Статья "Современный урок химии"
статья по химии на тему

Баранова Ирина Игоревна

В соответствии с требованиями нового стандарта одной из задач учителя (в том числе учителя химии) является формирование образовательной компетентности учащихся, которую он реализует в учебном процессе, используя инновационные технологии его проектирования. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_himii.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Баранова И.И.,

учитель химии ГБОУ СОШ№213

с углубленным изучением английского языка

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Современный урок химии: реализация требований ФГОС

В соответствии с требованиями нового стандарта одной из задач учителя (в том числе учителя химии) является формирование образовательной компетентности учащихся, которую он реализует в учебном процессе, используя инновационные технологии его проектирования.

Образовательную компетентность можно рассматривать как:

  • готовность человека действовать в различных жизненных ситуациях, в том числе в условиях неопределенности;
  • готовность работать в команде;
  • готовность обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию на ценностной основе.

За основу нового Федерального государственного образовательного стандарта взят системно-деятельностный подход, который основан на принципах деятельности и системности. Для его реализации учитель химии должен систематически использовать работу с технологической картой как инструментом проектирования учебного процесса, в котором продуманы различные умения школьников (личностные, метапредметные, предметные) и условия развития этих умений.

Проектирование современного урока химии и оформление его в технологической карте, позволяет учителю осознать:

  • алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
  • организовать системное изучение учебного содержания темы;
  • определить возможности реализации межпредметных связей;
  • определить умения: личностные, метапредметные, предметные, формируемые в теме;
  • продумать условия необходимые для формирования этих умений;
  • организовать условия для самостоятельной деятельности школьников, и для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • организовать оперативное оценивание степени освоения темы;

  • соотнести полученный результат с поставленной нами целью.
  • стимулировать творческие подходы к обучению, давать ученикам возможность получения опыта собственной творческой деятельности.

Рассмотрим некоторые этапы проектирования урока химии на примере темы «Природные источники углеводородов: Нефть. Способы ее переработки».

На первом этапе урока «Самоопределение в деятельности», необходимо мотивировать ученика, вызвать его интерес к изучению темы. В этой части школьникам необходимо предложить ситуативное задание или контекстную задачу. Понять какие знания есть у ученика для освоения нового материала, актуализировать их.

Приведем пример ситуационного задания.

Группа петербургских школьников принимала участие в международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы использования нефти, угля, природного газа» и представила результаты исследования проблемы в докладе «Природные источники энергии», который включал текст и презентацию (учащимся предлагается презентация и тезисы выступления). Но доклад, несмотря на широкое освещение проблемы использования углеводородов, получил невысокую оценку.

Ребята, почему такое обстоятельное выступление не получило признания экспертов?

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у Вас желание научиться представлять результаты исследования проблемы так, чтобы получать достойную оценку экспертов?

Приведем пример контекстной задачи.

Это вещество – коричневатая маслянистая жидкость со специфическим запахом. Большая ее часть просто сжигается, но оставшаяся часть служит основой для синтеза в промышленности лекарственных препаратов, различных пластиков и других полимерных материалов (волокон, резины), синтетических моющих средств, духов, красителей, средств борьбы с вредителями в с/х, растворителей, различных добавок и многого др. Это вещество является природным ресурсом, однако, существует проблема его исчерпаемости.

На этапе учебно-познавательной деятельности школьники осваивают учебное содержание темы посредством выполнения учебных заданий на «знание», «понимание», «умение».

Например, задание на знание:

Перечислите основные химические способы переработки нефти, используя содержание текста «Химический метод переработки нефти».

Расскажите о методах химической переработки нефти.

Задание на понимание          

Можно ли утверждать, что данное выражение является химическим способом переработки нефти?

CH3-CH=CH2 + H2  Ni→ CH3-CH2-CH3     Обоснуйте свое мнение.

Можно ли утверждать,  что пиролиз является физическим методом переработки нефти? Обоснуйте свое мнение.

Задание на умение

Составьте и напишите уравнения химических реакций, лежащих в основе химической переработки нефти.

После освоения каждого содержательного блока, школьникам предлагается диагностическое задание, по качеству выполнения которого можно установить степень его освоения, выявить проблемы учащихся, которые выполнили задания неправильно. Своевременно оказанная помощь школьникам, обеспечивает индивидуальный подход к ученику и способствует устранению возникающих у него трудностей.

Диагностические задания к уроку «Нефть. Способы ее переработки»

1. Составьте уравнение реакции крекинга гептана.

2.  Допишите каждое уравнение реакции:

CH3-CH2 –CH2 –CH3 t,p

CH3 (-CH2)4-CH3 кат, t

CH3(-CH2)5-CH3Cr2O3 

CH3 (-CH2)4-CH3 AICI3, t

Этап интеллектуально – преобразовательной деятельности предполагает использование приобретенных знаний и умений темы для выполнения одного из вариантов ситуативного задания. Он включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания (планирование деятельности; представление результатов деятельности).

На этом этапе учащимся необходимо использовать приобретенные знания на практике (например, для создания доклада «Природные источники углеводородов: сырье или топливо?», раскрывающего актуальные проблемы их использования, и претендующего  на высокую оценку экспертов).

На этапе рефлексивной деятельности школьники соотносят цель и полученные результаты, выполняя задания на самоанализ и самооценку результатов учебной деятельности.

Приведем примеры таких заданий по заявленной теме.

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 Мне важно уметь раскрывать актуальную проблему в докладе так, чтобы…..

2. Чтобы получить высокую оценку эксперта по содержанию доклада, надо………

3. Мне важно уметь оформлять и представлять свои исследования в  докладе и презентации, для того чтобы………….. 

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) представленной позицией рационального использования природных источников углеводородов и созданной презентацией, которую сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

В заключении еще раз подчеркнем, что традиционная система преподавания (передача знаний от учителя к ученику) не может развить компетенции необходимые современному человеку, поэтому необходимо менять традиционную стратегию. Увеличить долю самостоятельной работы по добыванию знаний, формировать умения использовать знания в практической деятельности, увеличить долю командной работы, долю решения нестандартных (проблемных) задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку химии "Обобщающий урок по теме «Теоретические основы химии»"11 класс

Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков, полученных при изучении строении атомов химических элементов, изменении их свойств по группе и периоду....

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

урок химии 9 класс Подготовка к ОГЭ по химии. Презентация к уроку.

Презентация к уроку. Она сделает его более ярким и интересным....

Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"

Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...

Разработка урока химии в 8 классе Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии.

В разработке урока представлена технологическая карта урока №1 "Предмет и задачи химии. О понятиях и теориях химии."( химия 8 класс УМК Н.Е.Кузнецовой) , презентация к уроку и тест на закреп...

Технологическая карта урока химии «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенклатура углеводородов».

Технологическая карта урока химии в 9 классе УМК Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара по теме «Возникновение и развитие органической химии - химии соединений углерода. Классификация и номенк...