Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания.
план-конспект урока по теме

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида на тему: Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции дисграфии

на почве нарушения фонемного распознавания

во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида

на тему: Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.

.

учитель – логопед

 высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Дифференциация звуков [Д] – [Т] в словах.

Цель: учить дифференцировать звуки [Д] – [Т] в словах.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей выделять  согласный звук из начала слова;
  2.  Сравнить  артикуляцию звуков  [Д] – [Т];
  3. Учить сравнивать звуки с неречевыми звучаниями;
  4. Закрепить связь между звуками и буквами [Д] – Д, д;  [Т] – Т, т;
  5. Учить дифференцировать звуки  [Д] – [Т] в слогах и словах;
  6. Учить определять наличие и место звуков [Д]  и [Т] в слове;

Коррекционные:

  1. Развивать логическое мышление детей на материале загадок;
  2. Развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  1. Учить поддерживать положительный эмоциональный контакт;
  2. Оценить эмоциональное состояние детей с помощью игрового приема.

Оборудование:

Магнитная доска; лента, концы которой связаны друг с другом; звездочки с именами детей; макет градусника; цветные кнопки (гвоздики с цветными шляпками); мягкие куклы Даня и Таня;  два подарочных пакета;  индивидуальные зеркала; картинки для сравнения звуков с неречевыми звучаниями (дятел и молоток); карты с изображением букв Д и Т; таблички с надписями «звонкий» и «глухой»; колокольчики; дидактическое пособие «Гусеница»; предметные картинки:  дом, дуб, ведро, топор, кот, лопата; звуковые линейки в виде птички; буквы Д и Т для индивидуальной работы; перфокарты для дифференциации звуков [Д]  и [Т] в словах; макет аквариума; рыбки, с одной стороны которых наклеены картинки со звуками  [Д]  и [Т];  удочка; два ведерка с наклеенными буквами Д и Т; призы для детей: блокноты и цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент, знакомство.

   Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами зарядимся хорошим настроением и крепко подружимся. А для этого возьмитесь крепко за ленточку. (Дети берутся за ленту, а логопед выстраивает их так, чтобы из ленты получилась звезда). Ребята, назовите по очереди свои имена.  

    Учащиеся называют имена.

    Логопед: Ребята, какие у вас у всех красивые имена! Я очень рада, что мы с вами зарядились хорошим настроением. Каждый из вас – маленькая звездочка. Я хочу подарить вам звездочки с вашими именами.

   - А теперь, давайте все хором скажем волшебные слова и отправимся с вами в мир звуков и слов.

Пятиконечная звезда

В мир знаний нас ведет всегда!

Дети повторяют за логопедом слова и усаживаются за парты.

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, я пришла к вам на занятие не одна. Со мной приехали мои друзья – Таня и Даня (Вынимает мягких кукол).

- Таня и Даня будут мне помогать вести занятие.

  Обращается к детям:

- Ребята, давайте повторим, как зовут моих друзей? (Таня и Даня).

Логопед:

    - Ребята, имена у моих друзей  разные, они отличаются первыми звуками.

   -  Какой звук  первый в слове Даня? (Звук [Д]).

   -  А какой звук первый в имени Таня? (Звук [Т]). 

Логопед:

- Тема нашего занятия: «Различаем звуки [Д] и [ Т ] в словах».

 Мы будем учиться различать звуки [Д] и [Т] в словах.

Логопед просит детей повторить тему занятия, просит детей спросить друг у друга, какова тема занятия и ответить.

 

3. Сравнение артикуляции звуков [Д] и [ Т].

- Даня и Таня принесли нам волшебные зеркала. Если мы в них посмотрим, то узнаем, как произносятся звуки [Д] и [Т].

 Логопед раздает зеркала и просит произнести звук [Д].

 Затем спрашивает:

- Ребята, посмотрите, открыты у нас губы, когда мы произносим звук  [Д]. (Открыты).

- А что делает язычок?  (Язык стучит по верхним резцам).

Та же самая работа проводится со звуком [Т].

Логопед:

- Ребята, так, значит, губы и язык расположены при произнесении звуков [Д] и [Т] одинаково? (Одинаково). Язык встречает на своем пути преграду – он упирается в зубы, значит оба эти звука согласные. На доску вывешивается табличка «согласный».   

- А чем же отличаются эти звуки? Давайте приложим ладонь к горлышку и произнесем звук [Д]. Дрожит ли у нас горлышко? (Дрожит). Раз горлышко дрожит, голос дома, то какой это звук: глухой или звонкий?  (Звонкий). Вывешивается табличка «звонкий».

- А теперь произнесем звук [Т]. А теперь дрожит горлышко? (Нет). Голоса дома нет, значит, какой это звук: глухой или звонкий? (глухой). Вывешивается табличка  «глухой».

4. Сравнение с неречевыми звучаниями.

- Ребята, а как стучит дятел по дереву в лесу? (Д – Д – Д).

На доску вывешивается картинка дятла.

- Ребята, а как стучит молоток? (Т – Т - Т).

На доску вывешивается картинка молотка.

  1. Закрепление связи между звуком и буквой.

- Ребята, а какой буквой обозначается на письме звук [Д]? (Буквой Д, д).

- А какой буквой на письме обозначается звук [Т]? (Буквой Т, т.).

    На доску вывешивается буквенное обозначение звуков. На картинке с буквой Д – колокольчик. На картинке с буквой Т – колокольчик зачеркнут.

- Ребята, что нарисовано рядом с буквой Д? (Колокольчик).

- А что нарисовано рядом с буквой Т? (Колокольчик зачеркнут).

- А что это означает? (Что звук [Д] – звонкий, а звук [Т] – глухой).

Логопед обращает внимание детей на таблички «звонкий» и «глухой».

  1. Дифференциация звуков [Д] и [Т] в слогах.

Дидактическая игра «Колокольчик».

- Ребята, Даня предлагает нам поиграть в игру…  Логопед звонит за ширмой в колокольчик, дети по звуку догадываются и говорят - «Колокольчик». Посмотрите, какие колокольчики он приготовил нам для игры.

- Я вам буду называть слоги, а вы, если услышите звук [Д], звоните в колокольчик¸ а если услышите звук [Т], то зажимайте колокольчик в ладошки.

Слоги: да, та, то, до, ду, ту, да, то, ды, ты, дэ, тэ, ды, то, ты, дэ, та, тэ, да.

  1. Дифференциация звуков [Д] и [Т] в словах.
  1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

- Ребята, а Таня предлагает нам сыграть в игру «Доскажи словечко». Послушайте, какие стихи сочинила для нас Таня.  Я буду говорить начало стихотворения, а вы будете говорить конец.

    Логопед, произнося слова, поднимает нужные картинки.

*

Назовем мы книжку «том»,

Для жилья построим… (дом).

*

Хорошо танцуют Таня

И ее братишка … (Даня).

*

Во дворе растет трава.

Рубит дедушка … (дрова).

*

На реке мы видим  уточку,

Рыбу ловим мы на… (удочку).

  1. Дидактическая игра «Гусеница».

- Ребята, Даня приготовил нам еще одну интересную игру, но чтобы узнать ее название, мы должны отгадать загадку.

Что за насекомое:

Маленькое, зеленое,

В траве ползет, листики жует?

Отгадывают: гусеница.

- Правильно, это гусеница. Поиграем в игру «Гусеница».

    На круги, вырезанные из линолеума, наклеены картинки, изображающие слова – паронимы. Логопед раздает ребятам по одной картинке из пары и просит вторую картинку подобрать самостоятельно, и привязать шнурком к первой.

   

   Во время выполнения задания детьми логопед спрашивает детей:

- Саша, назови свои картинки.

- Маша, какая пара у тебя?

- Сережа, какая у тебя была картинка? Какую картинку ты к ней подобрал?

 Когда все пары подобраны, логопед предлагает детям завязать все картинки в одну большую гусеницу, в начале которой привязывается шнурком голова.

Уточнение лексического значения слова «гусеница» (насекомое).

Физкультминутка.

Логопед предлагает всем детям выйти из-за парт, взяться за туловище гусеницы и пройти с ней по кабинету, выполняя действия и повторяя слова:

Я иду, иду, иду                      (шагают обычным шагом).

Я ползу, ползу, ползу          (шагают на «гусиным» шагом).

А теперь я поднимаюсь       (поднимают руки с гусеницей вверх).

И на ветку забираюсь          (шагают на носочках).

  1. Определение наличия и места звука в слове.

- Ребята, посмотрите, Даня и Таня нарисовали нам рисунки. Даня нарисовал дом, дуб и ведро. Какой звук есть во всех этих словах? (Звук [Д]). Давайте теперь определим: на каком месте в этих словах стоит звук [Д].

     Логопед раздает детям звуковые линейки в виде птички и буквы Д. Голова птички – это начало слова, туловище – середина, хвостик – конец.

- Если звук  [Д] стоит в начале слова, то поставьте букву Д на головку птичке, если в середине, то на туловище.

  Определяют место звука [Д] в словах дом, дуб, ведро.

- А Таня нам нарисовала такие картинки: топор, кот, лопата. Какой звук в этих словах одинаковый? (Звук [Т]).

   Так же определяется место звука в словах.

  1. Перфокарты.

Детям предлагаются перфокарты. На каждой перфокарте по четыре картинки, под каждой картинкой написаны слова, но одна буква в каждом слове пропущена. Ребятам предлагается определить, какой буквы - Д или Т не хватает в слове и вставить пропущенную букву.

  1. Дидактическая игра «Аквариум».

- Ребята, Таня нам тоже приготовила интересную игру, но чтобы узнать ее название, отгадайте загадку. 

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Этот домик непростой,

Домик рыбки золотой.

Отгадка:  аквариум.

- Правильно, ребята, это аквариум. Поиграем в игру «Аквариум».

На столе - аквариум, изготовленный из картона.

   

В него логопед помещает рыбок, на каждую рыбку наклеена картинка со словом, включающим звук [Д] или [Т]. Логопед предлагает детям по очереди подходить к столу, вылавливать по одной рыбке, называть картинку. А затем, ребенок должен определить, какой звук есть в этом слове - [Д] или [Т]  и опустить рыбку в ведерко с буквой Д или Т.

  1. Оценка эмоционального состояния детей.

Логопед: А сейчас, отгадайте загадку.

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать.

Учащиеся: градусник.

Логопед: Правильно это градусник (достает макет градусника), но он не простой. Этот градусник измеряет не температуру, а настроение.

    Логопед показывает на градуснике где самое хорошее настроение, где среднее, а где плохое. Ставит фишку на хорошее настроение и предлагает каждому ребенку поставить свою фишку в зависимости от настроения.

  1. Подведение итогов занятия.

- Ребята,  какие звуки мы учились различать сегодня на занятии? (Звуки [Д] и [Т]).

-  А какое задание понравилось вам больше всего (спрашивает всех учащихся).

  1. Награждение.

- Ребята, Дане и Тане очень понравилось у вас на занятии. Они приготовили вам подарки. Но сначала отгадайте загадку.

Палочка волшебная есть у меня, друзья!

Палочкою этой нарисую я:

Башню, дом и самолет,

И большущий пароход.

Отгадка: карандаш.

- Правильно, это карандаш. А теперь отгадайте вторую загадку.

Слоги «блок» и «нот» сложите

И подарок получите!

Отгадка: блокнот.

- Правильно, ребята, это блокнот. Даня и Таня приготовили вам в подарок карандаши и блокноты, чтобы вы никогда их не забывали и не путали звуки  [Д] и [Т] в словах.  

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.  

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...

Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания

В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестет...