Конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока (6 класс) по теме

Конспект  урока по письму и развитию речи в 6 классе специальной (коррекционной) школы  VIIIвида по теме: «Склонение имен прилагательных множественного числа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Конспект открытого урока

по письму и развитию речи

в 6а классе

специальной (коррекционной) школы

 VIII вида №614

Тема: «Склонение имен прилагательных множественного числа»

Учитель:

Уман Анастасия Олеговна

Москва, 2010 г.

Тема: «Склонение имен прилагательных множественного числа».

Цель: - обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме.

Задачи:

- закрепить навык правописания падежных окончаний прилагательных во множественном числе;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности;

- продолжать формировать умение проверять окончания прилагательных путем постановки вопросов;

- воспитывать мотивацию к обучению, трудолюбие, природоохранительную позицию;

- корригировать  и развивать память, внимание, восприятие, мышление на основе операций анализа, синтеза, сравнения, классификации;

- повышать уровень речевого развития, активизировать словарный запас.

Оборудование: мультимедийная система, альбомы с индивидуальными заданиями, карточки для фронтальной работы.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

I.Организационный

момент

- Ребята, сейчас сядет тот, кто назовет каким должен быть прилежный ученик?

- Каким не должен быть ученик?

На доске табличка со словом «ТРУД»

- Ребята, напомните, что должно у нас лежать на партах для урока?

- Верно, и мы с вами начинаем трудиться.

Психологический настрой 

(фонограмма).

- Сядьте удобно и повторяйте за мной хором: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

- Ребята, запишите в тетради число, классная работа.

Учащиеся называют прилагательные, характеризующие прилежного ученика: внимательным, усидчивым, трудолюбивым, послушным, аккуратным,  старательный.

Неряшливым, неопрятным, ленивый

 

 - У нас на партах должны лежать: тетрадь, ручка, учебник и дневник.

Учащиеся повторяют за учителем фразы.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа

II. Словарная работа

- Сейчас я буду называть вам определения слов, а вам нужно будет написать само слово. (Замени одним словом).

1. Очень тонкая пластина дерева (преимущ. дорогого), употребляемая для обклеивания поверхности столярных изделий,

2.Ткань.

3. Вырезка из бумаги, образец, по которому кроят части одежды или обуви

Учащиеся записывают словарные слова самостоятельно в тетрадь, 1 ученик за доской.

Фанера, материя, материал.

Самопроверка.

3 ур. – слова записаны на карт.с пропущ. орфогр.

Слайд

III.Актуализация

имеющихся знаний

- Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем?

- Что такое имя прилагательное?

- С какой частью речи согласует имя прилагательное, выберите нужную карточку.

- Как проверить, какое окончание нужно писать у прилагательного?

Перфокарты: вставить окончания прилагательных в разных падежах

Самопроверка.

- Мы изучаем имя прилагательное.

- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Учащиеся выбирают нужную карточку и поднимают ее (имя существительное)

-Окончание прилагательного проверяем вопросом.

Слайд

Слайд

2,3 ур. -написаны вопросы.

Слайд

IV. Проверка Д/З

- На уроке чтения мы с вами познакомились с творчеством Ганса Христиана Андерсена, с его сказкой «Снежная королева», а на уроке внеклассного чтения мы изучали сказку «Гадкий утенок». На карточках вам был дан отрывок из этой сказки. Что нужно было сделать?

- Ребята, поменяйтесь тетрадями, сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание (взаимопроверка)

- Нужно было вставить окончания прилагательных, проверив их вопросом.

Учащиеся меняются тетрадями. Фронтально проверяется домашнее задание, учащиеся оценивают друг друга

задание по уровням

V.Сообщение темы, целей урока.

- Сегодня на уроке, мы с вами повторим тему: «Склонение имен прилагательных множественного числа», потренируемся правильно писать окончания прилагательных множественного числа, проверяя их вопросом.

Слайд

VI. Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний

  1. - Ребята, на уроке чтения мы с вами

читали стихотворение С.Михалкова «Будь человеком».

 - Сейчас вы увидите на экране отрывок этого стихотворения.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки - в детский сад.

- О ком это стихотворение?  

- Чем же они заняты целый день?

- А почему это стихотворение называется «Будь человеком»?

- Вам нужно найти словосочетание прилагательного с существительным.

- Выпишем это словосочетание.

- Как проверить окончания прилагательных?

-Выделите окончание, напишите вопрос.

Аналогично:

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут, -

Золотых, стальных, алмазных,-

Нет священней слова «Труд».

В.Брюсов

2) Работа с пословицами.

- Объясните смысл пословиц. Вставьте пропущенные окончания прилагательных.

Бел.. руки чуж.. труды любят.

Жизнь дана на добрые дела.

В дальн.. краях ремесло кормит.

Легко чуж…руками жар загребать.

У работящ.. в руках дело огнем горит.

2) Зрительный диктант

- Сейчас на экране появится предложение. Вам нужно его про себя прочитать и запомнить, потом вы запишите его себе в тетрадь.

В школьных мастерских кипит работа.

Грамматический разбор предложения.

- Выпишите прилагательное.

 Его разбор

1 ученик читает это стихотворение вслух.

- Это стихотворение о муравьях.

- Они трудятся.

- Человек разорил муравейник, поджег его, а этого делать нельзя. Нужно охранять природу, а не разорять ее.

Учащиеся ищут словосочетание существительного с прилагательным, выписывают его в тетрадь (1 ученик на доске)

- Окончания прилагательных мы проверяем вопросом.

Пишут вопрос, выделяют окончание.

Учащиеся по очереди объясняют смысл пословиц, вставляют пропущенные окончания, проверяя их вопросом (фронтально у доски)

Учащиеся читают предложение, запоминают его, пишут по памяти в тетрадь. 1 ученик пишет его за доской.

Грамматический разбор предложения.

Разбор прилагательного

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

VIII.Физ.минутка

Если я назову положительное качество человека – вы садитесь на корточки, если отрицательное – встаете на мысочки и тянетесь к солнышку.

добрый, отзывчивый, злой, грубый, трудолюбивый, ленивый, воспитанный.

Электронная зрительная гимнастика.

Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками

Презент2

IX. Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний

  1. Работа с сигнальными карточками.

На слайде загадки.

- Ребята, вам нужно отгадать загадки о профессиях людей.

- Поднимите карточку с нужным окончанием прилагательных

С огнем бороться мы должны –
                     
а                               а

Бываем смелыми и храбрыми.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы?

Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,

                 е
Пахуч
ие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?  

У меня сосед
Сколотил сам табурет,

                                   е
Для зимующ
их птичек дом.
Значит, станет ... (столяром)          

  1. Работа с деформированным текстом.

На доске записан текст с пропущенными прилагательными.

- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные

 

     Школьные мастерские наполнены рабочим шумом. На уроках столярного дела мальчики выполняют задания в рабочих халатах. В соседнем классе девочки вышивают салфетки цветными нитками. В картонажных цехах приводят в порядок книжки.

При работе ребята должны быть очень внимательными.

Учащиеся читают загадки, отгадывают их. Называют профессии людей, которым нужны данные предметы

Фронтально у доски. Учащиеся называют прилагательные, которые нужно вставить. По очереди выходят к доске и вписывают нужное прилагательное. Запись предложений в тетрадь. Проверка написания окончаний вопросами.

Слайд

Слайд

X.Самостоятельная работа

Найди ошибки в предложениях

1,2 ур. Юра всегда учился отлично, переходил из класса в класс с похвальноми грамотами. Никогда не забывал хорошех дел. Всегда навещал старых учителей, прежнех товарищей.

3 ур.  Юра всегда учился отлично, переходил из класса в класс с (какими?) похвальноми грамотами. Никогда не забывал (каких?) хорошех дел. Всегда навещал старых учителей, (каких?) прежнех товарищей.

Проверка

Учащиеся находят ошибки

Слайд

XI.  Домашнее задание

Дифференцированное задание на карточках.

- Ребята, какое сейчас время года?

- Кто весной возвращается к нам из теплых стран?

Дома вы будете работать со стихотворением, в котором рассказывается как к нам возвращаются журавли.

Разбор задания.

Прочитай. Выпиши словосочетания существительных с прилагательными во множественном числе. Проверь окончания прилагательных вопросом.

Журавли шумливые к нам летят,

С облаками белыми к нам летят,

Из далёких стран домой летят,

Над горами древними летят…

Вьется в небе стая журавлиная,

Вьется в небе, как веревка длинная.

3ур.  Журавли шумливые к нам летят,

С облаками белыми к нам летят,

Из далёких стран домой летят,

Над горами древними летят…

Вьется в небе стая журавлиная,

Вьется в небе, как веревка длинная.

- Сейчас весна.

- Весной возвращаются птицы.

Карточки с домашним заданием

XII. Итог урока

- Ребята, какую тему мы повторяли сегодня?

- Как проверить окончаний прилагательных?

Слайд


        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...