Рабочая программа ИЗО 5 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 120.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Утверждаю Директор ГБОУ СОШ № 491 _____________В.А.Коганкова |
Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от |
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель методического объединения _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству для 5 класса
Автор: Яковлева О.Б.
учитель изобразительного искусства
2019-2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Составитель Б.М. Неменский. 2017.;
3. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Целями уроков изобразительного искусства являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством: формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного(изобразительного) искусства, нравственных и эстетических и эстетических чувств, любви к родной природе своему народу, многонациональной культуре.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;
- индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Древние корни народного искусства | 9 |
2 | Связь времен в народном искусстве | 7 |
3 | Декор – человек, общество, время | 9 |
4 | Декоративное искусство в современном мире | 9 |
Итого: 34 часа |
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс
Раздел 1: Древние корни народного искусства – 9 часов
1.Древние образы в народном искусстве – 1час.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
2.Декор русской избы - 1 час.
Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
3.Внутренний мир русской избы - 1 час.
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.
4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда -1час.
Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.
5. Самостоятельная работа. Украшение предметов быта - 1 час.
Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
6. Русская народная вышивка - 1 час.
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери – земли, древа жизни и др.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
7. Народный праздничный костюм – 1 час.
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.
8. Творческая работа. Народная праздничная одежда - 1 час.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
9. Народные праздничные обряды – 1час.
Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел 2: Связь времен в народном искусстве – 7 часов
10. Древние образы в современных народных игрушках – 1 час.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.
11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла – 1 час.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно – сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к тёмному. Сочетание мазка – пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.
12. Городецкая роспись – 1 час.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
13. Хохломская роспись - 1 час.
История развития хохломской росписи. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон» или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.
14. Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла – 1 час.
Сведения из истории художественного промысла. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
15. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Мезенская роспись – 1 час.
Цепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие.
16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни – 1 час.
Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.
Раздел 3: Декор – человек, общество, время – 9 часов.
17. Зачем людям украшения – 1час.
Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и др.
18. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества – 1 час.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
19. Одежда говорит о человеке. Древний Китай – 1 час.
Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.
20. Одежда говорит о человеке. Европейский костюм 17 века – 1час.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко), которое будет совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой.
21. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» - 1 час.
Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
22. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час.
Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Составные элементы старинного герба.
23. Творческая работа. «Герб моей семьи» - 1час.
Продолжать обучать применять и преобразовывать знаково-символические средства. Располагать геральдические элементы в определённом композиционном пространстве. Использовать минимальные геральдические символы для составления герба и объяснять их.
24. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час.
Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию. Формировать умение использовать линию, ритм, цвет, форму, композицию как средства художественной выразительности в проектировании самого объекта – эмблемы.
25. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 1 час.
Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире – 9 часов.
26. Современное выставочное искусство - 1 час.
Многообразие материалов и техник ДПИ. Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами ДПИ. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
27. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Нарядные декоративные вазы – 1 час.
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)
28. Ты сам - мастер ДПИ. Мозаика – 1 час.
29. Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика. Цветовое решение. – 1 час.
30. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Греции – 1час.
31. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Японии – 1 час.
32. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Индии - 1час.
33. Творческая работа. Витраж– 1 час.
Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.
34. Древние образы в современном декоративном искусстве – 1 час.
Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».
Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект включает:
Изобразительное искусство Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н. А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Б. Н. Неменского. Изд. «Просвещение» 2015.
Технические средства обучения.
Классная магнитная доска
Настенная доска с приспособлением для крепления наглядности
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
Колонки.
Фотоаппарат.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
5 класс 2019/2020 учебный год
№ п/п | Тема урока | Основное содержание урока | Практика Демонстрации | Виды учебной деятельности | Вид контроля | Планируемые результаты обучения | Виды учебной деятельности | Дата проведения урока | |||
личностные | предметные | метапредметные | По плану | По факту | |||||||
Раздел 1: «Древние корни народного искусства» - 9 часов | |||||||||||
1 | Декоративно-прикладное искусство и человек. | Введение в предмет, основные понятия ДПИ, правила ТБ на уроке, правила поведения на уроке. | Коллективное обсуждение, объяснение о природе возникновения ДПИ. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций Индивидуальная работа – впечатления о лете. | Оценивание работ уч-ся | Сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы возникновения декоративно-прикладного искусства анализировать работы: проявлять потребность в общении с искусством | Уметь доводить начатое дело до конца, уметь работать по замыслу. | Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Вводный урок. | ||
2 | Древние образы в народном искусстве. | Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. | стр.12-19 Презентация, объяснение новой темы, с фронтальным опросом, самостоятельная работа, рисование древних образов. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций Индивидуальная работа –Выполнение таблицы «Символы древнего народного искусства». | Оценивание готовых работ. | Сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы возникновения декоративно-прикладного искусства анализировать работы: проявлять потребность в общении с искусством. | Знать значение символов в образах народного искусства. | Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Получение новых знаний | ||
3 | Декор русской избы. | Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир) | Стр. учебника 20-29 Знакомство с элементами русской избы, объяснение нового материала. Презентация по теме. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома. Иллюстрации наличников | Оценивание , коллективное обсуждение готовых работ. | Знать принцип конструкции и декора в древнем русском жилище. | Комбинированный. | ||||
4 | Внутренний мир русской избы. | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Единство пользы и красоты. | Стр.30-35 Презентация «Интерьер русской избы», рисунок фрагмента интерьера русской избы. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа – выполнение рисунка фрагмента интерьера русской избы. | Выставка и осуждение готовых работ. | Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | Знать и объяснять для чего нужны те или иные предметы быта. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: использовать общие приемы решения задачи. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных. | Комбинированный. | ||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта. | Декоративная композиция, выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы. | Стр.36-43 Презентация по теме. Самостоятельная работа, рисунок прялки. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа –выполнение эскиза декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. | Создание эскиза прялки. | Учиться работать самостоятельно обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | Уметь самостоятельно применять полученные знания в работе. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Самостоятельная работа. | ||
6 | Русская народная вышивка. | Символическое значение полотенца, мотивы орнамента на нем. Графические материалы и образная символика (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента. | Стр.44-49 Объяснение нового материла, рисунок уч-ся «Полотенце». Презентация по теме. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций. Индивидуальная работа –создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки | Создание выставки из собственных работ и образцов принесенных из дома. | Уметь передавать в работе образы, связывая их в мотивы, создавая орнамент. | Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять образы и мотивы в вышивке у разных народов; находить в них черты национального разнообразия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Комбинированный | ||
7 | Народный праздничный костюм. | Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России. Символика цвета и орнаментальные мотивы, целостность художественного образа. | Стр.50-57 Презентация по теме. Самостоятельная работа «Народная праздничная одежда». | Фронтальная работа – рассматривание репродукций. Индивидуальная работа –выполнение эскизов народного праздничного костюма. | Оценивание лучшего образа. | Научиться создавать костюм, разбираться в декоре и принадлежности в той или иной области. | Проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы. Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств. | Комбинированный. | ||
8 | Творческая работа«Народная праздничная одежда». | Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России. | Самостоятельная работа «Народная праздничная одежда». | Фронтальная работа – рассматривание репродукций. Индивидуальная работа –выполнение эскизов народного праздничного костюма. | Оценивание лучшего образа. | Научиться создавать костюм, разбираться в декоре и принадлежности в той или иной области. | Проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы. | Закрепление. | |||
9 | Народные праздничные обряды. | Познакомить учащихся с народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков формировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа; создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции. | Презентация, стр.60-63 Рисунок «Хоровод», опрос. | Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин, презентации. Индивидуальная работа – создание фрагмента праздничного гуляния. | По мотивам созданным учащимися создать коллаж «Хоровод». | Уметь применять полученные знания на практике, характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического); совершенствовать навыки изображения людей в движении. | Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, формировать эстетические потребности, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Самостоятельная работа. | ||
Раздел 2: «Связь времен в народном искусстве» – 7 часов | |||||||||||
10 | Древние образы в современных народных игрушках. | Народные промыслы; каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика. | Презентация «Музей кукол», иллюстративный ряд видов игрушки, последовательностьвыполнения игрушки из глины, стр.66-75 . Выполнение рисунка дымковской игрушки. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа – выполнение эскиза игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки. | Выполнение рисунка дымковской игрушки. | Уметь распознавать образы игрушек созданных в разных областях. | становление перед обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Взгляд на мир через призму искусства. | Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач. | Получение новых знаний. | ||
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла Творческая работа. Роспись посуды. | Искусство росписи Гжели. Единство формы и декора, взаимосвязь художественно- выразительных средств с функциональностью предмета. | Иллюстративный материал гжельской посуды необычной формы, объяснение нового материала. Роспись посуды (рисунок). | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа–вырезание из бумаги выразительной формы посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. | Расписать на бумаге, изделие. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Уметь создать мотив Гжельской росписи. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный. | ||
12 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Творческая работа. | Искусство городецкой росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий. | Стр.82-85 Объяснение новой темы, роспись в стиле «Городец», сообщения учащихся. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа- выполнение эскиза доски для резки хлеба и украшение городецкой росписью | Роспись в Городецком стиле. | Знать приемы росписи в стиле Городца. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный. | ||
13 | Золотая Хохлома. | Искусство хохломской росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий. | Стр. 86-91 Объяснение новой темы, роспись в стиле «Хохлома», сообщения учащихся. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-эскиз формы предмета и украшение хохломской росписью | Роспись в стиле Хохломы. | Знать приемы хохломской росписи. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный. | ||
14 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | История жостовской росписи. | Стр.92-95 Опрос учащихся по подготовленным докладам, Выполнение жостовской росписи. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа -вырезание из бумаги форму подноса и украшение росписью | Работа в любой понравившейся технике. | Знать приемы жостовской росписи. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный. | ||
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Мезенская роспись. | Сформировать представление о теснении и резьбе по бересте, росписи по лубу и дереву. История мезенской росписи. | Стр. 96-103 Проверочные вопросы. Выполнение рисунка изделия в стиле мезенской росписи. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа – выполнение на бумаге фрагмента мезенской росписи | Выполнение рисунка в стиле мезенской росписи. | Знать приемы мезенской росписи. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный | ||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | Закрепить знания о художественных промыслах. | Опрос уч-ся по пройденным темам. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-защита сообщений на тему «Виды росписи». | Выполнить работу по собственному замыслу. | Применение полученных знаний на практике. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия. Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Повторения и обобщение. | ||
Раздел 3: «Декор – человек, общество, время» – 9 часов | |||||||||||
17 | Зачем людям украшения. | Сформировать представление о символике украшений и одежды различных эпох. | Стр.106-107 Объяснение нового материала. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-выполнение рисунка ожерелья по своему замыслу. | Выполнить работу по собственному замыслу. | Применение полученных знаний на практике. | Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Получение новых знаний. | ||
18 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Сформировать представление о роли декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта. | Стр.108-117 Объяснение, опрос, самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-выполнение эскиза-импровизации на тему «Алебастровой вазы» и украшение её орнаментом, используя известные символы Древнего Египта | Выполнение рисунка браслета-уаджета. | Применение полученных знаний на практике. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю. | Комбинированный. | ||
19 | Одежда говорит о человеке. | Сформировать знания по проблеме единства декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, о строгой регламентации одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая. | Стр.118-123 Объяснение нового материала, создание декоративного панно. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа-выполнение эскиза женского костюма в Древнем Китае. | Выполнение эскиза костюма императора в Древнем Китае. | Применение полученных знаний на практике | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Комбинированный. | ||
20 | Одежда говорит о человеке. | Сформировать знания по проблеме единства декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, о строгой регламентации одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая. | Учебник стр-124-133 Самостоятельная работа по созданию образа дамы или кавалера 17 века. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа- выполнение эскиза мужского или женского европейского костюма 17 века. | Создание образа дамы или кавалера 17 века. | Применение полученных знаний на практике | Уважительное отношение к народной культуре другого народа. Эстетические потребности | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Самостоятельная работа. | ||
21 | Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» | Самостоятельная работа «Изображение средневекового бала». | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа - выполнение костюма, платья для бала. | Подобрать иллюстрации с изображением средневекового бала. | Применение полученных знаний на практике | Коллективная творческая работа. | |||||
22 | О чем рассказывают гербы и эмблемы. | Основные части классического герба, эмблем, символическое значение цвета и формы в них. Ремесленник, рыцарь, геральдика, герб, эмблема, щит. | Стр.134-139 Объяснение нового материала. Презентация по теме. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин. Индивидуальная работа - выполнение по выбору герба любого города. | Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города. | Применение полученных знаний на практике | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения. | Получения новых знаний | ||
23 | Творческая работа «Герб моей семьи». | Составление семейного герба, используя язык геральдики. | Стр.134-139 Самостоятельная работа «Создание герба». | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа - выполнение герба своей семьи. Поиск информации по теме. | Выполнить герб, эмблему для своей семьи. | Применение полученных знаний на практике. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Самостоятельная работа | ||
24 | Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов. | Символический характер языка герба как отличительного знака, его составные части, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, эмблемы в современном обществе. | Стр.134-139 Самостоятельная работа «Создание эмблемы для кабинетов школы». | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа- выполнение значков для школьных кабинетов. | Выполнить эмблему для школьного кабинета. | Применение полученных знаний на практике. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Самостоятельная работа. | ||
25 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Многообразие проявлений современного декоративного искусства, взаимосвязи материала, формы и содержания, новое понимание красоты современными художниками. | Стр.142-167 Опрос по пройденному материалу. Самостоятельная работа по собственному замыслу. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах. | Работа по замыслу. | Закрепление полученных знаний. | Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. | Повторение и закрепления полученных знаний. | ||
Раздел 4: «Декоративное искусство в современном мире» - 9 часов | |||||||||||
26 | Современное выставочное искусство. | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства). Фактура, ритм, пятно, линия, форма. | Стр.142-167 Объяснение нового материала. Презентация по теме. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-разработка эскиза декоративной вазы | Работа по замыслу. | Применение полученных знаний на практике. | Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Коммуникативные: обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного. | Получения новых знаний. | ||
27 | Ты сам – мастер ДПИ. Витраж. | Основные представления о витражах, их применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили витражей. | Презентация по теме. Опрос, самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа - создание эскиза витража. | Создание эскиза витражного окна в романском стиле. | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Комбинированный. | ||
28 | Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика. | Основные представления о мозаике, ее применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили мозаики. | Презентация по теме. Опрос, самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа- создание эскиза мозаики. | Создание эскиза в мозаичном стиле «Подводный мир». | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Комбинированный. | |||
29 | Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика. | Основные представления о мозаике, ее применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили мозаики. | Опрос, самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа- цветовое решение рисунка «Подводный мир» в мозаичной технике | Создание эскиза в мозаичном стиле «Подводный мир». | Применение полученных знаний на практике | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Самостоятельная работа по группам | |||
30 | Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Греции. | Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, чернофигурная и краснофигурная ваза, знакомство с обрядовым значением ваз в древнегреческом обществе, практическая работа. | Презентация по теме. Самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа- Иллюстрация древнегреческой амфоры. | Выполнение эскиза древнегреческой амфоры. | Применение полученных знаний на практике | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения | Комбинированный | ||
31 | Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Японии. | Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, знакомство с обрядовым значением ваз в Древней Японии, практическая работа. | Презентация по теме. Самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-роспись вазы в японском стиле | Выполнение рисунка вазы в японском стиле. | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Самостоятельная работа. | ||
32 | Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Индии. | Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, знакомство с обрядовым значением ваз в Древней Индии, практическая работа. | Презентация по теме. Самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-роспись вазы в индийском стиле. | Выполнение рисунка вазы в индийском стиле. | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Самостоятельная работа. | |||
33 | Творческая работа. Декоративная ваза. | Освоить приемы построения сложных абстрактных и тематических композиции при оформлении декоративной ваз, опрос. | Презентация по теме. Самостоятельная работа. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-выполнение рисунка декоративной вазы для украшения интерьера | Выполнение рисунка декоративной вазы. | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | Самостоятельная работа. | ||
34 | Древние образы в современном декоративном искусстве. | Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с декоративно – прикладным искусством, опрос. | Презентация по теме. | Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций. Индивидуальная работа-работа по замыслу. | Выполнение рисунка по замыслу. | Применение полученных знаний на практике. | Самооценка работы. Навыки сотрудничества. | Повторение и закрепление полученных знаний. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-80705-1357210274.jpg)
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-80705-1357210274.jpg)
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-80705-1357210274.jpg)
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-424638-1581883312.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-424638-1581883312.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-379230-1588002503.jpg)
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...