Интеллектуальная игра по теме "Теория электролитической диссоциации"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Бичевая Вера Васильевна

Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

по теме «Теория   электролитической диссоциации».

Введение

Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.

Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий может быть различной: заседания кружка, научно-исследовательская работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо- возрастных особенностей обучающихся наибольший интерес в 8-9 классах вызывает мероприятия состязательного характера.

Работа составлена в соответствии с современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке программы перехода основной школы на ФГОС.

В разработке,  наряду с увлекательными заданиями, развивающими познавательный интерес, использованы приемы современной педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).

Предметная область:  химия

Класс: 9

Тема:  Теория   электролитической диссоциации.

Тип :  внеклассное мероприятие- интеллектуальная игра

Цель : создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД  во внеурочной деятельности в игровой ситуации.

Сформировать универсальные учебные действия; активизировать творческие и познавательные способности учащихся; выявить талантливых учеников, ориентированных на углубленное изучение химии; научить детей общаться, организовывать свою деятельность, высказывать свое мнение; дать возможность учащимся проявить смекалку и эрудицию в интеллектуальных соревнованиях, расширить кругозор; воспитать решительность и уверенность в своих силах, а также укрепить взаимопонимание между детьми и учителем.

     Задачи:

    Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

    Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

    Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

        

Планируемые результаты:

  • Личностные: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.
  • Познавательные: уметь оперировать понятийным аппаратом  химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи,  уметь применять полученные знания в новой нестандартной ситуации.
  • Регулятивные:  уметь  действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности. 
  • Коммуникативные: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность обучающихся

УУД

1. Оргмомент

Добрый день!

 На уроках мы познакомились с одной из величайших теорий, на которую опирается химическая наука – теорией электролитической диссоциации. Она, по словам Аррениуса, «оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки».

Сегодня мы отправимся в путешествие  по стране «ЭД»

Вам выданы клятвы, которые вы должны соблюдать

Игроки произносят  клятву

«Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого элемента на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать; жидкие - не проливать;

газообразные – не выпускать наружу.

Не тратить зря спирт в спиртовке.

Жить, учиться и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука НХО!

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Включение  в  игровую деятельность.

2.  Постановка проблемы

 

3.решение проблемы

 Сегодня мы с вами проводим игру по этой теме в виде химического  путешествия , где вы сможете показать и применить знания, полученные на уроках.

Условия игры следующие. Участники игры – 2 команды учащихся 9-х   из 5 человек: капитан команды, знатоки теории, практики, способные красиво и правильно «химичить», учащиеся, обладающие определенным даром: изобразительным, актерским. Мероприятие проходит в форме соревнования между параллельными классами.  

Игра состоит из 5 этапов: разминка «Задание сопернику», экспериментальная часть «Распознай-ка», химическая эстафета «Догоняй-ка»,    «Установи закономерность».

Судить нашу эстафету будет жюри, состоящее из старшеклассников и учителей школы.

 

I. Разминка «Задание сопернику»,

Игра идет по кругу: первая команда задает вопросы второй, вторая – первой и т. д. Если команда правильно ответила на заданный вопрос, она получает 5 баллов. Если одна из команд не может ответить на вопрос, то ответ на него дает команда, задавшая этот вопрос. Вопросы к разминке каждая команда готовит заранее, консультируясь с учителем.

2. экспериментальная часть «Распознай-ка»- 10 баллов

 1)Даны реактивы: растворы CuSO4, NaOH, BaCl2, H2SO4, FeCl3, Na2CO3.

Получите, используя выданные вам вещества, три осадка: голубой, белый и бурый (коричневый).

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

2 ) Даны реактивы: NaOH, H2SO4, BaCl2, CuSO4, фенолфталеин.

Экспериментальным путем осуществите следующие превращения, используя выданные вам реактивы: бесцветный раствор – раствор малинового цвета, бесцветный раствор – осадок белого цвета, голубой раствор – голубой осадок.

Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде. На обсуждение 5 минут, в команде выбирают исследователя и  оформителя.

3. Химическая эстафета    «Догоняй-ка» Время ограничено за каждое выполненное действие команда получает 1 балл.

В конкурсе принимает участие 5 человек. На плакате записана левая часть уравнения. 1-й участник его продолжает, 2-й расставляет коэффициенты, 3-й пишет полное уравнение, 4-й – сокращенное ионное уравнение, 5-й комментирует и называет признак реакции ионного обмена.

 

Жюри оценивает конкурс,   а в это время происходит показ занимательных опытов.

  1. « Операция без боли»
  2. «Дым без огня».
  3. Сжигание сахара без нагревания.
  4. «Вулкан»…

4. « Угадай-ка»

Каждой команде необходимо составить по 3 формулы веществ  каждого класса неорганических  соединений и записать на карточках. Среди перечисленных формул первая команда должна выбрать электролиты, вторая – неэлектролиты.

5. «Установи закономерность».

 готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

Участники команд в течении 3 минут пишут на карточках понятия (ассоциации) связанные с данной темой. Затем команды меняются местами. Игроки имеют право выбрать 5 карточек, задача каждой команды – объяснить,  что бы это значило.

Демонстрируют знаний, умения  по теме « ЭД»

Продумывают последовательность действий, выполняют эксперимент, соблюдая правила ТБ.

 Оформляют отчет, сдают жюри.

 Каждая команда   составляет по 3 формулы веществ  каждого класса неорганических    соединений и записывают их на карточках. Среди перечисленных формул первая команда   выбирает электролиты, вторая – неэлектролиты.

Команды  устанавливают  закономерность подбора формул веществ в первом и втором рядах и дописывают третий ряд.

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и слышать собеседника.

Познавательные УУД:

 1. Умение делать выводы и умозаключения.

Регулятивные УУД:

- умение проводить самоконтроль;

- умение оценивать свою деятельность.

- умение принимать решения

Коммуникативные УУД:

1.Умение слушать и слышать собеседника.

2.Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

3.Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Регулятивные УУД:

 -умение  планировать свою работу.

- умение принимать решения

Познавательные УУД:

 1.Умение проводить эксперимент

2.Умение классифицировать

3.Умение анализировать

4.умение устанавливать закономерность

4. Рефлексия  

Жюри подводит итог  и награждает победителя игры.

Регулятивные УУД:Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Урок-игра по теме "Обобщение знаний по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" 9 класс

Обобщение знаний в 9классе по теме "Химическая связь. Электролитическая диссоциация" по программе П.А. Оржековского предлагаю в виде урока-игры. На четырех станциях игроки четырех команд поочередно вы...

Конструкт внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра по теме: Теория электролитической диссоциации"

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 9 класса.Цель:  создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД  ...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...