Главные вкладки

    конспект урока ритмики в 10 классе со сложной структурой дефекта
    план-конспект урока (10 класс) по теме

    Криволапова Ирина Леонидовна

    Одной из основных задач, решаемых на уроках ритмики в классах со сложной структурой дефекта, является развитие ритмической способности учащихся. Автор предлагает свой вариант построения итогового урока ритмики в 10 классе в 1 четверти. В приложении к уроку есть тексты игр-потешек, игр с пением и движением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_ritmiki_1_chetvert_10_klass__osobyy_rebyonok.docx37.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок ритмики по теме самообразования

    «Развитие ритмической способности школьников со сложной структурой дефекта»

    УРОК   РИТМИКИ  

    в 10 классе

    I четверть.     Урок № 8.

    Учитель:   Криволапова  И. Л.

    Цель:  закрепление навыка исполнения изученных танцевальных шагов

    Задачи:

    Воспитательные 

    1. Воспитывать танцевально-исполнительскую культуру на основе восприятия музыки и  игр с пением.
    2. Приучать к совместному выполнению действий в группе, в паре.
    3. Развивать самостоятельность, творческие способности каждого ребёнка.

    Образовательные

    1. Повторить изученные термины и понятия.
    2. Учить анализировать метрическую структуру музыкального произведения, определять размер и жанр музыки.

    Коррекционно-развивающие

    1. Развивать способность концентрировать внимание, припоминать
    2. Развивать умение согласовывать  движения ног с движениями головы,  рук, туловища
    3. Развивать умение вовремя и точно выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом, метрическим акцентом
    4. Закрепление навыка посегментного расслабления мышц

    Методы:

    Наглядно-слуховой (показ, уточнение, объяснение)

    Игровой

    Практический (упражнения, исполнение танцев)

    Творческий

    Анализ

    Обобщение

    Музыкально – иллюстративный  материал:

    1. «Матушка Россия» (Т.Буланова) (фн+1)
    2. «Вальс», (Ф.Лист «Грёзы любви» в обр.)(инстр. анс.)
    3. «Милый мой дедочек», р.н.п. (фн -1)

    Оборудование:

    Магнитофон

    Синтезатор

    Ложки

    Бубен

    Структура урока:

    1. Приветствие: поклон (юноша), книксен (девушка), (общий) русский поклон
    2. Сообщение задач урока
    3. Игра-потешка   «Матрёшка»
    4. Игра с пением «Мы пойдём сначала вправо»
    5. Игра «Весёлый бубен»
    6. Танец «Матушка Россия» (Буланова Т.)
    7. Анализ музыкального произведения: (муз.: Ф.Лист «Грёзы любви» в обр.)
    8. Игра на ложках «Бабушкин козлик» в парах
    9. Танцевальные шаги (муз.: Ф.Лист «Грёзы любви» в обр.)
    10. Докучная сказка «Жила была бабка»: танцевальные шаги
    11. Игра-потешка «Ходил мужик богатый»: танцевальные шаги
    12. Упражнение «Расслабление приятно»
    13. Построение  в  2 линии.
    14. Краткий анализ урока.
    15. Прощание: поклон (юноша), книксен  (девушки)
    16. (общий) русский поклон


    Ход урока:

    Содержание

                      Задачи

           Формы и методы работы

    1. Вводная часть.

    Построение  в 2 линии  

    - Организация внимания

    Самостоятельные действия

    по устной инструкции

    Приветствие:  поклон (юноша),

    книксен  (девушки),

    общий русский поклон

    - Приучение к нормам культурного общения

    Совместные действия

     с учителем (по образцу)

    Сообщение задач урока:

    повторим знакомые игры и

    упражнения,  закрепим умение ритмично и выразительно двигаться в танцах, разученных  в 1 четверти.

    - создание атмосферы сотрудничества

    2. Подготовительная часть.

    ОРУ: игра-потешка   «Матрёшка»

    под мелодизированный текст

    - «пружинки» с одновременными

    наклонами головы вправо-влево

    - «пружинки»  с одновременным

     взмахом рук вверх-вниз

    - наклоны туловища вправо-влево с  поочерёдным взмахом правой (левой) руки над головой

    - хлопки в ладоши

    - лёгкие прыжки на 2-х ногах

    - Закрепление навыка  

    согласования движения ног с

    движениями головы,  рук, туловища.

    - Закрепление навыка  смены

    движения в соответствии с  текстом.         

    - Развитие ритмичности, выразительности движений,

    - Развитие речевой моторики и

    дыхательного аппарата

    Учитель: уточняет определение общеразвивающих движений  и показывает отдельные элементы.

    - Самостоятельное выполнение упражнения всеми уч-ся с одновременным пропеванием

    стихотворного текста:

     уч-ся среднего и высокого уровня  - полностью, 

    слабого уровня -  «Ух! Ах!»  

    Игра с пением

    «Мы пойдём сначала вправо».

    хороводный шаг:

    - по кругу вправо

    - по кругу влево  

    - в  круг  

    - из  круга  

    постепенное приседание

    руки под щёку

    постепенное возвращение в и.п.

    3 прыжка на 2-х ногах

    3 хлопка в ладоши

    3 притопа  ногами

    - развитие слухового внимания,

    быстроты реакции, создания бодрого, радостного настроения

    - Закрепление умения вовремя и точно выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом

    - Развитие речевой моторики и

    дыхательного аппарата

    - учитель уточняет правила игры

    - совместные действия в хороводе

    под пение педагога и уч-ся.

    Уч-ся слабого уровня подпевают «раз, два, три», стоят в хороводе рядом с учителем.

    Игра «Весёлый бубен»

    - быстро и ритмично передавать

    инструмент по кругу под стихотворный текст,  

    - показать танцевальное движение:

    1. «пружинки»
    2. выставление ноги на носок и пятку,
    3. «тройной притоп»,
    4. поднимание и опускание плеч
    5. «русский поклон»

    - закрепление навыка

    посегментного расслабления

    мышц

    - формирование навыка осознанного исполнения элементов танца

    - развитие воображения и памяти

    Индивидуальный опрос

    - Учитель называет движение,

    ученик определённого уровня показывает.

    «слабый» уровень: «пружинки»,

    «средний» уровень:

    выставление ноги на носок и пятку, поднимание и опускание плеч

    «сильный» уровень:

    «русский поклон»

    «тройной притоп»,

    - Учитель предлагает уч-ся

    вспомнить танец, в котором используются все перечисленные движения

    3. Основная часть

    Танец «Матушка Россия» (Буланова Т.)

    - хороводный шаг

    - пружинистый шаг

    -«пружинки»

    - выставление ноги на носок и пятку

    - «тройной притоп»

    - поднимание-опускание плеч

    - «русский поклон»

    - формирование навыка

    сотрудничества

    - развитие ритмичности

    движений

    - развитие эмоциональности

    и выразительности

    исполнения танца

    - развитие навыка движения

    цепочкой, шеренгой (держась за руки)

    Совместные действия с учителем

    Учитель рядом со «слабым»

    учеником

    (муз. Ф.Листа «Грёзы любви» в обработке):

    - слушание и определение жанра музыки,

    - пластические импровизации

    - определение сильной доли

    - ритмический аккомпанемент из хлопков и шлепков

    - развитие слухового

    восприятия

    - формирование понятийного

    словаря

    - развитие чувства ритма

    - развитие координации

    движения рук

    - закрепление навыка

    посегментного расслабления

    мышц

    Самостоятельные действия уч-ся:

    - слушают,

    - представляют

    - припоминают

    - двигаются в характере музыки

    - отмечают хлопком сильную долю

    Совместные действия с учителем:

    ритмический аккомпанемент

    в размере 3/4

    по образцу («сильные» и «средние»)

    «рука в руку» («слабые»)

    Учитель:

    - Уточняет слуховые представления учащихся, обращает внимание на

    акценты в музыке, на их чередование.

    -  Показывает ритмический аккомпанемент из хлопков и шлепков.

    - Даёт определение «вальса», называет автора музыки.

    Игра на ложках с пением

    «Бабушкин козлик» в парах:

    удар ложками перед собой

    удар правыми ложками

    удар левыми ложками

    - развитие навыка сотрудничества

    - развитие координации рук

    - развитие ритмичности

    - развитие речевой моторики

    - формирование зрительного и

    слухового контроля

    Работа учащихся в парах:

    «Сильные» - поют и играют

    «средние» - играют

    «слабые» - играют под контролем и частичной помощью учителя

    Танцевальные шаги

     (муз. Ф.Листа «Грёзы любви»):

    -шаг правой ногой вперёд

    -шаг левой ногой влево

    -приставить правую ногу к левой ноге

    -шаг  левой ногой назад

    -шаг правой ногой вправо

    -приставить левую ногу к правой ноге

    - развитие ориентировки

    в пространстве

    - развитие координации

    движения ног

    - формирование зрительного и

    слухового контроля

    - учить комментировать

    собственные движения

    Совместные действия с учителем:

    по образцу («сильные» и «средние»)

    «рука в руку» («слабые»)

    Докучная сказка

    «Жила была бабка», муз. нар.:

    - выставление правой ноги вперёд на каблук,

    - выставление правой ноги назад на носок

    -3 шага на месте (вперёд)  с правой ноги,

    - притоп левой ногой

    - 3 шага на месте (вперёд) с левой ноги

    - притоп правой ногой

    создания бодрого, радостного

    настроения

    - формирование зрительного и

    слухового контроля

    - Развитие речевой моторики и

    дыхательного аппарата

    - развитие ориентировки

    в пространстве

    - развитие координации

    движения ног

    Учитель показывает и комментирует движения, стоя лицом в круг.

    совместные действия в хороводе под пение педагога и уч-ся. Учитель рядом со «слабым» учеником.

    Ученики повторяют движения на месте, лицом в круг, потом выполняют их в движении, повернувшись левым боком к центру круга

    Игра с пением «Ходил мужик богатый»:

    - хороводный шаг

    - прыжки на 2-х ногах

    - «кик» поочерёдно правой и левой ногой

    - хлопки на каждую долю

    - ритмические «топотушки»

    - кружение в паре «лодочкой»

    - покачивание соединёнными руками

    - совершенствование навыка выразительного ритмичного исполнения танцевальных движений в соответствии с текстом

    - формирование чувства

    эмпатии, сотрудничества

    совместные действия в хороводе

    по образцу 

    под пение педагога и уч-ся.

    Учитель рядом со «слабым»

    учеником.

    Перестроение  в пары

    Учитель со «слабым» уч-ся


    Содержание

        Коррекционные задачи

           Формы и методы работы

    4.  Заключительная часть.

    Построение  в  2 линии.

    - совершенствование навыка перестроения по устной инструкции

    Самостоятельные действия уч-ся

    Упражнение

     «Расслабление приятно»

    и.п. стойка, руки вверх

    расслабить:

    - кисти рук

    - предплечья

    - плечи

    - шею

    - туловище

    - восстановление спокойного дыхания

    - совершенствование навыка посегментного расслабления мышц

    Совместные действия с учителем

    по образцу

    Краткий анализ урока.

    -Какие танцевальные движения повторили?

    -Какие движения отрабатывали?

    -Какие игры вспомнили?

    -Как работали на занятии?

    -Понравился урок или нет?

    - развитие навыка припоминания

    - развитие навыка самооценки

    Ответы учащихся

    Оценка деятельности учеников учителем

    Прощание: поклон (юноша),

         книксен  (девушки)

         русский поклон

    - Приучение к нормам

    культурного общения

    Совместные действия

     с учителем (по образцу)

    Приложение к уроку:

    Тексты песен, игр

    1.  «Матрёшка»

    Игра-потешка

      

    Ты, матрёшка, попляши.

    «Ух-ах! Ух-ах!».

    Нам платочком помаши.

    «Ух-ах! Ух-ах!».

    Мы похлопаем в ладоши.

    «Ух-ах! Ух-ах!».

    И попрыгаем немножко.

    «Ух-ах! Ух-ах!».

    1. «Мы пойдём сначала вправо»

    Игра с пением 

    Мы пойдём сначала вправо,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    А потом пойдём налево,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    В центре круга соберёмся,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    А потом назад вернёмся,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    Мы тихонечко присядем,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    И немножечко приляжем,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    Мы поднимемся тихонько,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    И попрыгаем легонько,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    Мы потопаем немножко,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    И похлопаем в ладошки,

    Дружно: «Раз, два, три!».

    «Весёлый бубен»

    Игра

    Ты катись, весёлый бубен,

    Быстро-быстро по рукам.

    У кого весёлый бубен –

    Тот сейчас сыграет (станцует) нам.

    «Бабушкин козлик»

    Русская народная песня

    Жил-был у бабушки серенький козлик,

    Жил-был у бабушки серенький козлик,

    Вот как, вот как, серенький козлик,

    Вот как, вот как, серенький козлик.

    Бабушка козлика очень любила,

    Бабушка козлика очень любила,

    Вот как, вот как, очень любила,

    Вот как, вот как, очень любила.

    Вздумалось козлику в лес погуляти,

    Вздумалось козлику в лес погуляти,

    Вот как, вот как, в лес погуляти,

    Вот как, вот как, в лес погуляти.

    Напали на козлика серые волки,

    Напали на козлика серые волки,

    Вот как, вот как, серые волки,

    Вот как, вот как, серые волки.

    Оставили бабушке рожки да ножки,

    Оставили бабушке рожки да ножки,

    Вот как, вот как, рожки да ножки,

    Вот как, вот как, рожки да ножки.

    «Жила была бабка»

    Докучная сказка. Исполняется под мелодию русской народной песни «Милый мой дедочек»

    Жила-была бабка у самой речки.

    Захотелось бабке искупаться в речке.

    Она купила себе мочало.

    Эта песня хороша – начинай сначала!

    «Ходил мужик богатый»

    Игра с пением

    Пошёл мужик богатый, (ходить по кругу)

    богатый, богатый,

    Искать козу рогатую (изобразить руками «рожки»)

    Рогатую, рогатую

    Давай, коза, попрыгаем, (Движения по тексту песни): 

    попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем,

    Подрыгаем, подрыгаем!

    Давай, коза, потопаем,

    Потопаем, потопаем

    И ручками похлопаем,

    Похлопаем, похлопаем!

    Давай, коза, покружимся,

    Покружимся, покружимся,

    Давай с тобой подружимся,

    Подружимся, подружимся!

     «Расслабление  приятно»

    Упражнение 

    Все  умеют  танцевать,

    Прыгать, бегать,  рисовать,

    Но  не  все  пока  умеют

    Расслабляться, отдыхать.

    Есть  у  нас  игра  такая –

    Очень  лёгкая,  простая:

    Замедляется  движение,

    Исчезает  напряжение…

    И  становится  понятно:

    Расслабление  приятно!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Россия - Родина моя" урок ритмики в 5 классе со сложной структурой дефекта

    Путешествие по страницам книги «Русские народные пословицы и поговорки", загадки о животных, игра "Горелки", р.н.п. "На зелёном лугу",  игра "Большой олень", хоровод "Пойду ль я", танец "Барыня"....

    СКАЗКОТЕРАПИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ В КЛАССЕ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

    Сказкотерапия – метод, который помогает не только воспитывать, но и обучать детей с нарушениями интеллекта, т.к. они любят сказки, запоминают их, требуют повторять, отождествляют себя с различными пер...

    Конспект урока письма в классе со сложной структурой развития.

    Тема: «Закрепление. Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога»...

    Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

    Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

    Урок математики 3 класс со сложной структурой дефекта «Арифметические действия в пределах 10».

    Счет в пределах 10, свойства числового ряда, составные части задачи, геометрические фигуры, запись чисел первого десятка, складывание  и вычитание в пределах 10, работа  со счетами, сч...

    Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

    Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....