Урок обобщение по разделу "Углеводороды".
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Урок преследует следующие цели: проверка качества усвоения учебного материала; стимулировать познавательную активность учащихся , реализуя межпредметные свзи курсов хими, биологии, истории, экологии, логически рассуждать и высказывать мысли, умение работать в коллективе. Путешествие учащихся по станциям, например "Историческая" дети должны ответить на вопросы и перейти на другую станцию " Номенклатура" и т.д. В конце урока организую процесс рефлекции, учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие в страну углеводородов

Урок обобщения по разделу «Углеводороды». Форма урока - игра.

Цель: проверить качество усвоения учебного материала; стимулировать познавательную

активность учащихся, реализуя межпредметные связи курсов химии, биологии, истории,

экологии; развивать смекалку, эрудицию, умение работать с дополнительной литературой,

быстро и четко формулировать и высказывать мысли, логически рассуждать и применять

знания на практике; воспитывать чувство сопричастности к общему делу, умение работать в

коллективе.

Станция «Историческая»

  • назовите создателя теории строения органических веществ.
  • кто ввел в химию термины «изомерия», «органические вещества»?
  • назовите лауреата Нобелевской премии, создавшего теорию цепных реакций.

-        кто осуществил реакцию, которая позволяет увеличить углеродный скелет молекул
алканов?

  • кто назвал пяти- и шестичленные Циклоалканы нафтенами?
  • какой ученый установил, что в реакции гомологов этилена с галогеноводородами водород присоединяется к более гидрированному атому углерода при двойной связи?
  • имя какого ученого носит реакция между алканами и азотной кислотой?
  • кто предложил гипотезу гибридизации электронных облаков атома углерода в момент его возбуждения?

-        кто был победителем международного конкурса на получение синтетического
бутадиенового каучука?

  • кто первый получил из светильного газа бензол?
  • какой ученый предложил первую структурную формулу бензола в виде карбоциклического сопряженного шестиугольника?
  • кто использовал соли ртути, исследуя свойства ацетилена? Что он получил в результате этой реакции?

Станция «Номенклатурная»

  • как называется международная номенклатура химических соединений? Как сокращенно называют организацию, предложившую правила этой номенклатуры?
  • приведите общие формулы известных вам гомологических рядов углеводородов. Вещества каких гомологических рядов при одинаковом числе атомов в молекулах изомерны друг другу? Какие вещества называют гомологами?
  • назовите вещества, укажите, к каким гомологическим рядам они относятся: а)СбН5-СзН7;        б) С6Н6;        в) С4Н,0;        г) СН3 - СН = СН - СН3;     д)НС=С-СН3
  • назовите ближайшие гомологи гексина - 3.
  • назовите вещество по международной номенклатуре: СН3 - СН - СН2 - С = С - СН2- СН3

I СН3

-        какие вещества называют изомерами? какие виды изомерии характерны для пентена-2?
составьте формулы изомеров пентена-2, по одному для каждого вида изомерии. Назовите их
по международной номенклатуре.

Станция «Реакционная»

  • что называют химическими реакциями?
  • что происходит с веществами при химических реакциях с позиции атомно-молекулярного учения? С позиции учения о химической связи?

  • какие виды разрыва химической связи в веществах вы знаете?
  • какие химические реакции характерны для: а) алканов; б) алкенов; в) аренов?
  • каковы механизмы протекания этих реакций?
  • составьте схемы трех стадий развития реакции между метаном и хлором, протекающей по свободно-радикальному механизму.

-        составьте схемы стадий развития реакции между хлороводородом и этиленом,
протекающей по механизму электрофильного присоединения.

  • напишите уравнение реакции нуклеофильного замещения для хлорметана.
  • на примере пропена-1- объясните правило В.В. Марковникова.
  • какие вфы знаете реакции, общие для всех углеводородов?

-        назовите качественные реакции, подтверждающие наличие в молекулах углеводородов
кратной связи.

-        приведите пример качественной реакции на бензол.

-        в чем выражается взаимное влияние атомов в молекуле толуола? Какие реакции
подтверждают это влияние?

Станция «Экологическая»

На этой станции учащиеся знакомятся со свойствами и применением некоторых производных углеводородов, с экологическими проблемами, связанными с использованием природных источников углеводородов.

Углеводороды, в частности бензол, и их производные используют в качестве ядохимикатов для сельского хозяйства (пестицидов). Ядохимикаты применяют для защиты полей и лесов от вредителей, болезней, сорняков. Пестициды делят на следующие основные группы:

  1. инсектициды (защищают от вредных насекомых); Б) фунгициды (от болезнетворных грибков);
  2. зооциды (от теплокровных вредителей - грызунов); Г) гербициды (от сорной растительности).

Все это химические средства защиты растений. В производстве и использовании инсектицидов и других химических средств защиты растений существует много проблем: их не хватает, не везде они эффективно используются, их применение связано с нарушением экологического равновесия. По биологической цепи почва-растения-человек или почва-растение-животное-человек, а также через воду и воздух они могут попасть в организм человека.

С одной стороны, пестициды повышают урожайность сельскохозяйственных культур (до 30%), экономически они выгодны. С другой стороны, их применение ведет к появлению вредных насекомых, устойчивых к многократно увеличенным дозам ядохимикатов, отрицательно влияет на почву. Угнетая почвенную фауну и микроорганизмы. Отсюда возникла проблема создания инсектицидов нового поколения, которые уничтожают насекомых на стадии размножения, имеют небольшую продолжительность жизни и нетоксичны для теплокровных животных, птиц и человека.

К инсектицидам относится, например, гептахлордициклопентидиен (промышленное название - гептахлор):

Им обрабатывают семена сахарной свеклы и кукурузы. Для борьбы с филлоксерой винограда используется гексахлорбута-диен-1,3: СС12 = СС1 - СС1 = СС12. Фунгицид гексахлорбензол применяется для протравливания семян пшеницы - защиты от твердой головни:

Применяя бензол и его производные, следует помнить, что это вещества токсичные и канцерогенные. Например, вдыхание паров бензола вызывает шум в ушах, слюнотечение, ощущение металлического вкуса, головокружение, он сильно раздражает кожу, а при высоких концентрациях вызывает судороги. Бензол хорошо растворяет жиры, а жиры хорошо всасывает бензол. Попадая в клеточные структуры, он нарушает обменные процессы. При длительном контакте с бензолом происходит изменения в крови, в кроветворных органах. ПДК для бензола составляет 5 мг\м3.

На основании этих данных рассчитайте, сколько молекул бензола находится при такой

•з

концентрации в 1 см воздуха.

Природные источники углеводородов: каменный уголь, нефть, природный газ, - сгорая, выделяют углекислый газ, различные сернистые соединения, оксиды азота и т.д. Попав в атмосферу, оксиды серы и азота превращают живительную влагу дождей а мертвую кислую воду. От кислотных дождей снижается плодородие почв, уменьшается урожайность сельскохозяйственных культур, что может стать причиной голода. Кислотные дожди разрушают здания, памятники архитектуры, вызывают коррозию металлов.

При сжигании 1 м метана расходуется 2 м кислорода. Уменьшение содержания кислорода в атмосферном воздухе и одновременное увеличение количества углекислого газа приводит к возникновению парникового эффекта.

Автомобиль потребляет в 45 раз больше воздуха, чем человек. Содержание в отработанных газах Алканы вызывают заболевания нервной системы. При сжигании топлива образуется сажа, в которой содержится бензопирин - канцерогенное вещество, вызывающее образование злокачественных опухолей. Угарный газ вызывает отравление, образуя стойкое соединение с гемоглобином крови.

Метан может быть причиной взрывов в шахтах и жилых домах, на газопроводах и железных дорогах.

Станция «Практическая»

Предлагаю учащимся составить схемы, иллюстрирующие применение метана. Этилена, ацетилена, бензола, и объяснить, какие химические свойства легли в основу применения каждого вещества.

Станция «Экспериментальная»

Учащиеся выполняют лабораторные опыты.

Опыт 1. Качественное определение углерода и водорода в органических веществах.

В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и подожгите ее с помощью горящей лучинки. На стенках стакана появляются капельки воды. Сделайте вывод из наблюдений. Погасите свечу и выньте её из стакана. Влейте в стакан немного известковой воды и осторожно взболтайте. Сделайте вывод. Опыт 2.Получение ацетилена и его свойства.

В пробирку налейте 2 мл воды и бросьте в неё небольшой кусочек карбида кальция. Быстро закройте отверстие пробирки пробкой с газоотводной трубкой, выделяющийся газ пропустите в пробирки с бромной водой и раствором перманганата калия. Объясните наблюдения. Подожгите выделяющийся ацетилен. Какое пламя у горящего ацетилена? Почему? Опыт 3. Свойства нефти.

В стакан с водой влейте три капли нефти. Опустите в этот стакан крошку пробкового дерева. Соберите крошку ситечком. Запишите наблюдения.

Станция «Генетическая»

  • что означает слова «генезис»?
  • что называют генетическим рядом веществ?
  • генетические ряды каких веществ вы изучали в курсе неорганической химии?

-        составьте схему взаимных переходов между классами углеводородов.

Алканы

Алкены,алкины→        ↓      Циклопарафины

Арены

-дополните схему общими формулами гомологических рядов.

  • приведите уравнения реакций, иллюстрирующие взаимопревращения углеводородов, указание стрелками на схеме. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие превращения неорганических веществ в углеводороды и превращение углеводородов в неорганические вещества.
  • составьте цепочки превращений, подтверждающих возможность получения различных углеводородов, исходя из углерода и водорода, а также из карбоната кальция, карбидов кальция и алюминия, ацетата натрия. При каких условиях может быть осуществлена каждая из предлагаемых вами реакций?

-        сделайте выводы:

а)        многообразие органических веществ проявляется в форме существования гомологов и
изомеров;

б)        способность углеводородов к взаимным превращениям свидетельствует о единстве
разнообразных по строению органических соединений;

в)        возможность превращения неорганических веществ в органические и наоборот
свидетельствует о единстве материального мира.

Станция «Расчетная»

  1. Сколько молекул и сколько атомов содержится в 7,8 г бензола? Составьте алгоритм решения этой задачи.
  2. Природный газ объемом 5 м , содержащий 80% метана, 16% сероводорода, 2% азота и 2% водяного пара, сожгли. Какой объем воздуха был затрачен на сжигание этого газа? Составьте краткое условие задачи и алгоритм ее решения.
  3. При сжигании органического вещества массой 2,37 г образовалось 3,36 л углекислого газа (н.у.) 1,35 г воды и азот. Относительная плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,724. найдите молекулярную формулу вещества.
  4. Какой объем кислорода и воздуха (н.у.) необходимо затратить для сжигания 40 м пропана? Какое следствие из закона Авогадро необходимо применить при решении задачи? Составьте алгоритм решения.
  5. Вычислите выход бензола в процентах от теоретически возможного, если известно, что из 11,2 л ацетилена (н.у.) было получено 10 г бензола. Напишите краткое условие и составьте алгоритм решения.
  6. Смесь, состоящую из 5 л этилена и 3 л водорода, пропустили над никелевым катализатором. Какой объем этана при этом образовалось?
  7. Дихлорэтан используют в сельском хозяйстве для обеззараживания зернохранилищ. Рассчитайте массы этилена и хлора, которые потребуются для получения 80 кг дихлорэтана, если выход его составляет 80% от теоретически возможного. Составьте алгоритм решения.

Станция «Информационная»

Заслушиваем короткие тематические сообщения учащихся (за страницами учебника).

Станция «Узловая»

Подвожу итоги урока, организую процесс рефлекции, учащиеся оценивают свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)

Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное".  Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....

Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""

Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.

Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению

Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...