исследования на уроках химии
статья по химии на тему

выступление на педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_himii.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на уроках химии

В преподавании любого предмета, в частности и химии основная задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся процессом познания, научить их ставить вопросы и находить на них ответы, объяснять результаты и делать выводы. Как этого добиться? Для начала решила провести небольшой так сказать социологический опрос учащихся 8 – 11 классов. Анкета состояла всего из трёх вопросов: 1 нравится ли Вам предмет?; 2 в чём испытываете затруднения?; 3 что вызывает интерес? По  результатам анкеты всех учащихся можно разделить на три группы: предмет не нравится; предмет нравится; предмет нравится, но испытывают затруднения. А вот  на вопрос «что вызывает интерес?» почти все ребята ответили химичить. И как не вспомнить слова Конфуция «Я слышу и – забываю, я вижу и – запоминаю, я делаю и - понимаю».

Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями:

- истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;

- учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;

- учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.

        Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Демонстрационные опыты обычно провожу при изучении новой темы с целью заинтересовать учащихся, привлечь их внимание, настроить на работу. Самый, казалось бы, простой опыт вызывает положительные эмоции у ребят и включает их в работу. Например, изучая физические свойства металлов в восьмом классе, демонстрирую металлический звон при помощи золотого кольца и женского волоса. При демонстрации теплопроводности металлов, так же в восьмом классе, использую обычные чайные ложки из разных металлов (алюминий, серебро, железо) и горячую воду. Приглашаю помощников из учащихся класса, которые одновременно заливают ложки в стаканах горячей водой и определяют какая ложка  быстрее нагревается, то есть какой металл более теплопроводен. Всё просто, но это позволяет сделать урок ярким, эмоциональным, включает в работу весь класс. На основе этих простых экспериментов ребята самостоятельно делают вывод о применении металлов.

При изучении «Гидролиза» (11 класс) в начале урока прошу ребят ответить на вопрос: «Какое определение Вы дали бы этому процессу?» В работу включается почти весь класс, и предлагают свое определение. Гидро – это вода, лизис – растворять, следовательно, растворение соли в воде, а при растворении новых веществ не образуется. После этого  предлагаю их теоретические выводы подтвердить на практике, провожу демонстрационный опыт: 4 стакана с водой, 1 оставляю как эталон для сравнения, а в остальные добавляю соли – хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид алюминия (растворы всех солей бесцветны). Затем в каждый стакан добавляю индикатор метилоранж. Каково же удивление ребят, когда они видят изменение окраски индикатора, которая говорит о том, что произошел химический процесс. Прошу ребят еще раз дать определение этому процессу. И теперь они отвечают, что это взаимодействие соли с водой.

 Как добиться того, чтобы учащиеся захотели написать уравнение химической реакции? На помощь опять приходит демонстрационный эксперимент. Тема «Щелочные металлы» девятый класс.  Вызвать к доске ученика и попросить его написать реакцию взаимодействия натрия с водой конечно можно, но это сухо и не интересно. Но если вначале показать, как реагирует натрий с водой, учащиеся увидят выделение  газа, но не известно какого. А затем содержимое кристаллизатора  подкрасить индикатором и после этого попросить учащихся свои предположения о продуктах реакции выразить  уравнением  реакции, то результат будет достигнут. Ребята будут писать реакцию.

Следующий вид исследовательской деятельности – это лабораторная работа. Лабораторные работы провожу при изучении новой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Исследование целесообразности использования учебных схем на уроках химии"

в своей педагогической деятельности необходимо решить следующие учебные задачи:организовывать и проводить учебный процесс так, чтобы студенты всегда испытывали необходимость в преодолении посильных тр...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...

Презентация к уроку химии по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов», 9 класс

Презентация может быть использована на уроке химии при изучении темы «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов&raq...

Методы естественнонаучного исследования в изучении химии как способ развития компетенций функциональной грамотности.

Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать варгументированном обсуждении проблем, относящихся к естественнымнаукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:➢ научно ...