Авторское пособие "Девиантное поведение"
методическая разработка по теме

Ковехова Анна Ивановна

Авторское пособие «Девиантное поведение» включает в себя памятки для классных руководителей «Как вести себя с трудными детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М.:Вербум, 2003.
  2. Гуткина Л.Д.Настольная книга классного руководителя//Классный руководитель.2005. №3с.17-29
  3. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
  4. Поляков С.Д. Психопедагогика  воспитания. М., 1999.


«Никогда нельзя быть занятым настолько,

чтобы не оставалось времени на обдумывание».

Вильям М. Джефферс

Девиантное поведение

Каждый классный руководитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным». Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

  1. Делинкветное поведение – направлено на нарушение социально-нравственных норм. Но оно не является уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения).
  2. Аддиктивное поведение - характеризуется стремлением подростков к уходу от реальности (тяга к азартным играм, компьютерная зависимость, токсикомания, алкоголизм, наркомания).
  3. Пассивное поведение, повышенная тревожность проявляются как скрытые формы неблагополучия ребенка. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Найти подход к трудному ребенку довольно непросто. Необходимо не просто понять причину такого поведения, но и выработать систему адекватных воспитательных мер, создать такие условия, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.

Предлагаемые памятки помогут педагогам правильно определить свою воспитательную стратегию в отношении трудных детей.

Памятка №1

«Как вести себя с тревожным ребенком?»

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не проецируйте свои негативные эмоции на ребенка.
  3. Не требуйте невозможного. Способности детей отличаются.
  4. Не акцентируйте внимание на имеющейся у ребенка проблеме.
  5. Будьте терпеливы.

Памятка №2

Как вести себя с агрессивным ребенком

  1. Не используйте сами агрессивные методы воспитания.
  2. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребенка.
  3. Запрет, а тем более крик, всего лишь усугубят проблему.
  4. Используйте удивление в ответ на агрессию.
  5. Пытайтесь погасить конфликт в его начале.
  6. Не следует переходить на личности и оскорблять достоинства учеников.
  7. Чаще используйте тактильный контакт.
  8. Наберитесь терпения, не уступайте, сами говорите о своих чувствах.
  9. Дайте ребенку понять, что он любим.

Памятка №3

Как вести себя с нервным ребенком

  1. Найдите причины нервозности и попытайтесь их сгладить.
  2. Не ущемляйте достоинства ребенка.
  3. Не управляйте ребенком, словно роботом.
  4. Не разжигайте ревность к другим детям.
  5. В учебной деятельности таких учащихся нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. По возможности им необходимо давать ответы в письменной форме.
  6. Поощряйте чаще, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого.
  7. В случае неудачи следует оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни – явления довольно частые и это не повод для отчаяния.
  8. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  9. Создайте психологический комфорт и все время помните, что вы – пример для подражания. Будьте всегда доброжелательны и тактичны.
  10. Найдите со всеми взрослыми единый воспитательный подход к ребенку.

Памятка №4

Как вести себя с конфликтным ребенком

  1. Не обсуждайте проблемное поведение при ребенке. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  2. Не ссорьтесь с другими в присутствии детей.
  3. Иногда лучше не вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  4. Помните, что внимание необходимо каждому в равной доле.

Памятка №5

Как вести себя с застенчивым ребенком

  1. Не давите на ребенка.
  2. Не используйте авторитарные методы воспитания, не упрекайте по мелочам.
  3. Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  4. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  5. Отмечайте его успехи, пусть даже и незначительные.
  6. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах.
  7. Спрашивайте у ребенка совета.
  8. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  9. Не отвергайте ребенка, не критикуйте его вслух.

Памятка №6

Как вести себя с упрямым ребенком

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребенок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Не объявляйте войну упрямству,  а задумайтесь, что мучает ребенка. Ищите источник стресса.
  3. Переключите упрямство ребенка на что-нибудь захватывающее и интересное. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.
  4. Не забывайте его хвалить.

Памятка №7

Как вести себя с гиперактивным ребенком

  1. Выясните причину ипердинамичности. Нередко она возникает вследствие мозговой  дисфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребенка. Продумайте вместе с ним режим дня и приучайте его следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство – игра. Переведите неусидчивость ребенка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, в спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребенка – противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, ограничьте шумные компании.
  7. Спрячьте поглубже раздражение и злость.
  8. Учитесь сдерживать бурные эмоции и не выплескивать на ребенка свои.
  9. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

Памятка №8

Как вести себя с невнимательным ребенком

  1. Хвалите ребенка в каждом случае, когда он это заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций.
  5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

«Отсутствие любви

в сердце – худшее из

сердечных заболеваний».

Помните, что ребенка учит то, что его окружает:

Если ребенка часто критикуют – он учится ненавидеть.

Если ребенка часто высмеивают – он становится замкнутым.

Если ребенка часто позорят – он учится жить с чувством вины.

Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.

Если ребенка часто хвалят – он учится быть благодарным.

Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится агрессивности.

Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская педагогическая разработка (адаптированная воспитательная программа) "Искусство общения и культура поведения".

Данная программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми, находящимися в специальных детских домах. Адресована воспитателям данного типа учреждений. Рассчитана на трехлетний срок обучени...

Авторский проект: РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЖ

В данной статье рассматривается система дополнительного образовния по ОБЖ как фактор развития навыков безопасного поведения...

Авторская программа элективного курса "Культура речи - культура поведения"

Программа курса «Культура речи – культура поведения» разработана на основе Федерального Государственного Стандарта Образования (ФГОС) по специальности начального профессионального образования (секрета...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

План конспект занятия по авторской программе «Безопасное детство» «Поведение в общественном транспорте»

Конспект расшитан  на проведение занятия  в игровой форме, что позволяет  продуктивному  усвоению  материала....

Комплекс психодиагностик направленных на выявление подростков склонных к девиантным формам поведения (рисковое поведение, склонность к зависимому поведению)

Перечень методик направленных на исследование авитальной активности несовершеннолетних, склонности к зависимым формам поведения...