Методическая разработка урока для 9 класса "Жиры"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Кожемякина Марина Михайловна

Методическая разработка урока "Жиры" для 9 класса. Урок, в котором  формируется научное мировоззрение в изучении органической химии  и коммуникативных качеств через использование групповую форму работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожемякина Марина Михайловна,

учитель химии ГБОУ СОШ № 147  

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Урок химии в 9 классе по теме:  «Жиры»
 (урок построен с использованием технологии работы в группах)

Цель урока:  показать  воспитательный аспект урока – формирование научного мировоззрения в изучение органической химии  и коммуникативных качеств через использование групповых форм работы.

Задачи:

- сформировать понятие класса органических соединений – жиры; познакомить с особенностями строения молекулы, свойствами и использованием жиров и мыла;

- показать практическую значимость знаний по химии;

- продолжить формирование научного мировоззрения;

- воспитывать коммуникативные качества, развивать эмоциональную сферу

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование:

Образцы растительного масла, маргарина, твёрдых жиров, моющих средств, мыла, стеариновая, пальмитиновая, олеиновая кислоты, мультимедийная установка, экран

Ход урока:

Сегодня последний день апреля. Нам осталось работать с вами один  месяц – и курс  основной   школы будет закончен, и курс химии тоже. Сейчас в нашей стране среднее образование не является обязательным, и, возможно, кто – то пойдёт работать и на этом изучение химии для него закончится. Поэтому мы с вами в конце девятого класса знакомимся с   каким  разделом химии? А как вы считаете,  каких веществ больше – органических или неорганических? Почему?   Приведите примеры органических веществ, которые есть у вас дома. Какие классы органических веществ мы изучили?

Схема на доске

У вас на столах лежат карточки с формулами. Определите, к какому классу  относятся указанные вещества  и обоснуйте свой ответ, можете посоветоваться со своими товарищами по парте или сидящими впереди или позади.

Карточки с формулами веществ разных классов.

Встаньте, пожалуйста,  и покажите свои формулы те, у кого оказался спирт. Почему вы так решили? Альдегид? Кетон? Карбоновая кислота? Эфир?

Соединения какого класса кажутся самыми сложными? Почему?  Из каких веществ можно получить эфиры? Предложить встать ребятам с формулами разных классов.

Я предлагаю поговорить сегодня об эфирах. Из  каких веществ можно получить эфир? А если взять не одноатомный, а трёхатомный спирт, то сколько молекул кислоты необходимо? А можно взять кислоту с большим количеством атомов углерода – их называют высшие карбоновые кислоты?   Как  мы называем эфир глицерина и высших карбоновых кислот? Вы должны знать название этих веществ из курса биологии.  Открыть тему урока – слайд № 1

    В курсе биологии параграф о жирах носил другое название – липиды. Липиды и жиры – это одно и тоже или нет? Липиды более общее понятие, так как включают не только эфиры глицерина и высших карбоновых кислот, но и эфиры фосфорной кислоты – фосфолипиды. Слайд № 2

Какие ассоциации у вас вызывает слово жиры?

Записать на доске

Что такое жиры с точки зрения химии? К какому классу они  относятся? Тетрадь стр. 157, задание № 2  

Какие жиры бывают? Упаковки из – под растительного масла, сливочного масла, маргарина, шоколад – какао – масло и пальмовое твёрдые растительные жиры  Почему? Слайд № 3

Всё зависит от того, какие кислотные остатки входят в состав жира. Это могут быть 4 кислоты – пальмитиновая, стеариновая, олеиновая, линолевая. Рассмотрите эти кислоты, запишите их названия и формулы в № 1 на стр. тетради   (раздать баночки с образцами кислот)

Чем они отличаются? Почему?

Что  значит кислота предельная и непредельная?  Слайд № 4

       Заполним с вами схему  классификация жиров – задание № 4 и на доске.

Слово маргарин не является для вас незнакомым. Что это?  Как его получают? Прочитать на упаковке. Что необходимо сделать, чтобы жидкий жир стал твёрдым? Кислоты из непредельных сделать предельными – прогидрировать. Слайд № 5

Задание в тетради стр. 158 - № 5 и на доске

 Как отличить натуральное сливочное масло от маргарина?

Что мы узнали о жирах? Классификацию, строение, применение, получение. Какое значение жиры имеют для живых организмов? Чтобы пополнить ваши источники энергии, съешьте по кусочку какао – масла и   проверим наши знания – маленькая тестовая работа на 5 минут, на листочках запишите вариант и приступаем к выполнению.

Работы сдали и  продублировали. Проверили, слайд № 6

         Записали д/з п. 39, тетрадь № 3, 8  слайд № 7

Оцените свою работу на уроке. Моя оценка работы класса в целом, отдельных учащихся -

Итоги: что узнали нового? Что было известно? О чём хотели бы узнать поподробнее? Зачем вам нужны эти знания? Где пригодятся? Слайд № 8

Проверочный тест:

вариант 1.

  1. Соотнесите:

 название карбоновой кислоты:

1) стеариновая  2) линолевая      3) олеиновая    4) пальмитиновая

Тип кислоты:

А) предельная     Б) непредельная

2. Сложные эфиры трёхатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот называются:   а) воски      б) жиры       в) белки     г)   углеводы

3. Соотнесите:

Консистенция жира:

1) твёрдые           2) жидкие

Происхождение жира

А) животные    Б) растительные

Особенности состава

  1. содержат остатки непредельных кислот
  2. содержат остатки предельных кислот

4. Для превращения растительных масел в твёрдые жиры их подвергают:

А) гидролизу    Б) гидратации     В) гидрированию    Г) дегидрированию

Вариант 2

  1. Для высших карбоновых кислот соотнесите:

Формула кислоты:     Наличие двойных связей в углеводородном радикале:

1) С15Н31СООН               а) есть двойные связи

 2) С17Н33СООН              б) нет двойных связей

 3) С17Н35СООН    

 4) С17Н31СООН

  1. Какое из определений наиболее точно: «Жиры представляют собой:

А) сложные эфиры

Б) сложные эфиры жирных кислот

В) сложные эфиры жирных кислот и трёхатомного спирта глицерина

Г) сложные эфиры глицерина и жирных кислот

3. Соотнесите:

Происхождение жира:                           Консистенция:

  1. подсолнечное масло;
  2. Бараний жир;
  3. Конопляное масло;                     а) жидкий жир
  4. Льняное масло;                            б) твёрдый жир
  5. Свиной жир;
  6. Говяжий жир.

4. Пищевым продуктом, получаемым гидрированием жидких растительных масел, является:

А) майонез             Б) маргарин             В) йогурт         Г) сливочное масло


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жиры Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот

Слайд 2

Липиды – жироподобные вещества Липиды Жиры Фосфолипиды Эфиры Фосфорной кислоты

Слайд 3

По агрегатному состоянию: Жидкие – растительные масла Твёрдые – животные жиры

Слайд 4

Карбоновые кислоты: Насыщенные- стеариновая, пальмитиновая Ненасыщенные – линолевая, олеиновая

Слайд 5

Маргарин - Продукт гидрирования растительных масел

Слайд 6

Ответы теста 1 вариант № 1 – А-1,4 Б-2,3 № 2 – Б № 3 – 1 А I 2 Б II № 4 - В 2 вариант № 1 – А-2,3 Б -1,4 № 2 - В № 3 – А-1,3,4 Б-2,5,6 № 4 - Б

Слайд 7

Домашнее задание Параграф «Жиры» Сообщения о: 1. получение маргарина в промышленности; 2. истории открытия маргарина; получении мыла; получении стиральных моющих средств

Слайд 8

Рефлексия Что узнали нового? Что было известно? О чём хотели бы узнать поподробнее? Зачем вам нужны эти знания? Где пригодятся?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...