Методическая разработка урока
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Рогожина Надежда Александровна

Водород, его свойства и применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Водород» 8 класс.

Цель : ознакомить учащихся со свойствами водорода.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.

Познакомить учащихся с историей открытия водорода.

Дать понятия о способах получения водорода.

Закрепить умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ  , взаимодействие с простыми и сложными веществами.

Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.

Развивающие: развивать память и речь учащихся.

Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания  в практической деятельности.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения к предмету.

Формировать естественно-научное мировозрение учащихся.

Поддерживать интерес  к науке «химия».

Тип урока: комбинированный.

Формы  и методы:

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный, наглядный, эксперимент, работа с  книгой, И.КТ.

Межпредметные связи: биология, астрономия.

Реактивы: соляная кислота, цинк, оксид меди.

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор, спиртовка, пробирки, лабораторный штатив, кристаллизатор, спички.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Приветствие.

Отсутствующие.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по  удивительной стране. А вот по - какой именно мы узнаем из следующей загадки.

Я, газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный.

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

Учитель: Итак, тема нашего урока: Водород.

Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим.

Общая характеристика

        Водород в природе

        Применение        

        

                            Получение        ВОДОРОД        Атом водорода

        Химические свойства        Молекула водорода

        Физические свойства

Станция : «Историческая»

Учитель: Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.

Открытие водорода:

В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты . «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки

 оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент  француз  А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ.  В начале 19 века Дальтон создал первую  шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Вот мы с вами узнали об открытии водорода.  А сейчас перейдем на следующую станцию и узнаем расположение водорода в периодической таблицы Д.И.Менделеева.

Станция  «Менделеевская» 

Учитель: Предлагаю в группах приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями.  Задание делается на время.

Задание для первой группы учащихся: указать  положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.

Задание для второй группы учащихся: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.

Задание для третий группы учащихся: указать тип кристаллической решетки, написать образование молекул водорода.

Ответы на вопросы заслушиваются у доски.

Станция «Природная»

Ученик читает загадку

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете,

Превращаюсь в легкий гелий,

Зажигаю солнце в небе.

В гости с космоса пришел,

В воде приют себе нашел.                 (водород)

Учитель: На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.

Рассказ учителя +слайд .

Нахождение в природе.

В свободном виде:         В виде соединений:

Звезды, Солнце(50%)        Земля(свободного – 0,5*10 % в                      

        атмосфере)

Рассказ ученика: Водород- один из наиболее распространенных  элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.

Внимание! Мы приближаемся к следующей станции, на которой вам будет необходимо  побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.

Демонстрационные опыты: Инструкция по Т.Б. 

Показ учителем опыта: «Получение водорода -  взаимодействии цинка с соляной кислотой»

Составление уравнения реакции.

Алгоритм опыта:

Подготовить пробку с газоотводной трубкой.

Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.

Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.

Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.

Проверить на частоту водорода.

Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.

Составляем уравнение реакции:

Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2

В промышленности: каталитическая паровая конверсия метана. При температуре около 1000С  в присутствии катализатора и паров воды протекает реакция

2CH4 +  O2 = CO2 + 2H2

Водород очищают от примеси углекислого газа, пропуская образующиеся газы под давлением через воду. Углекислый газ при этом переходит в раствор, а водород не растворяется.  

Чистый водород получают путем электролиза водных растворов или щелочи, или сульфата натрия.

Обсуждение эксперимента  по вопросам:

Почему водород собирают в пробирку вверх дном?

Во сколько раз водород легче воздуха?

Можно ли таким образом собирать кислород?

Вывод – формулирует учащийся по вопросам.

Газ б/ц, б/з, б/в.

Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.

Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.

Tкип = - 253 С

Малорастворим в воде.

 Учитель: Мы приближаемся к станции «Химические превращения»

Химические свойства водорода + показ видеофрагментов с опытами.

Опыты:

Взрыв кислорода с водородом

Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Работа с учебником с. 74-75

Найдите в учебнике другие  химические свойства водорода и закончите схему:

        ?           +Cl2                HCl

                

        ?        H2        +S                        H2S

        ?        +CuO           +Na

        NaH

Cu

Работа учащихся  у доски: Написать химические уравнения и расставить коэффиценты

C простыми веществами                                          

2H2 + O2 = 2H2O                                                           H2+2Na = 2NaH

H2 + Cl2 = 2HCl                                                               H2 + Ca = CaH2

H2 + S = H2S                                                                    CuO + H2 = Cu + H2O  - со сложными                         

H2 + 3N2 = 2NH3      

Из-за высокой устойчивости молекул водорода химическая активность водорода при обычных условиях мала. Хотя сам водород – неметалл, он более химически активен по отношению к неметаллам, чем к металлам. При комнатной температуре водород реагирует только с фтором ( со взрывом образуется фтороводород). При облучении УФ – светом или при нагревании водород реагирует с хлором (с образованием хлороводородом HCl). С менее активными галогенными – бромом и йодом – водород реагирует при нагревании.

Станция «Практическая» 

Время стоянки 5 минут. Работа учащихся в тетради. Выбрать из текста где применяется водород и составить схему.

        Метиловый спирт

        Сварка и резка металлов

H2        Получение хлороводородной кислоты

        Получение аммиака

        Получение тугоплавких металлов

III Закрепление.

Первичная проверка усвоения знаний.

Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»

I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.        

II вариант – для водорода.

Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.

В реакциях, как правило, окислитель.

Имеет аллотропные модификации.

Используется как восстановитель в металлургии.

Получают электролизом воды.

Самый распространенный элемент космоса.

Входит в состав воздуха.

Реагирует с неметаллами.

 Входит в состав оксидов.

Легче воздуха.

Ответ: I вариант:  О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.

IV. Рефлексия.

Что нового узнали сегодня на уроке?

В чем испытывали затруднение?

Что понравилось на уроке?

V. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание:

«Синквейн» для водорода. Составить по схеме:

Название темы – одно существительное

Описание темы -  два прилагательных

Описание действия – три глагола

Отношение к теме – четыре слова

Суть темы – одно слово

Водород

Бесцветный, легкий.

В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.

В смеси с кислородом  взрывоопасен.

Осторожно!!!  

Литература:

С.С. Берданосов, Е.А. Менделеева. Лекции: «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов». Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 г.

 Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман . Химия. 8 класс: для общеобразовательных учреждений. 2010 г.

Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман. Поурочные планы. Химия 8 класс. 2011 г.

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...