Рабочая программа ИЗО 5 класса.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo_5_klass.docx120.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 491 с углубленным изучением математики

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Утверждаю

Директор ГБОУ СОШ № 491

_____________В.А.Коганкова

Принято

 на заседании педагогического совета

Протокол № ____ от

Рассмотрено

на заседании методического объединения

Руководитель методического объединения _____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству для 5 класса

                                                                 Автор: Яковлева О.Б.

                                               учитель изобразительного искусства

2019-2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству (базовый уровень) для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

2. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Составитель Б.М. Неменский. 2017.;

3. Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2019/2020 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.

Целями уроков изобразительного искусства являются: формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира; активизация самостоятельной творческой деятельности; развитие интереса к природе и потребности в общении с искусством: формирование духовных начал личности; воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного(изобразительного) искусства, нравственных и эстетических и эстетических чувств, любви к родной природе своему народу, многонациональной культуре.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства является:

- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважения к культуре и искусству разных народов, способности проявления себя в искусстве; обогащение нравственных качеств и формирование художественных и эстетических предпочтений;

- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии; способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.

Методической основой преподавания изобразительного искусства является:

- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение ее до уровня творчества;

- индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью обучающихся;

- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);

- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;

- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.

                           

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Древние корни народного искусства

9

2

Связь времен в народном искусстве

7

3

Декор – человек, общество, время

9

4

Декоративное искусство в современном мире

9

Итого: 34 часа

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс

Раздел 1: Древние корни народного искусства – 9 часов

1.Древние образы в народном искусстве – 1час.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

2.Декор русской избы - 1 час.

Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон – небо, рубленая клеть – земля, подклеть (подпол) – подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

3.Внутренний мир русской избы - 1 час.

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т.п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище.

4. Конструкция, декор предметов народного быта и труда -1час.

Предметы народного быта: прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. Символическое значение декоративных элементов в резьбе и росписи. Нарядный декор – не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь-образ.

5. Самостоятельная работа. Украшение предметов быта - 1 час.

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

6. Русская народная вышивка - 1 час.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери – земли, древа жизни и др.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).

7. Народный праздничный костюм – 1 час.

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплекс (в основе – сарафан) и южнорусский (в основе понёва) комплекс женской одежды. Рубаха - основа женского и мужского костюмов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных регионах России. Свадебный костюм. Формы и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мироздания через связь небесного, земного и подземно-подводного миров, идеи плодородия в образном строе народного праздничного костюма. Защитная функция декоративных элементов крестьянского костюма. Символика цвета в народной одежде.

8. Творческая работа. Народная праздничная одежда - 1 час.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

9. Народные праздничные обряды – 1час.

Календарные народные праздники – это способ участия человек, связанного с землей, в событиях природы, это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Раздел 2: Связь времен в народном искусстве – 7 часов

10. Древние образы в современных народных игрушках – 1 час.

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащих к различным художественным промыслам. Единство формы и декора в народной игрушке. Особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек. Местные промыслы игрушек.

11. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла – 1 час.

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно – сюжетные композиции. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов – от светлого к тёмному. Сочетание мазка – пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

12. Городецкая роспись – 1 час.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны – традиционные элементы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

13. Хохломская роспись - 1 час.

История развития хохломской росписи. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения. Роспись «под фон» или фоновое письмо, его особенности. Причудливо-затейливая роспись «кудрина». Национальные мотивы в «золотой» росписи посуды Башкирии.

14. Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла – 1 час.

Сведения из истории художественного промысла. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

15. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Мезенская роспись – 1 час.

Цепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий. Мезенская роспись в украшении берестяной деревянной утвари Русского Севера, её своеобразие.

16. Роль народных художественных промыслов в современной жизни – 1 час.

Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве.

Раздел 3: Декор – человек, общество, время – 9 часов.

17. Зачем людям украшения – 1час.

Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль её хозяина. Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и др.

18. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества – 1 час.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

19. Одежда говорит о человеке. Древний Китай – 1 час.

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных китаянок, их украшения.

20. Одежда говорит о человеке. Европейский костюм 17 века – 1час.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века (эпоха барокко), которое будет совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой.

21. Творческая работа. «Бал в интерьере дворца» - 1 час.

Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

22. О чем рассказывают гербы и эмблемы– 1 час.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Составные элементы старинного герба.

23. Творческая работа. «Герб моей семьи» - 1час.

Продолжать обучать применять и преобразовывать знаково-символические средства. Располагать геральдические элементы в определённом композиционном пространстве. Использовать минимальные геральдические символы для составления герба и объяснять их.

24. Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов – 1 час.

Продолжать учить детей выполнять тематическую композицию. Формировать умение использовать линию, ритм, цвет, форму, композицию как средства художественной выразительности в проектировании самого объекта – эмблемы.

25. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества - 1 час.

Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.

Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире – 9 часов.

26. Современное выставочное искусство - 1 час.

Многообразие материалов и техник ДПИ. Современное понимание красоты профессиональными художниками – мастерами ДПИ. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

27. Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Нарядные декоративные вазы – 1 час.

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.)

28. Ты сам  - мастер ДПИ. Мозаика – 1 час.

29. Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика. Цветовое решение. – 1 час.

30. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Греции – 1час.

31. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Японии – 1 час.

32. Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Индии - 1час.

33. Творческая работа. Витраж– 1 час.

Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа.

34. Древние образы в современном декоративном искусстве – 1 час.

Итоговая игра-викторина. Итоговая выставка творческих работ. Обобщение знаний по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».

Учебное и учебно-методическое обеспечение.

Учебно-методический комплект включает:

Изобразительное искусство Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/Н. А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Б. Н. Неменского. Изд. «Просвещение» 2015.

Технические средства обучения.

Классная магнитная доска

Настенная доска с приспособлением для крепления наглядности

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Колонки.

Фотоаппарат.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

5 класс 2019/2020 учебный год

п/п

Тема урока

Основное содержание урока

Практика

Демонстрации

Виды учебной деятельности

Вид контроля

Планируемые результаты обучения

Виды учебной деятельности

Дата проведения урока

личностные

предметные

метапредметные

По плану

По факту

Раздел 1: «Древние корни народного искусства» - 9 часов

1

Декоративно-прикладное искусство и человек.

Введение в предмет, основные понятия ДПИ, правила ТБ на уроке, правила поведения на уроке.

Коллективное обсуждение, объяснение о природе возникновения ДПИ.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций

Индивидуальная работа – впечатления о лете.

Оценивание работ уч-ся

Сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы возникновения декоративно-прикладного искусства анализировать работы: проявлять потребность в общении с искусством

Уметь доводить начатое дело до конца, уметь работать по замыслу.

Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Вводный урок.

2

Древние образы в народном искусстве.

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический.

стр.12-19

Презентация, объяснение новой темы, с фронтальным опросом, самостоятельная работа, рисование древних образов.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций

Индивидуальная работа –Выполнение таблицы «Символы древнего народного искусства».

Оценивание готовых работ.

Сформировать познавательный интерес к предмету, уверенность в возможности познания природы возникновения декоративно-прикладного искусства анализировать работы: проявлять потребность в общении с искусством.

Знать значение символов в образах народного искусства.

Регулятивные: соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно; планировать последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Получение новых знаний

3

Декор русской избы.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир)

Стр. учебника 20-29

Знакомство с элементами русской избы, объяснение нового материала. Презентация по теме.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Графический рисунок фрагмента украшения деревянного дома.

Иллюстрации наличников

Оценивание , коллективное обсуждение готовых работ.

Знать принцип конструкции и декора в древнем русском жилище.

Комбинированный.

4

Внутренний мир русской избы.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Единство пользы и красоты.

Стр.30-35

Презентация «Интерьер русской избы», рисунок фрагмента интерьера русской избы.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа – выполнение рисунка фрагмента интерьера русской избы.

Выставка и осуждение готовых работ.

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Знать и объяснять для чего нужны те или иные предметы быта.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: использовать общие приемы решения задачи.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных.

Комбинированный.

5

Конструкция и декор предметов народного быта.

Декоративная композиция, выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

Стр.36-43

Презентация по теме. Самостоятельная работа, рисунок прялки.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа –выполнение эскиза декоративного украшения любого предмета крестьянского быта.

Создание эскиза прялки.

Учиться работать самостоятельно обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Уметь самостоятельно применять полученные знания в работе.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Самостоятельная работа.

6

Русская народная вышивка.

Символическое значение полотенца, мотивы орнамента на нем. Графические материалы и образная символика (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.

Стр.44-49

Объяснение нового материла, рисунок уч-ся «Полотенце». Презентация по теме.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа –создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки

Создание выставки из собственных работ и образцов принесенных из дома.

Уметь передавать в работе образы, связывая их в мотивы, создавая орнамент.

Обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи; сравнивать, сопоставлять образы и мотивы в вышивке у разных народов; находить в них черты национального разнообразия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Комбинированный

7

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России. Символика цвета и орнаментальные мотивы, целостность художественного образа.

Стр.50-57

Презентация по теме.

Самостоятельная работа  

«Народная праздничная одежда».

Фронтальная работа – рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа –выполнение эскизов народного праздничного костюма.

Оценивание лучшего образа.

Научиться создавать костюм, разбираться в декоре и принадлежности в той или иной области.

Проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: использовать выразительные возможности и особенности работы с различными художественными материалами при создании творческой работы.

Коммуникативные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств.

Комбинированный.

8

Творческая работа«Народная праздничная одежда».

Народные праздничные костюмы разных регионов и народов России.

Самостоятельная работа  

«Народная праздничная одежда».

Фронтальная работа – рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа –выполнение эскизов народного праздничного костюма.

Оценивание лучшего образа.

Научиться создавать костюм, разбираться в декоре и принадлежности в той или иной области.

Проявлять эстетические чувства при рассмотрении народных праздничных костюмов; анализировать работы.

Закрепление.

9

Народные праздничные обряды.

Познакомить учащихся с народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков формировать образные представления учащихся о народных праздниках, обычаях и традициях  русского народа;

создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.

Презентация, стр.60-63

Рисунок «Хоровод», опрос.

Фронтальная работа – рассматривание репродукций, картин, презентации.

Индивидуальная работа – создание фрагмента праздничного гуляния.

По мотивам созданным учащимися создать коллаж «Хоровод».

Уметь применять полученные знания на практике,

характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического); совершенствовать навыки изображения людей в движении.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

формировать  эстетические потребности, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Самостоятельная работа.

Раздел 2: «Связь времен в народном искусстве» – 7 часов

10

Древние образы в современных народных игрушках.

Народные промыслы; каргопольская, филимоновская, дымковская игрушки; керамика, майолика.

Презентация «Музей кукол», иллюстративный ряд видов игрушки, последовательностьвыполнения игрушки из глины, стр.66-75

. Выполнение рисунка дымковской игрушки.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа – выполнение эскиза игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов.

Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки.

Выполнение рисунка дымковской игрушки.

Уметь распознавать образы игрушек созданных в разных областях.

становление перед обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Взгляд на мир через призму искусства.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Получение новых знаний.

11

Искусство Гжели. Истоки и  современное развитие промысла

Творческая работа. Роспись посуды.

Искусство росписи Гжели. Единство формы и декора, взаимосвязь художественно-

выразительных средств с функциональностью предмета.

Иллюстративный материал гжельской посуды необычной формы, объяснение нового материала. Роспись посуды (рисунок).

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа–вырезание из бумаги выразительной формы посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма.

Расписать на бумаге, изделие.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Уметь создать мотив Гжельской росписи.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Комбинированный.

12

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Творческая работа.

Искусство городецкой росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Стр.82-85

Объяснение новой темы, роспись в стиле «Городец», сообщения учащихся.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа- выполнение эскиза доски для резки хлеба и украшение городецкой росписью

Роспись в Городецком стиле.

Знать приемы росписи в стиле Городца.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Комбинированный.

13

Золотая Хохлома.

Искусство хохломской росписи. Различие по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий.

Стр. 86-91

Объяснение новой темы, роспись в стиле «Хохлома», сообщения учащихся.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-эскиз формы предмета и украшение хохломской росписью

Роспись в стиле Хохломы.

Знать приемы хохломской росписи.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Комбинированный.

14

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

История жостовской росписи.

Стр.92-95

Опрос учащихся по подготовленным докладам,

Выполнение жостовской росписи.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа -вырезание из бумаги форму подноса и украшение росписью

Работа в любой понравившейся технике.

Знать приемы жостовской росписи.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Комбинированный.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Мезенская роспись.

Сформировать представление о теснении и резьбе по бересте, росписи по лубу и дереву. История мезенской росписи.

Стр. 96-103 Проверочные вопросы. Выполнение рисунка изделия в стиле мезенской росписи.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа – выполнение на бумаге фрагмента мезенской росписи

Выполнение рисунка в стиле мезенской росписи.

Знать приемы мезенской росписи.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей,

товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам, учителю.

Комбинированный

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Закрепить знания о художественных промыслах.

Опрос уч-ся по пройденным темам.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-защита сообщений на тему «Виды росписи».

Выполнить работу по собственному замыслу.

Применение полученных знаний на практике.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в действия.

Познавательные: подвести под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Повторения и обобщение.

Раздел 3: «Декор – человек, общество, время» – 9 часов

17

Зачем людям украшения.

Сформировать представление о символике украшений и одежды различных эпох.

Стр.106-107

Объяснение нового материала.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-выполнение рисунка ожерелья по своему замыслу.

Выполнить работу по собственному замыслу.

Применение полученных знаний на практике.

Уважительное отношение к культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Получение новых знаний.

18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Сформировать представление о роли декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта.

Стр.108-117

Объяснение, опрос, самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-выполнение эскиза-импровизации на тему «Алебастровой вазы» и украшение её орнаментом, используя известные символы Древнего Египта

Выполнение рисунка браслета-уаджета.

Применение полученных знаний на практике.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: задавать вопросы; обращаться за помощью

к одноклассникам, учителю.

Комбинированный.

19

Одежда говорит о человеке.

Сформировать знания по проблеме единства декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, о строгой регламентации одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая.

Стр.118-123

Объяснение нового материала, создание декоративного панно.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа-выполнение эскиза женского костюма в Древнем Китае.

Выполнение эскиза костюма императора в Древнем Китае.

Применение полученных знаний на практике

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные:

 адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: 

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Комбинированный.

20

Одежда говорит о человеке.

Сформировать знания по проблеме единства декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи, о строгой регламентации одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая.

Учебник стр-124-133

Самостоятельная работа по созданию образа дамы или кавалера 17 века.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа- выполнение эскиза мужского или женского европейского костюма 17 века.

Создание образа дамы или кавалера 17 века.

Применение полученных знаний на практике

Уважительное отношение к народной культуре другого народа. Эстетические потребности

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Самостоятельная работа.

21

Творческая работа.

«Бал в интерьере дворца»

Самостоятельная работа «Изображение средневекового бала».

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа - выполнение костюма, платья для бала.

Подобрать иллюстрации с изображением средневекового бала.

Применение полученных знаний на практике

Коллективная творческая работа.

22

О чем рассказывают гербы и эмблемы.

Основные части классического герба, эмблем, символическое значение цвета и формы в них. Ремесленник, рыцарь, геральдика, герб, эмблема, щит.

Стр.134-139

Объяснение нового материала. Презентация по теме.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций, картин.

Индивидуальная работа - выполнение по выбору герба любого города.

Подготовить рассказ об истории возникновения герба любого города.

Применение полученных знаний на практике

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения.

Получения новых знаний

23

Творческая работа

«Герб моей семьи».

Составление семейного герба, используя язык геральдики.

Стр.134-139

Самостоятельная работа «Создание герба».

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа - выполнение герба своей семьи.

Поиск информации по теме.

Выполнить герб, эмблему для своей семьи.

Применение полученных знаний на практике.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Самостоятельная работа

24

Самостоятельная работа. Эмблемы для школьных кабинетов.

Символический характер языка герба как отличительного знака, его составные части, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, эмблемы в современном обществе.

Стр.134-139

Самостоятельная работа «Создание эмблемы для кабинетов школы».

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа- 

выполнение значков для школьных кабинетов.

Выполнить эмблему для школьного кабинета.

Применение полученных знаний на практике.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: составлять план

и последовательность действий.

Коммуникативные: обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Самостоятельная работа.

25

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

Многообразие проявлений современного декоративного искусства,  взаимосвязи материала, формы и содержания,  новое понимание красоты современными художниками.

Стр.142-167

Опрос по пройденному материалу.

Самостоятельная работа по собственному замыслу.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах.

Работа по замыслу.

Закрепление полученных знаний.

Уважительное отношение к народной культуре, готовность беречь и продолжать традиции народного творчества. Эстетические потребности.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Повторение и закрепления полученных знаний.

Раздел 4: «Декоративное искусство в современном мире» - 9 часов

26

Современное выставочное искусство.

Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства). Фактура, ритм, пятно, линия, форма.

Стр.142-167

Объяснение нового материала. Презентация по теме.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-разработка эскиза декоративной вазы

Работа по замыслу.

Применение полученных знаний на практике.

Готовность беречь и продолжать традиции народного творчества.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: преобразовывать познавательную задачу в практическую.

Коммуникативные: 

обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; участвовать в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного.

Получения новых знаний.

27

Ты сам – мастер ДПИ. Витраж.

Основные представления о витражах, их применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили витражей.

Презентация по теме. Опрос, самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа - создание эскиза витража.

Создание эскиза витражного окна в романском стиле.

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества.

Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Комбинированный.

28

Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика.

Основные представления о мозаике, ее применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили мозаики.

Презентация по теме. Опрос, самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа- создание эскиза мозаики.

Создание эскиза в мозаичном стиле «Подводный мир».

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества.

Комбинированный.

29

Ты сам – мастер ДПИ. Мозаика.

Основные представления о мозаике, ее применении в мировой художественной культуре. Разновидность и стили мозаики.

Опрос, самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа- цветовое решение рисунка «Подводный мир» в мозаичной технике

Создание эскиза в мозаичном стиле «Подводный мир».

Применение полученных знаний на практике

Самооценка работы.

Навыки сотрудничества.

Самостоятельная работа по группам

30

Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Греции.

Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, чернофигурная и краснофигурная ваза, знакомство с обрядовым значением ваз в древнегреческом обществе, практическая работа.

Презентация по теме. Самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-

Иллюстрация древнегреческой амфоры.

Выполнение эскиза древнегреческой амфоры.

Применение полученных знаний на практике

 Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Комбинированный

31

Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Японии.

Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, знакомство с обрядовым значением ваз в Древней Японии, практическая работа.

Презентация по теме. Самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-роспись вазы в японском стиле

Выполнение рисунка вазы в японском стиле.

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Самостоятельная работа.

32

Ты сам – мастер ДПИ. Ваза Древней Индии.

Приобщение учащихся к мировой художественной культуре, знакомство с обрядовым значением ваз в Древней Индии, практическая работа.

Презентация по теме. Самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-роспись вазы в индийском стиле.

Выполнение рисунка вазы в индийском стиле.

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Самостоятельная работа.

33

Творческая работа. Декоративная ваза.

Освоить приемы построения сложных абстрактных и тематических композиции при оформлении декоративной ваз, опрос.

Презентация по теме. Самостоятельная работа.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-выполнение рисунка декоративной вазы для украшения интерьера

Выполнение рисунка декоративной вазы.

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности; обсуждать

и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Самостоятельная работа.

34

Древние образы в современном декоративном искусстве.

Систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с декоративно – прикладным искусством, опрос.

Презентация по теме.

Фронтальная работа – беседа, рассматривание репродукций.

Индивидуальная работа-работа по замыслу.

Выполнение рисунка по замыслу.

Применение полученных знаний на практике.

Самооценка работы. Навыки сотрудничества.

Повторение и закрепление полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)

Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...

Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова

тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...

Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака

Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...

Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС

Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...