Работа с родителями "трудных детей".
материал

Минченко Наталья Владимировна

Работа с родителями "трудных детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:


Работа с родителями «трудных детей»

 

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка.

Трудный ребенок - это такой ребенок, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм.

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат

  1.  Неправильные отношения в семье.
  2. Окружающая среда общения.
  3. Неблагополучие психологического климата в коллективе.
  4. Негативные примеры поведения взрослых.
  5. Неблагоприятные условия жизни.

 Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.

 Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка, слабеет внимание к личности учащихся.

В организации воспитательной работы с трудными детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения. Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.

 Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.

Индивидуальные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.

 Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспринималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать о ее проведении.

Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.

 Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности их трудного ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, концентрация внимания на его недостатках - этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит, и отдалить выполнение желаемой цели.

 Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее, могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходить в семью ребенка, чтобы выяснить какие - либо вопросы, возникающие при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.

Важно, чтобы не только классный руководитель взаимодействовал с семьей , а и социальный педагог и психолог.

 В индивидуальной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с трудными детьми.

Закончить свое выступление хочется словами Давидовича

Кто-то когда-то должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв.
Что же такое трудные дети?
Вечный вопрос и больной, как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей, без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.

Практические советы для работы с родителями

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов.

1. Не стремитесь во чтобы ни стало отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывайте личные интересы родителей. Предложите не отказываться от увлечений, а привлечь к ним ребёнка.

4. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

- удалось избежать противостояния и конфронтации;

- удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений;

- удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку;

- обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы.

И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Семь педагогических правил принципа «Не навреди!»

1. Не высмеивать публично промахи и ошибки учащихся, так как это приводит к их замкнутости.

2. Не разрушать веру учащихся в дружбу, в добрые дела и поступки.

3. Не упрекать ученика без особой на то необходимости, поскольку это формирует у него чувство вины.

4. Не допускать проявление у учащихся чувство агрессивности и вражды.

5. Не убивать у учащихся веру в свои силы и способности.

6. Не допускать нетерпимого отношения учащихся к чужой вере и инакомыслию.

7. Не допускать даже малейшей нечестности и несправедливости во взаимоотношениях с учащимися.

В деятельности особенно начинающего классного руководителя определённые трудности возникают в процессе общения и взаимодействия с родителями. В этом направлении его работы могут быть следующие педагогические советы.

Как общаться с родителями ваших учеников?

1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству.

2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания.

3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания.

4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного.

5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

В заключении хочется подчеркнуть:

Способность к общению — профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника — школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)

В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...

Преемственность в работе учителя-дефектолога (учителя-логопеда) и воспитателя в работе с дошкольниками с задержкой психического развития (из опыта работы)

Результативность   коррекции недостатков в развитии у детей с ЗПР  зависит  от эффективного взаимодействия  специлистов, работающих в группе....

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...