Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Иванова Аксана Ивановна

Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 8.

Цели урока.

Обучающая. Повторение, углубление и обобщение сведений об основных классах неорганических соединений: построение названий соединений, классификация.

Развивающая. Развитие “химического” мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.

Воспитывающая. Формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Форма урока: соревнование двух команд.

Техническое оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, чистые листы.

Девиз урока“Повторение – мать учения”.

 Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя о целях урока.

Итак, ребята, на предыдущих уроках химии мы подробно разбирали состав и свойства неорганических соединений различных классов.

На доске записана тема (Слайд 1.): “Важнейшие классы неорганических соединений”.

На доске: эпиграф

“Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать, а не иначе, 
Чтоб оставить в жизни добрый след 
И решить все трудные задачи”.

Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.

Повторение и обобщение знаний.

Ребята, если вы обратили внимание на доску, то, наверное, заметили, что от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок.

Загадки:

“Их получают путем горения 
Или сложных веществ разложения. 
В них два элемента, один – кислород. 
Я отнесу к ним и известь, и лед”. 
Какие это вещества?    
(Ответ: Оксиды.)

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.   (Ответ: Щелочи.)

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.

(Ответ: Кислоты.)

“Хлориды и нитраты,  Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли  Объединю в класс...”.  (Ответ: Соли.)

Самостоятельная работа “Крестики нолики”.

Выигрышный путь в обоих случаях составляют формулы оксидов.

Карточка № 1                                  Карточка № 2

HNO3

CO2

O2

SO2

CuO

NaOH

SO2

MgO

ZnSO4

KСlO3

NaOH

Cu(OH)2

ZnO

SO2

2O3

Na 2O

2SO4

CO2

Карточка №3                       Карточка № 4

Р2О5

ZnS

H2S

HNO3

SO2

NH3

CaO

NaOH

H2O

K2O

NaOH

CuOH

ZnO

SO3

2O3

NaOH

2SO4

CO

Задание второе

Na2O, NaOH, H2CO, BaSO4, SO2, KNO3, MgO, H3PO4, Na2S, Li2SO4, HCl, LiOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3, KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.

Учитель. Ребята, к нам в гости напрашивается одно вещество. Вы должны отгадать, кто это?

Сценка “Кто я?”.

Я у древних химиков самым главным веществом считалась. “Начало всех начал”, – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – “первичной материи”. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.

Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.

Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?                                             (Ответ: Вода.)

Чтоб появиться я сумел прокаливают белый мел

Меня даёт огонь в печи   И пламя маленькой свечи

И стоит только сделать вдох    Чтоб я на свет явиться смог

Я в газированной воде      Я в хлебе, в соде Я везде       (СО2)

        

Горю я синем пламенем Угаром угрожаю

Когда совсем сгораю    Из печки улетаю. (СО)

Каким веществом белят стены?                    (СаО)

Основания

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.   (Ответ: Щелочи.)

Повторение оснований.

Если в формуле заметишь – 
Впереди металл стоит 
И своей ОН-подвеской 
Как большим хвостом вертит, 
Ты не думая ответишь: 
“Знаю, это – гидроксид”. 
Но гидроксид – начало названия,
А класс веществ –                  
основания.

Учитель. Какие вещества называются основаниями?

Вспомните классификацию оснований. (Слайд .)

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа.

Из предложенного списка веществ выбрать основания и отдельно расположить щелочи и нерастворимые основания.

Карточка № 3

NaOH, HCl, LiOH, Cu(OH)2, H 2SO4, Fe(OH)3, CaO, CO2, Ca(OH)2, Al(OH)3, KОН, H2SO4, Ba(OH)2, Fe(OH)2, CuO, SO2, Zn(OH)2, Mg(OH)2, Al 2O3, HNO3.

Ученики вместе с учителем проверяют правильность выполнения работы. (Слайд 8)

1. По оксидам составить формулы гидроксидов: Al2O3, CO2, SO3, MgO, N2O5.

2. Составить формулы оксидов для соответствующих гидроксидов:

 H2SO3, H2SiO3, H2SO4, H3PO4.    Fe(OH)3, Ca(OH)2, NaOH, Cr(OH)3.

Кислоты

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.

(Ответ: Кислоты.)

Повторение свойств кислот и солей.

Учитель. Дайте определение кислотам. Как классифицируются кислоты? Слайд

Ответы обучающихся.

Самостоятельная работа

Задание: Установите соответствия:

 

Названия кислот

 

Названия солей

1

Соляная

А.

Сульфаты

2

Серная

Б.

Карбонаты

3

Угольная

В

Хлориды

4

Азотная

Г.

Силикаты

5

Фосфорная

Д.

Нитраты

6

Сернистая

Е

Сульфиды

7

Сероводородная

Ж

Сульфиты

8

Кремниевая

З

Фосфаты

Учитель. Королева “Кислота” решила устроить бал-маскарад и пригласила на него своих друзей. Гостей прибыло много, все они были в масках Ребята, как королеве отыскать среди гостей своих подруг-кислот?

Правильно, нужно воспользоваться индикаторами

Учитель: Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами две пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота.

- О чём вы должны помнить при выполнении опытов? (Вспоминаем правила техники безопасности: Кислоты и щёлочи, попав на кожу могут вызвать ожог. Осторожно!)

Не страшны кислоты мне  Даже очень сильные

Но в растворах щелочей  Становлюсь малиновым

Ярче сока всех малин  Кто я ? (Фенол фталеин)

В щелочах я очень жёлтый А в кислотах очень красный

Индикатор очень важный  Как зовусь я  (Метилоранж)

Что ж я поделаю с собой Ведь в щелочах я сине-голубой

А в кислоте быть синим я не смею   И в кислотах я краснею   (лакмус)

Самой сильной из кислот имя галоген дает.
(Хлорная кислота)

Какая кислота находится у человека в желудке?        (Соляная)

Соли

“Хлориды и нитраты,  Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли  Объединю в класс...”.  (Ответ: Соли.)

Физминутка. Соответствие движению (игра).

Учитель называет вещества, учащиеся выполняют соответствующее действие (действия записаны на доске). Слайд .

Класс соединений

Действие

кислота

поднять правую руку

основание

поднять левую руку

кислотный оксид

правое ухо

основный оксид

левое ухо

соль

хлопок в ладоши

 Гидроксид кальция,

 оксид азота (V),

фосфорная кислота,

 нитрат магния,

гидроксид меди (II),

оксид натрия,

серная кислота,

 хлорид серебра.

Каким веществом подсаливают пищу? (натрия хлорид)

Каким веществом пишут на доске? (карбонат кальция)

Теперь мы проверим, как вы умеете составлять формулы по названиям

 Оксид кальция         Азотная кислота         Гидроксид меди(II)           Хлорид магния

 Гидроксид натрия       Сульфат калия          Углекислый газ       Соляная кислота

Оксид азота (V)    Гидроксид хрома (III)     Угольная кислота      Оксид железа (III)

 Мел             Оксид лития                                 Карбонат магния      Гидроксид бария

Сероводородная кислота       Угарный газ        Оксид кальция      Силикат цинка

Сульфид натрия      Оксид серы(VI)          Хлорид алюминия      Поваренная соль

1    Ca→СаО→Са (ОН)→СаСI2 →СаSO4

2     С→ СО→ СаСОз → СаО → Са (ОН)

3     Ва →ВаО → Ва(ОН) 2 →ВаСІ2 → ВаSO4 

4      Li→Li2O→LiOH→LiNO3→Li3PO4

Подведение итогов.

Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги.

И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест “Улыбка”. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке. А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.

Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу “а”, средний – “б”, нижний – “в”. Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке. (Приложение 1)

Тест “Улыбка”

Вариант 1.

1) Из предложенного перечня выберите оксид:

а) NaО; б) Na(OH); в) H3PO4

2) Вещества, состоящие из атомов Н и кислотных остатков называются:

а) основание; б)  соль.  в) кислота

3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:

а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.

4) Из предложенного перечня выберите щелочь:

а) гидроксид железа (II); б)  гидроксид цинка (II).  в) гидроксид натрия;

5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков называются:

а) соли; б) кислоты; в) основания.

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе, повторить главу 5 .

Заключение и критерии выставления итоговой оценки.

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?

(Выслушивается мнение одного-двух учеников

http://festival.1september.ru/articles/630184/img1.jpg

Тест Основные классы неорганических соединений..

1.Соли - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

2.Основания - это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

3. Кислоты – это

а) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

в) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

4. Оксиды – это

а) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы ОН

в) сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород со степенью окисления -2

5.Как классифицируются основания:

а) щелочи и нерастворимые основания   б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) одноосновные и растворимые в воде основания

6.Как классифицируются соли:

а) щелочи и нерастворимые основания       б) кислородосодержащие и бескислородосодержащие

в) средние, кислые, основные

7. Как классифицируются оксиды:

а) солеобразующие и несолеобразующие  б) основные и неосновные в) солеобразующие и некислотные

8. Как классифицируются кислоты

а) одноосновные и нерастворимые     б) растворимые и нерастворимыев) малорастворимые и сильные

9. Формула гидроксида лития

а) Li 2SO 4         б) Li 2О,            в) LiОН,             г) НNО3.

10. КNO3  – это

а) азотная кислота,           б) оксид азота,         в) гидроксид азота,        г) калий нитрат

11. Формула сульфата натрия

а) Na 2SO 4 ,           б) Na 2S       в)Na 2SO 3

12. Карбонат кальция – это

а) основание,                 б) оксид,             в) кислота,                 г) соль.

13. ВаО – это

а) оксид бериллия,        б) гидроксид бериллия,       в) гидроксид бария,        г) оксид бария

14. Формула гидрокарбоната натрия

а) КСI,                  б) Na НСO 3 ,                в) Na 2СO 3 ,                 г) Na 2SO 4 , 

15. HPO4 – это

а) фосфат калия               б) оксид фосфора          в) гидрофосфат калия    г) ортофосфорная кислота

16. Оксид хлора (VII) - это

а) CL2O                б) CL2O7           в) CL2O3            г) CLO2

17. Соль хлорида серебра растворима

а) да       б) нет         в) малорастворимая

13. Выберите формулу кислоты

а) К2СO 3 ,     б) КОН,      в) К 2О,         г) НСI

14. Гидроксид алюминия – это:

а) основания,                      б) оксид,                 в) кислота,                г) соль.

16.Соли

а) тугоплавкие кристаллические вещества         б) жидкости            в) газообразные вещества

17.Твердые вещества, растворимые и нерастворимые в воде

а) соли и основания       б) кислоты и основания      в) оксиды и соли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Урок обобщение .по теме "Основные классы неорганических соединений"

Задания для закрепления и обобщения знаний по теме....

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс

Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...

Конспект урока по теме Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений»

Урок обобщения знаний учащихся об основных классах неорганических соединений. Урок - игра. Составлена презентация к уроку....

Маршрутный оценочный лист к уроку - обобщению по теме «Основные классы неорганических соединений»

Раздаточный материал к обобщающему уроку по химии в 8 классе на тему "Основные классы неорганических соединений"...

Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"

Повторение и обобщение по теме: "Основные классы неорганических соединений"...

Химический диктант по неорганической химии по теме «Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений»

Химический диктант – метод, который относится к письменной форме контроля знаний учащихся. При проведении химических диктантов активизируется мыслительная деятельность учащихся, самопроизвольно ...