СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ
материал по теме

Емцова Ирина Владимировна

Данный стандарт будет необходим при работе с учебным планом.Цели государственного специального стандарта общего образования умственно отсталых детей определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_standart_po_kro.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТОВ И МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАНИЯ

СТАНДАРТ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ

Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности. Разные формы умственной отсталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, степени выраженности могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения.

Недоразвитие и своеобразие умственной деятельности занимает центральное и определяющее место в общем недоразвитии психики ребенка.

1. ЦЕЛИ СТАНДАРТА

Цели государственного специального стандарта общего образования умственно отсталых детей определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:

- организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса;

- определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;

- обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

- подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

2. ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

Поставленные цели определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающими их от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной с ними работы, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия. Умственно отсталые дети представляют собой весьма разнородную группу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы разлитой характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

Диффузное поражение коры часто сочетается с отдельными, в большей или меньшей степени выраженными локальными повреждениями, иногда захватывающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка отклонений во всех проявлениях психической деятельности.

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.

Эти дети обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники, самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, имеют место и другие своеобразные отклонения эмоционально-волевой сферы.

Недостатки речи как орудия человеческого мышления, средства общения и регуляции деятельности наблюдаются у всех умственно отсталых учащихся и проявляются в соответствии со степенью отставания в умственном развитии.

3. ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Объектом стандартизации являются нормативы, обеспечивающие комплексную систему образования детей и подростков с умственной отсталостью, адекватный их возможностям уровень образовательной и трудовой подготовки:

• содержание образования, в том числе:

- содержание оригинальных общеобразовательных предметов, имеющих коррекционно-развивающий характер;

- содержание трудовой подготовки, направленной на получение умственно отсталыми школьниками первого этапа начального профессионального образования;

- содержание специальных учебных предметов, обеспечивающих коррекцию недостатков общего развития умственно отсталых детей;

- требования к проведению занятий по коррекции специфических нарушений у отдельных групп детей,

• продолжительность обучения;

• требования к образовательным условиям (организационным формам, методам, учебно-материальной базе, медицинскому обслуживанию, специальной подготовке кадров), с целью обеспечения должного уровня образовательных потребностей детей с умственной отсталостью;

• нормы оценок, исходя из реальных возможностей умственно отсталых детей получить необходимое общее образование и трудовую подготовку;

• допустимая нагрузка учащихся.

4. СФЕРЫ КОМПЕТЕНЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗРАБОТКЕ, ПРИНЯТИИ И ИСПОЛНЕНИИ СТАНДАРТА

Стандарт общего образования умственно отсталых детей имеет два компонента - федеральный и национально-региональный.

Федеральный компонент определяет максимальную учебную нагрузку учащихся; минимальный объем содержания, позволяющий умственно отсталым школьникам получить адекватное их возможностям общее образование; содержание трудового обучения, направленного на овладение умственно отсталыми школьниками начальной профессиональной подготовкой; требования к уровню готовности выпускников к самостоятельной жизни и труду в обществе при современных экономических условиях.

Национально-региональный компонент стандарта определяет нормативы, относящиеся к компетенции региона. Он включает в себя содержание образования по родному языку, по предметам естественно-географического цикла, по истории родного края. Особенно важным является разработка содержания трудового и профессионального обучения по тем видам труда, которые учитывают потребности региона в рабочих кадрах и возможности школы в подготовке этих кадров.

Региональные программы по труду составляются .на основе базисных, разработанных на федеральном уровне.

5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОВЛАДЕНИЯ ИМИ УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Для продвижения умственно отсталых детей в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений, формирования навыков существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учетом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.

По степени выраженности нарушения развития выделяются умственно отсталые дети с легкой и средней степенью тяжести дефекта (дебильность), с тяжелой степенью умственной отсталости (имбецильность), которые могут обучаться в специальных учреждениях, и с глубокой степенью (идиотия), которые находятся в учреждениях социальной защиты.

Школьники с легкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Под влиянием специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности, сложные формы психической деятельности. Однако это развитие идет неравномерно в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ученика. Все это обусловливает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.

Небольшую группу (5-20%)  составляют ученики, которые наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального  обучения. Все задания они выполняют, как правило, с достаточной долей самостоятельности, не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, могут использовать имеющийся опыт при выполнении нового задания. Умение объяснить свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении ими учебного материала. Этим ученикам доступен некоторый уровень обобщения, полученные знания и умения они успешнее других применяют на практике. При выполнении относительно сложных заданий учащиеся нуждаются в незначительной активизирующей помощи. Они без особых затруднений могут окончить специальную школу, а в дальнейшем повысить свое общее образование и профессиональную подготовку, успешно адаптироваться в обществе.

30-35% учащихся также достаточно успешно обучался в классе, хотя испытывают некоторые трудности. Они, в основном, понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи учителя сделать  элементарные выводы к обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. При переносе знаний в новые условия они испытывают некоторые затруднения: у учащихся снижается темп работы, они допускаю ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у этих учеников недостаточно точны, даются в развернутом плане с небольшой степенью обобщенности.

35-40% учащихся с трудом усваивают программный материал, они нуждаются в разнообразных видах помощи, чаще в их сочетании (словесной, наглядной, предметно-практической).

Успешность усвоения ими знаний во многом зависит от характера сообщаемого материала, в частности от того, насколько он близок их жизненному опыту.

Эти ученики отличаются недостаточно осознанным восприятием новых фактов, правил, теоретических сведений. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Учащихся отличает низкая самостоятельность, медленный темп усвоения материала. Несмотря на трудности, они, в основном, не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применять при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся делать обобщения, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и адекватно применить в соответствии с поставленной задачей.

В процессе обучения эти школьники в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь бывает им нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Их деятельность нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом, после чего могут более уверенно выполнять задание, а по окончании достаточно успешно дать словесных отчет. Все это говорит хотя и о затрудненном, но в некоторой мере осознанном усвоении нового материала или выполнении нового задания.

10-15% учеников овладевает учебным материалом на самом низком уровне. Для достаточного усвоения нового материала они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введения дополнительных приемов обучения, постоянном контроле, в подсказках. Сделать выводы даже с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт они не в состоянии. Эти ученики нуждаются в четком неоднократном объяснении учителя при выполнении любого задания. Помощь даже в виде прямой подсказки не всегда помогает им в правильном выполнении задания. Допускаемые ошибки ученики могут исправить при конкретном указании на них. Каждое последующее задание воспринимается этими учениками как новое. Знания усваиваются ими чисто механически, в значительно меньшем объеме, чем предлагается программой, быстро забываются.

Под влиянием корригирующего обучения все учащиеся с легкой и средней степенью умственной отсталости развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благоприятное положение внутри группы.

Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который необходимо правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности. С этой целью необходимо использовать методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание должно быть уделено характеру и объему оказания необходимой помощи учащимся на разных этапах усвоения учебного материала.

Успех обучения некоторых умственно отсталых школьников во многом зависит от индивидуальной или групповой коррекции имеющихся у них более выраженных проявлений нарушения психофизического развития, например, фонетико-фонематического, зрительного восприятия, пространственного, двигательного, а также развития компенсаторных возможностей. Результаты обучения учащихся с отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы поведения часто оказывается ниже их потенциальных возможностей. Они нуждаются в постоянном внешнем регулировании их деятельности.

Более выраженные отклонения психофизического развития могут иметь ученики с разными познавательными возможностями. У школьников с более сохранным интеллектуальным развитием коррекции нарушенных психофизических функций осуществляется успешнее, чем у учащихся, у которых интеллект снижен значительно.

Дифференцированный подход к ученикам с легкой и средней степенью выраженности нарушения интеллектуального развития осуществляется и при выборе видов труда с учетом уровня их трудовых способностей. Некоторые ученики могут быть подготовлены к простым видам труда: картонажно-переплетное дело, обслуживающий труд. Другие - к труду средней сложности: столярное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, цветоводство. Более способные ученики овладевают специальностями рабочих-металлистов (слесарь, токарь, фрезеровщик, строгальщик).

Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (имбецильностъ) могут  обучаться в отдельных классах, профилированных школах, получать специальную помощь в реабилитационных центрах. Состав этих детей, так же, как детей с легкой и средней степенью тяжести дефекта, сложен и неоднороден по разнообразию, выраженности и сочетанию нарушений. У части из них имеют место различные виды локальной церебральной патологии. Обычно это грубые речевые, вплоть до отсутствия речи (безречевые дети), или сенсорные нарушения. Обучение детей с тяжелой степенью умственной отсталости должно быть максимально индивидуализировано, направлено на привитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию грубых нарушений психофизического развития. Отдельные учащиеся Могут овладеть элементарными навыками чтения и письма, счета.

Безречевые дети, несмотря на трудности контакта, понимают речь взрослого для овладения навыками социального поведения, некоторыми трудовыми навыками.

6. БАЗИСНЫЙ ПЛАН

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся (федеральный компонент) как государственный нормативный документ является составной частью государственного стандарта в области общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. На его основе разрабатываются рабочие учебные планы, которые служат исходным документом для финансирования школы.

Базисный план общего образования умственно отсталых учащихся устанавливает нормы и требования к структуре, содержанию и уровню их образования как единому целому.

Предлагается два варианта базисного плана в зависимости от степени выраженности дефекта - для учащихся с легкой и средней, а также с тяжелой степенью умственной отсталости.

Структура обучения учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости

1. Федеральный компонент базисного плана для детей с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

2. В школах может функционировать подготовительный (0) класс при наличии детей с низким уровнем готовности к обучению даже в специальных условиях или детей, диагноз которых требует уточнения.

3. В I - IV классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

4. В V - IX классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение с профессиональной направленностью.

5. Базисный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых учащихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В I- IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский (родной) язык (чтение и письмо), математика, биология, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессиональное обучение. Новыми предметами являются природоведение (V класс) и обществоведение (VIII - IX классы).

К коррекционным занятиям в младших (I - IV) классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (V - IX) классах - социально-бытовая ориентировка (CБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные индивидуальные и групповые логопедические занятия (0 -VII классы), ЛФК (0 - IV классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (О -IV классы) для детей с выраженными речевыми, двигательными  или другими нарушениями.

6. В школе могут открываться  одногодичные (X),  двухгодичные (X-XI), трехгодичные (X -XII) профессиональные классы или производственные курсы (I, I - II, I - III), что входит в компетенцию региона и школы.

В классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончанию школы работать в условиях современного производства или продолжать образование в ПТУ.

Курсы могут функционировать, как производственные, для подростков, имеющих возможности овладения углубленной профессиональной подготовкой по тому профилю труда, под который есть социальный заказ и производственная база для трудоустройства выпускников.

На базе школы-интерната (школы) могут функционировать производственные цеха, работая в которых учащиеся должны закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроках трудового обучения, и участвовать в выпуске товарной продукции.

Базисный план с легкой и средней степенью УО – Приложение 1 в 3-х листах.

Пояснения к базисному плану обучения учащихся с легкой и средней степенью умственной отсталости

1. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

2. Продолжительность урока

- в «подготовительном» классе 30-35 мин в течение всего учебного года;

- в 1 классе - 35 мин (I четверть), начиная со II четверти - 45 мин;

- во II - IX и X - XII классах (I - III курсах) - 45 мин.

3. В «подготовительном» классе в течение учебного года и в I классе в течение I четверти отметки учащимся не выставляются. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).

4. На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 мин.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

6. Часы, отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, могут быть использованы, по усмотрению школы, на занятия по логопедии, развитию речи, на такие предметы как элементы физики и химии в быту и на производстве, история и культура родного края (например, Москвоведение), на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно на профессионально-трудовое обучение, изучение других предметов.

7. Факультативные занятия проводятся с небольшими группами учащихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки в современном обществе и быту.

8. Для занятий по трудовому обучению учащиеся IV - IX и X - XII классов (I - III курсов) и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом познавательных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача.

9. Летняя трудовая практика в V- VII классах (в течение 10 дней), VIII классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения проводится на базе школьных мастерских. 

В IX классах (в течение 20 дней), X - XII классах (I - III курсах) в течение 30 дней по окончании учебного года - на базе промышленных предприятий или в учебно-производственных комплексах.

10. По окончании IX класса учащиеся сдают экзамен по профессионально-трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании школы.

11. Подростки, поступающие в X профессиональный класс (на I курс) проходят собеседование или тестирование по общеобразовательным предметам (русский язык, чтение, математика) и профессионально-трудовому обучению.

12. По окончании профессиональных классов (курсов) учащиеся сдают экзамен по полученной профессии и получают квалификационный сертификат.

Структура обучения учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости

1. Обязательное обучение учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости осуществляется в I - VIII классах.

2. «Подготовительный» класс комплектуется из числа детей, не прошедших организованное дошкольное обучение с целью изучения возможностей учащихся, проверки соответствия психолого-педагогического заключения уровню психического развития, а также подготовленности к школьному обучению.

3. В I - IV классах развитие знаний об окружающем мире и познавательных возможностей и речи учащихся сочетается с обучением грамоте, счету, развитием речи, привитием навыков самообслуживания, ручного труда.

4. В V - VIII классах продолжается обучение общеобразовательным предметам, начинается трудовое обучение.

5. В зависимости от условий образовательного учреждения после восьми лет обучения могут создаваться IX и X классы. Содержание обучения на этом этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, прочное усвоение трудовых навыков, профессиональную ориентацию.

Базисный план с тяжелой степенью УО – Приложение 2 в 2-х листах.

Пояснения к базисному плану обучения    учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости

1 Начало учебного года, сроки и продолжительность каникул соответствует срокам, установленным для всех общеобразовательных учреждений.

2. Продолжительность урока в «подготовительном» классе 30-35 мин.; I класс - 35-40 мин.; II - VIII классы - 45 мин.

3. Все индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся как в первой, так и во второй половине дня. Их продолжительность -15-25 мин.

4. Глубоко умственно отсталый учащийся не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения учащимся какого-либо общеобразовательного курса или трудового обучения его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.).

7. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ БАЗИСНОГО ПЛАНА.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения.

Для обучения умственно отсталых учащихся с легкой и средней степенью тяжести дефекта разработаны программы для «подготовительного» класса, по всем общеобразовательным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекционных занятий.

По общеобразовательным предметам представлены программы:

- по русскому языку и литературе: обучение грамоте; чтение и развитие речи, письмо (грамматика и правописание) и развитие речи;

- по математике: арифметика и наглядная геометрия;

- по природоведению;

- по биологии: неживая природа, растения, животные, человек;

- по географии: начальный курс физической географии; природа нашей Родины; география материков и океанов;

- по истории Отечества и обществоведению;

- по изобразительному искусству;

- по пению и музыке;

- по физкультуре.

По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для I-IV классов, для V-IХ классов - по столярному, слесарному, швейному, столярно-плотничному, штукатурно-малярному, картонажно-переплетному делу, по сельскохозяйственному труду, по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду.

Программы по цветоводству и декоративному садоводству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и в городских школах.

Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в VIII-IХ классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, на котором ученики проходят производственную практику. Учащиеся должны быть подготовлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.

По предметам коррекционного цикла разработаны программы:

- по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности;

- по социально-бытовой ориентировке;

- по ритмике.

Коррекционные индивидуальные и групповые занятия проводятся по индивидуальным  планам.

Субъекты Федерации должны разрабатывать специальные программы по родному языку и русскому как государственному для школ, где обучение ведется на национальном языке.

Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждый регион вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные особенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе, и отражает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. 

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания умственно отсталых детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение умственно отсталых учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена его воспитывающая направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся, а также критерии их оценки.

В учебные предметы, определенные базисным планом, включены некоторые основы наук, содержащие отдельные факты, понятия, отобранные в соответствии с целями обучения, умственными и возрастными возможностями учащихся.

Каждый учебный предмет включает основное предметное содержание конкретной научной области, обусловленное логикой ее изложения и усвоения, специальной методикой обучения, коммуникативной деятельностью учителя и учеников в процессе обучения, спецификой учебного материала для обеспечения воспитательных целей. В условиях специального обучения особенно важно учитывать с большие затруднения умственно отсталых школьников усваивать фактические данные и, тем более, делать элементарные выводы и обобщения, видеть и устанавливать даже несложные причинно-следственные связи и закономерности.

Специфической особенностью обучения умственно отсталых учащихся является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку их к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное значение  пропедевтический период имеет в I и «подготовительном» классе, который также рассматривается как пропедевтический. В этот период осуществляется развитие всех психофизических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач. Обучение строится по типу занятий, проводимых в дошкольных учреждениях. Названия учебных предметов являются условными (чтение, письмо, математика). Важным для детей является привитие им интереса к учению, выработка положительной мотивации.

Такой раздел обучения русскому языку, как «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» (1-IV классы), решая свои специфические задачи, в то же время является пропедевтическим, подготавливающим учащихся к усвоению более сложного материала на уроках чтения, истории, географии и естествознания. Изучение различных категорий слов при изучении родного языка в младших классах (II-IV) подготавливает школьников к усвоению грамматических понятий в старших классах.

Ручной труд в младших классах (I-IV) также можно рассматривать как пропедевтический с точки зрения подготовки учащихся к овладению навыками профессионального труда.

I. Общеобразовательные курсы

Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения русскому (родному) языку - повысить уровень общего и  речевого развития учащихся, прививать общепринятые нормы общественного поведения, научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

К одному из основных разделов изучения языка относится «Обучение грамоте», которое осуществляется в течение всего I класса. В этот период учащиеся овладевают звуковым анализом, первоначальными навыками чтения и письма. К концу года они должны научиться читать по слогам короткие, доступные их пониманию букварные тексты, списывать после разбора короткие предложения, заучивать наизусть с голоса учителя и уметь читать короткие стихотворения и четверостишия.                                                                                                                                      

«Письмо» на основе изучения «Грамматики и правописания» является наиболее сложным разделом русского языка в силу значительной абстрактности самого учебного материала. У учащихся формируются некоторые орфографические и пунктуационные навыки, развивается устная и письменная речь, что имеет большое значение для их социальной адаптации. По русскому родному языку во все годы обучения изучаются разделы: «Звуки и буквы», «Слова», «Предложения», «Связная речь». В младших классах большое внимание уделяется работе со звуками и буквами, на основе которых учащиеся овладевают фонетически правильным письмом, а затем письмом по правилу (простейшие случаи). При изучении состава слова, основных грамматических категорий в старших классах учащиеся усваивают более сложные правила правописания. На базе практического усвоения в младших классах простого предложения на старших годах обучения школьники изучают разной сложности синтаксические конструкции. Усиление практической направленности обучения повышается от класса к классу. В старших классах учащиеся должны использовать полученные знания в практической деятельности при написании изложений и сочинений. У школьников формируются навыки четкого, правильного, логичного изложения своих мыслей в устной и письменной форме, умения оформления деловых бумаг (автобиография, заявление и др.).

На уроках чтения учащиеся овладевают навыками сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, умения пересказывать прочитанное. Для чтения подбираются произведения, содержание которых направлено на развитие познавательных интересов детей, расширение их кругозора, представлений, воспитание нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. Значительное место занимают доступные пониманию умственно отсталых детей произведения о жизни и творчестве классиков литературы, художников, музыкантов, общественных деятелей и др.

В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного, развивается связная устная речь.

Математика. В курсе математики изучается «Арифметика» и «Элементы наглядной геометрии». Учащиеся должны не только овладеть определенным объемом математических знаний, но и уметь использовать их в процессе трудового обучения, занятий по социально-бытовой ориентировке, изучения других предметов, а также в быту. Этот предмет наиболее труден для умственно отсталых детей. В течение всех лет обучения арифметика изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Нумерация», «Арифметические действия», «Устный счет», «Величины и единицы измерения», «Доли, дроби», «Текстовые арифметические задачи». На уроках математики дается геометрический материал на различение простейших геометрических фигур, ознакомление с их свойствами, формирование навыков пользования измерительными и чертежными приборами. Учащиеся овладевают практическими умениями в решении задач измерительного, и вычислительного характера.

Самое серьезное внимание при обучении математике уделяется формированию у школьников вычислительных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей. В младших классах вычисления осуществляются в пределах 100. Арифметические действия с переходом через разряд тщательно отрабатываются и усваиваются в пределах 20, 100. Такая система обучения позволяет школьникам осознанно выполнять все действия с большими числами в старших классах.

Природоведение и биология. Содержание этого курса предусматривает изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Они узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У учащихся формируется правильное  понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

География. В начальном курсе физической географии школьники учатся ориентироваться на местности, они знакомятся с планом, масштабом, глобусом, картой; они изучают пояса освещенности солнцем поверхности земли, узнают о их расположении, получают представления о климате. Знакомясь с природой страны, школьники узнают о ее географическом положении, границах, пограничных государствах, морях, озерах. Они изучают разнообразие природных условий на территории нашей страны, получают краткие сведения об особенностях природы каждой зоны, об основных занятиях населения.

Курс географии материков и океанов включает краткие элементарные сведения о солнечной системе, атмосферных явлениях и др. Изучается географическое положение каждого материка.

Школьники получают элементарные знания по экономической географии нашей страны, своего региона (краеведение). Особое внимание уделяется формированию у учащихся представлений о  разнообразии занятий населения, связанных с природными условиями, добычи полезных ископаемых, о взаимосвязи различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, о трудовой деятельности в народном хозяйстве, об охране окружающей среды.

Содержание географического и естествоведческого материала предусматривает элементарное экономическое образование учащихся, формирует у них доступное их пониманию материалистическое представление об окружающем мире, умение правильно объяснять некоторые явления природы, что способствует воспитанию бережного отношения к природе.

История и обществоведение. На уроках истории и обществоведения учащиеся должны ознакомиться с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, современной общеполитической жизнью страны, получают основы правового и нравственного воспитания. Исторический материал курса создает представление о наиболее важных сторонах жизни общества. В рассказах по истории раскрываются традиции, трудовые и героические дела народов нашей страны, содержатся яркие примеры служения своему Отечеству. В содержание курса обществоведения включены в доступной форме элементарные сведения о государстве и праве, правах и обязанностях граждан, основных законах нашей страны, что важно для формирования у умственно отсталых школьников нравственных и правовых норм жизни в обществе.

Музыка и пение. Основой музыкального воспитания умственно отсталых учащихся является хоровое пение как активный способ развития музыкальных способностей. В содержание обучения пению включены произведения народного творчества, русских, национальных и зарубежных композиторов, песни, разнообразные по характеру и содержанию музыки, требующие различных средств исполнения.

У школьников развивается интерес к слушанию музыки вокальной, инструментальной, оркестровой. Они знакомятся с некоторыми музыкальными жанрами, учатся различать мелодии. Ученики получают элементы музыкальной грамоты и нотной записи, узнают о творчестве видных композиторов, их произведениях. Музыкальное развитие школьников составляет неотъемлемую часть их эстетического воспитания.

Изобразительное искусство. Изобразительному искусству в процессе обучения умственно отсталых школьников придается большое значение. Содержание его включает знание основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, декоративного рисования. Школьники знакомятся с отдельными произведениями живописи, декоративно-прикладного искусства, узнают о творчестве великих художников. Изобразительное искусство является одним из предметов, содержание которых направлено на развитие у учащихся художественного вкуса, способствует их эстетическому воспитанию.

Физическая  культура имеет большое значение для укрепления здоровья школьников, развития и коррекции их моторики. Содержание обучения включает такие разделы, как гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка (коньки), игры. Во все разделы включены упражнения, направленные на формирование у учащихся двигательных умений и навыков, развитие силы, ловкости, выносливости. На занятиях гимнастикой учащимся даются общеразвивающие и корригирующие упражнения. Занимаясь легкой атлетикой, они овладевают спортивной ходьбой, бегом, прыжками; учатся ходить на лыжах, кататься на коньках. С I по VII класс в содержание занятий включены различные подвижные игры, а с IV - спортивные.

II. Трудовая подготовка.

Особое значение придается подготовке умственно отсталых детей к трудовой деятельности. Эта задача решается путем воспитания у учащихся общей готовности к труду и получения ими профессионально-трудовых знаний и навыков по определенной специальности. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции умственного развития ребенка и нравственного его воспитания, что позволяет выпускникам включиться непосредственно в производительный труд.

Трудовое обучение в I - III классах дает возможность учащимся овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками, развивает самостоятельность, положительную мотивацию к трудовой деятельности.

На занятиях предусмотрены простейшие практические работы с пластилином, бумагой, картоном, с природным материалом, с металлоконструктором, древесиной, текстильными материалами.

В IV классе трудовое обучение имеет общетехнический характер, должно проводиться на базе учебных мастерских, рассматриваться как пропедевтическое для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской. В этот период важно наблюдение за индивидуальными возможностями учащихся с целью рекомендации выбора ими изучаемых в школе видов профессионального труда.

Содержание трудового и профессионального обучения в IV классе является переходной ступенью от ручного труда к профессиональному, разработано применительно к каждому профилю трудового обучения. Предусмотрено изготовление несложных изделий с использованием элементарных трудовых приемов.

Целью профессионально-трудового обучения в V - IХ классах является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в условиях обычных  (не  предназначенных для инвалидов) предприятий и сферы обслуживания.

Профессионально-трудовое обучение в V-IX классах осуществляется по тем видам труда, которые учебное учреждение выбирает с учетом местного производственного окружения, его потребностей в рабочих кадрах и возможностей трудоустройства учащихся по месту жительства. В связи с этим кроме использования типовых программ по трудовому обучению (9 видов труда), школа может организовать обучение по трикотажно-вязальному, кулинарному, гончарному делу и др. По таким видам труда единых программ нет, школы определяют содержание обучения и разрабатывают свои программы, которые утверждаются местными органами образования.

В содержание каждого вида труда включены теоретические сведения о свойствах материалов, устройстве инструментов, станков и машин, механизации производственных процессов, технике безопасности и организации труда на производстве. Учащиеся знакомятся с технологией изготовления изделий, овладевают профессиональными приемами труда, у них вырабатываются трудовые навыки, формируются общетрудовые умения, воспитывается культура труда. Обучение каждому виду труда предусматривает сравнительно широкую профессиональную подготовку в пределах одного профиля.

Специальности, выбираемые для профессионально-трудового обучения в Х-ХII классах (1-III курсах) соответствуют профилю трудового обучения, по которому учащиеся обучались в V-IХ классах, однако такое соответствие рассматривается в широких пределах и распространяется на родственные в разной степени специальности. Содержание производственного обучения составляет узкая специализация с ориентировкой на конкретные рабочие места базового производственного предприятия, является вариативным в противоположность стабильному содержанию обучения в V-IХ классах. В связи с этим важное значение приобретает правильный выбор профиля трудового обучения с учетом возможности трудоустройства выпускников на конкретных предприятиях: местных заводах, фабриках, фермах, тепличных комбинатах, ремонтных мастерских и др.

По окончании обучения выпускники сдают квалификационный экзамен по тем же правилам, как это принято на данном производстве. Документ о полученной квалификации выдается предприятием.

Трудовая практика имеет важное значение для обучения умственно отсталых школьников и является частью профессионально-трудового обучения, соответствует профилю трудовой подготовки учащихся, способствует закреплению профессиональных умений и навыков, полученных ими на уроках.

III. Коррекционная подготовка.

Специальная задача коррекции имеющихся у учащихся нарушений психофизического развития, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется и на специальных занятиях. "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" в I - IV классах является специфическим предметом, которым целенаправленно решается коррекция общего и речевого развития умственно отсталых детей. У учащихся формируются элементарные представления об окружающем мире, необходимые для дальнейшего обучения, развивается наглядно-образное мышление.

Школьники знакомятся- с предметами ближайшего окружения, с явлениями природы и сезонными изменениями.

В результате учащиеся должны знать названия предметов и явлений, уметь выполнять некоторые практические работы по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями, выполнять правила дорожного движения. В процессе обучения осуществляется экологическое воспитание школьников.

Социально-бытовая ориентировка (СБО). Для более успешной социальной адаптации и реабилитации умственно отсталые школьники в силу особенностей своего психофизического развития нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой проблемы в значительной степени подчинены занятия по СБО (V - IX классы), на которых осуществляется практическая  подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития, т.е. возможность посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития.

Содержание специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке отличает практическая направленность. Учащиеся знакомятся с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. У них формируются умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Они усваивают навыки приготовления пищи, личной гигиены, ухода за одеждой и обувью. Школьники учатся ухаживать за жилищем, планировать бюджет семьи, помогать старшим, ухаживать за младшими. Им прививают навыки культурного поведения. Содержание социально-бытовой ориентировки как учебных занятий способствует формированию и совершенствованию необходимых навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении. Дети усваивают морально-этические нормы поведения, у них вырабатываются навыки общения с людьми, в определенной мере развивается художественный вкус. 

Ритмика. Содержанием специальных коррекционных занятий по ритмике является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Содержание обучения направлено на совершенствование движений и их коррекцию. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся с теми учениками, которые имеют более выраженные нарушения речевого развития, общей моторики, сенсорных процессов.

Для детей с тяжелой степенью умственной отсталости с I по VIII класс разработаны программы по общеобразовательным предметам и труду:

- по родному языку (развитие речи, обучение грамоте);

- по математике (арифметика);

- по физкультуре;

- по изобразительному искусству (рисование);

- по музыке и пению;

- по самообслуживанию и ручному груду (I-IV классы), по хозяйственно-бытовому труду, картонажному и швейному делу, (V-VIII классы).

Программы по обслуживающим видам труда (уборщица, мойщица посуды, рабочий прачечной, грузчик, дворник) ориентированы на учащихся старших классов и послешкольное обучение.

По специальным коррекционным курсам разработаны программы:

- по предметно-практической деятельности;

- по социально-бытовой ориентировке (СБО);

- по ритмике.

Все учебные предметы, общеобразовательные, коррекционные и трудовые, для учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости максимально индивидуализированы и направлены, прежде всего, на решение вопроса развития их речи, как ее регулирующей, так и коммуникативной функций.

Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, подчинять свою деятельность воле взрослого, в данном случае учителя.

Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, с сверстниками, с детьми младшего возраста осуществляется поэтапно. Развивается лексическая сторона речи, синтаксическая, связная устная речь.

Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщающую функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.

Одновременно с лексической решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, состоящим из одного слова, из двух слов, постепенно усложняя фразу прямым, а затем косвенным дополнением, определением, числительным. Детей обучают вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

Обучение грамоте, т.е. первоначальным навыкам чтения и письма также направлено на решение чисто практической задачи. Учащиеся должны научиться читать и понимать несложные тексты морально-этического плана. Они должны уметь читать и понимать несложные инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в той последовательности, которая в них заложена. Дети должны научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.

Обучение математике направлено, главным образом, на овладение учащимися с четными операциями сложения и вычитания в пределах 10 или для некоторых в пределах 100, решением арифметических задач в один или два вопроса на нахождение суммы и остатка.

Большое значение для воспитания учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, особенно их эмоционально-волевой сферы, имеют такие учебные предметы, как рисование, музыка и пение, ритмика.

На уроках рисования, ритмики развивается координация движений, общая моторика, моторика мелких мышц руки. Большое внимание уделяется воспитанию чувств. Дети учатся различать основные цвета, их оттенки, учатся понимать красивое, эмоционально воспринимать его. Благотворно на них воздействует музыка (грустная, веселая), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах.

Физкультура как учебный предмет, прежде всего, способствует укреплению здоровья детей. В процессе физических упражнений учащиеся учатся спортивной ходьбе, бегу, прыжкам. Некоторые овладевают умением работать на спортивных снарядах, плавать, кататься на коньках, т.е. осваивают отдельные виды спорта.

Трудовое обучение имеет немаловажное значение для формирования у учащихся элементарных навыков самообслуживания, личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда. Некоторые ученики могут овладеть несложными видами труда, которые в базисном планы определены как «Ремесло». Это может быть картонажное дело (сбор картонных коробок разного назначения), изготовление некоторых изделий из металла (заколок, скрепок), из пластмассы (мозаик) и др.

Полученные общеобразовательные знания, трудовые навыки позволят выпускникам с тяжелой степенью умственной отсталости выполнять несложные работы в домашнем хозяйстве, работать на предприятиях, предназначенных для инвалидов.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся со всеми учениками с целью более успешной их общеобразовательной и трудовой подготовки.

8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Ученики с легкой и средней степенью умственной отсталости по

окончании IX класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для их самостоятельной жизни, и получить профессиональную подготовку по тем видам труда, по которым они могут быть трудоустроены и социально адаптированы.

Они должны уметь ориентироваться в окружающей  действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения:

- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

- уметь достаточно грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, оформлять деловые бумаги;

- знать основополагающие статью Конституции РФ, определяющие права и обязанности гражданина, основные законы трудового и уголовного права;

- читать и понимать несложные художественные произведения классиков отечественной литературы; выдержки из газет и журналов о современной общественно-политической жизни страны;

- владеть элементами устных вычислений, основными арифметическими действиями, решением несложных задач измерительного и вычислительного характера.

Профессиональная подготовка определяется выпускным экзаменом, который состоит из выполнения контрольной работы и устных ответов на вопросы в пределах требований программы по соответствующим видам труда.

Выпускники должны знать:

- устройство орудий труда;

- свойства материалов;

- основные технологические операции. Выпускники должны уметь самостоятельно:

- ориентироваться в задании;

- планировать ход изготовления изделия;

- качественно выполнять работу;

-контролировать результаты работы и давать, отчего ходе ее выполнения.

Выпускники могут в качестве основы для ориентировки в заданиях использовать:

- предметные образцы;

- рисунки;

- чертежи;

- их сочетания.

К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, освоившие в полном объеме программу профессионально-трудового обучения. Вопрос о допуске к экзаменам учеников, не освоивших по каким-либо причинам программу, решается педагогическим советом школы.

Отдельные выпускники, отлично усвоившие учебную программу профессиональной подготовки по той или другой специальности и показавшие высокие результаты на производственной практике, наряду с выпускными экзаменами могут сдавать квалификационный экзамен на соответствующем предприятии, который принимает комиссия предприятия в соответствии с существующим положением о присвоении тарифных разрядов на производстве или учебном учреждении, имеющем государственную лицензию на право осуществления начальной профессиональной подготовки.

Учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, несложными навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают  первоначальными навыками чтения, письма, счета несложными видами ремесленного труда. Все учащиеся с тяжелой степенью умственной отсталости являются инвалидами детства и получают государственную поддержку в виде пенсионного обеспечения.

9. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ

Образование умственно отсталых детей возможно лишь при соблюдении определенных условий.

1. Обучение детей этой категории обеспечивается оригинальными программами по всем учебным предметам.

2. Необходимо использовать специфические методы обучения, оптимально сочетать словесные, наглядные и практические методы.

3. Важным является научно-методическое обеспечение учителей и учащихся специальными учебниками, методическими пособиями и методиками наглядным и дидактическим материалом.

4. Учебники для умственно отсталых школьников, как и для школ общего назначения, должны удовлетворять общепедагогическим/ методическим и полиграфическим требованиям.

Общепедагогическиё требования заключаются в необходимости

- обеспечивать воспитывающий характер обучения;

- сообщать научно достоверные и доступные данные в пределах, обозначенных программой;

- развивать мышление и речь учащихся;

- обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методических выдвигаются требования:

- соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

- соответствовать программным требованиям;

- иметь четкое структурное членение и графическое, выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

- содержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом;

- включать задания, стимулирующие развитие возможно большей

самостоятельности при решении поставленных задач, формирование

умений пользоваться имеющимися знаниями.

Все эти требования выполняются при отборе словесного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного материала, методического аппарата (правил, инструкций, заданий, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).

В учебниках должен соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения, требования индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

С этой целью необходимо предусмотреть:

- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия;

. - опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

- постоянное обращение к конкретной действительности;

-особое внимание - выявлению причинно-следственных связей и закономерностей;

- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

- достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

- включение изучаемого материала в различные виды упражнений;

- рациональное использование иллюстративного материала;

- включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности.

Требования к иллюстративному материалу:

- иллюстрации должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности (рисунки предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и другие);

- иллюстративный материал должен быть направлен на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частей;

- изобразительная наглядность должна быть выполнена в реалистическом планки в цветном изображении, так как условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приводить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками;

- в учебниках, начиная с V класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний.

В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов по основным учебным предметам.

Учебники должны совершенствоваться на основании новых экспериментальных  данных изучения особенностей и возможностей учащихся усваивать учебный материал и в связи с изменением социальных условий.

5. Школа для умственно отсталых детей должна иметь кроме помещений, общих для всех типов школ, специфические: логопедический кабинет, кабинет психолога, мастерские по тем видам труда, которые определены школой.

Медицинский блок, пришкольный участок, изолятор, комнаты для игр и занятий не создают оптимальную среду жизнедеятельности детей.

6. Обучение умственно отсталых детей осуществляют специально подготовленные педагоги (олигофренопедагоги) с высшим дефектологическим образованием, коррекционную работу проводят логопеды, школьные психологи, методисты ЛФК.

7. Медицинскую профилактику и лечебные мероприятия, кроме обычной педиатрической службы, осуществляют врачи психиатры, медсестры.

8. Должна быть соответствующая материально-техническая база. Мастерские для трудового обучения оснащаются станками не только учебного, но и производственного назначения, и обеспечены материалами.

9. Оптимальная наполняемость класса в школе для умственно отсталых детей с легкой и средней степенью умственной отсталости - 12 человек, что подтверждается практикой работы образовательных учреждений данного типа. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости нуждаются в большем индивидуальном и дифференцированном подходе. Наполняемость классов для них не должна превышать 10 человек.

10. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗМЕРИТЕЛЯМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ

1. Разработаны нормы оценок по основным общеобразовательным предметам школы для умственно отсталых детей с легкой и средней тяжестью нарушения развития, которые учитывают особенности и возможности учащихся усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и математике:

- полноту и правильность полученных знаний;

- сформированность умений и навыков;

- стимулирующий характер оценок при нецензовом образовании.

2. Для IV класса определены параметры направления учащихся на соответствующий профиль трудового обучения:

- успешность обучения общеобразовательным предметам;

- особенности индивидуальных психофизических нарушений развития;

- соматические заболевания и психическое состояние;

- склонности и интерес ребенка к профессии;

- пожелания родителей.

Данные на каждого ребенка в течение года представляют учитель класса, школьный психолог, врач.

Проводится беседа с учащимся и его родителями.

На основании полученных материалов делается вывод о трудовых возможностях ребенка, его профессиональной ориентации.

3. По окончании школы проводится собеседование или тестирование учащихся по определению уровня общего развития, сформированности практических знаний, умений и навыков по родному языку, чтению, математике. Сдается экзамен по профессионально-трудовому обучению, который состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности.

Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространенностью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первым этапам начальной профессиональной подготовки.

4. По окончании школы проводится собеседование или тестирование учащихся по определению уровня общего развития, сформированности практических знаний, умений и навыков по русскому языку, чтению, математике; сдается экзамен по профессионально-трудовому обучению, который состоит из практической контрольной работы и устного экзамена по специальности.

Проверка состояния профессиональной подготовленности учащихся включает два уровня требований к полноте и сложности учебного материала: для отстающих в обучении, низкая успеваемость которых обусловлена глубиной и распространенностью дефекта развития, и для более сильных учеников, способных овладеть первыми этапами начальной профессиональной подготовки.

Порядок проведения экзамена определяется инструкцией Федеральных органов образования с требованиями к составлению экзаменационных билетов.

5. Производственное обучение (Х-ХII классы или I-III курсы) заканчивается квалификационным экзаменом, который завершает трудовую подготовку учащихся. Экзамен принимает комиссия предприятия, руководствуясь общим для данной отрасли производства положением о квалификационных экзаменах. Сдавшим экзамены предприятие присваивает квалификационный разряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности учащихся математического профиля в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования

Внеурочная деятельность по математике  является важнейшим механизмом реализации основных образовательных программ общего образования.       В классах математич...

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

       Показателями результативности, позволяющих оценить внеучебную деятельность по предмету являются: увеличение числа участвующих в конкурсах и олимпиадах, увеличение кол...

Рабочая программа для 10 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего полного общего образования по рус¬скому языку (базовый уровень); для 10 класса, кроме вышеперечисленного, - на основе «Програм

Наименование курса: Русский языкКласс: 10-11Учитель русского языка и литературы Рябченко Наталья викторовнаСрок реализации программы: 2015-2016  учебный годКоличество часов по учебному плану: все...

Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Эффективность освоения обучающимися образовательных программ доказывается 100% успеваемостью и высоким качеством обучения от 95% до 100%  Стабильно высокие результаты успеваемости обусловлены диф...