Тема. Бой химиков-эрудитов
материал по химии (7, 8, 9 класс)

Цели: систематизировать знания учащихся по химии,

            развивать познавательный  интерес, доказать практическую значимость химии,

            знание законов и  закономерностей в жизни человека,  

            воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon boy_himikov-eruditov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Бой химиков-эрудитов

Цели: систематизировать знания учащихся по химии, 

            развивать познавательный  интерес, доказать практическую значимость химии,

            знание законов и  закономерностей в жизни человека,   

            воспитывать самостоятельность в приобретении новых знаний.

Дата и время проведения:

Место проведения:

Оборудование: чёрный ящик, кислород, медь, алюминий.

Участники: учащиеся 8-9 классов

Жюри:

Подготовила и провёла мероприятие: учитель химии Возняк Наталья Яковлевна

Проверили и утвердили:

Заместитель директора по УВР _______________Е.Л.Поветкина

Заместитель директора по ВР    _______________Н.С.Карпенко

Руководитель МО                       _______________В.З.Возняк

п.Деркул – 2019г.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Эпиграф:

“Если бы человечеству пришлось избрать из всех наук только три,

то следовало бы предпочесть всем другим наукам механику,

естественную историю и химию”.

                                                                                            Дени Дидро

Учитель: Наше сегодняшнее мероприятие “Бой эрудитов” посвящено замечательной науке.

В природе нет ничего другого, 
Ни здесь, ни там, в космических глубинах, 
Все: от песчинок малых до планет — 
Из элементов состоит единых. 
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай!
Мы не отступим, мы пробьем дорогу
Туда, где замкнут мирозданья круг,
И что приписывалось раньше богу,
Все будет делом наших грешных рук!

Бой 1. “Кто больше” (кто больше ответит за 1 минуту)

Вопросы первой команде:

  1. Сапоги мои того, пропускают ... 2О)
  2. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда? (Нет)
  3. Обозначение иона водорода. +)
  4. Реакция, при которой из нескольких веществ образуется одно. (Соединения)
  5. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, называются…(Оксиды)
  6. Автор теории строения органических соединений. (А.М. Бутлеров)
  7. Максимальное число электронов второго энергетического уровня. (Восемь)
  8. Формула углекислого газа. (СО2)
  9. Чему равно число электронов в атоме? (Порядковому номеру)
  10. Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)
  11. Молярный объем равен? (22,4 литра/моль)
  12. Жидкий металл. (Ртуть) 
  13. Опасна ли ртуть в градуснике, если он разобьется? (Да)
  14. Степень окисления кислорода. 2+)
  15. Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева? (Восемь)
  16. Чему равно число протонов в атоме? (Порядковому номеру)
  17. Как называются растворимые основания? (Щелочи)
  18. Вещества, состоящие из атома водорода, способного заместиться на атом металла, и кислотного остатка называются. (Кислоты)

Вопросы второй команде:

  1. В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
  2. Первый элемент Периодической системы Д.И.Менделеева. (Водород)
  3. Наука о веществах и их свойствах. (Химия)
  4. Самый сильный по электропроводности элемент. (Серебро)
  5. Вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли)
  6. Состав ядра атома. (Протоны, нейтроны)
  7. На первом энергетическом уровне максимальное число электронов? (Два)
  8. Как называется ряд элементов, начинающийся щелочными металлами и заканчивающийся инертными газами? (Период)
  9. Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)
  10. Могла ли существовать собака Баскервилей и почему? (Нет, белый горит на воздухе)
  11. Связь за счет перехода электронов от одного атома к другому называется ...(ионной).
  12. Формула серной кислоты. 24)
  13. Формула воды. 2О)
  14. Какой легкий металл используется в самолетостроении? (Алюминий)
  15. Связь за счет объединения неспаренных электронов называется ... (ковалентной).
  16. Как называются заряженные частицы, в которые превращаются атомы после приема или отдачи электронов? (Ионы)
  17. Вещества, состоящие из одного вида атомов называются ... (простыми).
  18. Какой заряд имеют протоны? (Положительный)

Бой 2. Найди ошибку.

Нередко писатели, малознакомые с химией, совершают в своих произведениях нелепые ошибки. Прочитайте одно из таких произведений, постарайтесь найти  все “химические” ошибки. Отвечать будете по очереди. За каждую найденную ошибку – 1 балл (на экран мультимедийного проектора выводится текст)

Это случилось в том же году, когда французский химик Ричард Пристли создал свою знаменитую Периодическую систему химических знаков.

В кабинете химии нашей школы случился пожар: загорелся оксид кальция, который нерадивые ученики 9 “Хи” класса смешали с гидрохлоридом алюминия. Следом начал тлеть бензин, который использовали в горелках. Началась паника. К счастью неподалёку проходил директор школы. Он схватил ведро с водой и загасил пылающий бензин. Школа была спасена, но уроки пришлось отменить из-за безудержного веселья, охватившего учеников, учителей и техперсонал школы. Дело в том, что при горении бензина образовался углекислый газ, который иногда называют ещё “веселящим” за способность развеселить даже мёртвого. Долго ещё в кабинете химии стоял удушливый запах угарного газа, напоминая о важности соблюдения правил ТБ и пользе химических знаний.

(Ошибки: 1) английский; 2) Джон; 3) элементов; 4) оксид кальция – продукт горения; 5) соляная кислота не образует кислых солей; 6) бензин не тлеет и 7) не используется в горелках; 8) горящий бензин нельзя тушить водой; 9) «веселящий газ» - это оксид азота (II);10) угарный газ не имеет запаха.)

Бой 3. Самый-самый.

Всегда и везде находится самый-самый. В химии таких самых-самых тоже немало. Командам предлагаем вспомнить их и назвать. За правильный ответ – 1 балл.

1.Самый распространённый элемент в земной коре. (Кислород)

2.Самый жидкий металл. (Ртуть)

3.Самый лёгкий газ. (Водород)

4.Самая поваренная соль. (Хлорид натрия)

5.Самые ленивые газы. (Инертные газы)

6.Самая гремучая смесь. (1/2 части водорода с 1 частью кислорода)

7.Самое распространённое вещество на Земле. (Вода)

8.Самый крылатый металл (Алюминий)

9.Самые активные металлы (Щелочные)

Бой 4. Кислотный дождь.

Наши участники уже познакомились с названиями, составом и свойствами кислот. Предлагаю отгадать названия кислот, зашифрованные в женских именах. (на экран мультимедийного проектора выводятся зашифрованные названия кислот:

 Ф......ая, .Зо...я, ..Р.ая, .Оля..., ..Е....ва.).

(Ответы: фосфорная, азотная, серная, соляная, кремниевая)

Бой 5. В честь…

1.Назовите элементы, названные в честь государств 1-Германии, 2-Франции, 3-Польши, 4-России. (Германий, франций, полоний, рутений.)

2. Какой элемент называется как планета Солнечной системы? (Уран)

3.Какой элемент по древнегреческой мифологии “обречен” на вечные муки? (Тантал)

4.В названии какого металла встречается дерево? (Никель)

Бой 6. Воспета в стихах.

Допишите строчки стихов.

1 команда

Железо у меня в крови 
Кальций у меня внутри 
Магний ем я на обед 
Из цинка получаю свет 
2 команда

Фосфор нужен голове 
Калий бродит по еде 
Углеродом я пишу 
Кислородом я дышу 

Бой 7. “Что в черном ящике”

1. Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно, что горят отлично
В нем сера, фосфор, углерод,
Железо, магний. Энергично
Сгорает также водород. 
(Кислород)

2. Красноватый будто цветом
Мягкий, ковкий он металл.
Из кислот же он при этом
Водород не выделял.
Только может окисляться,
Коль нагреем в кислоте.
Право, можно догадаться
Вам теперь уже вполне. 
(Медь)

3. Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл,
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный это металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой силе огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней. 
(Алюминий)

Бой 8. Заморочки из бочки - слайды

1. Какой химический элемент принес химикам разных стран много бед?

(Ответ. Много трагических событий связано с фтором. Погиб один из членов Ирландской академии наук Томас Нокс, потерял трудоспособность другой ученый той же академии — Георг Нокс, мученическую смерть принял известный химик Джером Никлес из Нанси. Поплатился жизнью брюссельский химик П.Лайет, отравились фтором и пострадали французские химики Ж.Гей-Люссак и Л.Ж.Тенар, английский химик Г.Дэви и многие другие. И сейчас работа с фтором требует большой осторожности и продуманных мер защиты. При соприкосновении с кожей фтор вызывает сильные ожоги, вдыхание его приводит к тяжелому воспалению дыхательных путей и легких, которое часто заканчивается отеком легких и смертельным исходом. Малейшая неосторожность в работе с фтором — и у человека будут разрушены зубы, испорчены ногти.)

2. Какой элемент впервые был открыт на Солнце? Кем и когда было сделано это открытие?

(Ответ. В 1868 г. во время солнечного затмения два астронома француз П.Ж.Жансен (в Индии) и англичанин Дж.Н.Локьер (в Англии), — исследуя с помощью спектроскопа оранжево-красные языки пламени, вырывавшиеся с поверхности Солнца, увидели в спектре кроме трех знакомых линий водорода (красной, зелено-голубой и синей) новую — ярко-желтую. Каждый сообщил об открытии в Парижскую академию наук. В честь этого открытия была выпущена золотая медаль, украшенная портретами Жансена, Локьера и бога Солнца Аполлона, восседающего на колеснице.
Открытое вещество Локьер предложил назвать именем Солнца — гелием. Только через 27 лет английским ученым У. Рамзаю и У.Круксу удалось обнаружить земной гелий в минерале клевеите).

3. Один из ученых-химиков был талантливым музыкантом. Им написана даже опера. Кто этот ученый и что создано им в науке и музыке?

(Ответ. Александр Порфирьевич Бородин. Работал в области органической химии, оставил 91 печатный труд по органической химии, в том числе по исследованию альдолей и бромированию органических кислот. Он написал всемирно известную оперу “Князь Игорь”, ряд симфонических и камерных произведений.)

Учитель:

Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться – 
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.

— На этом наш химический “Бой эрудитов” закончен.

Подведение итогов. Награждение победителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное" (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс. (тема рассчитана на 2 часа)

Тема: Обобщение, систематизация и проверка знаний по теме "Имя прилагательное"  (На материале декоративно-прикладного искусства. Русская матрёшка). 6 класс.   ...

Конспекты по экологии с контрольными вопросами по темам: Тема № 4: « Понятие мониторинга окружающей среды». Тема № 5: Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах. Тема урока № 6: Организация рационального природопо

Конспекты по экологии по темам:4.Понятие мониторинга окружающей среды,5. Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах, 6.Организация рационального природопользования...

Контрольный диктант по теме "Глагол"-5кл,К.Р.для 5кл. по теме "Прилагательное".К.Р.для 5кл. по теме"Существительное"К.Р.для 5кл. по теме"Фонетика"К.Р. для 7 кл. за 1 и 2 полугодие.

Контрольный диктант по русскому языку 7 класс по теме "Глагол" помогает проверить качество усвоения основных орфограмм по теме, разработан в соответствии стандарта ФГОСДанная конторльная работа по рус...