Игра-путешествие
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Колесникова Татьяна Николаевна

Данная методическая разработка может быть использована для проведения обобщающего урока в 10 классе по теме "Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

                          Игра-путешествие

по теме «Спирты. Фенолы. Карбонильные соединения».

                                       

                                                        

        

Цель: Обобщение материала о спиртах, фенолах, альдегидах и кетонах;

           Развитие умений называть вещества изученных классов по

           номенклатуре ИЮПАК, составлять уравнения химических

           превращений;        

           Воспитание внимательности, активности; формирование    

           коллективизма, коммуникативности.

  1. Приглашение к путешествию: «Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю совершить путешествие на прекрасном атомоходе. Вы – пассажиры, я – капитан, и еще у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам  нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля.

( кроссворд заготовлен на доске)

1.Главный инструмент химического опыта.  (Пробирка.)

2.Углеводород, содержащий 4 атома углерода. (Бутан.)

3.Мельчацшая химически неделимая частица вещества. (Атом.)

4.Углеводороды, имеющие в своем составе атомы углерода в состоянии  sp-гибридизации. (Алкины.)

5.Болотный газ. (Метан.)

6.Элемент, составляющий основу органической жизни на Земле. (Углерод.)

7.Вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение молекулы. (Изомеры.)

8.Вещества, в составе молекул которых содержатся только атомы углерода и водорода.  (Углеводороды.)

2.   Итак, мы отправляемся в путь на атомоходе «Бутлеров». В наших  

      "судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования.

3.   Штурман: Капитан! Как нам выйти из бухты «Основных  понятий»?

4.   Сообщение принято. Чтобы выйти из бухты, нам необходимо

      правильно ответить на вопросы.

      (Фронтальный опрос)

1.Какие вещества называются спиртами? Какие бывают спирты?

2.Какие вещества называются альдегидами?

3.Как называются реакции присоединения Н2?

4.А реакции присоединения Н2О?

5. Что такое изомеры?

6.Назовите простейший кетон.

7.Кто является автором ТХСОВ?

8.Как называется взрывчатое вещество, способное снять спазмы  

   сердечных сосудов?

9.Какое органическое вещество называют «чаша смерти»?

5. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море.    Теперь можно немного отдохнуть.

    Вы, конечно, умеете играть в «крестики-нолики». Найдите    выигрышные пути на следующих таблицах:

C2H5COH

C5H11OH

C4H9OH

CH3Cl

C2H5OH

C3H7OH

CH3OH

CH3OCH3

C6H12O6


СН3ОН        

СН3СОН

НСООН

СН3-СО-СН3

С4Н9СОН

С2Н5ОН

СН3СООН

НСОН

С7Н15СОН

        

CH3OH

C6H13COOH

C6H5OH

C2H5OH

C7H15OH

C4H9OH

CH3OCH3

CH3COOH

C5H11COH

        

6. Штурман: Капитан, мы входим в Море Химических Знаков.

                        Внимание!  Впереди Рифы Химических Формул.

7. Рифы необходимо преодолеть, и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах»  записываете формулы и даете им названия по систематической номенклатуре.   Кто желает быть лоцманом на Рифах Формул и расправиться с ними на доске?

( задания  записаны на карточки)

  1. Назовите вещества:                                      

* СН3-СН2-СН2-СОН        *   СН3-СН=СН-СН2-ОН

*  Br-СН2-СН2-СОН           *   СН3-СН-СН-СН3    

            СН3                                         |      |

            |                                            ОН  ОН

*СН3-СН-СН3       

                       ОН                                   ОН

                    *              |                             *            |                

        —СН3

                      |         |          

                       С2Н5                                                    СН3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                *     СН3-СН-СН-СН2-СН2-СН3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                           |              |

                                             ОН    С2Н5

  1. Постройте структурные формулы данных соединений:
  1. Бутанол-2
  2. Бутен-3-ол-1
  3. 5-метил-4-этилгексен-1-ол-3
  4. Пентен-4-диол-1,2
  1. Для данного вещества постройте 2 изомера и 2 гомолога, назовите все вещества:

СН3-СН2-СН-СН-СОН

                  |      |

                 Cl   CH3

8. Штурман: Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений.

                        Просьба  пассажирам сделать пометки в своих «судовых

                        журналах».

9. Итак, перед вами поставлена задача: переписать уравнения химических реакций, исправляя в них ошибки:

     * 2 СН4 → СН≡СН + Н2

     * С2Н5Сl→ С2Н4 + НCl

     * СН≡СН + Н2 → СН3СОН

     * 2 СН3Cl + Н2 → С2Н6 + 2НСl

10. Штурман: Капитан! На нашем пути Пороги Превращений! Приготовиться к их преодолению.

11. Для преодоления Порогов Превращений мы получаем следующее задание; занесем его в «судовые журналы»:

   * СН4 → С2Н2 → СН3СОН → С2Н5ОН → С2Н4

   * С → СН4 → СН3Сl → С2Н6 → С2Н4 → С2Н5ОН

   * С2Н5Сl ↔ C2H5OH ↔ C2H4 ↔ C2H6   

12. Штурман: Капитан! Пороги преодолены, но море разволновалось и нас несет к Потоку Чистой Воды.

13. Сообразительность – качество, нужное всегда и везде, в том числе и в море. Для выполнения следующего задания вам понадобятся практические умения. Для проведения эксперимента к доске приглашаются 3 «пассажира».

   * Осуществить качественную реакцию на двойную связь.

   * Осуществить качественную реакцию на альдегиды.

   * Осуществить качественную реакцию на многоатомные спирты.

14. Штурман! Взять курс на берег!

15. Штурман: Есть! Капитан, у нас на пути какой-то загадочный остров под названием «КР». Что делать?

16. Причаливаем и высаживаемся. Здесь нам предстоит прожить до  следующего урока, потому что это остров Контрольных Работ. Справившись с контрольной работой, мы получим право войти в порт прописки. Старайтесь, готовьтесь. Чтобы нам всем не пришлось всю жизнь болтаться в море как «Летучему Голландцу».

17. Штурман, гостей нашего атомохода «Бутлеров» прошу доставить в порт посадки.  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"

Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...

Презентация "Путешествие в мир природы" (Биологическая игра-путешествие)

Биологическая игра-путешествие целью которой является формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответсвенности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребит...

Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"

Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...

Игра-путешествие «Путешествие по стране Православия»

В ходе игры-путешествия  «Путешествие по стране Православия»  у обучающихся  эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие...