Разработка урока для 11 класс "Волокно"
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

Соловьёва Татьяна Петровна

В ходе проведения урока ознакомимся с текстильными волокнами разного происхождения. Так же в ходе урока изучим и систематизируем учебный материал, осмыслим связи и отношения в объектах изучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_volokno.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

разработка урока

 «Текстильные волокна»

11 класс

Автор: Соловьева Т. П.

учитель химии ГБОУ СШ с. Хворостянка

с. Хворостянка, 2011 год

  1. Урок по теме «Полимеры»

Тема урока: Текстильные волокна.

Предмет:  Химия      

Класс: 11.

Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа с. Хворостянка.

Село: Хворостянка, Самарская область.

Методическая информация

Методологическая база:  

1) программа: курса химия для 8-11 классов. Общеобразовательных учреждений, Дрофа, Москва 2010 г

2) УМК:

  • Габриелян О. С., Лысова Г. Г. химия 11 класс. Учебник для учащихся (профильный уровень). Москва, Дрофа 2006 г.

3) интернет — источники:

Цель урока: знакомство учащихся с текстильными волокнами разного происхождения.

Образовательная цель: изучение и систематизация учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения, формирование образовательной компетентности.

Развивающая цель: развитие умений анализировать, обобщать изучаемые факты, выделять и сравнивать существенные признаки, характерные для каждого вида текстильных волокон.

Воспитательная цель: воспитание настойчивости в достижении цели и заинтересованности в конечном результате труда.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с видами текстильных волокон и их свойствами;
  • систематизировать свойства натуральных и химических волокон;
  • способствовать активизации познавательной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят  ученики в ходе урока:

  • знание определений волокон различного происхождения, их свойств и признаков;
  • умение определять виды текстильного волокна;

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, дистанционная мышь для управления презентацией.

 Дополнительные материалы: презентация по теме «Текстильные волокна», индивидуальный раздаточный материал для учащихся: коллекция волокно, химическая посуда и реактивы для учащихся и учителя, карточки-инструкции (см. приложение 1).

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин.

  1. Организационный момент (Слайд 1-2).

1

  1. Актуализация опорных знаний:
  • повторение свойств логарифмов (Слайд 3);
  • игра «Логарифмический дартс» (Слайд 4-5);
  • проверка домашнего задания (Слайд 6).

13,5

5

6

2,5

  1. Проверка глубины и прочности полученных знаний:
  • обобщение методов решения логарифмических уравнений (Слайд 7).

5

  1. Закрепление знаний, умений и навыков:
  • практическая работа со взаимопроверкой (Слайд 8-9);
  • выделение этапов решения логарифмических уравнений (Слайд 10).

8

7

1

  1. Контроль и коррекция знаний:
  • самостоятельная работа (Слайд 11);
  • самопроверка ответов по эталону (Слайд 12).

10,5

10

0,5

  1. Инструктаж домашнего задания:
  • многоуровневая система задач (профильный уровень) по теме «Логарифмические уравнения» (Слайд 13);
  • творческое задание (Слайд 14).

1

0,5

0,5

  1. Подведение итогов урока (Слайд 15).  

1

Продолжительность урока: 40 мин.

Ход и содержание урока и содержание:

  1. Оргмомент (см. презентацию « Волокна»)
  • Приветствие учеников,  определение темы урока  (Слайд 1)
  • Постановка цели и сообщение этапов урока (Слайд 2)
  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Повторение основных химических  терминов по пройденной теме «Полимеры»

 Фронтальный опрос учащихся.

  1. Дать определение понятия « полимер»,  «структурное звено», « мономер», «степень полимеризации», «средняя относительная молекулярная масса», «макромолекула»?
  2. Какие вы знаете полимеры?
  3. Перечислите характерные свойства полимеров: (способность к  деформации, плавление, растворение и т. д.)

Химический диктант по определениям

Определите соответствие между термином и определением.(Слайд)

Химический термин.

 а) «полимер»              

б)  реакция полимеризации»

в) «степень  полимеризации»

г)  «мономер»

д)  «макромолекула»

Определение.

1.Число элементарных звеньев, повторяющихся в макромолекуле

2.Высокомолекулярное соединение , состоящие  из множества одинаковых  повторяющихся структурных звеньев

3.Исходное вещество, вступающее в реакцию полимеризации

4.Молекула полимера 5.Последовательное соединение одинаковых молекул в более крупные.

По истечении отведённого на подготовку времени задание проверяется с помощью интерактивной доски ( ответ:25134)

  1. Изучение нового материала (слайд)

Волокна растительного происхождения (картинки растений, хлопок лён, канопля, джут)

Перед вами растения которые дают натуральное волокно. Назовите растения.

   Примечание:

  1. Волокна, формирующиеся на поверхности семян (хлопок)
  2. Волокна  стеблей растений- лубяные (лён, пенька)
  3. Волокна оболочек плодов (копра орехов кокосовой пальмы).

Физические свойства.

Хлопковое волокно, обладает хорошими механическими свойствами, износоустойчивостью, термостабильностью, умеренной гигроскопичностью. (Работа с коллекциями волокна.)

Лён применяется для  изготовления бельевых, платьевых, декоративных тканей. Лубяные волокна - в производстве тарных тканей, канатов, верёвок.

(слайд) волокна животного происхождения (картинки животных) верблюд, овца, ангорская коза, лама.

Перед вами  животные  которые дают натуральное волокно- шерсть. Назовите животных.

Физические свойства.

Шерсть характеризуется невысокой прочностью, высокой эластичностью. Применяется для изготовления тканей бытового текстильного назначения, трикотажа, валяльно- войлочных изделий.

Волокна шёлк - это коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить. Впервые шёлк бал изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой  ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь по которым везли ткани назвали Великий шёлковый путь.  Из волокон получают очень легкие, красивые и прочные ткани.

( слайд) картинки из шёлка и шерсти

Волокна химического происхождения (картинки вискозных и ацетатных изделий)

Нам приходится постоянно соприкасаться  с разными волокнами. Знать их свойства и даже уметь распознавать некоторые из них важно каждому.

Выполнение лабораторной работы.

Цель работы: Обобщить знания о волокнах, проверить в химических  опытах наиболее  характерные свойства волокон и научиться их распознавать, пользуясь табличными данными.

Лабораторная работа  ( выполняется в парах)

Задание 1. Выданы образцы тканей из  естественных волокон. Определите по внешнему  виду волокон  образцы ткани. (слайд)

вариант 1- а) шерстяная, б) льняная.

Вариант 2.- а) хлопчатобумажная ,б) шёлковая.

Задание 2. Определите  по характеру горения нити, какая ткань была выдана для исследования: (Слайд)

Вариант 1.  - а) шерстяная, б) льняная.

 Вариант -- а) хлопчатобумажная, б ) шёлковая.

Задание 3.Пользуясь таблицей , определите  каждый образец ткани: (слайд)

вариант 1.- а) капрон,б) хлопок.

вариант 2.-а)лавсан, б) натуральная шерсть.

Отчёт  о проделанной работе оформите в произвольной форме.

IV. Контроль и коррекция знаний

Подумайте и ответьте.

  1. В чём преимущества и недостатки натуральной шерсти по сравнению с синтетической.?
  2. С каких тканей можно вывести масляное пятно ацетоном или бензином, а с каких- нельзя? Почему?
  3. Что такое эластичность и пластичность? Приведите. Примеры веществ ,проявляющих эти свойства.

Инструктаж домашнего задания

В качестве основного домашнего задания учащимся задаётся параграф №

  • Творческое задание (Слайд

     Всем желающим учитель предлагает подготовить  презентации на одну из перечисленных тем:

1. Технология изготовления синтетического волокна.

2. Волокно животного происхождения

3. Волокно минерального происхождения.

4. Синтетические  волокна.

5. Волокна растительного происхождения

Подведение итогов:

Методика проведения урока

Ход урока

УУД

  1. Оргмомент (см. презентацию « Волокна»)
  • Приветствие учеников,  определение темы урока  (Слайд 1)
  • Постановка цели и сообщение этапов урока (Слайд 2)
  1. Актуализация опорных знаний учащихся

Повторение основных химических  терминов по пройденной теме «Полимеры» (Слайд 3).

Фронтальный опрос учащихся.

  1. Дать определение понятия « полимер»,  «структурное звено», « мономер», « степень полимеризации», « средняя относительная молекулярная масса» , «макромолекула».
  2. Какие вы знаете полимеры.
  3. Перечислите характерные свойства полимеров. (способность к  деформации, плавление, растворение и т. д.)

Химический диктант по определениям

Определите соответствие между термином и определением.

Химический термин.

 а) « полимер»              

б) « реакция полимеризации»

в) «степень  полимеризации»

г) « мономер»

д) « макромолекула»

Определение.

  1. Число элементарных звеньев , повторяющихся в макромолекуле.
  2. Высокомолекулярное соединение , состоящие  из множества одинаковых  повторяющихся структурных звеньев.
  3. Исходное вещество, вступающее в реакцию полимеризации.
  4. Молекула полимера.
  5. Последовательное соединение одинаковых молекул в более крупные .

По истечении отведённого на подготовку времени задание проверяется с помощью интерактивной доски ( ответ:25134)

Изучение нового материала(слайд)

Классификация текстильных волокон

натуральные                                                                  

1 растительного происхождения( Хлопок, лён, конопля.)

2.  животного происхождения( шерсть, шёлк.)

   химические

  1. Синтетические (капрон, лавсан, нитрон)
  2.  Искусственные ( вискозное, ацетатное)

( слайд )

 Перед вами растения которые дают натуральное волокно. Назовите растения.

Примечание:1.Волокна, формирующиеся на поверхности семян( хлопок)

  1. Волокна  стеблей растений- лубяные ( лён, пенька)
  2. Волокна оболочек плодов ( копра орехов кокосовой пальмы).

Физические свойства .

Хлопковое волокно, обладает хорошими механическими свойствами, износоустойчивостью, термостабильностью, умеренной гигроскопичностью.( ДЕМОСТРАЦИЯ Работа с коллекциями волокна.)

Лён применяется для  изготовления бельевых, платьевых, декоративных тканей. Лубяные волокна- в производстве тарных тканей, канатов, верёвок.

( слайд)

Перед вами  животные  которые дают натуральное волокно- шерсть. Назовите животных.

Шерсть характеризуется невысокой прочностью, высокой эластичностью. Применяется для изготовления тканей бытового текстильного назначения, трикотажа, валяльно- войлочных изделий.

Волокна шёлк- это коконы тутового шелкопряда, размотанные в тончайшую нить. Впервые шёлк бал изготовлен в Древнем Китае. За разглашение тайны изготовления шёлковой  ткани приговаривали к смерти. Шёлковые ткани вывозили в страны Средиземноморья. Путь по которым везли ткани назвали Великий шёлковый путь.  Из волокон получают очень легкие, красивые и прочные ткани.

( слайд)

Нам приходится постоянно соприкасаться  с разными волокнами. Знать их свойства и даже уметь распознавать некоторые из них важно каждому.

Выполнение лабораторной работы.

Цель работы: Обобщить знания о волокнах, проверить в химических  опытах наиболее  характерные свойства волокон и научиться их распознавать, пользуясь табличными данными.Лабораторная работа  ( выполняется в парах) (Слайд 8)

Задание 1. Выданы образцы тканей из  естественных волокон. Определите по внешнему  виду волокон  образцы ткани.

вариант 1- а) шерстяная, б) льняная.

Вариант 2.- а) хлопчатобумажная ,б) шёлковая.

Задание 2. Определите  по характеру горения нити, какая ткань была выдана для исследования:

Вариант 1.  - а) шерстяная, б) льняная.

 Вариант -- а) хлопчатобумажная, б ) шёлковая.

Задание 3.Пользуясь таблицей , определите  каждый образец ткани:

вариант 1.- а) капрон,б) хлопок.

вариант 2.-а)лавсан, б) натуральная шерсть.

Отчёт  о проделанной работе оформите в произвольной форме.

. Карточка –инструкция к заданию 1.

  1. Шерстяные нити- ворсистые, тёплые на ощупь, упругие. Если их сжать в кулаке, а затем отпустить, они легко расправляются, на ткани не остаётся складок.
  2. Хлопчатобумажные ткани- мягкие, рыхлые, пушистые на ощупь.
  3. Льняные волокна –более гладкие ( лощеные), плотные. Ткань из них меньше загрязняется и легче отстирывается.
  4. Натуральный шёлк- лёгкий на ощупь, хрустит. Искусственный шёлк- грубее и не хрустит.
  5. Полушерстяные ткани хлопчатобумажных волокон инее блестит.- на срезе имеют разную окраску, более тонкие нити- это шерсть, остальные, как правило, хлопок.
  6. Полушелковые ткани имеют шёлковый блеск с лицевой стороны; изнанка состоит из

Карточка –инструкция к заданию 2..

  1.  Хлопок. Быстро сгорает; запах жженой бумаги. После горения остаётся серый пепел.

2 Шерсть Горит медленно; запах жженых перьев. Образуется хрупкий чёрный шарик, растирающийся в порошок.

3.Лавсан. Плавится, затем горит коптящим пламенем; образуется тёмный твёрдый блестящий шарик.

4.Карон. Плавится, образуя твёрдый блестящий шарик тёмного цвета. При горении распространяется неприятный запах.

5. Ацетатное волокно. Быстро сгорает; образуется нехрупкий спекшийся тёмно-бурый шарик. Вне пламени горения ткани  постепенно прекращается.

V. Контроль и коррекция знаний

Подумайте и ответьте.

  1. В чём преимущества и недостатки натуральной шерсти по сравнению с синтетической.?
  2. С каких тканей можно вывести масляное пятно ацетоном или бензином, а с каких- нельзя? Почему?
  3. Что такое эластичность и пластичность? Приведите. Примеры веществ ,проявляющих эти свойства.

Инструктаж домашнего задания

В качестве основного домашнего задания учащимся задаётся параграф №

  • Творческое задание (Слайд 14)

     Всем желающим учитель предлагает подготовить  презентации на одну из перечисленных тем:

1.Технологиия изготовления синтетического волокна.

2.ВОЛОКНО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

3. Волокно минерального происхождения.

4.Синтетические  волокна.

5.Волокна растительного происхождения

Подведение итогов

Смыслообразование

Целеполагание

Структурирование знаний;

поиск и выделение необходимой информации;

подведение под понятия;

знаково-символические действия;

синтез как составление целого из частей;

элементы волевой саморегуляции.

Оценка (осознание качества и уровня усвоения); планирование (определение последовательности действий); анализ с целью выделения существенных признаков; подведение под понятия;

умение обосновывать собственное мнение и учитывать мнение напарника, договариваться и находить общее решение;

элементы волевой саморегуляции;

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция.

Поиск и выделение необходимой информации;

подведение под понятия; выдвижение гипотез и их обоснование; знаково-символическая деятельность; преобразование модели; выбор оснований и критериев для сравнения; типологизация объектов.

Структурирование знаний.

Анализ с целью выделения существенных признаков; построение логической цепи рассуждений;

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

синтез как составление целого из частей;

элементы волевой саморегуляции.

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; анализ объектов с целью выделения существенных

признаков; рефлексия способов и условий действий; построение логической цепи рассуждений; выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и аргументировать действия в соответствии с условием поставленной задачи; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в  совместном обсуждении проблемы; выдвигать гипотезы и их обосновывать;

элементы волевой саморегуляции.

Контроль, оценка действий партнера, коррекция.

Рефлексия способов и условий действий; структурирование знаний; построение логической цепи рассуждений;

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

синтез как составление целого из частей.

Анализ объектов с целью выделения существенных

признаков;

рефлексия способов и условий действий; выдвижение гипотез и их обоснование; выбор эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; преобразование модели; знаково-символические действия; подведение под понятия;

умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

типологизация объектов.

Контроль и оценка результатов деятельности, внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения с эталоном.

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать.  

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, поиск и выделение необходимой информации с применением компьютерных средств.

Анализ деятельности; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осмысление полученных знаний;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной форме.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...