Классный час на тему "Темперамент и характер человека"
классный час (6 класс)

Монгуш Алдынай Валерьевна

- беседа про виды темпераментов;

- тест на определение вида темперамента у детей;

- советы детям по результатам теста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_temperament.docx55.98 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему:

 «Темперамент и  характер человека»

КЛАСС: 6

ЦЕЛЬ:

изучение межличностных отношений через особенности темперамента каждого учащегося.

ЗАДАЧИ:

  1. Выявить характер взаимоотношений в классе, а также место каждого в системе личностных связей.
  2. Познакомить с происхождением популярной типологии темперамента.
  3. Составить у учащихся представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.
  4. Сопоставить понятия «темперамент» и «характер», выявить их различия.
  5. Пополнить словарный запас детей.
  6. Сплотить коллектив  в результате совместного изучения личностных особенностей учащихся.
  7. Выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников.
  8. Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

ОБОСНОВАНИЕ: Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологические знания на практике. Поэтому я решила провести классный час в виде беседы с элементами психологического тренинга.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  1. компьютер;
  2. компьютерная презентация;
  3. мультимедийный проектор;
  4. видеофрагменты;
  5. тестирование.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительная беседа.

Слайд 1.

Учитель:

Тема нашего классного часа: «Темперамент и  характер человека».

Слайд 2.

Учитель:

Посмотрите на картинку.

– Что вы видите? (разных людей)

– Чем они отличаются друг от друга? (одни - веселые, другие - серьезные, задумчивые, удивленные,...)

– От чего это зависит? (от их настроения)

– А что такое настроение? Что означают слова "у меня хорошее настроение” или "мне грустно?” Почему одни люди всегда улыбаются, а другие – грустят? (они разные по характеру)

– А что определяет характер человека? (его темперамент)

Слайд 3.

Учитель:

Все люди очень разные... Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей - темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Сегодня на занятии мы постараемся выработать умение правильно вести себя с каждым членом классного коллектива в соответствии с особенностями его темперамента.

Для этого мы узнаем, какие существуют типы темперамента, что свойственно тому или иному типу темперамента, и попробуем найти свое место и место одноклассников в этой сложной нервной системе.

Слайды 4-5

Учитель:

Обратите  внимание на эпиграфы, они помогут нам понять главную цель нашего занятия.

Самое первое и

самое главное в жизни –

 это стараться

владеть самим собой.

В.Гумбольдт

Темперамент идет

 впереди мысли.

Это плохо.

Надо поставить мысль

 впереди темперамента.

К.С.Станиславский

  1. Изучение теоретического материала.

Слайд 6.

Учитель:

Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ (в роду которого было 17 поколений врачей) создал свое учение о типах темперамента (темперамент от латинского temperamentum – означает надлежащее соотношение, соразмерность частей), в котором он утверждал, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела: крови, лимфы, желтой желчи и черной желчи. Каждая жидкость имеет особые свойства и особое назначение.

Видеофрагмент № 1

Общая психология. Темперамент.

Слайд 7.

Учитель:

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «земля») — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis , сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «вода») — меланхоликом.

Видеофрагмент № 2

Классификация темпераментов по Гиппократу.

Слайд 8.

Учитель: 

Темперамент и свойства нервной системы

Темперамент по Гиппократу

Краткая характеристика

Свойства нервной системы по Павлову

Выдающиеся личности

Флегматик

Работоспособный  

Малоэмоциональный

Надежный

Спокойный

Серьезный

Сильный

Уравновешенный

Малоподвижный      

Кутузов

Крылов

Ньютон

Сангвиник

Активный

Энергичный

Жизнерадостный

Легкомысленный

Беззаботный

Сильный

Уравновешенный

Подвижный

Наполеон

Холерик

Очень энергичный

Вспыльчивый

Эмоциональный

Напористый

Чувствительный

Сильный

Неуравновешенный

Подвижный

Петр Первый

Пушкин

Суворов

Меланхолик

Замкнутый

Ранимый

Сдержанный

Задумчивый

Грустный

Слабый

Неуравновешенный

Сдержанный

Лермонтов

Блок

 Гоголь

  1. Выступления учащихся.

Слайды 9-12.

  1. Сангвиник

Тип работы: высокая работоспособность, легко сосредотачивает внимание, может параллельно выполнять несколько дел. Легко загорается интересом к новой работе, но быстро угасает, загорается новым видом работы. Проявляет организаторские способности. Хорошие работники на ответственных и опасных местах. Не способен вникать в детали и не переносит однообразия и монотонности. Быстро может осваивать новую специальность. Чтобы подчиненный-сангвиник хорошо работал, надо перед ним непрерывно ставить новые и интересные задачи, при этом желательно систематический контроль и проверка. Его можно заинтересовать материальными условиями труда и перспективой. Сангвиник сам знает себе цену и не ищет подтверждения своей значимости у начальства.

Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, м/с общего профиля, психолог, воспитатель, организатор, продавец,         официант, инженер-технолог и др. Обладает социальными                 умениями и нуждается в социальных контактах.                         

  1. Холерик

Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист,

но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает                         задачи, позволяющие ему проявить свою                         энергию, энтузиазм, импульсивность,                         доминантность, любовь к приключениям.

  1. Флегматик

Тип работы: подходит работа, требующая, большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением. Любит трудности и препятствия, способен их преодолевать. Быстро включается в работу. Свои планы приводит в действие, работу доводит до конца. В период интенсивной работы склонен переоценивать свои возможности. Стремится к самостоятельности и плохо подчиняется власти. Напорист, но недостаточно настойчив. С холериками следует быть сдержанными, не допускать резкого тона, вместо замечаний, надо давать задания, которые позволяют исправить допущенную ошибку. Холерики хорошо работают с флегматиками и меланхоликами, но двух холериков объединять нельзя – они будут соперничать и конфликтовать.

Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель и др. Обладает вербальными способностями. Избирает                         задачи, позволяющие ему проявить свою                         энергию, энтузиазм, импульсивность,                         доминантность, любовь к приключениям.

  1. Меланхолик

Тип работы: их работоспособность зависит от настроения: периодически высокая, но при пониженном тонусе – низкая,         он может быстро уставать. Противопоказана деятельность,  требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями. Трудно приспосабливается в новом трудовом коллективе. В работе меланхоликам необходимы постоянная поддержка и регулярный отдых. Меланхолики – тонкие и наблюдательные люди, способные замечать такие детали в поведении людей, которые те хотят скрыть, что можно использовать в профессиональной деятельности.

Возможно, не следует выбирать работу, где требуется постоянное общение с людьми, а вот «общение» с компьютерами для него подходит больше.

Нежелательно работать водителем на общественном транспорте (в связи с торможением нервной системы).

Рекомендуемые профессии: педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, машинопись, автослесарь, слесарь, токарь,                 радиомеханик и др. Склонность к творчеству,                         практическому труду, наблюдательности.

  1. Коллективная работа.

Слайд 13.

Учитель:

  1. Работоспособность меланхолика зависит от настроения, поэтому ему необходимо эмоциональная поддержка и регулярный отдых.

Меланхолик, человек которого "ведут” (руководителем он не может быть).

Люди меланхолики могут поддержать идею, они творческие люди, у них высоко развито воображение. При разговоре с меланхоликом нельзя использовать резких слов. На ответственные опасные участки нельзя их ставить.

Меланхолики и сангвиники не уживаются друг с другом.

  1. Холерики все схватывают на лету, быстрая смена чувств, высокая работоспособность, инициативны, работу доводят до конца. Это люди творчества, стремятся к самостоятельной работе, общительны, легко входят в контакт. С холериком нужно наладить хорошие отношения. В споре высоко возбуждаются. Холерика можно заинтересовать деньгами, пустой работы его не завлечешь. Он ставит цель своей работы, социальное положение для него очень важно. Легко сходится с сангвиником и меланхоликом. Соединение двух холериков не возможно!
  1. Сангвиники отличаются высокой работоспособностью, дисциплинированностью и эмоциональной сдержанностью. Они легко откликаются на внешние впечатления и быстро переключаются с одной работы на другую.

Сангвиники быстро мыслят и чувствуют, у них живая речь. Плохо выполняют монотонную работу, хорошо работают на ответственных местах, при загруженности работой - он чувствует себя хорошо. С подчиненными сангвиники находятся в строго деловых отношениях.

Женщины – сангвиники очень чувствительные натуры, им необходима положительная оценка.

Мужчины – сангвиники легко переносят замечания.

  1. Флегматики достаточно работоспособны, хотя и менее активны сангвиника, а в эмоциональном отношении просто невозмутимые. Поэтому они редко гневаются и печалятся, правда, и радуются мало.

Флегматики трудно приспосабливаются к новой обстановке и испытывают определенные трудности в общении. Они обычно замкнуты и медлительны.

Флегматикам необходимо давать задание в письменной форме. В коллективе флегматики уживаются со всеми типами темперамента. Лидерами в коллективе бывают редко, но медленно могут повышать свою карьеру. Для флегматиков не важна материальная поддержка, а похвала инициативой.

Влияет темперамент и на выбор профессии. Как правило, человек выбирает те виды деятельности, которые соответствуют его темпераменту. Такие качества, как скорость выполнения тех или иных действий, общительность, эмоциональность, могут стать определяющими в выборе профессии.

Слайд 14.

Учитель:

- А сейчас представьте: вы сидите на скамейке, рядом с вами лежит ваша шапка, к вам подходит человек и садится на неё! Как вы отреагируете???

Рассуждения учащихся.

Слайды 15-20.

Весёлый тест.

Слайд 21.

Учитель:

- Давайте посмотрим с вами фрагменты из м/ф, где герои проявляют черты какого-то определённого вида темперамента. А вы угадайте, какого?

Видеофрагменты 1-4.

Слайды 22-25.

Учитель:

- Одарёнными могут быть люди разных темпераментов.

V.  Анализ результатов предварительного анкетирования.

Слайд 26.

Учитель:

Определение собственного темперамента

Результаты тестирования

 Как уже говорилось выше, чистые темпераменты встречаются очень редко. Существуют не только смешанные типы темпераментов, но и промежуточные, переходные. Для определения типа темперамента разработано множество методик, тестов.

Если в какой-то из групп вы получили больше 10 плюсов, то этот тип темперамента у вас доминирующий. Если количество плюсов 5-9, то эти черты выражены у вас в значительной мере. И если положительных ответов меньше 4, то черты такого типа темперамента слабо выражен.

Презентация

Слайд 27.

Учитель:

- Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, бывают только плохие характеры.

Особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший" темперамент - сангвинический, а "худший" - меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Также помните о том, что, несмотря на то что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться  управлять своим типом темперамента.

VI. Заключительная беседа.

Слайд 28.

Учитель:

- Темперамент – индивидуальные особенности личности, относящиеся к его психике, которые отражают психическую деятельность человека. Он не зависит от целей и содержания и не меняется в течение жизни.

Темперамент лежит в основе характера.

Слайд 29-30.

Учитель:

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

https://lh5.googleusercontent.com/25Rphdi-A2_2Px74qeCvLgUDX41umuTWqRys1qXWmPB77b66Nke7YCZ4lr8KAByZIs5kKuB03bBFJjCd83Jx0IrckFUx5IZ3z6-VzBGQnK2xvHUQq2mXpO_Z7bEpyUCyXlSE27jD6RU

Слайд 31.

Работа по обогащению словаря учащихся.

Учитель:

- Прочитайте пословицы и найдите соответствия.

Слайды  32-34.

Послесловие.

Учитель:

Ко всему вышеизложенному необходимо добавить следующее: абсолютно идентичных описаниям представителей типов темпераментов в жизни можно встретить не так и часто. В большинстве своём люди сочетают в себе сразу несколько типов, то есть они являются представителями смежных или смешанных типов. Так что не стоит расстраиваться, если вы не смогли примерить на себя полное  описание какого-либо темперамента. К тому же человек вполне способен воспитать в себе необходимые качества, для этого требуются лишь терпение и сила воли.

https://lh5.googleusercontent.com/EEsCld_rsCV7F1ZjEQjLoob8WQUCcY4MSntjsFgGVCeedZxWVdjgeXiUWgyuED21DcTiAl7MJ_Hc1ZQILjf0g2hECucabMr2js1r-97XNw3l8YVHiP4LuGlwtjpongOASAmWTC4lEZAПримером самовоспитания может послужить Антон Павлович Чехов, который предстает перед нами в образе совершенно спокойного и уравновешенного человека. Однако из его переписки с женой можно выяснить кое-что интересное, например, Антон Павлович сделал признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что”.

https://lh6.googleusercontent.com/cJOpgje_9q5pl_rNLL1cFzAG9MnPEJy1KTdLNb-oFAvMv6PgebLAFgRZkblASpN2AyCrcICWQG9p4YI7NYNVfCjOd6QsiHbvAxH7qmj-Aen5NR4KxtIDEvdPWwqfUqUezMS_6VmYxwc

Слайды 4-5

Учитель:

- Обратите ещё раз внимание на эпиграфы, они помогут нам понять главную цель нашего занятия. К чему мы должны стремиться? Памятки для учащихся.

Самое первое и

самое главное в жизни –

 это стараться

владеть самим собой.

В.Гумбольд

Темперамент идет

 впереди мысли.

Это плохо.

Надо поставить мысль

 впереди темперамента.

К.С.Станиславский

Использованные ресурсы:


1.Мир советов-http://mirsovetov.ru/a/psychology/psychologic-trick/temperament.html

2.Психология подростка- http://psycholines.narod.ru/sp12.html

Тест «Выявление особенностей темперамента ребёнка»

Данный тест поможет Вам определить, признаки какого типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) преимущественно проявляются у Вашего ребёнок и уже в соответствии с этим выстраивать систему его воспитания.

Тест для учащихся 5-6 классов.  

Вопросы:

1. За новое дело я принимаюсь: 

а. С нетерпением, быстро. 

б. С творческой энергией. 

в. Спокойно обдумав весь процесс работы.

  г. С чувством неуверенности в своих возможностях. 

 2. В незнакомом, новом для меня месте я чувствую себя: 

а. Как хозяин, стремлюсь сразу показать всем, кто я есть. 

б. Свободно, на равноправных началах, общаюсь с людьми.

  в. Довольно спокойно, стараюсь поменьше обращать на себя внимание. 

 г. Очень неуютно, стараюсь быстрее уйти. 

3. Из-за неудач в работе или учебе я: 

а. Сильно сержусь на себя, школу, родителей, товарищей. 

 б. Огорчаюсь, но стараюсь быстро найти и устранить причину неудачи. 

 в. Сильно не переживаю, спокойно ищу причину неудачи. 

 г. Могу расплакаться и долго не могу забыть о неудаче. 

 4. Моя речь:  а. Быстрая, сбивчивая, ход мысли опережает речь. 

 б. Быстрая, уверенная, помогаю себе мимикой и жестами.

  в. Медленная, разборчивая, уверенная. 

г. Медленная, неуверенная, говорю довольно тихим голосом, кажется, что мысли путаются у меня в голове.

5. Начиная новое дело, я: 

 а. Берусь за него с большим желанием, но редко довожу до конца. 

 б. Берусь за него с большим желанием и если оно мне очень нравится, довожу его до конца. 

в. Берусь за него тщательно все обдумав и постепенно довожу его до конца. 

 г. Берусь за него с чувством неуверенности в том, что смогу это сделать. 

 6. Я предпочитаю читать истории, в которых: 

а. Герои подвергаются испытаниям на верность дружбе, любви. 

б. Подробно описано великолепие нарядов, дворцов, героев, их жизнь.

 в. Герои трудятся и за свой упорный труд получают награду.

г. Подробна описана природа, чувства и переживания героев.

Результаты: Если в ответах преобладает: а - холерик,   в - флегматик, б - сангвиник, г - меланхолик. 
Тест на определение темперамента

Из четырех утверждений вам необходимо выбрать одно, наиболее подходящее для вас.

1.

а) суетливы и неусидчивы;

б) жизнерадостны и веселы;

в) хладнокровны и спокойны;

г) застенчивы и стеснительны.

 2.

а) вспыльчивы и невыдержанны;

б) деловиты и  энергичны;

в) обстоятельны и последовательны;

г) в новой обстановке теряетесь.

 3.

а) прямолинейны и резки по отношению к другим людям;

б) склонны себя переоценивать;

в) умеете ждать;

г) сомневаетесь в свои силах.

 4.

а) незлопамятны;

б) если что-то перестает интересовать, быстро остываете;

в) строго придерживаетесь  системы в работе и распорядка дня;

г) приспосабливаетесь невольно к характеру собеседника.

 5.

а) вы обладатель порывистых, резких движений;

б) быстро засыпаете;

в) вам тяжело приспособиться к новой обстановке;

г) покорны.

 6.

а) к недостаткам нетерпимы;

б) работоспособны, выносливы;

в) в своих интересы постоянны;

г) легко ранимы, чувствительны.

 7.

а) нетерпеливы;

б) бросаете начатые дела;

в) рассудительны и осторожны;

г) трудно устанавливаете контакт с новыми людьми.

 8.

а) у вас выразительная мимика;

б) быстрая, громкая речь с живыми жестами;

в) медленно включаетесь в работу;

г) очень обидчивы.

 9.

а) у вас быстрая, страстная речь;

б) в новую работу включаетесь быстро;

в) порыв сдерживаете легко;

г) очень впечатлительны.

 10.

а) работаете рывками;

б) за любое новое дело беретесь с увлечением;

в) попусту сил не растрачиваете;

г)  у вас тихая , слабая речь.

 11.

а) вам присуща несобранность;

б) настойчивы в достижении цели;

в) вялы, малоподвижны;

г) ищите сочувствия других.

 12.

а) быстро решаете и действуете;

б) в сложной обстановке сохраняете самообладание;

в) ровные отношения со всеми;

г) необщительны.

 13.

а) инициативны и решительны;

б) быстро схватываете новое;

в) не любите попусту болтать, молчаливы;

г) одиночество переносите легко.

 14.

а) стремитесь к новому;

б) у вас всегда бодрое настроение;

в) любите аккуратность;

г) робки, малоактивны.

 15.

а) упрямы;

б) в интересах и склонностях не постоянны;

в) у вас спокойная, ровная речь с остановками;

г) при неудачах чувствуете растерянность и подавленность.

 16.

а) имеете склонность к горячности;

б) тяготитесь однообразной кропотливой работой;

в) мало восприимчивы к порицанию и одобрению;

г) у вас  высокие требования к окружающим и себе.

 17.

а) склонность к риску;

б) к разным обстоятельствам приспосабливаетесь легко;

в) начатое дело доводите до конца;

г) у вас быстрая утомляемость.

 18.

а) резкие смены настроения;

б) склонны отвлекаться;

в) обладаете выдержкой;

г) слишком восприимчивы к порицанию и одобрению.

 19.

а) бываете агрессивным, задирой;

б) отзывчивы и общительны;

в) незлобивы;

г) мнительны, подозрительны.

 20.

а) в споре находчивы;

б) неудачи переживаете легко;

в) терпеливы и сдержанны;

г) имеете склонность уходить в себя.

 Подсчитайте, сколько раз вы выбрали ответ «а», сколько «б», сколько «в» и сколько «г». Теперь каждую из полученных 4 цифр умножьте на 5. Вы получите процентное содержание ответов.

 Например:

«а»     — 7 раз   * 5 = 35%

«б»     — 10 раз * 5 = 50%

«в»     — 2 раза  * 5= 10%

«г»     —  1 раз    * 5 =  5%

 

Четыре вида ответов соответствуют 4 типам темперамента.

«а» — тип холерика

«б» — тип сангвиника

«в» — тип флегматика

«г» — тип меланхолика.

   Типы темперамента

 Холерик.

Неуравновешенный тип. Бурные эмоции, вспышки. Речь неровная, сбивчивая. Резкая смена настроений. С людьми неуживчив, прямолинеен. Не умеет ждать, нетерпелив. Стремится к новому постоянно, неустойчив в интересах.

Сангвиник.

«Живой», общителен, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Легко входит в новый коллектив, не скован. Быстро переключается с одной работы на другую. В решениях часто не собран. Речь четкая, громкая, быстрая.

Флегматик.

Уравновешенный. Рассудителен, осторожен, общителен в меру. Малоподвижен, инертен. Устойчив в интересах. Придерживается строгого распорядка на рабочем месте. Медленно переключается с одной работы на другую.

Меланхолик.

Малоподвижный, неуравновешенный. Все эмоции внутри. Нерешителен, не верит в себя, очень чувствителен. Замкнут, склонен к одиночеству. Устойчив в интересах. На контакты идет тяжело

. Секрет отличного общения – в особом подходе к представителям разных темпераментов.

Мы отличаемся друг от друга многим – внешностью, образованием, пристрастиями, но есть то, что является самым серьезным и, пожалуй, труднопреодолимым различием. Речь идет о нашем темпераменте. Веселому тяжело понять грустного, тому, кто очень быстро соображает, сложно работать в паре с тугодумом, новатор вряд ли договорится с консерватором.

Тем не менее, гармоничное общение между представителями разных психотипов возможно, нужно только учитывать особенности своего визави. И сегодня Passion.ru рассказывает о том, как общаться с холериком, сангвиником, меланхоликом и флегматиком.

Как общаться с холериком

Как общаться с холериком

Холерики – люди взрывного темперамента, они порывисты и неуравновешенны, соответственно, общаться с ними сложно. Эти индивидуумы очень обидчивы и не терпят, когда им возражают, так что поссориться с ними элементарно. Тем не менее, они не злопамятны и быстро успокаиваются, поэтому если не обращать внимания на их вспышки, а принимать их такими, какие они есть, общий язык найти с ними все-таки можно.

Помните, что холерики всегда говорят то, что думают, но при этом часто это не их истинные мысли, а просто реакция на каждый конкретный момент, помноженная на сиюминутное настроение. В другое время и при иных обстоятельствах вы легко можете услышать от них диаметрально противоположные по смыслу высказывания. И даже если такой человек оскорбил вас, не факт, что он на самом деле плохо к вам относится.

Для того чтобы сохранить с холериком хорошие отношения, нужно всего лишь всегда «гладить его по шерстке» и постараться не выводить его из себя. И дело не в том, что в противном случае он вас не простит, а в том, что вы сами не сможете нормально с ним общаться после того, что он вам наговорит. Он же, выпустив наружу свое раздражение, успокоится и будет вести себя так, как будто ничего не произошло. Для него любой завершившийся конфликт – это то, к чему он не возвращается, прошедшая ссора как бы стирается из его памяти.

Если же вы работаете с холериком, особенно если вы – его начальник, то стоит учитывать, что в этом человеке очень много энергии, его не надо подстегивать, чтобы добиться от него отличных результатов (любое давление он воспринимает негативно). Напротив, ему регулярно нужно давать передышки, иначе он доработается до нервного истощения.

Как общаться с сангвиником

Как общаться с сангвиником

Сангвиники общительны, можно сказать, что взаимодействие с другими людьми им нужно как воздух. Поэтому, как правило, у них много друзей и хороших знакомых, к ним тянутся, им стараются понравиться. Иногда складывается впечатление, что с представителями этого психотипа вообще невозможно поругаться. Однако это не так. Своих «тараканов» в голове у них тоже хватает.

Очень часто сангвиники делают поспешные выводы, потому что их суждения поверхностны. Соответственно, они регулярно совершают ошибки, признаться в которых им очень сложно. Так что даже если такой человек не прав, у него лучше попросить прощения – сам извиняться он просто не умеет. Это как раз тот случай, когда кому-то кажется, что из-за чистосердечного признания своей некомпетентности у него «корона сползет».

Кроме того, для адекватного общения с сангвиниками тщательнее следите за их мимикой – все эмоции написаны у них на лице. При должной наблюдательности вы достаточно быстро разберетесь, что такой человек о вас на самом деле думает, а также будете безошибочно определять, когда он хочет сменить тему беседы, а о чем с ним вообще лучше не разговаривать.

Если вы хотите долго оставаться другом или любовным партнером сангвиника, то не давайте ему скучать – чем больше разнообразных впечатлений он получает, тем лучше себя чувствует. Как правило, такие люди надежно привязываются только к тем, кто может обеспечить им частую смену ощущений и даже текущей реальности, от выплеска адреналина они тоже не откажутся. К тому же стоит помнить, что сангвиники – народ расчетливый и очень хорошо соображающий, так что подкидывайте им сложные задачки и чаще спрашивайте у них совета.

Как общаться с меланхоликом

Как общаться с меланхоликом

Меланхолики – наиболее уязвимые люди, про таких говорят, что это индивидуумы с тонкой душевной организацией. Они остро воспринимают все, что происходит с ними и вокруг них, а потом долго переживают, причем даже по самым незначительным поводам. Общаться (и обращаться) с ними нужно очень деликатно, так как их чрезвычайно легко ранить, а обида и печаль поселяются в них надолго.

На меланхоликов нельзя кричать, они плохо переносят громкие и резкие звуки, так же, как и любые негативные посылы, направленные не только на них, но и на тех, кто им небезразличен. Эти люди боятся критики и недовольства окружающих, поэтому к ним нужно относиться лояльнее, а если все-таки есть необходимость в порицании, то постарайтесь сделать это мягко, без прямых обвинений.

Кроме того, меланхолики очень сантиментальны и добросердечны, так что если вы хотите сблизиться с таким человеком, то заставьте его просто пожалеть вас, расскажите ему какую-нибудь слезливую историю и покажите, что нуждаетесь в сочувствии. И помните, что в кино этот индивидуум охотнее пойдет на мелодраму, чем на ужасы, а любому экстриму предпочтет доверительную беседу.

Если вы – начальник меланхолика, то вам стоит учитывать, что слово «срочно» ввергает его в панику, он начинает действовать лихорадочно, практически ничего не соображая, и в результате совершает ошибки. Зато там, где нужно функционировать не спеша, тщательно вникая во все детали и нюансы, ему нет равных. К тому же нежелательно ставить его в пару с новыми сотрудниками – он тяжело реагирует на любую смену обстановки и на свежие лица в своем ареале.

При этом, кем бы вам ни приходился меланхолик – другом, родственником, любовным (деловым) партнером или сотрудником, всегда прислушивайтесь к тому, что он говорит. У представителей этого психотипа невероятно развита интуиция, можно сказать, что именно через нее они воспринимают окружающий мир, поэтому их слова часто оказываются пророческими.

Как общаться с флегматиком

Как общаться с флегматиком

Флегматики часто кажутся окружающим равнодушными и холодными, у них практически всегда отстраненное выражение лица, поэтому создается впечатление, что ничего в этом мире их не волнует. И по большому счету это действительно так. От людей этого психотипа сложно добиться живой реакции на происходящее, они – «вещи в себе», не выдающие своих эмоций. Да и есть ли они у этих индивидов?

Общаться с флегматиками сложно именно потому, что никогда не знаешь, что происходит у них в голове, и что они чувствуют. Тем не менее, есть несколько секретов, знание которых поможет вам функционально взаимодействовать с этими людьми. Помните, что они, как правило, консерваторы, поэтому не стоит требовать от них немедленной реакции на все новое – им нужно достаточно много времени для того, чтобы привыкнуть к переменам и смириться с ними.

К тому же флегматики ничего и никогда не делают быстро, бесполезно ждать от них оперативности. Не дождетесь вы от них и сочувствия, по крайней мере, высказанного словами и продемонстрированного жестами. Даже если такой человек и волнуется за вас, он скорее тайно сделает что-то, чтобы обезопасить вашу персону, чем будет охать и заглядывать вам в глаза, неловко утешая.

Надо сказать, что и от окружающих флегматики ждут такого же поведения. Очаровать индивидуума этого психотипа можно только невозмутимостью, рассудительностью, логикой и абсолютно здравым рассудком без примеси каких-либо фантазий. Дело, а не слово – вот что всегда ставится таким человеком на первое место, и что ценится превыше всего. Пустые разговоры, творческие эксперименты и праздные развлечения никогда его не привлекут, можете даже не стараться.

Кроме того, флегматики плохо воспринимают образную речь, поэтому, общаясь с ними, лучше всего употреблять внятные и лаконичные словесные конструкции, избегая при этом любых неологизмов и субкультурного сленга. Если же вам нужно дать такому человеку какое-либо задание – служебное или бытовое, то желательно, чтобы оно было четко структурировано и к тому же написано на бумаге.

***

В завершении статьи скажем: найти общий язык с обладателем другого типа темперамента на самом деле несложно. Главное, учитывать особенности этого человека и не считать их недостатками только из-за того, что вы сами ведете себя совершенно по-иному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО во 2 классе "Выражение характера человека через украшения""

Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского 2 класс, 3 четверть.На уроке дети знакомятся с женскими головными уборами и украшениями. Во время практичекой работы украшают кокошники....

Классный час "Характер человека. Самооценка"

Классный час для старших классов...

Классный час на тему: "Роль волевых качеств характера человека в его жизни"

Цель классного часа: Дать учащимся возможность понять необходимость определения для себя жизненных целей. Обратить внимание учащихся на необходимость тренировать свою волю. Способствовать расширени...

Сценарий классного часа на тему: "Темперамент и характер человека"

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологи...

Классный час "Характер человека. Я - личность, но какой я?" 8 класс

Данный классный час дает представление учащимся о том, что такое характер, какие черты характера помогают сформировать положительные психологические качества личности.Этот классный час можно разбить н...

Классный час на тему:"Характер человека создаёт его судьбу" .

Цели:  расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённос...