материалы к урокам химии 11 класс
учебно-методический материал по химии (11 класс) на тему

презентации и конспекты уроков 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение в общую химию

Слайд 2

Важнейшие химические понятия и законы 1 .Понятие «химический элемент» 2.Понятие «изотопы» 3.Важнейшие законы

Слайд 3

1 .Определение «химический элемент»» Определенный вид атомов (курс 8 класса) Вид атомов (химически не связанных друг с другом) с одинаковым зарядом ядра (в свете периодического закона)

Слайд 4

Задание - заполните таблицу Вид атомов Число протонов Число нейтро нов Число электро нов Заряд ядра 80 35 В r 65 30 Zn 64 29 Cu 119 50 Sn

Слайд 5

2. Определение «изотопы» Изотоп в переводе с греческого означает: изо – «один», топос – «место», т.е. «занимающий одно место» (одну клетку в периодической системе химических элементов) Разновидности одного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разные массовые числа

Слайд 6

Задание – в каком ряду расположены только изотопы: а) 16 О, 32 S , 12 C б) 24 Mg , 12 C , 39 K в) 17 O , 18 O , 15 O

Слайд 7

Проверь себя: а) 16 О, 32 S , 12 C б) 24 Mg , 12 C , 39 K в) 17 O , 18 O , 15 O

Слайд 8

Задание – заполните таблицу: Изотоп Заряд ядра Число протонов Число нейтро нов Массовое число 35 17 С l 37 17 Cl

Слайд 9

Задание – определите элемент по указанному в таблице числу протонов, нейтронов, электронов: Число протонов Число нейтронов Число электронов Элемент 15 16 8 3

Слайд 10

3.Важнейшие законы: А) Б) В) Г)



Предварительный просмотр:

Цели.

  • Развить представления о валентности как основном свойстве атома, выявить закономерности изменения радиусов атомов химических элементов в периодах и группах периодической системы.
  • Используя интегрированный подход, развивать у учащихся умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, предсказывать практический результат на основании теоретических рассуждений.
  • Создавая ситуации успеха, преодолевать психологическую инерцию учащихся.
  • Развивать образное мышление, способности к рефлексии.

Оборудование: Таблица “ Валентность и электронные конфигурации элементов”, мультимедиа.

Эпиграф. Логика, если она отражается в истине и здравом смысле, всегда ведёт к цели, к правильному результату.

Урок комбинированный, с элементами интеграции. Используемые методы обучения: объяснительно-иллюстрированый, эвристический и проблемный.

Ход урока

Презентация

I этап. Ориентировочно-мотивационный

Урок начинается с “настройки” (звучит музыка – симфония №3 Й. Брамса).

Учитель: Слово “валентность” (от лат. valentia) возникло в середине XIX в., в период завершения второго химико-аналитического этапа развития химии. К тому времени было открыто более 60 элементов.

Истоки понятия “валентность” содержатся в работах разных ученых. Дж. Дальтон установил, что вещества состоят из атомов, соединенных в определенных пропорциях Э. Франкланд, собственно, и ввел понятие валентности как соединительной силы. Ф.А. Кекуле отождествлял валентность с химической связью. А.М.Бутлеров обратил внимание на то, что валентность связана с реакционной способностью атомов. Д.И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов, в которой высшая валентность атомов совпадала с номером группы элемента в системе. Он же ввел понятие “переменная валентность”.

Вопрос. Что такое валентность?

Вчитайтесь в определения, взятые из разных источников (учитель показывает слайды через мультимедиа):

“Валентность химического элемента – способность его атомов соединяться с другими атомами в определенных соотношениях”.

“Валентность – способность атомов одного элемента присоединять определенное количество атомов другого элемента”.

“Валентность – свойство атомов, вступая в химические соединения, отдавать или принимать определенное количество электронов (электровалентность) или объединять электроны для образования общих для двух атомов электронных пар (ковалентность)”.

Какое определение валентности, по вашему мнению, более совершенно и в чем вы видите недостатки других? (Обсуждение в группах.)

Валентность и валентные возможности – важные характеристики химического элемента. Они определяются структурой атомов и периодически изменяются с увеличением зарядов ядер.

Учитель. Таким образом, делаем вывод, что:

(учитель показывает следующий слайд)

Что, по-вашему, означает понятие “ валентная возможность”?

Учащиеся высказывают свое мнение. Вспоминают значение слов “возможность”, “возможный”, уточняют смысл этих слов в толковом словаре С.И.Ожегова:

“Возможность – средство, условие, необходимое для осуществления чего-нибудь”;

“Возможный – такой, который может произойти, осуществимый, допустимый, дозволительный, мыслимый”.

(учитель показывает следующий слайд)

Потом учитель подводит итог.

Учитель. Валентные возможности атомов – это допустимые валентности элемента, весь спектр их значений в различных соединениях.

II этап. Операционно-исполнительный

Работа с таблицей “ Валентность и электронные конфигурации элементов”.

Учитель. Поскольку валентность атома зависит от числа неспаренных электронов, полезно рассмотреть структуры атомов в возбужденных состояниях, учитывая валентные возможности. Запишем электронографические формулы распределения электронов по орбиталям в атоме углерода. С их помощью определим, какую валентность проявляет углерод С в соединениях. Звездочкой (*) обозначают атом в возбужденном состоянии:

Таким образом, углерод проявляет валентность IV за счёт расспаривания
2s
2 – электронов и перехода одного из них на вакантную орбиталь. (Вакантный – незанятый, пустующий (С. И. Ожегов))

Почему валентность С- II и IV , а H-I , He-O , Be – II , B – III , P -V ?

Сопоставьте электронографические формулы элементов (схема №1) и установите причину разной валентности.

Работа в группах:

Схема №1 (Приложение)

Учитель. Итак, от чего зависят валентность и валентные возможности атомов? Давайте рассмотрим эти два понятия во взаимосвязи (схема №2).

Схема №2 (Приложение)

1) числа неспаренных электронов

1) наличие вакантной орбитали

2) распределения электронов на энергетическом уровне

2) распределения электронов по орбиталям при поглощении атомом энергии

Расход энергии (Е) на перевод атома в возбужденное состояние компенсируется энергией, выделяющейся при образовании химической связи.

В чем отличие атома в основном (стационарном) состоянии от атома в возбужденном состоянии (схема №3)?

Схема№3 (Приложение)

Учитель. Могут ли быть следующие валентности у элементов: Li -III , О – IV , Ne – II ?

Поясните свой ответ, используя электронные и электронографические формулы этих элементов (схема №4).

Работа в группах.

Схема №4 (Приложение)

Ответ. Нет, так как в этом случае затраты энергии на перемещение электрона

(1s —> 2p или 2p —> 3s) настолько велики, что не могут быть компенсированы энергией , выделяющейся при образовании химической связи.

Учитель. Есть ещё один вид валентной возможности атомов – это наличие неподеленных электронных пар (образование ковалентной связи по донорно – акцепторному механизму):

(Приложение)

III этап. Оценочно-рефлексивный

Подводятся итоги, характеризуется работа учащихся на уроке (возвращение к эпиграфу урока). Затем подводится резюме – отношение ребят к уроку, учебному предмету, учителю.

Резюме

1. Что не понравилось на уроке?

2. Что понравилось?

3. Какие вопросы остались для тебя неясными?

4. Оценка работы преподавателя и своей работы? (обоснованная).

Домашнее задание (по учебнику О.С. Габриеляна, Химия-10; профильный уровень, параграф №4, упр.4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для 11 класса

Слайд 2

Валентность Валентность – способность атомов химических элементов образовывать определенное число связей с другими атомами С ― ― ― ― ― С С ― ― ― ― ― Н Н Н Н Н Н Н Н N Cl Cl Cl ― ― ― Понятие «валентность» применимо только для соединений с ковалентным типом химической связи

Слайд 3

Валентность определяется: а) числом неспаренных электронов 6 С 2е 4е 1S 2 2S 2 2P 2 P I II S Валентность углерода II

Слайд 4

Валентность определяется: а) числом неспаренных электронов 15 P 2е 8 е 5е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 P II III S Валентность фосфора III

Слайд 5

Задание Определите валентность серы, хлора и азота в обычном состоянии S N Cl

Слайд 6

Валентность определяется: б) числом свободных орбиталей 6 С 2е 4е 1S 2 2S 2 2P 2 P I II S Валентность углерода II Валентность углерода IV 1S 2 2S 1 2P 3

Слайд 7

P II III S Валентность определяется: б) числом свободных орбиталей 15 P 2е 8 е 5е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 1S 2 2S 2 2P 6 3S 1 3P 3 3D 1 Валентность фосфора III Валентность фосфора V

Слайд 8

Задание Определите, какие валентные возможности имеет сера 16 S 2е 8 е 6 е 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 3 3D 1 1S 2 2S 2 2P 6 3S 2 3P 4 1S 2 2S 2 2P 6 3S 1 3P 3 3D 2 P II III S Валентность серы II Валентность серы IV Валентность серы VI Вывод: сера проявляет валентность II,IV,VI

Слайд 9

Задание Оцените валентные возможности кислорода, хлора, углерода Кислород – II Почему нет других валентных возможностей? Хлор – I , III , V , VII Углерод – II , IV

Слайд 10

Валентность определяется: в) наличием неподеленной электронной пары у одного атома и свободной орбитали у другого 7 N 2е 5 е P I II S 1 Н + 0е I S 1 Н 1е I S

Слайд 11

Валентность определяется: в) наличием неподеленной электронной пары у одного атома и свободной орбитали у другого N H H H H + Валентность азота IV

Слайд 12

Вывод: Валентность определяется : числом неспаренных электронов; наличием свободных орбиталей; наличием неподеленных электронных пар у одного атома и свободных орбиталей у другого (при образовании ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЛОКНА

Слайд 2

Волокно — класс материалов, состоящий из непряденых нитей материала или длинных тонких отрезков нити. Волокно используется в природе как животными так и растениями, для удержания тканей (биологических). Волокно используется человеком для прядения нитей, веревок, как часть композитных материалов, а также для производства таких материалов как бумага или войлок.

Слайд 8

Вязкий раствор ксантогената целлюлозы, то есть продукта взаимодействия целлюлозы с сероуглеродом, в разбавленном растворе едкого натра. Применяется в легкой промышленности. Вискоза



Предварительный просмотр:

Вариант 7.                       Даны уравнения трёх химических реакций:

а) CuO + H2 = Cu + H2O

б) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O + Q

в) Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + BaSO4

рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:

1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, экзотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.

2.Дайте полную характеристику реакции «в».

3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции.

Вариант 12.                                Даны уравнения трёх химических реакций:

а) Cu(OH)2 = CuO + H2O  Q

б) H2SO4 + 2KOH = K2SO4+2H2O

в) NaOH + HCl = NaCl + H2O + Q

рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:

1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, экзотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.

2.Дайте полную характеристику реакции «б».

3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции

Вариант 25.                                Даны уравнения трёх химических реакций:

а) CuSO4 + Fe = Cu + FeSO4

б) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

в) 2H2O2 = 2H2O + O2    Q

рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:

1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция обмена, необратимая и т.д. Дополните описание этой реакции.

2.Дайте полную характеристику реакции «б».

3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «а» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции

Вариант 26.                                     Даны уравнения трёх химических реакций:

а) 2FеСl2 + Сl2 = 2FеСl3    Q

б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

в) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O

рассмотрите их, сопоставьте друг с другом, ответьте на вопросы:

1. Какое из уравнений соответствует следующей характеристике: реакция замещения, эндотермическая и т.д. Дополните описание этой реакции.

2.Дайте полную характеристику реакции «б».

3. В какую сторону сместится химическое равновесие системы, записанной как уравнение «в» при следующих воздействиях: а) понижение давления; б) понижение температуры; в) удаление продукта реакции – сульфата цинка.



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация химических реакций

Слайд 2

1) Fe + S = FeS 2)CaO + H 2 O = Ca(OH) 2 3) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 4) 2HgO = 2Hg + O 2 Какая из данных реакций относится к реакциям соединения?

Слайд 3

Какая из данных реакций относится к реакциям разложения? 1) CaCO 3 = CaO + CO 2 2) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 3) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O 4) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 + 2H 2 O 5) BaO + SO 2 = BaSO 3

Слайд 4

Какая из данных реакций относится к реакциям замещения? 1) CaO + CO 2 = CaCO 3 2) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 3) 2Al + 3I 2 = 2AlI 3 4) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O 5)NaOH + HCl = NaCl + H2O

Слайд 5

Какая из данных реакций относится к реакциям обмена? 1) CaO + CO 2 = CaCO 3 2) CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O 3) 2H 2 O = 2H 2 + O 2 ↑ 4) CuO + H 2 = Cu + H 2 O 5) Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 ↑ 6) ZnO + H 2 SO 4 = ZnSO 4 + H 2 O 7) Cu(OH) 2 = CuO + H 2 O

Слайд 6

Какое из уравнений реакций соответствует следующей характеристике: Реакция соединения, эндотермическая реакция. Дополните описание данной реакции. 2H 2 O 2 = 2H 2 O + O 2 - Q 2) CuSO 4 + Fe = Cu + FeSO 4 3) BaO + SO 2 = BaSO 3 4) 2HgO = 2Hg + O 2 ─ Q 5) H 2 SO 4 + 2KOH = K 2 SO 4 +2H 2 O 6) 2H 2 + O 2 = 2H 2 O ─ Q 7) CaCO 3 = CaO + CO 2

Слайд 7

Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова Na 2 S + AgNO 3 = Ag 2 S ↓ + 2NaNO 3 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)

Слайд 8

Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2CO + O 2 = 2CO 2 + Q

Слайд 9

Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 2Al + 3H 2 SO 4 = Al 2 (SO 4 ) 3 + 3H 2 ↑

Слайд 10

Дайте полную характеристику реакции: «Колокольная бронза»- сплав состоящий из 80% меди и 22% олова Na 2 S + AgNO 3 = Ag 2 S ↓ + 2NaNO 3 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7)

Слайд 11

Запишите уравнений реакций: HCl+AgNO 3 =AgCl+HNO 3 2) Fe(OH) 2 =FeO + H 2 O 3) H 2 + ZnO = Zn + H 2 O 4) 2Al+6HCl=2AlCl 3 +3H 2 ↑ 5) Al 2 O 3 +3H 2 SO 4 =Al 2 (SO 4 ) 3 +3H 2 O

Слайд 12

Типы реакций реакция 1 2 3 4 5 1.соединения 2.разложения 3.замещения 4.обмена 5.экзотермические 6.эндотермические 7.обратимые 8.необратимые 9.окислительно-восстановительные 10.не окислительно-восстановительные 11.каталитические 12.не каталитические 13.реакции ионного обмена 14.Не РИО


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 класс

Слайд 2

В природе существует два стабильных изотопа: 1 вариант 14 N и 15 N 2 вариант 12 С и 13 С Рассчитайте число нейтронов в ядрах атомов этих изотопов.

Слайд 3

Изобразите модель вашего атома (по Резерфорду) Вопрос 3 Запишите электронно-графическую формулу для вашего атома с использованием квантовых ячеек.

Слайд 4

Укажите максимально возможную валентность вашего атома. Ответ подтвердите написанием электронной и структурной формул частицы (иона, молекулы).

Слайд 5

Запишите формулы предложенных веществ: a) летучее водородное соединение; b) азот (газ) или углерод (кокс); c) высший оксид; d) азотная или угольная кислота.

Слайд 6

В ыберите из списка формулы таких веществ, в которых атом вашего элемента проявляет: a) максимальную степень окисления; b) минимальную степень окисления; c) промежуточную степень окисления ( между max и min ). ВЕЩЕСТВА – NH 3 , HNO 3 , Mg 3 N 2 , Ca(NO 3 ) 2 , NO, NO 2 ВЕЩЕСТВА - CO 2 , CH 4 , H 2 CO 3 , CO, K 2 CO 3 , Al 4 C 3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Химическая связь и ее типы Урок химии в 11 классе

Слайд 2

Под химической связью понимают такое взаимодействие атомов , которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы

Слайд 3

Ионная химическая связь это связь, образовавшаяся за счет электростатического притяжения катионов к анионам Задание: Выпишите формулы веществ с ионной связью. РС1 3 ; С 2 Н 2 ; Na 3 P ; СС1 4 MgCl 2 ; СН 4 ; K 3 N ; NaBr .

Слайд 4

Водородная связь Химическая связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или ее части) и отрицательно поляризованными атомами сильно электроотрицательных элементов, имеющих неподеленные электронные пары (F, О, N и реже С1 и S) другой молекулы (или ее части) O H…..O H…..O H…. H H H

Слайд 5

Металлическая связь связь в металлах и сплавах, которую выполняют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической кристаллической решетке о п + М — п е М Схема образования металлической связи: Задание: Выпишите формулы веществ, в которых присутствует металлическая и водородная связи Na, KF, NH 3 , C 2 H 2 , CH 3 -COOH, H 2 S, AL, NaCL.

Слайд 6

Ковалентная химическая связь это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар Обменный Донорно-акцепторный Механизм образования связи:

Слайд 8

Донорно-акцепторный механизм

Слайд 9

Способ перекрывания электронных орбиталей: Задание № 1: Вспомните, что такое сигма- и пи- связи? Задание № 2: Укажите пару формул веществ, в молекулах которых есть только сигма-связи: а) СН 4 и О 2 ; б) С 2 Н 5 ОН и Н 2 0; в )N 2 и CO 2 ;

Слайд 10

Полярность ковалентной связи степень смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов связь неполярной полярной электроотрицательность (ЭО) — свойство оттягивать к себе валентные электроны от других атомов Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называют неполярной Ковалентную химическую связь, образующуюся между атомами с разной электроотрицательностью, называют полярной H H H С L

Слайд 11

Кратность ковалентной связи число общих электронных пар , связывающих атомы CO 2 оксид углерода (IV) о=с=о N 2 азот N N H 2 водород H-H связи одинарные двойные тройные: Задание: Выпишите отдельно структурные формулы веществ с ковалентной полярной и неполярной связью. Укажите при помощи стрелки полярность. Определите валентность и степень окисления атомов. Вг 2 ; НС l ; КВг; H 2 SO 4 ; Ba ; SO 3 ; Li 3 N ; P 4 ; C 2 H 4 .

Слайд 12

Самостоятельная работа Определите типы химических связей между атомами в веществах, формулы которых написаны на доске: NaCl, CaO, Br2, H2Se


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы открытого урока 6 класс

Методическая тема урока - «Здоровьесберегающие технологии обучения как резерв повышения качества образования в средней школе». Учебной темой «Традиции британцев» завершается работа в IV четверти в 6 к...

Материалы открытого урока 9 класс

ТЕМА: «ДОМ, ЖИЛИЩЕ И КВАРТИРА»ПОДТЕМА: «РОДНОЙ ГОРОД: СТАРОЕ НА СЛУЖБЕ НОВОМУ» ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ КРОССКУЛЬТУРНОЙ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬ...

Использование информационных материалов на уроках химии

Описан опыт работы по использованию информационных технологий при преподавании химиии....

Презентация , технологическая карта урока и др. материалы к уроку химии в 10 классе по теме "Аминокислоты.Часть 1"

Данный материал поможет учителям химии провести урок  по аминокислотам в 10 классе. Может быть использован при изучении химии на базовом и профильном уровне....

Материалы к уроку химии по теме "Валентность"

Материалы к уроку химии по теме "Валентность" включают в себя презентацию к уроку и рабочий лист, по которому работают учащиеся во время  урока....

материалы к урокам химии 8 класс

конспекты уроков и презентации к урокам в 8 классе...

материалы к урокам химии 9 класс

конспекты уроков, презентации, дифференцированный контроль знаний...