Методическая разработка урока
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Сырбыкай Шораана Мергеновна

"Ажурные вытынанки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyyurok_ug-2018.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации 

к занятию внеурочной деятельности по кружку «Акварелька»

по теме «История вытынанки. Ажурные вытынанки».

 Занятие проводится по программе кружка «Акварелька».

 Это занятие изучения нового материала.

 Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная.

 Используемое оборудование:

Методические пособия по работе с программами Microsoft Office Publisher, Microsoft OfficePoint, Pain.

компьютер, телевизор, презентация «ИСТОРИЯ ВЫТЫНАНКИ», шаблоны вытынанки

Инструменты и материалы:

Для проведения занятий необходимы следующие инструменты и материалы:

1.  режущие инструменты:

-  ножницы среднего размера маникюрные ножницы с закруглѐнными лезвиями;

-  канцелярский нож;

2.  клеи:

-  прозрачный, бумажный скотч;

-  клей ПВА;

3.  прочие приспособления:

-  карандаш, ластик;

-  доска для резанья бумаги;

-  бумага и картон различных сортов и цветов.

Перед выполнением практических работ проводится инструктаж по технике безопасности.

 На уроке используются презентация для  изучения «Истории вытынанки»

Презентация («АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»)

  

Внеклассное занятие кружка «Акварелька»

«АЖУРНЫЕ ВЫТЫНАНКИ»

ЦЕЛЬ:

Дать представление о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках, их видах и практическом применении в быту и повседневной жизни.

1. Личностная.

Выявление и укрепление природных качеств личности: восприятия (целостности и структурности образа); внимания

(концентрации и устойчивости); памяти (зрительной и кинетической); мышления (пространственного, креативного).

2. Профессиональная.

Освоение приемов работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения).

Приобретение навыков коллективной работы, общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего.

3. Общекультурная.

Предметное обсуждение понятия гармонии и красоты, их связь с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей.

Задачи:

Обучающие задачи:

 Формирование знаний и умений о технике ажурного вырезания поделок из бумаги – вытынанках.

Знакомить детей с необходимыми материалами и приемами работы с ними.

Учить проявлять творчество в создании изделий.

Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Учить индивидуальной работе и коллективному творчеству.

Развивающие задачи:

Активизировать мыслительные процессы.

Развивать память, логику, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.

Развивать глазомер.

Развивать у воспитанников способность концентрировать внимание, распределять свои силы.

Воспитательные задачи:

Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Воспитывать умение видеть и понимать прекрасное в окружающей действительности.

Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность, самодисциплину.

Прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Оборудование: компьютер, презентация «История вытынанки. Ажурные вытынанки»; инструменты (канцелярские ножи (резаки), ножницы), шаблоны вытынанки, коробочки для обрезков, бумага для акварели, картон.

Методические пособия по работе с программами Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Point, Pain.

Межпредметные связи

Технология, история, изобразительное искусство

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

Познавательные УУД:

• сравнение видов шаблонов вытынанки

• анализ технологий выполнения вытынанки

• систематизация знаний о художественных ремеслах

• практическая работа: выполнение вытынанки.

Регулятивные УУД:

• принятие учебной цели;

• выбор способов деятельности;

• планирование организации и контроля труда;

• организация рабочего места;

• выполнение правил гигиены учебного труда.

КоммуникативныеУУД:

• умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия;

• умение выделять главное из увиденного;

• слушать и слышать собеседника, воспитателя;

• задавать вопросы на понимание, обобщение.

Личностные УУД:

• самопознание;

• самооценка;

• личная ответственность за качество работы;

• адекватное реагирование на трудности, недостатки в работе


 

Ход занятия.

Вступление.

Сообщение темы и целей занятия

– Ребята, сегодня у нас час творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобней и улыбнёмся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха,…Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. Что удалось услышать? (Ответы детей)

– А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим горячим сердечкам.

Притча “КРАСОТА”

У одной пожилой женщины в Китае было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина и половина воды по дороге домой из него выливалась.

Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.

Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

(Ответы детей.)

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?


– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

II. Основная часть.

1. Рассказ о технике «вытынанки».

Вытынанки,… какое необычное слово!

Вытынанка — вид народного декоративно-прикладного искусства: вырезание из бумаги ажурных узоров и образов.

Простейшей вытынанкой являются всем знакомые снежинки, которые мы часто вырезаем из бумаги перед Новым годом.

Вытинанка (от укр. «вытинати» - вырезать) – это древний славянский вид декоративно-прикладного искусства; ажурное вырезание из бумаги, кожи, ткани, бересты, дерева.

В Белоруссии называется «выцинанка, на Украине – витинанка, в Польше – выцинанка.

Искусство вырезания ажурных узоров из бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. Такой вид вырезания стал называться «цзяньчжи» Сначала вырезали драконов, позже – героев легенд, духов, бабочек, рыб, птиц, людей и цветов. Такие картинки вывешивали на окна, чтобы защитить дом от зла. В некоторых поселениях перед свадьбой украшали жилище белыми вытынанками, которые изготавливали невесты. Считалось, что лучшая невеста та, у которой самые ажурные вытынанки.

Очень давно на Украине бумажными узорами украшали полочки с посудой, стены, печи, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. Вытынанки, искусно вырезанные хозяйкой дома, использовали вместо рушников и занавесок, украшая ими иконы в красных углах избы и окна. Как только не называли такие украшения: паучки, ужики, голубки, звёздочки, крестики, стригунцы. И только в 1913 году появилось название «вытынанка».

2. Виды вытынанок.

Характерной чертой народных вырезок из бумаги является их симметричное построение. Зеркальная симметрия (например, в изображениях древа жизни) даёт ощущение уравновешенности и покоя. Очень часто симметричные узоры, ритмически повторяясь, становятся элементами орнамента. Это достигается или путем складывания из бумаги в несколько раз, или наклеиванием изображений друг около друга. Сюжетные вытинанки вырезали свободно, от руки, не складывая бумагу. Это обычно изображения деревенской свадьбы, полевых работ и других сценок из жизни крестьян.

Вытынанки бывают: одинарные, сложные, ажурные, силуэтные

Одинарные вытынанки – сделаны из одного листа бумаги, его можно сложить 2, 4, 6, 8 раз или не складывать вовсе.

Сложные вытынанки всегда делали из нескольких листов бумаги разного цвета. Они делятся на:

составные – создаются из небольших фрагментов, которые затем собираются в единую композицию,

накладные – разноцветные листы бумаги накладываются один на другой так, чтобы каждый цвет был хорошо виден.

Силуэтные украшения возникли во Франции в середине 18 века, оттуда распространились по Европе. Их резали из красной бумаги маленькими ножницами.

Киригами - вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовле

3. Использование вытынанок в жизни.

- Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей. Работа с ножницами, шаблонами, канцелярскими ножами способствуют коррекции и развитию речемыслительной деятельности учащихся с ОВЗ (внимания, мышления, памяти, фантазии), развитию мелкой моторики рук; воспитанию трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса.

С помощью вытынанок можно очень красиво и оригинально оформить помещение к новогоднему празднику.

- Несложность технических средств, доступность и возможность создания шедевров делают вытынанки популярным и любимым творчеством, как взрослых, так и детей.

4. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления вытынанок.

Обычно для выполнения вытынанок используют тонкую, но прочную бумагу разных сортов. Например, вырезать белоснежные зимние пейзажи из белой бумаги для пастели - одно удовольствие. Белизна придает особый шарм вырезанной картине, а если подобрать удачный темный фон, то эффект просто невероятный.

Для работы необходимы: острые ножницы разной длины, прямые, изогнутые и фигурные. Для мелких деталей обычно используют маникюрные.

5. Последовательность выполнения вытынанки.

Начинают работу с эскиза, в котором необходимо выразить то, что представляют увидеть в конце работы.

Намечают контуры согласно эскиза, затем вырезают, соблюдая рамки выбранного контура. При этом закрытые участки определяют заранее, так как они при вырезании удаляются. Если их нужно сохранить, то продумывают элементы, способствующие их соединению.

III. Практическая часть.

1. Показ изделия.

2. План работы.

3. Тренировочные упражнения в прорезании бумаги (линия, «капелька»).

4. Изготовление вытынанок

Правила работы с ножницами:

  1. Не бери ножницы без разрешения учителя.
  2. Работая ножницами, следи за пальцами левой руки.
  3. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперёд.
  4. Не держи ножницы острыми концами вверх.
  5. Не оставляй их в раскрытом виде.
  6. Для резания по прямой линии перемещай ножницы вперёд.
  7. При вырезании круглых деталей поворачивай заготовку.
  8. Детали со сложным контуром можно вырезать, выполняя ряд надрезов.
  9. Чтобы вырезать по одной непрерывной линии, поворачивай бумагу в разные стороны.

IV. Обсуждение техники. Впечатления воспитанников.

Ответы воспитателя на вопросы воспитанников.

V. Итог занятия.

– Вот и закончилось наше занятие. Получились замечательные картины, которые будут дарить радость всем, кто её увидит и чью комнату она украсит. 
А теперь пожелание всем вам.

(стихи М. Пляцковского “Зимняя сказка”)

Пусть так же чудесно и мило
Восторженно, живо, красиво
В судьбе появляются радости,
Внося в вашу жизнь привкус сладости!

Рефлекция “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...