Конспект к уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс
учебно-методическое пособие по химии (8 класс) на тему

Шеремет Екатерина Анатольевна

Конспект к уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс.

(Конспект к презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии в 8-м классе на тему: «Горение. Медленное окисление»

Учитель: Шеремет Екатерина Анатольевна

Форма проведения урока: исследование с элементами межпредметной интеграции.

Методическая цель урока: формирование познавательного интереса учащихся к предмету.

Главная проблема урока: формирование системных знаний о процессе горения, медленного окисления.

Задачи урока:

Обучающая

  1. сформировать знания о строении и составе пламени;
  2. актуализировать опорные знания о процессе горения с учётом материала, усвоенного на уроках других учебных дисциплин; о процессе медленного окисления, исходя из жизненного опыта.

Воспитывающая

  1. создать условия положительного отношения к знаниям, к процессу учения.

Развивающая

  1. способствовать формированию диалогического взаимодействия;
  2. развить эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям с помощью средств компьютерной техники;
  3. развивать эмоциональную сферу учащихся;
  4. развить познавательную активность, творческие способности; умение наблюдать окружающий мир, анализировать условия его развития, используя знания из других учебных дисциплин (история, литература, география);
  5. развивать умения находить связь химии с жизнью.

Основные принципы:

  • научность; доступность;
  • учёт психофизических особенностей школьников этого возраста;
  • оптимальность материала;
  • связь с жизнью;
  • наличие теоретических и занимательных элементов.        

Формы работы:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Методы:

  • словесные: беседа, монолог, диалог;
  • наглядные: презентация;
  • проблемно-поисковые: привлечение знаний из других наук.

Логика построения урока:

Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление → проверка усвоения → закрепление → анализ, самоанализ.

Оборудование:

  1. презентация «Магия огня»;
  2. экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
  3. материалы к уроку (музыкальные записи, подборка стихотворений, раздаточный материал).

Приборы и реактивы для эксперимента:

свеча парафиновая, спички, предметное стекло, тигельные щипцы, два стакана разного объёма, пробирки, пробиркодержатели.

Оформление кабинета:

  1. на столах учащихся: раздаточный материал, приборы и оборудование;
  2. экран, ноутбук, мультимедийный проектор.

Этапы урока:

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I Организационный момент.
Вступительное слово учителя

1-2 мин

знакомит с планом его проведения, акцентирует внимание на содержании учебного материала, познавательных умениях и приёмах умственной деятельности, используемых на уроке; о системе оценивания.

Внимательно знакомятся с планом урока, осознают и принимают учебную задачу.

Подписывают рабочие листы.

II Актуализация знаний:  чтение отрывков из стихотворений (смысловое чтение)

4 мин

Читает один из отрывков стихотворения С.Есенина. Предлагает ребятам прочитать стихи.

Предлагает определить тему урока на основе прочитанных отрывков.

Предлагает ознакомиться с эпиграфом к уроку «Изучение природы огня и без химии предпринимать отнюдь невозможно» (М.В.Ломоносов)

Предлагает обратить внимание на красоту и торжественность огненной стихии.

Внимательно слушают, некоторые учащиеся читают отрывки из стихотворений А.Пушкина, С.Есенина, все анализируют стихотворения, определяют понятие, объединяющее их (данное понятие - тема урока).

Презентация, слайд № 1

Презентация, слайд № 2

Слайд №№3-6

III Объяснение нового материала

2-3 мин

Предлагает заслушать отрывок из поэмы Эсхила «Прикованный Прометей», своё мнение отразить в ответе на вопрос из карты анализа стихотворений.
Предлагает учащимся  подумать, какие ассоциации возникают  в связи с этим понятием.

Анализируют отрывок из поэмы, знакомятся с материалом презентации, делают записи в карте анализа стихотворений.

Презентация, слайд № 7

IV Исследование строения пламени свечи (практическая работа)

12 мин

Фон – песня А. Макаревича «Пока горит свеча».

Напоминает правила техники безопасности, акцентирует внимание на этапах исследования, оформлении результатов, выводах  Проводит обсуждение результатов.

(Карта анализа стихотворений, вопрос №3*, связанный с анализом слов песни – творческое домашнее задание).  

Знакомятся с этапами практической работы.
Выполняют практическую работу, оформляют результаты, делают выводы об условиях возникновения горения, о строении пламени.

Презентация, слайд №8, песня А. Макаревича «Пока горит свеча»

V Объяснение нового материала:

А) процесс горения

Б) медленное окисление

5 мин

Объяснение процесса горения.

Условий, необходимых для процесса горения.

Взрыв.

Проблемный вопрос.

Внимательно слушают, осознают и принимают информацию.

Обсуждают варианты ответов, смотрят видеоопыт, картинки и делают предположение.

Презентация, слайд №  9

Слайд №10

Слайд №11,12  

VI Сравнение процессов горения и медленного окисления.

3 мин

Предлагает учащимся самим  привести примеры процессов горения и окисления из жизни и, используя полученную на уроке информацию, сравнить два процесса, учащиеся фиксируют ответы в бланке ответов.

Проверяем ответы.

Приводят примеры. Делают записи в бланке.

Материалы к уроку, презентация слайд №13

Слайд №14

VII Подведение итогов урока. Рефлексия.

1-2 мин

Подводит итоги урока, оценивание.

Предлагает внимательно ознакомиться с представленным слайдом, вспомнить все и вычеркнуть лишние понятия, картинки, те, которые не имеют отношения к сегодняшнему уроку (раздат.материал).

дают оценку своей работы на бланках.

Вычеркивают «лишние» понятия и объясняют свои действия.

Слайд №15


Сценарий урока.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Меня зовут Екатерина Анатольевна. И мы сегодня продолжим с вами путешествие в удивительный мир веществ.

Обратите внимание, у вас на партах есть индивидуальные комплекты материалов, в которых мы сегодня будем работать. В ходе урока у вас будет возможность заработать определенное количество бонусов, на обратной стороне рабочего листа мы будем ставить специальные печати и в конце урока, учащиеся, набравшие максимальное число бонусов, а именно 5, имеют возможность получить «5» и т.д.

Итак, готовы? Начинаем наше сегодняшнее путешествие.

Он повсюду и везде:
В земле, в воздухе, в воде.
Он и в утренней росе,
И в небес голубизне.

О каком веществе говорится в этом четверостишии? – о кислороде.

Молодцы! Сейчас мы попробуем с вами в ходе беседы, определить тему сегодняшнего урока. И я попрошу кого-то из вас помочь мне – надо прочитать стихотворение с соблюдением знаков препинания и пауз. Причем, обратите внимание, у вас в рабочих листах есть карта анализа стихотворений, в ходе нашей беседы, мы будем постепенно заполнять ее – вписывать ответы на вопросы, выражать свое мнение. Итак, я начну…

С. Есенин

Я зажёг свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

И рассыпалась мгла
В беспредельную даль,
С отягчённой груди
Отгоняя печаль.

Безнадёжная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

И я весело так
На костёр свой смотрел,
Вспоминаючи грусть,
Тихо песню запел…

Ученик 1:

Огонь — надежда в холода.
Как верный друг спешит на помощь:
Костёр зажжешь иль печь затопишь -
И не замерзнешь никогда.

Ученик 2:

Огонь поможет нам в ночи.
Вот факел — с ним светло и ночью.
Огня боятся стаи волчьи.
Наш друг ночной — огонь свечи.

Ученик 3:

А. Пушкин
Отрывок из «Евгения Онегина»

Огонь потух; едва золою
Подернут уголь золотой;
Едва заметною струёю
Виется пар, и теплотой
Камин чуть дышит…

Ученик 4:

С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым -
Учись быть вежливым с огнём.

Вам понравились стихотворения?

Теперь попробуем определить тему урока на основе прочитанных стихотворений.

Напишите, пожалуйста, какой процесс объединяет все эти отрывки из стихотворений в бланк. Что у вас получилось? – (ответы учащихся)

Совершенно, верно.  Тем,  кто правильно ответил – печать.

Итак, первая часть темы сегодняшнего урока определена - «Горение». И эпиграфом к уроку я выбрала слова замечательного ученого, проявившего свой талант и в гуманитарных, и в естественных науках М.В.Ломоносова ««Изучение природы огня и без химии предпринимать отнюдь невозможно».

 Посмотрите, пожалуйста, как красива и торжественна огненная стихия. Следует отметить, что об огне сложено также много сказок и легенд и, конечно, одну из них вы знаете – о Прометее.

На основе прочитанных стихотворений и представленной вашему вниманию легенды о Прометее, ответьте, пожалуйста, на второй вопрос карты анализа стихотворений. (слушаем ответы учеников)

Какие ассоциации возникают в связи с  понятием «огонь»? – (ответы учащихся).

Вы поработали филологически, а теперь постараемся добыть знания экспериментальным путем. Для начала давайте вспомним ТБ:

Правила техники безопасности, которые нужно соблюдать при проведении этой работы

  1. Строго выполняйте указанные учителем меры предосторожности, иначе может произойти несчастный случай
  2. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  3. Производите опыты только над столом
  4. Не загромождайте свое рабочее место предметами, которые не потребуются для выполнения опыта. Во время работы на столе должны находиться только: необходимое оборудование, тетрадь для лабораторных и практических работ, письменные принадлежности. Работайте спокойно, без суетливости, не мешая соседям.
  5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  6. В случае ожога немедленно обращайтесь к учителю.
  7. Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторными принадлежностями

Итак, инструкция к работе в рабочих листах.  (Фон Песня Макаревича «Свеча горела…»)

Схема работы следующая:

  1. Читаем опыт №1. (кто-то из учащихся зачитывает)
  2. Теперь напишите, пожалуйста, свои предположения о том, что мы должны увидеть с вами и что это докажет (то есть сформулируйте гипотезу) и запишите ее в соответствующую графу таблицы «Гипотеза».
  3. Проведем эксперимент.
  4. Оформите вывод.
  5. Вопрос: Подтвердилась ли ваша гипотеза в ходе проведенного эксперимента? – ответы.

У кого подтвердилась – печать.

(По такой же схеме проводим еще два опыта).

Итак, какие мы можем сделать с вами выводы об условиях необходимых для возникновения горения и о самом процессе горения? – слушаем ответы учащихся.

Вы можете назвать процесс горения, протекающий с очень большой скоростью? – взрыв.

Правильно.

Мы выяснили с вами, что горение – процесс окисления, а все ли эти процессы протекают в природе с выделением тепла и света.

Внимание на следующий слайд. Вопрос: чем отличаются процессы окисления железа в атмосфере кислорода и на воздухе? Какие у вас предположения? – ответы учащихся.

Давайте посмотрим (демонстрация видео; картинки).

Итак, мы видим, что на воздухе все происходит значительно медленнее → вторая часть темы нашего урока «Медленное окисление».

Приведите еще примеры медленного окисления (прелые листья на слайде).

А теперь, на основании полученной информации, сравните, пожалуйста, эти два процесса «Горение» и «Медленное окисление» по признакам, представленным в таблице у вас в рабочих листах. Через пару минут проверим.

Попробуйте сформулировать вывод. (на слайде после попыток ребят)

Проверяем. Тем, кто сделал правильно – печать.

Итак, наше сегодняшнее путешествие подходит к концу. Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали. Предлагаю вашему вниманию слайд, у вас такая же картинка есть в индивидуальном комплекте. Задача: вычеркнуть понятия, не имеющие к сегодняшнему уроку никакого отношения. Через минутку проверим.

Готовы? Нажимаю на кнопку и лишние картинки и понятия со слайда исчезают.

Слушаем объяснения некоторых учащихся.

И последнее, что нам осталось – посчитать бонусы

И поставить себе оценки.

В качестве творческого домашнего задания предлагаю написать уравнения реакций горения веществ, написанных в конце таблички к лабораторной работе и ответить на вопрос 3* по прослушанной песне А.Макаревича в карте анализа стихотворений.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов к урокам музыки для 1 класса (4 конспекта)

Конспекты к урокам музыки в 1 классе: "Край, в котором ты живешь", "Музыка утра", "Музыка вечера", "Музыкальные портреты. Баба-Яга"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 2 класса (3 конспекта)

Конспекты к урокам музыки во 2 классе: "Музыка в народном стиле", "Проводы зимы. Встреча весны", "Сказка будет впереди"...

Цикл конспектов к урокам музыки для 6 класса (10 конспектов)

Конспекты уроков музыки в 6 классе: "Авторская песня", "Булат Окуджава", "Вечные темы искусства и жизни. Холокост в музыке", "В начале был ритм", "Высокая месса И.С. Баха", "Диалог метра и ратма", "Жа...

Цикл конспектов к урокам музыки для 7 класса (7 конспектов)

Конспекты к урокам музыки в 7 классе: "Балет Кармен-сюита", "Балет Ярославна", "В музыкальном театре. Дж. Гершвин", "Опера Иван Сусанин", "Опера Кармен", "Опера Князь Игорь", "Опера Порги и Бесс"...

Презентация к конкурсному уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс

Презентация к конкурсному уроку "Кислород. Горение. Медленное окисление" 8 класс.(Уважаемые коллеги! Презентация не поместилась на сайте, пришлось перевести в другой формат)...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...