Конспект индивидуального занятия
план-конспект по теме

Гагаринова Наталья Викторовна

Данное индивидуальное занятие входит в систему работы по РРС и ФП учащихся 10 класса школы I вида. Оно состоит из двух частей: ФП и РРС.

 

Тема: Звуки [К – X] . Логическое ударение.

Цель: Дифференциация звуков [К-Х] в слогах, словах, фразах.

                    Тренировка в умении соблюдать в речи логическое ударение.    

Текст "Почта".

Цель: Учить воспринимать текст и задания по тексту на слух и слухо-зрительно.

Структура занятия предусматривает разнообразие видов деятельности, актуализацию знаний, умений, навыков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuki_k-h.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 

                                                                                                   

Конспект индивидуального занятия

по развитию речевого слуха

и формированию произношения (10 класс).

Диагноз учащейся: двусторонняя сенсоневральная глухота IVгруппы

А) Произношение.

Тема:     Звуки [К – X] . Логическое ударение.

Цель:     Дифференциация звуков [К-Х] в слогах, словах, фразах.

Тренировка в умении соблюдать в речи логическое ударение.

Оборудование: таблички с речевым материалом, профили произношения звуков [К] , [X], картинки, индивидуальный слуховой аппарат, компьютер,  зеркало.

Б) Развитие речевого слуха. (2-е занятие)

Текст: Почта

Цель: Учить воспринимать текст и задания по тексту на слух и слухо-зрительно.

План.

А) Произношение.

  1. Проверка аппаратуры.
  2. Целевая установка.
  3. Дифференциация звуков [К – X] в слогах, словах, фразах.

а)        Работа с профилем. Уточнение приемов самоконтроля за звуками [К , X] .

б)        Чтение слогов, слов со звуками [К-Х].

в)        Игра «Запомни, повтори».

г)        Составление словосочетаний.

д)        Предъявление словосочетаний на слух.

е)        Игра « Найди ошибку».

ж)        Различение данных предложений на слух.

4.        Работа над логическим ударением.

а)        Уточнение знаний о логическом ударении.

б)        Упражнения на соблюдение логического ударения:

  1. в вопросах и ответах
  2. в стихотворении

Б) Развитие речевого слуха.

Работа с текстом.

1.Беседа по тексту.

2.Составление части текста из предложений вразбивку.

3.Предъявление начала предложений учителем на слух и дополнение их учащейся.

4.Игра «Составление предложений по картинке».

5.Различение словосочетаний, слов по тексту.

6.Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного

характера (на слух).

Итог урока.

Оценка.

Ход занятия.

А) Произношение.

1.        Проверка аппаратуры.
Предъявление слогов и фраз на слух.

[Па]        Учащаяся

[Папа]        повторяет с

[папаПА]        выделением

[паПАпа]        ударного слога.

 

                                                                                                                   Учащаяся

[-Какое сегодня число?]                                                                          отвечает на

[-Какая сегодня погода?]                                                                        вопросы.

[-Какой сегодня день недели?]

[-Кто дежурный в классе?]

2.        Целевая установка.

-Будешь хорошо говорить все звуки.

3.        Дифференциация звуков [К —X] в слогах, словах, фразах.
а) Работа с профилем. Уточнение приемов самоконтроля за звуками.

-Посмотри на профили звуков.

               


- Как проходит струя воздуха при произнесении звуков [К] и [Х]? 

                           При звуке  [К] можно чувствовать толчок  

                           воздуха  на тыльной стороне ладони, при      

                           [Х] – сильную струю  выдыхаемого воздуха.      

б)        Чтение слогов, слов со звуками [К –X] .

- Прочитай слоги, слова. Хорошо говори звуки [К- X], соблюдай словесное
ударение.        

ка-ха         кабинет – халат                                                          Учащаяся читает слова.

ки-хи           килограмм — химия

ака-аха           плакат — сахар

ако-ахо          закон — охота

акра-ахра              окраска — охрана
             ак-ах           знак - запах

в)        Игра «Запомни, повтори».

-Прочитай слова. Хорошо говори звуки [К-Х].                                    Учащаяся читает

                                                                                                                   слова.

сказуемое, хороший, книга, хитрый, школа, пешеход.

Учитель закрывает слова и просит учащуюся по памяти назвать слова только со звуком [К].

- Назови слова только со звуком [К].                                                   Учащаяся

                                                                                                                   называет слова

                                                                                                                   со звуком [К] по памяти.

г)        Составление словосочетаний.

- Прочитай слова. Составь словосочетания.

-Хорошо говори все звуки.

холодное        художник                                      Ученица

великий        снег                                                составляет

рыхлый        человек                                         словосочетания

хороший        утро

д)        Предъявление словосочетаний на слух.


Учитель предъявляет  словосочетания из прошлого упражнения на слух, учащаяся слушает, повторяет.

-Послушай, повтори словосочетания.

[Великий художник]

[Рыхлый снег]

[Хороший человек]

[Холодное утро]

е)        Игра «Найди ошибку».

-Прочитай предложения.

- Хорошо говори звуки [К — X ].

-Найди ошибку. Прочитай правильно.

        

У портнихи - белый халат и градусник.                                                 Учащаяся читает

У художника — нитки и иголки.                                                             предложения

У врача - кисточки и краски.                                                                    правильно.

ж)        Различение данных предложений на слух.

Учитель предъявляет на слух правильные предложения, учащаяся слушает и повторяет их.

-Послушай, повтори.

[У портнихи - нитки и иголки.]

[У художника — кисточки и краски.]

[У врача - белый халат и градусник.]

-Что ты делала?                                                                                         Повторяла звуки [К –X],

                                                                                                                    выполняла различные  

                                                                                                                     упражнения.

4.Работа над логическим ударением.

а) Уточнение знаний о логическом ударении.
           
- Прочитай правило.

Выделение голосом слов, важных по смыслу, называется логическим ударением.

Эти слова произносятся замедленно и с большей громкостью.

б)        Упражнения на соблюдение логического ударения:

•        в вопросах и ответах        

-Послушай, ответь на вопросы.

-Выделяй в предложениях слова, важные по смыслу.

[КТО дежурный в классе?]        В классе дежурный САША.

[Сегодня ХОЛОДНАЯ погода?]        Да, сегодня ХОЛОДНАЯ погода.

[Ты ХОДИЛА в кино?]        Да, я ХОДИЛА в кино.

•        в стихотворении        

-Послушай.  

-Прочитай, соблюдая логическое ударение.
             -Говори все звуки хорошо.

Ученица читает стихотворение с соблюдением логического ударения.

Ветер по морю гуляет                                                                                                                                            

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

-Что ты делала?                            Я выполняла различные  

                                                                                                                   упражнения, повторяла

                                                                                                                   звуки [К] и [Х.], работала    

                                                                                                                   над

                                                                                                                   логическим ударением

Б) Развитие речевого слуха.

Работа с текстом.

  1. Беседа по тексту.
                   -   О чем читали?                                

Учащаяся отвечает, о чем читала.

  1. Составление части текста из предложений вразбивку.

Учитель предъявляет  предложения слухо-зрительно, учащаяся повторяет их, выкладывая предложения из разрезного текста.

На почте можно купить  конверты, марки, открытки.

Авиапочту переправляют на самолетах.

Там можно отправить посылку, бандероль, денежный перевод.

Работа почтальона трудная и нужная.

  1. Предъявление начала предложений учителем на слух и дополнение их учащейся.

- Будешь  слушать и дополнять предложения.              

[На почте можно купить  конверты…]                                                  Учащаяся слушает начало

[Работа почтальона трудная…]                                                               предложения, дополняет  

                                                                                                                    его.  

[Авиапочту  перевозят…]

4. Игра «Составление предложений по картинке».

Перед ученицей лежат 3 картинки. Она составляет предложения по картинкам, использую лексику из текста.

 -Составь  предложения по  картинкам.

-Говори хорошо все звуки, соблюдай логическое ударение.

                 

   5.Различение словосочетаний, слов по тексту (на слух).

-Будешь слушать и повторять словосочетания, слова .

[Купить конверты]                     Ученица слушает и  

                                                                                                                   повторяет

[Отправить посылку]                     слова, словосочетания.

[Выписать газеты и журналы]

[Бандероль]

[Авиапочта]

   6. Восприятие материала учебной деятельности и материала разговорно-обиходного характера (на слух).

 Учитель дает установку на правильное произношение.

 -Послушай, повтори.

-Говори слитно.

-Ответь на вопросы.

  1. [Я выполняю морфологический разбор  прилагательного.]

      2.   [Растения играют большую роль в жизни человека.]

      3.   [Зачем люди ходят на почту?]                                                     Учащаяся  слушает и  

                                                                                                                    повторяет  предложения,

      4.   [Где ты получаешь пенсию?]                                                       отвечает на вопросы.      

 

-Что ты делала?                                                        Учащаяся говорит, что

                                                                                                                     делала на уроке

Итог урока.

Оценка.

                                       Приложение №1                

Текст «Почта»

   Почта находится на улице Ленина. На почте можно купить конверты, марки, открытки. Там

можно отправить посылку, бандероль, денежный перевод.

   На почте получают пенсию пенсионеры.

   Здесь можно выписать газеты и журналы. Для этого  нужно заполнить бланк, в котором  

указать, какую газету или журнал вы хотите выписать, указать свой адрес, фамилию, имя.

   Почту, перевозят в специальных почтовых вагонах по железной дороге.

   Авиапочту переправляют на самолетах. Затем почтальоны разносят почту по адресам. Они

раскладывают письма и газеты в почтовые ящики.  Если почтальон  положил в ваш почтовый

ящик письмо с другим адресом или с другим получателем, то его надо отнести на почту.

   Работа почтальона трудная и нужная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия в 2 классе.

Конспект индивидуального коррекционного дефектологического занятия в 2 классе по теме "Адаптация ребенка с расстройствами аутистического спектра" в Рамках дня открытых дверей....

Конспект индивидуального занятия в 1 классе.

Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия в 1 классе на тему развитие моторной сферы через приемы кинезиологии....

Конспект индивидуального занятия с ребенком с тяжелыми нарушениями в развитии Тема: Развитие артикуляционной и мелкой моторики, звукоподражания.

Цель занятия: формировать мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развитие когнитивных предпосылок речевой деятельности.Достигалась с помощью следующих задач...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Игрушки».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Игрушки».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в р.п., мн.ч., образовывать ум...

Конспект индивидуального занятия (ОНР II уровень). Тема занятия: «Мебель».

Цель: Обогащать словарный запас ребенка. Ввести обобщающее понятие «Мебель».Задачи:1.     Формировать умение образовывать формы имен существительных в мн.ч., образовывать формы уме...

Конспект индивидуального занятия для дошкольников с применением развивающих компьютерных программ. Занятие 2.

Занятие составленно с применением развивающей компьютерной программы "Комплексная прграмма развития интеллекта". Используются задания направленные  на развитие сенсомоторики детей с ОНР...

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями. Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова К.В., учитель-дефектолог Гусева И.В.

Конспект индивидуального занятия с воспитанником со сложной структурой дефекта, синдром Дауна, собственная речь выражена короткими словами и эхолалиями.Конспект составили: учитель-дефектолог Женихова ...