Урок по теме "Глюкоза"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Иванова Ольга Валентиновна

Проблемно-исследовательский урок проводится по технологии деятельностного обучения. На уроке используются презентация, моделирование молекулы, работа с ЦОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Глюкоза, ее строение и свойства ».

Тип урока:  изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

Формы работы: групповая.

Цель урока: создать условия для усвоения понятия об особенностях строения молекулы глюкозы и ее свойствах.

Задачи:

Образовательные: формировать умения прогнозировать и практически доказывать наличие функциональных групп в органических соединениях, определять химические свойства веществ в зависимости от их химического строения.

Развивающие: развивать умения формулировать проблему, определять цель, выдвигать и проверять гипотезу, умения наблюдать, сравнивать изучаемые явления, выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, развивать коммуникативные  компетентности учащихся. 

Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях о тех веществах, с которыми мы соприкасаемся в жизни, посредством химического эксперимента прививать навыки трудолюбия, бережного отношения к реактивам, аккуратность при проведении опытов и при оформлении конспекта.

Оборудование:

1)Лабораторное оборудование: спиртовки, штативы с пробирками, пробиркодержатели, спички, стеклянные палочки, стеклянные стаканы 50 мл; 

2)  Реактивы:  глюкоза  (тв.), раствор 40%, индикатор метиловый оранжевый,  раствор  нашатырного спирта,  нитрата серебра, сульфата меди (II), гидроксида натрия, вода.

3) Презентация; мультимедийный   проектор; модели атомов для собирания моделей молекул, ЦОР: флеш-анимация «Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе» (№125439).. 

Ход  урока.

Мотивация.

Проверка решения домашней задачи: Определите формулу органического соединения, состоящего из углерода (массовая доля 40%), кислорода (массовая доля 53,33%) и водорода (массовая доля 6,67%), если относительная молекулярная масса этого вещества составляет 180.

Ответ: С6Н12О6. (слайд 2)

- Что это за вещество?

- К какому классу веществ относится глюкоза?

- Что вы знаете об этом веществе? (слайды 3 – 9)

- Чего вы о нем не знаете?

- Что мы сегодня будем изучать на уроке?

- Каковы задачи нашего урока?

(Дети формулируют тему и задачи урока) (слайды 10, 11)

Актуализация знаний. Постановка проблемы. (слайды 12,13)

- К каким органическим веществам относится глюкоза по составу?

- Какие функциональные группы могут быть в составе глюкозы?

- Как определить наличие этих функциональных групп?

Выдвижение гипотез. Решение проблемы. (исследовательская работа в группах по определению функциональных групп в молекуле глюкозы). (слайды 14 – 17)

Задание  группы № 1. Исследуйте  физические свойства глюкозы и наличие в ее молекуле карбоксильной группы.

Внимательно рассмотрите выданный вам образец глюкозы. Определите цвет, запах, вкус (таблетки) глюкозы. Исследуйте растворимость ее в воде. Проверьте среду раствора с помощью индикатора метилового оранжевого. Есть ли в молекуле глюкозы карбоксильная группа? Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

Задание  для группы №2. Исследуйте  принадлежность глюкозы  к многоатомным спиртам.

 В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Почему образовавшийся вначале осадок  гидроксида  меди (II) растворяется с образованием прозрачного синего раствора? Наличием каких функциональных групп в глюкозе обусловлена эта реакция?

Соблюдайте правила предосторожности при работе с едкими веществами – щелочами.

Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

Задание  для группы №3. Исследуйте принадлежность глюкозы  к  альдегидам с помощью реакции «серебряного зеркала».

 В пробирку  налейте 1-2 мл раствора  нитрата серебра, по каплям добавляйте водный аммиак до растворения образующегося осадка. Добавьте к полученному прозрачному раствору 2 мл раствора глюкозы  и осторожно нагрейте пробирку, вращая ее вокруг пламени горелки. Не допускайте закипания раствора. Что наблюдаете? Наличием  какой функциональной группы обусловлена эта реакция?

Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя и от соседей.

Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

Задание для группы №4. Проведите  исследование на наличие в глюкозе альдегидной группы с помощью Cu(OH).

В пробирку прилейте 0,5 мл раствора глюкозы  и  2 мл раствора  гидроксида натрия. К полученной смеси добавьте 1 мл раствора сульфата меди (II). Что наблюдаете? Осторожно нагрейте пробирку на пламени спиртовки. Прекратите нагревание, как только начнется изменение цвета. Почему при нагревании происходит изменение цвета реакционной смеси с синего на оранжево- желтый? Что представляет собой желто-красный осадок? Наличие какой функциональной группы в глюкозе является причиной данной реакции? Сделайте вывод.  Результаты исследований запишите в тетрадь.

Прогнозирование

Результаты эксперимента

Вывод

Каждая группа докладывает результаты исследований. Все учащиеся оформляют запись в конспект. (слайды 18, 19)

Делаем общий вывод: Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт

- Какие еще химические свойства можно предположить у глюкозы исходя из ее химического строения? (слайд 20)

Запишите структурную формулу глюкозы:

А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;

Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;

В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;

Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.

 (слайд 21)

Моделирование.

А теперь попробуйте собрать модель молекулы глюкозы, используя модели атомов углерода, водорода и кислорода у вас на столе. (работа в группах).

- Какое пространственное строение имеет молекула глюкозы? Является ли она линейной?

- Возможно ли вращение атомов вокруг плоскости связей? Как при этом изменяется пространственное строение молекулы? (слайд 22)

Демонстрация ЦОР: флеш-анимация «Равновесие трёх форм глюкозы в одном растворе» (№125439). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d778f825-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_23_03.swf

 Подведение итогов урока. Рефлексия. (слайды 23, 24)

- Какая задача стояла перед вами на уроке?

- Что было сегодня необычного на уроке?

- Есть ли те, кто сделал сегодня маленькое открытие?

-Что вы взяли для себя с данного урока?

- Каков результат нашего урока?

Домашнее задание. (слайд 25)

§ 14, составить уравнения реакций, отражающих химические свойства глюкозы, подготовить сообщение о практическом значении глюкозы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...