Главные вкладки

    "Россия - Родина моя" урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Криволапова Ирина Леонидовна

    Путешествие по страницам книги «Русские народные пословицы и поговорки", загадки о животных, игра "Горелки", р.н.п. "На зелёном лугу",  игра "Большой олень", хоровод "Пойду ль я", танец "Барыня".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rossiya_-_rodina_moya.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  ритмики  в  5  классе со сложной структурой дефекта

    Учитель музыки и ритмики: Криволапова И.Л.

    Тема урока:       «Россия – Родина моя!»

    Цель урока:       закрепление умений и навыков, приобретенных

                                в I четверти, сплочение детского коллектива.

    Задачи урока:   формировать представления учащимся о характере русской  

                                пляски, народных забавах и русских традициях;

                               

                                содействовать развитию ловкости и быстроты      

                                движений;

     

                                воспитывать любовь к русским традициям и

                                народному фольклору,

            

                               развивать эмоционально-волевую сферу, мышление,        ритмические и координационные способности.

    Музыкально – иллюстративный материал:

    1. «Родные края». Музыка Ю.Антонова, слова М.Пляцковского
    2. «Чукотский танец». Обработка Гороховского.
    3.  «Богатырская наша сила». Музыка А.Пахмутовой, слова Н.Добронравова
    4. «Барыня». Русский народный танец.
    5. «Пойду ль я, выйду ль я, да». Русская народная песня.
    6. «На зелёном лугу». Русская народная песня.

    Оборудование и материалы:                    

    Магнитофон

    Синтезатор

    Кларнеты

    Таблички с пословицами

    Иллюстрации по теме урока

    Методы:         

    Беседа

    Сравнение

    Анализ

    Обобщение

    Структура урока:

    1. Построение в две линии. Приветствие – русский поклон.

    2. Сообщение задач урока. Прочтение русских пословиц – этапов      

         урока.

    1. Страница первая - «Родной куст и зайцу дорог».

          Имитационные упражнения на музыку «Чукотского танца»:

          Музыкально – подвижная игра  «У оленя дом большой».

    1. Страница вторая – «Дело мастера боится».

    Общеразвивающие упражнения на музыку «Богатырская наша сила».

    1. Страница третья – «Делу время – потехе час».

    «На зелёном лугу», р.н.п. – игра на детских кларнетах

    «Горелки» - формальная ролевая игра с игровой припевкой.

    1. Страница четвёртая – «Плясать учись смолоду – под старость не научишься». Русский народный танец «Барыня».

    7.  Страница пятая – «Кончил дело – гуляй смело!» 

         Хоровод  «Пойду ль я, выйду ль я, да».

    1. Страница шестая – «Конец – делу венец».

    Подведение итогов урока. Построение в 2 шеренги – русский поклон.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. М.Н. Мельников. «Русский детский фольклор».

          Москва, «Просвещение», 1987.

    1. Русские пословицы и поговорки. Под редакцией В.П.Аникина.

          Москва, «Художественная литература», 1988.

    1. М.А.Михайлова, Н.В.Воронина. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения». В помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2000.

    Ход урока:

    Звучит музыка «Родные края» Ю.Антонова. Учащиеся входят в класс,

    выстраиваются в 2 шеренги. Выполняют русский поклон – приветствие.

    Учитель:  

    Тема нашего занятия – «Россия – Родина моя!».

    Сегодня на уроке мы совершим путешествие по страницам жизни русского народа, познакомимся с русскими народными пословицами и поговорками,

    вспомним игры, упражнения, танцевальные движения, разученные в I четверти.

    Итак, страница первая, читаем хором – «Родной куст и зайцу дорог».

    Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответы учащихся.

    Учитель: животный мир нашей  Родины богат и разнообразен. Вспомним обитателей Севера.

    Загадка первая:

    «Какое животное изображено на гербе Магаданской области?»

    Ответы учащихся. (Северный олень)

    Учитель:            Маленький, беленький,

    По лесочку прыг-прыг,

    По снежочку дрыг-дрыг.

    Ответы учащихся. (Заяц)

    Учитель:            Серовато, зубовато,

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет.

    Ответы учащихся. (Волк)

    Учитель: В какой игре присутствуют все эти животные?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Правильно, в игре «Большой олень».

    Давайте вспомним текст и движения. Говорим хором и показываем:

    Учащиеся вместе с учителем произносят текст и выполняют основные движения танцевально-ритмической гимнастики:

    У оленя дом большой -                     руки согнуты над головой «домиком»      

                                    4  пружинистых полуприседа

    Он глядит                                        правая рука над головой,

                                                            левая отведена в сторону,

                                                            выполнить 2 пружинистых полуприседа

    в своё окошко,                                левая рука над головой,

                                                          правая отведена в сторону,

                                                         выполнить 2 пружинистых полуприседа

    Заяц по лесу бежит,                        бег на месте 16 шагов

    В дверь к нему стучит.                  Руки перед грудью, кисти свободно  

            опущены вниз,

     

    «Тук, тук!                                            «Стучат»  правой рукой 2 раза

    Дверь открой,                                  «Стучат»  левой рукой  2 раза

    Там в лесу        сигнал «автостоп» 2 раза правой рукой

    охотник злой».        сигнал «автостоп» 2 раза левой рукой.

    Заяц, заяц, не зевай,                        4 хлопка перед грудью.

    Лапу мне скорей давай!                        правую руку вперёд ладошкой вверх,

                                                          хлопнуть в ладоши перед собой

    Учитель: выполняем весь комплекс упражнений под музыку «Чукотского танца» 6 раз.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель: название следующей страницы нашего путешествия читаем хором Учащиеся: «Дело мастера боится».

    Учитель:  Что умеет делать жители русских сёл и деревень?

    Ответы учащихся.

    Учитель:  под музыку «Богатырская наша сила» будем выполнять общеразвивающие упражнения. Внимательно слушайте мои команды:

    1. Хлопки 8 раз.
    2. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра 32 шага
    3. Выпады влево-вправо с одновременным движением рук в стороны – на пояс 8 раз. «Заросли».
    4. Ре ля ве по 1, 2 позиции. 32 шага
    5. Повороты туловища влево-вправо с отведённой в сторону правой рукой. «Косьба»
    1. Ре ля ве по 3, 6 позиции. 32 шага.
    2. Наклоны туловища вперёд, прямые руки над головой в замок -«Дровосек»
    3. Плие по 1, 2 позиции. 8 раз.
    4. Упор сидя между пятками, колени врозь. Встать на колени, опустится на пол. 8 раз. Выполнить в паре «Управление лодкой».
    5. Плие по 3, 6 позиции. 8 раз.
    6. Ходьба по залу. 3 круга. Сесть на свои места.

    Учитель:  Читаем хором название следующей страницы

    Учащиеся: «Делу время – потехе час».

    Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

    Ответы учащихся

    Учитель:  Как отдыхают на Руси?

    Ответы учащихся.

    Учитель:  Я предлагаю вам поиграть на музыкальных духовых инструментах (показываю).  Как они называются?

    Ответы учащихся.

    Учитель: русская народная песня «На зелёном лугу». Я пою, а вы играете, но только на слова «Их, вох!». Сколько звуков надо сыграть?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Правильно, 2 звука. Когда будете играть, встаньте со своих мест. Ваша задача – вовремя вступить, вовремя встать и сесть.

    Учащиеся выполняют задание

    Учитель: Молодцы. А сейчас давайте вспомним русскую игру «Горелки».

    «Горельщиком» буду я. Повторяем хором слова:

    Учащиеся:                     Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Глянь на небо:

    Птички летят,

    Колокольчики звенят!

    Учитель: Построились в  колонну по два. «Горельщик» стоит на расстоянии 3-х шагов впереди колонны и смотрит вверх. Последняя пара в колонне должна пробежать перед водящим на слова «Колокольчики звенят!». Водящий ловит себе пару. Оставшийся без пары становится «Горельщиком».

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель: Молодцы, ребята! Переходим на следующую страницу. Читаем Учащиеся: «Плясать учись смолоду – под старость не научишься».

    Учитель: вы догадались, что мы сейчас будем делать?

    Ответы учеников.

    Учитель: Вспомним элементы русского народного танца «Барыня»

    (показываю движения и называю их):

    Скользящий шаг.

    Присядка.

    Ковырялочка, тройной притоп.

    Козлик.

    Хлопушки по каблуку.

    Хлопушки по бедру.

    Комбинированные хлопушки.

    Обратите внимание на положение рук в танце – руки на талии, 4 пальца спереди, большой сзади. А теперь выполняем все движения под музыку.

    Учащиеся выполняют задание:

    1. Скользящий шаг. 8 раз
    2. Присядка. 4 раза
    3. Ковырялочка, тройной притоп. 8 раз.
    4. Козлик. 8 раз
    5. Хлопушки по каблуку. 8 раз
    6. Хлопушки по бедру. 8 раз
    7. Комбинированные хлопушки. 8 раз.

    Учитель: Молодцы. Все очень старались. Пришло время открыть последнюю страницу нашего путешествия. Читаем.

    Учащиеся: «Кончил дело – гуляй смело».

    Учитель: Как и в старину – поводим хоровод. Задача каждого – стараться согласовывать свои движения с музыкой, следить за осанкой.

    Вначале повторим все движения хоровода «Пойду ль я, выйду ль я, да»:

    шаги вправо по кругу.

    дробные шаги вправо по кругу.

    шаги влево по кругу

    дробные шаги влево по кругу.

    шаги в центр круга

    шаги из центра круга

    дробные шаги в центр круга

    дробных шаги из центра круга

    пружинки с поочерёдным выставлением ноги на каблук.

    Кружение на 16 дробных шагах вокруг себя.

    А теперь начинаем хоровод под музыку.

    Учащиеся выполняют задание.

    1. 8 шагов вправо по кругу.
    2. 16 дробных шагов вправо по кругу.
    3. 8 шагов влево по кругу
    4. 16 дробных шагов влево по кругу.
    5. 4 шага в центр круга
    6. 4 шага из центра круга
    7. 8 дробных шагов в центр круга
    8. 8 дробных шагов из центра круга
    9. 4 пружинки с поочерёдным выставлением ноги на каблук.
    10. Кружение на 16 дробных шагах вокруг себя.

    Учитель: Молодцы, садитесь на место. Наш урок подошёл к концу.

    И как говаривали в старину - «Конец – делу венец». Подведём итоги урока.

    Вам понравился урок?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Что нового вы узнали?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Какие игры вы повторили на этом уроке?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Какие танцевальные движения русских танцев вы умеете исполнять?

    Ответы учащихся.

    Учитель: Назовите пословицы, прозвучавшие на уроке.

    Ответы учащихся.

    Учитель: Молодцы, спасибо всем за сотрудничество. Встали на поклон.

    (Звучит «Пойду ль я, выйду ль я, да»)

    Учащиеся выходят из класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта

    Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урок...

    урок музыки в 8 классе со сложной структурой дефекта по теме "Композиторская и народная музыка"

    Тема урока: композиторская и народная музыка Цель: формирование представлений о том, кто и как сочиняет музыку. Задачи:воспитательныеФормирование осознанного слухового восприятия композиторс...

    "По следам народных песен" урок музыки в 5 классе со сложной структурой дефекта

    Цель:  обогащать представление учащихся о жанрах народной песни....

    СКАЗКОТЕРАПИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

    Сказкотерапия – метод, который помогает не только воспитывать, но и обучать детей с нарушениями интеллекта, т.к. они любят сказки, запоминают их, требуют повторять, отождествляют себя с различными пер...

    Календарно-тематическое планирование уроков математики для обучающихся 8 класса со сложной структурой дефекта

    Календарно-тематическое планирование уроков математики составлено с учетом тем по предмету "Социально-бытовая ориентировка". В уроки математики включаются задачи с практическим содержанием п...

    конспект интегрированного занятия по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта

    Проблема социальной адаптации и интеграции детей со сложной структурой дефекта  в настоящее время является актуальной. Работа по коррекции  речи и развитию эмоционально – в...

    Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта « Прогулка Колобка»

    Социальная адаптация и интеграция детей с тяжелой умственной отсталостью актуальна в настоящее время. У воспитанников наряду с глубокими дефектами познавательной деятельности отмечается на...