

     Одной из основных задач художественно-творческого развития школьников является формирование творческой личности, индивидуальности способностей через средства изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства.

Восприятие произведений изобразительного искусства позволяет не только расширить, но и углубить эмоционально-ценностный опыт ребенка и создать основу для творческой деятельности.

     Все виды воображения – произвольное, непроизвольное, воссоздающее и творческое – имеют важное значение. Но самым важным для творческой деятельности обучающихся является творческое воображение, которое помогает самостоятельно создавать новые оригинальные образы.

В зависимости от индивидуальности обучающегося общие возрастные особенности у каждого школьника проявляются по-разному. Для верного руководства детским творчеством необходимо знать особенности изобразительной деятельности ребят. Если у школьника повышен интерес изобразительной деятельности, то это является одним из признаков, развивающихся у них способностей к художественному творчеству.       Развивать интерес детей к изобразительной деятельности нужно с учетом индивидуальных особенностей ребенка – это развитие художественно-творческих способностей, обучающихся через целенаправленное и организованное обучение.

В современной школе учитель зачастую сталкивается с полным равнодушием школьников к результатам собственной деятельности. Традиционно основная часть времени урока изобразительного искусства отводится на самостоятельную работу учащимися. Как показывает мне практика, недостаточно подготовленные ребята при самостоятельном рисовании, например, с натуры не проявляют познавательной активности. Временами возникает парадоксальная ситуация: пятиклассникам предлагается самостоятельно создать по своему воображению сложные композиции, а они еще не владеют элементарными изобразительными навыками. Поэтому из-за

недостатка изобразительных навыков пропадает интерес к изобразительной деятельности.

     На уроках изобразительного искусства необходимо учить ребят видеть прекрасное в современной окружающей нас действительности, найти оптимальную нагрузку для каждого обучающегося, чтобы не заставлять детей трудиться на уроке, а уметь увлечь их трудом, строить ход занятия так,

чтобы дети могли оригинально мыслить, были раскованными в своем творчестве и не боялись творить. Ситуация успеха, созданная на уроке ИЗО – это самый эффективный стимул познавательной деятельности.

Необходимо, чтобы от урока к уроку происходила постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями: гуашь и акварель, акварель и восковые мелки, акварельные карандаши, пастель (работа сухой пастелью, размывание пастели водой, процарапывание пастели), цветные карандаши и акварель, акварель и цветные ручки и многое

другое. Так же можно и нужно использовать музыкальные композиции произведений классиков (Моцарта, Чайковского, Глинки, Грига и др.)     Музыка заставляет настраиваться детей на рабочий лад, задаёт настроение и мотивирует к действию. В след за музыкой необходимо применять различные техники рисования: монотипия, кляксография, граттаж, смешанная техника, работа ластиком, использование тона бумаги, использование рельефа бумаги, работа с трафаретами и силуэтами, штампы, набызг однослойный и многослойный, рисование ватными палочками.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к урокам изобразительного искусства, развивает их творческую деятельность и является необходимым условием формирования личности ребенка.

     Например, тема урока «Пейзаж, передающий настроение, - рисование по представлению». Здесь можно использовать различные виды изобразительной деятельности на уроке. Можно работать на обычном альбомном листе акварелью. Возможно использование тона бумаги для рисунка – это уже разнообразит деятельность ребят. Одним предлагается использовать белый лист, другим – тонированную бумагу.

Здесь же можно использовать прием работы акварелью по мокрому или по сухому. Всего два таких приема рисования, а рисунки получатся очень разнообразные. Листва … используем различные приемы рисования: тычок жесткой сухой кистью, штампы поролоном, кусочком бумаги, стальной губкой для мытья посуды. Листва на каждом рисунке получится «своя»: где-то листочки мелкие и насыщенные, где-то – блеклые и густые, где-то – можно увидеть форму каждого отдельного листочка. Показывая ребятам тот или иной прием рисования, который можно использовать на данном уроке, получается, что они сами не задумываясь, начинают фантазировать, пробовать, что-то новенькое, некоторые стараются использовать все

многообразие приемов в своем рисунке. Не у всех есть дар рисования, но благодаря разнообразию видов деятельности, каждый рисунок получается особенным, показывая и раскрывая нам индивидуальность автора работы.

Я использую на уроках не только наглядные пособия, свои работы, таблицы репродукции, но и работы ребят, чтобы школьники смогли увидеть насколько различны детские работы, независимо от того, какие у ребенка возможно рисования, каждая работа интересна по-своему.

Благодаря творческой деятельности укрепляется положительная самооценка, повышается уровень притязаний, порождается уверенность в себе и чувство удовлетворенности в достигнутых успехах.

Хорошо рисующие дети больше замечают интересного в окружающем их мире, внимательнее слушают, их рассуждения более логичны. На каждом занятии необходимо создавать атмосферу увлеченности, интересного преподнесения нового материала. Чем выше способность к творческой

самореализации у самого учителя, тем будет выше уровень творческого потенциала у его учеников. Необходимо вселить уверенность в каждого ученика в том, что он способен фантазировать. Если у пятиклассников интерес к урокам ИЗО будет лишь возрастать, то можно с уверенностью сказать, что результат их деятельности на занятиях будет выше собственных

ожиданий.