Программа "Нравственное и эстетическое воспитание"
рабочая программа по теме

Малышева Татьяна Васильевна

Программа и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nr_i_estet_vospit_programma_malysheva_t.v.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка.

             Воспитание  человека – это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность.            

              Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к миру. Детство – именно тот период, когда складывается направленность личности, её интересы, склонности.

Цель нравственного и эстетического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребѐнка и воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, формировать первоначальные эстетические представления.

   Задачи нравственного и эстетического развития и  воспитания:

В области формирования нравственной культуры:

  • Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам; развивать умение общаться с людьми
  • Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому дому, родному краю, стране, людям населяющим ее.
  • Формирование основ нравственного самосознания личности ( совести)- способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам
  • Воспитывать интерес к труду и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, включаться в совместные трудовые действия.
  • Формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; воспитывать дружеские отношения между детьми.
  • Обогащать представления детей о людях и их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах
  • рефлексия эмоций
  • Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
  • формирование способности к самостоятельным  поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

                        В области формирования социальной культyры:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультyрный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
  • воспитание ценностного отношения к своему национальномy языку и культуре;
  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • укрепление доверия к другим людям;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

                         В области формирования семейной культyры:

    Формирование ценностного отношения к семье как основе российского общества; здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших.            

     Программа нравственного и эстетического воспитания умственно отсталых детей является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определѐнную систему содержания, форм, методов и приѐмов педагогических действий. Решение проблем нравственного  и эстетического воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы,  познавательные ролевые и развивающие игры и упражнения. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Еѐ направленность выступает тем каналом, по которому воспитанник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.
Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит воспитанника  перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, выражать своѐ понимание.

Программа «Внутреннее самовыражение» является составной частью программы «Нравственное и эстетическое воспитание» которая направлена на коммуникативных умений и навыков, формирование образа «Я», навыков самопознания, развитие эмоционально – волевой сферы, самоконтроля и ответственности.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты: 

  • Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
  • Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения путём организации их практической деятельности.
  • Формирование у детей ответственности за своѐ здоровье.
  • Вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.

                                        Тематическое планирование

                                  Тема занятия

Дата.

                Человек и общество. Россия - Родина моя.  

             

1

Человек. Внутренний мир человека.

2

Путешествие в страну самопознания.

3

Я - особенный человек

4

Мое имя.

5

Самоуважение.

6

Я и мои сверстники.

7

Я и мой воспитатель.

8

Я счастливый человек!

9

О юношах и девушках.

10

Человек и общество.

11

Семья – ячейка общества.

12

Государство, его символика.

13-14

Моя Россия

15

Конституция РФ.

16

Конвенция о правах ребенка

17

Москва – столица России.

18

Великий Новгород – областной центр.

19

Шимск – районный центр.

20

Экскурсия в краеведческий музей.

21

Защитники Отечества.

22

Учимся беречь природу.

23-25

Закрепление и обобщение знаний

                                      Радость общения.

1

Учимся общению.

2-3

Волшебные средства понимания.

4

Эмоции положительные и отрицательные

5-6

Я учусь понимать других.

7-8

Мы и мир злости и гнева.

9

Радостные эмоции.

10

Доброе сердце.

11

Ласковые слова.

12

Согласие в семье.

13

Настоящий верный друг!

14

С детства дружбой дорожить.

15

Как зовут тебя друзья?

16

Вина и стыд.

17-18

Закрепление и обобщение знаний

                 Азбука нравственности. Культура поведения.

1

Культурный человек. Правила вежливости

2

Урок этикета. Мы зрители.

3

Урок этикета. Мы пассажиры.

4

Урок этикета. Правила поведения за столом.

5

Урок этикета. Разговор по телефону.

6

Учимся любить.

7

Отзывчивость.

8

Умение заботиться.

9

Миру мир.

10

Что такое милосердие?

11

Быть трудолюбивым.

12

Учимся помогать друзьям.

13-14

Закрепление и обобщение знаний

                                Православный календарь.

1

Религии России. Православие.

 

2

Православный храм. Его архитектура.

3

Библия - священная книга.

4

Икона. Молитва.

5

Ангел Хранитель. Именины.

6

Экскурсия в православный  храм.

7

Рождество Пресвятой Богородицы.

8

Праздник Покрова.

9

Святитель Николай Чудотворец.

10

Рождество Христово.

11

Крещение Господне.

12

Масленица.

13

Светлый праздник вечной жизни.

14-15

Закрепление и обобщение знаний.

                                           Искусство.

1

Что такое живопись? Как художник создаёт картину? Жанры.

2

Учимся рассматривать картину.

3

Как прекрасен этот мир! Учимся рисовать пейзаж.

4-5

Литература. Жанры.

6-7

Устное народное творчество.

8-9

Звуки музыки.

10

Декоративно-прикладное искусство.

11

Русская матрешка.

12

Дымковская игрушка.

13

Хохломская роспись.

14

Гжельская керамика.

15-16

Закрепление и обобщение знаний.

                Закрепление и обобщение пройденного за  год.

1

Добрый путь самопознания. Понятие о мире, любви и добрых чувствах человека, о позитивном отношении к миру.

2

Что мы узнали и чему научились на занятиях по нравственному и эстетическому воспитанию.




                                                                                                     Утверждено решением



                                                                                                     педсовета



                                                                                                     от 30 августа 2013г   №1









                           



Программа                                                                      «Нравственное и эстетическое воспитание»



Воспитатель: Малышева Татьяна Васильевна



Детский дом им. Ушинского



п.Шимск

























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков социально-трудовой адаптации средствами эстетического воспитания на основе различных видов художественно-творческой деятельности детей с проблемами в воспитании и обучении.

Эстетическое воспитание аномальных детей, их развитие через различные виды творческой деятельности воспитывает положительные качества личности, формирует учебные и трудо...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ  С ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ....

Доклад на ШМО "Эстетического цикла " По теме: " Эстетическое воспитание средствами физической культуры и спорта"

                                      Эстетическое воспитание средствами физической куль...

Эстетическое воспитание –это эстетическое отношение к децствительности

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступа...

Воспитание патриотизма в образовательном процессе отдела эстетического воспитания

Статья о воспитании патриотизма в старшем хоре музыкально-хоровой студии...