Работа с родителями
методическая разработка

Сарочка Анжелика Станиславовна

Данный материал содержит рекомендации и основы работы с родителями трудных подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami.docx11.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя с родителями «трудных» подростков.

                                                                                     Дети - зеркало образа

 жизни отцов и матерей

Почему мы чаще всего сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку?

Во-первых, дело тут в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе трудный, но и интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой - сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно несоответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные» семьи - эти понятия неразделимы. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки (алкоголизм, наркомания и другие), присущие подростку, вырастают из семьи.

И это тоже доказано: дети - зеркало образа жизни отцов и матерей.

 «Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их интересов и потребностей, чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные поступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Существо поведения подростка - это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Поэтому его перевоспитание необходимо начинать с семьи, с коррекции внутрисемейных отношений. Классный руководитель должен найти свои подходы и свои слова к каждой семье с целью усиления ее позитивного потенциала. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой они свои, но есть и сходные черты.

Предлагается разделить семьи на пять типов. Этот позволит классному руководителю более адресно и точно предупредить и корректировать изъяны семейного воспитания

1.        Семья, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок
мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью,
безразличием, отсутствием духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей классный руководитель может применить следующую стратегию:

  • расположить мать к себе, заручиться доверием, если она отнесется настороженно,
    не спешить обижаться;
  • попробовать посмотреть на себя глазами матери, это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
  • заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
  • деликатно, тактично прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному
    желанию матери устроить свою личную жизнь; пробудить в ней потребность в
    душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, совместном решении
    повседневных жизненных проблем.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя:

  • терпеливо, без назидания и упреков доказать родителям пагубность их «образа жизни» на растущую личность;
  • обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь;
  • выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни;
  • подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей.

Задача классного руководителя:

  • сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций;
  • включение в систематическую и методическую работу школы с родителями учащихся;
  • пробудить интерес отцов и матерей к самообразованию в области педагогики и
    психологии;
  • внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях   дети,   как   правило,   растут   эгоистами,   излишне   практичными потребителями. И родители эти качества поощряют.

Задача классного руководителя:

  • изменить ориентацию родителей только на материальные ценности;
  • заинтересовать внутренним духовным миром подростка;
  • при встречах с родителями дома, в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков, приводя при этом примеры из жизни других семей.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя:

  • доказать родителям, что с ребенком необходимо обращаться как с равным;
  • убедить родителей отказаться от действия с позиции силы;
  • относиться к ребенку как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение;
  • показать, что терпение и снисходительность к ребенку - главные средства в воспитании.

   

  Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов   и   матерей   в   воспитательную   работу   класса.   Деятельное   участие   родителей   в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...