РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Моя любимая Кубань"
рабочая программа (6 класс) на тему

Цыганенкова Оксана Юрьевна

Программа курса внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» способствует развитию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы. Она ориентирует детей на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное патриотическое его совершенствование.

Цель программы «Моя любимая Кубань» - формирование гражданской позиции, патриотических чувств, уважения и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города и области на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_lyubimaya_kuban.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

гражданско – патриотическое направление

______________________________________________

(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

МОЯ ЛЮБИМАЯ КУБАНЬ

(наименование)

2 года

(срок реализации программы)

13-14 лет

(возраст обучающихся)

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» способствует развитию у детей гражданско-патриотических качеств, расширению и укреплению ценностно-смысловой сферы. Она ориентирует детей на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное патриотическое его совершенствование.

Цель программы «Моя любимая Кубань» - формирование гражданской позиции, патриотических чувств, уважения и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города и области на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

         

Задачи программы:

         Обучающие:

•        формировать и развивать у обучающихся интерес и любовь к родному краю;

•        сравнивать, сопоставлять события и факты;

•         формировать у обучающихся целостное восприятие истории, культуры города как части истории мира;

•        научить понимать свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовать с ним;

•        учить осознавать значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;

•        осваивать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска краеведческой информации;

•        изучать и практически использовать технологии  подготовки  и познавательной работы.

         Развивающие:

•        развивать аналитическое мышление, устную речь;

•        формировать умение работы с различными источниками;

•        формировать умение излагать свои мысли.

          Воспитательные:

•        воспитывать интерес к жизни родного города через   самостоятельное нахождение нужной краеведческой  информации;

•        воспитывать чувство гордости за земляков, чувство восхищения талантами и способностями знаменитых людей города и области;

•    формировать средствами интерактивных методов работы отношений дружбы и сотрудничества, объединяющих детей и взрослых.

•        создать коллектив единомышленников – юных краеведов.

Принципы реализации программы:

•        принцип наглядности;

•        принцип связи теории с практикой;

•        принцип научности;

•        учет возрастных особенностей;

•        принцип результативности;

•        принцип актуальности;

•        принцип метапредметности.

Программа внеурочной деятельности «Моя любимая Кубань» реализуется в 7-8 классах. Срок реализации программы – 2 года.

Общая характеристика курса

 Воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель программы - развитие определенных человеческих качеств личности, отражающих нравственный портрет школьника, служащий своеобразным ориентиром в воспитании.

       Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована к условиям обновления образовательного процесса, связанным с введением Федерального государственного образовательного стандарта. Реализация данной программы осуществляется через системно-деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий: личностных, познавательных и коммуникативных. Данная программа продолжает работу по нравственно-патриотическому воспитанию, начатую в начальной школе.

      Содержание программы разработано с учетом возрастных особенностей детей 5-6 классов и ориентировано как на добровольные разновозрастные группы детей, так и на отдельно взятый класс. Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Теоретические занятия дополняются экскурсиями, конкурсами, поездками, практикумами.

Формы и методы обучения: беседы, реферативные сообщения, поисковые задания, практикумы. Значительное внимание в данной программе уделяется формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению обучающихся в активный познавательный процесс.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального);
  • участие в социальных акциях.

       Содержание курса служит основой для дальнейшего изучения материала краеведческой направленности на уроках истории, географии.

 

Описание места курса в плане

внеурочной деятельности школы

В соответствии с Планом внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 2 им. Адмирала Ушакова рабочая программа курса внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому направлению развития личности «Моя любимая Кубань» реализуется в 7-8 классах 136 часов за 2 года.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

В ходе реализации программы у обучающихся должны развиться следующие ценностные ориентиры:

       Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

       Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

       Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,

       Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

       Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

       Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения программы

Предметными результатами  освоения программы внеурочной деятельности являются знания:

  • история Кубани;
  • символика Кубани;
  • традиции Кубани;
  • названий улиц города, истории названия некоторых из них;
  • имен знаменитых людей Кубани;
  • символику Краснодарского края.

    Личностными результатами являются:

  • любовь к своему городу, области;
  • уважение и принятие ценности семьи и общества;
  • любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.

         

Метапредметные результаты:

  • владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • умение работать в коллективе;
  • участие в трудовых акциях.

Для достижения данного уровня результатов большое значение будет иметь взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.


Содержание программы

7 класс

 1. Введение – 2 часа.

 «Кубань: люди –край».

  1. Моя школа – моя судьба – 7 часов.

История школы, устав школы. Правила внутреннего распорядка. Права и обязанности школьника. Гордость и традиции школы. Мечты о школе и городе будущего.

3.  История Кубани– 5 часов.

Страницы Краснодарского края: почему Кубань? Изучаем гимн Кубани. Символ Кубани – герб. Ответственное отношение к родному краю.

4. Знаменитые люди нашего края – 4 часа.

Почетные граждане Кубани. Ими гордится Кубань.

  1. Города и села нашего края – 7 часов.  

Калейдоскоп названий городов и сел. Их именами названы улицы города. История улиц города. Мой край, мой дом.

  1. Предприятия нашего края – 3 часа.

Учреждения культуры и спорта. Система образования края.

7.  Геленджик – часть Кубани – 10 часов.

Геленджик на карте Краснодарского края. История Краснодарского края. Государственные символы Кубани. Гимн Кубани. Музеи и памятники Кубани. Лицо Кубани – визитная карточка страны. Гербы городов Кубани.

  1. Волшебные краски Кубани – 8 часов.

Кубань осенью, зимой, весной. Создание фотоальбома.

  1. Я люблю свою Кубань – 8 часов.

Мой вклад в развитие Кубани. Участие в субботниках. Озеленение школьного двора.

  1.  Путешествуем по Кубани – 14 часов.

Поездки по музеям и выставкам.

8 класс

      1. «Семья вся вместе – и душа на месте» - 15 часов.

 История одной фотографии. Рукотворный мир. Моя семья. Семейные      традиции. Вклад моей семьи в историю страны. Семейный бюджет. Права и обязанности родителей и детей. Папа, мама, я – дружная семья. Поздравление с Днем Семьи.

2. Школа – мой второй дом – 10 часов. 

Встреча с детским писателем. Умники и умницы. Мой любимый предмет в школе. История школы.

  1. «Кубань – родная» – 23 часа. 

Моя малая родина. Природа Кубани. Улицы моего города. Герои – земляки Великой Отечественной войны. Парки и скверы города. Экологический десант. Что мы покажем гостям в Геленджике. Мой город в будущем.

  1. Родной свой край люби и знай – 20 часов. 

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с произведениями искусства нашего края. Трудовые достижения и замечательные люди Кубани. Природа Кубани. Люби и знай родную Кубань.


Тематическое планирование

7 класс

№ п/п

Тема

По программе

Из них

Виды контроля

теория

практика

1.

Введение.

2

2

2.

Моя школа – моя судьба

7

3

4

Сочинения

3.

История Кубани

5

5

4.

Знаменитые люди нашего края

4

4

Поисковые задания

5.

Города и села нашего края

7

2

5

Викторина, поисковое задание

6.

Учреждения нашего края

3

1

2

Поисковое задание

7.

Геленджик – часть Кубани

10

5

5

Поисковые задания, презентации

8.

Волшебные краски Кубани

8

1

7

Изготовление фотоальбома

9.

Я люблю свою Кубань

8

1

7

Полив деревьев, уборка школьной территории

10.

Путешествуем по Кубани

14

14

Фотоальбом

Всего

68

20

48

8 класс

№ п/п

Тема

По программе

Из них

Виды контроля

теория

практика

1.

«Семья вся вместе – и душа на месте»

15

2

13

Выставка, творческий отчет, практикум

2.

Школа – мой второй дом

10

2

8

Интеллект. игра, конкурс рисунков, создание альбома

3.

Кубань родная

23

3

20

Поисковое задание, проект, создание уголка

4.

Родной свой край люби и знай

20

20

Поисковые задания, викторина

Всего

68

7

61


Календарно-тематическое планирование

7 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Введение (2 часа)

1-2

Кубань: люди –край.

2

Моя школа – моя судьба (7 часов)

3

История школы. Устав школы.

1

4

Правила внутреннего распорядка.

1

5

Права и обязанности школьника

1

6-7

Гордость и традиции школы. Практическое занятие.

2

8-9

Мечты о школе и городе будущего (сочинения).

2

История Кубани (5 часов)

10-12

Страницы края: почему Кубань?

3

13

Изучаем гимн Кубани.

1

14

Символ нашей Кубани – герб.

1

Знаменитые люди нашего края (4 часа)

15

Почетные граждане Кубани. Поисковое задание.

1

16

Почетные граждане Кубани. Поисковое задание. 

1

17-18

Ими гордится Кубань. Поисковое задание. 

2

Города и села нашего края (7 часов)

19

Викторина «Калейдоскоп названий городов и сел».

1

20

Их именами названы города и села. Поисковое задание. 

1

21-22

История наших городов и сел.

2

23-25

Экскурсия «Мой край, мой дом».

3

Предприятия нашего края (3 часа)

26

История учреждений культуры. Поисковое задание. 

1

27

Система образования края.

1

28

Учреждения культуры и спорта. Система образования края. Экскурсия.

1

Геленджик – часть Кубани (10 часов)

29

Геленджик на карте Краснодарского края. История Кубани. Поисковое задание. 

1

30-31

Государственные символы Кубани. Гимн Кубани.

2

32-34

Музеи и памятники Кубани. Поисковое задание. 

3

35-36

Лицо города – визитная карточка страны.

2

37-38

Гербы городов Кубани. Презентации.

2

Волшебные краски Кубани (8 часов)

39-40

Экскурсия по осеннему городу. Фотографирование.

2

41-42

Экскурсия по зимнему городу. Фотографирование.

2

43-44

Экскурсия по весеннему городу. Фотографирование.

2

45-46

Изготовление фотоальбома «Волшебные краски города»

2

Я люблю свою Кубань(8 часов)

47-48

Мой вклад в развитие края

2

49-50

Участие в экологической акции (посадка деревьев на школьном дворе)

2

51-52

Участие в субботниках

2

53-54

Участие в субботниках

2

Путешествуем по Кубани (14 часов)

55-59

Поездка в г. Новороссийск.

5

60-65

Музей военной истории.

6

66-68

Экскурсия в музей г. Геленджик.

3

8 класс

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

«Семья вся вместе – и душа на месте» (15 часов)

1-2

История одной фотографии.

2

3-5

Рукотворный мир. Выставка поделок, сделанных совместно с родителями.

3

6-7

Моя семья. Семейные традиции. Творческий отчет.

2

8-9

Вклад моей семьи в историю страны. Поисковое задание.

2

10

Семейный бюджет. Практикум.

1

11

Права и обязанности родителей и детей. Круглый стол.

1

12-13

Папа, мама, я – дружная семья. Спортивный праздник.

2

14-15

Поздравление с Днем Семьи. Изготовление открыток.

2

Школа – мой второй дом (10 часов)

16-17

Встреча с детским писателем

2

18

Умники и умницы. Интеллектуальная игра.

1

19-21

Мой любимый предмет в школе. Конкурс рисунков.

3

22-25

История школы. Создание альбома.

4

Геленджик – город родной (23 часа)

26

Моя малая родина

1

27-28

Природа Геленджика

2

29-31

Улицы моего города. Экскурсия

3

32-34

Герои – земляки Великой Отечественной войны. Поисковое задание.

3

35-38

Парки и скверы города. Экскурсия.

4

39-40

Экологический десант. Уборка школьного двора.

2

41-44

Что мы покажем гостям в Геленджике. Оформление уголка.

4

45-48

Мой город в будущем. Защита проектов.

4

Родной свой край люби и знай (20 часов)

49-52

Наш край в годы Великой Отечественной войны. Поисковое задание.

4

53-59

Знакомство с произведениями  искусства нашей области. Посещение музеев, театров.

7

60-62

Трудовые достижения и замечательные люди Кубани. Поисковое задание.

3

63-66

Природа Кубани. Поисковое задание.

4

67-68

Люби и знай родную Кубань. Викторина.

2


Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Внеурочная деятельность // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- 2 –е изд. – М.: 2011. – С.2—22.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утверждена постановлением Правительсмтва РФ от 05.10.2010 № 795  // Вестник образования. – 2011. - № 1. – С. 24.

3. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов // М.: Просвещение, 2011. – 92 с. – (Работаем по новым стандартам).

4. Громова, О.К. Развитие информационной культуры у детей в школьных и детских библиотеках: учеб.-практическое пособие / О.К. Громова. – М.: Профессия, 2009. – 205 с.

5. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 23 с. – (Стандарты второго поколения).

6. В.И. Зыков, О.И. Станчева, В.Г. Рассказова. Полысаево – характер шахтерский. – ООО ИД «Вояж», 2008.

7. Т.И. Калицкая, П.М. Немирович-Данченко. Жилищно-коммунальное хозяйство Кемеровской области. 60 лет истории. – Словацкая Республика, 2002.

8. Газета «Полысаево».

Интернет-ресурсы

  1. Официальный сайт администрации г. Полысаево. Электронный ресурс. Режим доступа:  www.polisaevo.ru/
  2. Сайт Центральной городской библиотеки города Полысаево. Электронный ресурс. Режим доступа:  http://bibpol.ru
  3. Википедия – Полысаево: Электронный ресурс. Режим доступа:  ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Сайт храма прп. Серафима Саровского: Электронный ресурс. Режим доступа: missioner.prihod.ru/blaghramscategory/view/id/39634

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.

Компьютер

1

2.

Мультимедийный проектор

1

3.

Экран

1

Планируемые результаты освоения программы

внеурочной деятельности

Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний.

Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, то есть в защищенной, дружественной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для достижения данного уровня результатов большое значение будет иметь взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

В ходе реализации программы у обучающихся должны развиться следующие ценностные ориентиры:

       Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

       Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

       Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность,

       Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

       Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

       Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "О любимом крае на английском"

Данная рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время ( кружок, факультатив) с учащимися 2-5 классов.  Программа основана на материале о Хабаровском крае....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ „ЛИТЕРАТУРА КУБАНИ НА ШКОЛЬНОЙ СЦЕНЕ“.

Программа ориентирована на учащихся 9-х  классов, поддерживает региональный курс «Кубановедение» и помогает решать задачи воспитательной системы школы, организации внеурочной деятельности учащихс...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...